КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Конкурентоспособность: постановка вопроса
Рыночная экономика - экономика конкурентного соревнования экономических субъектов. Чтобы выиграть в этом соревновании, необходимо обладать определенными преимуществами, быть конкурентоспособным. Успех в экономическом развитии определяющим образом зависит от степени конкурентоспособности. Поэтому необходимо определить конкурентоспособные отрасли, фирмы, товары и т.д. Показателем, характеризующим положение страны на мировом рынке, является ее конкурентоспособность. В общем виде, ее можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных его граждан. Национальный Совет по конкурентоспособности, США дает следующее определение этого понятия: «Конкурентоспособность – это способность достичь успешного положения на рынках, ведущего к лучшему уровню жизни для всех».
С одной стороны, конкурентоспособность страны базируется в первую очередь на ее жизнеспособности, то есть на прочности ее национальной производственной базы. С другой стороны, конкурентоспособность предприятия во многом зависит от того, как организована социально-экономическая среда, в которой ему приходится действовать. Его работу определяют не только собственные усилия, но, прежде всего, то, как в стране устроена система взаимоотношений между предпринимателями и властью, между самими предпринимателями, между работодателями и работниками. Конкурентоспособность страны и отдельной отрасли, в конечном счете, зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.
|
Необходимо признать, что в настоящее время определение конкурентоспособных отраслей и соответствующая промышленная политика действительно не могут уже иметь того эффекта, на который можно было рассчитывать еще несколько лет назад. Дело в том, что отраслевая структура все больше утрачивает свою актуальность. Предприятия, формально относясь к определенным отраслям промышленности, диверсифицируют свою экономическую деятельность. Виды деятельности, которые ведут те или иные предприятия, зачастую плохо соотносятся с наименованиями отраслей, к которым формально относятся эти предприятия.
Конкурентоспособность страны не может рассматриваться вне связи с уровнем жизни и доходов населения, характеризующим качество и возможности воспроизводства человеческого капитала. Таким образом, понятие «качество жизни» также должно быть использовано при формулировании целей социально-экономической политики. «Качество жизни – это расширение возможностей человека для долгой и здоровой жизни, приобретения знаний, доступа к ресурсам, обеспечивающим достойный уровень жизни, сохраняя их (ресурсы) для будущих поколений, обеспечивая собственную безопасность и равенство для мужчин и женщин» (Программа развития ООН, 2003 г.).
Анализ конкурентоспособности страны, отрасли, фирмы
Анализом конкурентоспособности страны занимаются международные организации, которые проводят сравнение отдельных стран по целому ряду показателей. В приведенной таблице перечислены цели государственной политики повышения конкурентоспособности и качества жизни. Каждая из данных целей является основой для формирования блока показателей, позволяющих измерить степень ее достижения. Для того чтобы показатели могли стать инструментом не только количественной оценки достигнутых результатов, но и качественной оценки средств, использованных для их достижения, выделяют два основных типа показателей: показатели, измеряющие эффективность мер государственной политики (конкурентоспособность) и показатели, фиксирующие результат в форме параметров качества жизни.
|
Конкурентоспособность | Качество жизни |
· Макроэкономическая стабильность · Диверсификация структуры экономики · Эффективный труд · Доступность кредитования · Создание и внедрение инноваций · Развитие инфраструктуры · Восприятие экономической политики государства | · Повышение благосостояния · Доступность и качество образования · Доступность медицинской помощи и улучшение здоровья · Доступность жилья и улучшение качества жилищных условий · Благополучие социальной среды |
Для выявления конкурентоспособности отрасли или фирмы необходимо провести анализ соответствующих маркетинговых служб. Отправной точкой анализа конкурентоспособности отрасли является количество, размеры и экономическое положение конкурирующих в ней фирм. Следующей характеристикой является степень дифференциации фирм-конкурентов на рынке и стратегия позиционирования каждой из них. Далее следует сегментация рынка и, наконец, дифференциация товара внутри каждого из сегментов. Американский экономист М. Портер предложил следующую классификацию отраслей в зависимости от степени концентрации фирм, степени их зрелости и степени участия в конкуренции на мировом рынке:
|
1) " находящиеся на подъеме " - нарождающиеся или реформируемые отрасли вследствие появления новых технологий или изменения потребностей (например, информационные технологии, телефонные аппараты);
2) " фрагментарные " - конгломерат крупных, средних и мелких фирм, характерный для большинства стран с развитой рыночной экономикой (каждая фирма ищет свою товарную "нишу" и формирует свою стратегию поведения на рынке);
3) " переходные " - находящиеся в стадии перехода от быстрого роста к стадии зрелости (например, производство персональных компьютеров, телевизоров);
4) " свертывающиеся " - отрасли, уменьшающие производство вследствие уменьшения спроса на продукцию (например, станкоинструментальная промышленность).
5) " глобальные " - отрасли, ведущие конкуренцию в глобальном масштабе, (авиационная, автомобильная, сталелитейная, нефтяная и др.).
Анализ конкурентоспособности фирмы начинается с выявления существующих и потенциальных конкурентов. В определение области конкурентной борьбы входят источники конкурентоспособности, структура отрасли и этап жизненного цикла товара. Источники конкурентоспособности выявляются в процессе выявления возможности удовлетворить те или иные потребности и желания потребителя. Естественными конкурентами являются компании, выпускающие сходную продукцию: например, "Фиат" и "Опель", "Боинг" и "Эйрбас". Существует конкуренция между железнодорожным и автобусным сообщением, авиа- и морскими перевозками грузов, т.е. между различными вариантами удовлетворения одной и той же потребности. Конкурентоспособной является та компания, которая лучше удовлетворяет потребности той группы потребителей, на которую нацелена ее продукция. Конкурентоспособность обеспечивается ценой товара, его качеством, техническими характеристиками, послепродажным обслуживанием и т.д.
Структура отрасли и вид конкуренции в ней определяется количеством и экономическим положением предприятий в отрасли. При совершенной конкуренции ни одно из предприятий не имеет заметных преимуществ, выпускают сходную продукцию и не в состоянии контролировать ценовую политику. Несколько предприятий могут определять политику и цены в отрасли, образуя олигополию. Существуют предприятия-монополисты, как например, "Газпром" или алмазная компания "Де Бирс". Наконец, может сложиться положение, при котором предприятия естественным путем или по договоренности распределяют рынок - это несовершенная монополистическая конкуренция.
Экономическое положение фирмы зависит от опыта менеджмента, профессионализма работников, качества оборудования (основных фондов) и стадии жизненного цикла продукта. Как известно, существуют четыре стадии жизненного цикла продукта: выход на рынок (introduction), рост (growth), зрелость (maturity) и спад (decline). На стадии выхода нового продукта на рынок конкуренция практически отсутствует, потребители и потенциальные конкуренты оценивают новый продукт, прибыли может не быть в виду ограниченности продаж и необходимости возврата затрат на НИОКР и рекламу. На стадии роста число продаж и прибыль начинают быстро возрастать, привлекая в отрасль конкурентов. Возрастает конкуренция, требуя от фирмы-пионера разработки маркетинговой стратегии для сохранения преимуществ перед более слабыми конкурентами. На стадии зрелости конкуренция стабилизируется, в то время как спрос на продукт начинает понемногу падать. Цена продукта также начинает падать. Обычно в этот период на рынок выходят конкуренты с новым продуктом, которому только предстоит пройти испытание рынком и завоевать позиции. Поэтому фирмы должны постоянно следить за рынком и поведением конкурентов. В результате на рынке остаются только те фирмы, которые имеют запас в цене и опыт работы с данным продуктом. На стадии спада фирма должна либо выходить на рынок с новым продуктом, либо уходить с данного рынка. (Примеры "уходящих" продуктов - пишущие машинки, обычные кино- и фотоаппараты, проигрыватели пластинок, магнитофоны и др.).
Анализ конкурентов необходимо сфокусировать на четырех основных моментах:
1) Описание основных характеристик конкурента (объем и номенклатура производства, опыт менеджмента, позиция на рынке, финансовые, технические и организационные возможности (например, наличие ресурсов, патентов).
2) Оценка сильных и слабых сторон конкурента может быть проведена по следующим позициям: доля рынка, занимаемая каждой из фирм-конкурентов, степень удовлетворения потребителей для каждого из сегментов, анализ деятельности фирм-конкурентов в последние годы, текущие возможности.
3) Описание и оценка деятельности фирм-конкурентов обычно позволяет сделать прогноз их поведения на рынке и стратегию на будущее. Кроме того, здесь можно сделать попытку прогноза появления новых конкурентов на рынке.
4) Выявление случаев п ромышленного шпионажа (кража технических секретов, переманивание сотрудников, "электронная" разведка, т.е. проникновение к финансовым и промышленным тайнам конкурентов с помощью электронных средств).