Проблема взаимосвязи интеллектуального и личностного развития в зарубежной психологии.




Курсовая работа по теме

«Особенности личности и учебной активности

Младших школьников с высоким и низким уровнем интеллекта»

Работу выполнила:

Бакалавр психология образования

студентка 1132 группы Новицкая В.В

___________________

(подпись)

 

«Допущена к защите» Руководитель: _________________ (подпись) «____» ___________ 2015 г.   Дата защиты: «___» ________ 2015 г. Оценка:______________________ Руководитель: ________________ (подпись) Научный руководитель: Доктор психол. наук Профессор кафедры практической психологии Волочков А.А.  

 

 

ПЕРМЬ 2015

Оглавление

Введение

Глава 1: Взаимосвязь интеллектуального и личностного развития школьника (обзор отечественных и зарубежных исследований) [AА1]

Проблема взаимосвязи интеллектуального и личностного развития в зарубежной психологии.

Советская и российская психология о проблеме взаимосвязи интеллектуального и личностного развития в школьном возрасте.

Учебная активность школьника и ее связь с интеллектуальным и личностным развитием.

Постановка проблемы и задачи исследования.

Глава 2: Организация и методы эмпирического исследования

Глава 3: Анализ и интерпретация результатов

Заключение

Библиографический список

 

 

Введение

 

 

В психологии традиционны исследования, посвященные изучению Интеллектуального уровня, личного развития и творческих способностей.

В психологическом исследовании основной акцент ставится на изучении именно уровня интеллекта и личностного развития как отправной точки для определения степени креативности. Большинство специалистов определяют эти вопросы и как объективную оценку, степени обучаемости как в целом, так и непосредственно в ходе занятий в средней и высшей школе.

Стабильность психики ребенка и его творческие способности также коррелирующие понятия и в этом ключе трудно переоценить значение удовлетворенности ребенка семейным бытом и своей ролью во взаимоотношениях с родителями. Так высокостабильные браки не всегда характеризуются высоким уровнем удовлетворенности своими отношениями с родителями со стороны их детей. Скорее тут можно говорить о «счастливых» браках, где родители одинаково одаривают любовью и заботой как друг друга так и детей.

Ситуация со школьным образованием также накладывает свой отпечаток. Часто формальное, а порой и даже агрессивно-обскурантистское отношение школьных учителей к нестандартному ребенку тормозит его интеллектуальное развитие и искажает его личность. Последнее способно привести его творческое начало либо к увяданию, либо – что порой еще хуже – перевести его в девиантное состояние.

Большое внимание уделяют данной теме российские (а ранее советские) исследователи как в области психологии (весомый вклад «Пермской школы» тут общеизвестен) так и в сфере педагогики. В середине 90-х годов XX века возрос интерес к проблеме детской креативности в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных ориентаций (А.Н. Волкова, Холодная М.А.А.К. Дмитренко, Т.В. Галкина, Печенков В.В.Д.В. Ольшанский, А.П. Ощепкова, Б.М. Петухов, К.Витек, Д. Майерс и др.). Большой блок работ посвящен проблеме творческого становления личности в работах Н.Н. Обозова, Коган Н.С. Н.Ф. Федотова, Бурлачук В.М, Блейхер Л.Ф.В.В. Матина, Е.В. Антонюк Григоренко Е.Л и др.

Перечисленные исследования объединены общей целью: выявить и проанализировать факторы, влияющие на уровень интеллектуального развития и творческого потенциала молодежи, рассмотреть изменения в ходе становления индивидуальных свойств личности школьника.

Цель курсовой работы: изучить личностные особенности интеллектуальный потенциал и связанный с ним уровень творческих способностей школьников.

Гипотеза исследования: взаимосвязь личностных особенностей интеллектуального потенциала и уровня творческих способностей школьников.

Объект: личностные особенности и интеллектуальный потенциал школьников.

Предмет: личностные особенности, интеллектуальный потенциал и творческих способности школьников.

Задачи:

1) Изучить личностные особенности, уровень интеллекта и творческих способностей школьников;

2) Изучить Интеллектуальный потенциал и творческие способности;

Методы исследования:

1) Констатирующий эксперимент;

2) Анализ результатов исследования.

Методики исследования:

1. Тест Кеттелла - детский вариант- адаптирован Александровской Э.М. Назначение теста - оценка индивидуально-психологических особенностей личности ребенка (подростка).

2. Тест Равена. – Шкала прогрессивных матриц - предназначен для оценки логичности мышления и диагностики уровня интеллектуального развития. Оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности[AА2]

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.


 

Глава 1: Взаимосвязь интеллектуального и личностного развития школьника

 

 

Проблема взаимосвязи интеллектуального и личностного развития в зарубежной психологии.

 

Психология развития — одна из наиболее обширных областей психологической науки. Когда-то эта важная тема была ограничена исследованием «детской» психологии, но теперь, с признанием того факта, что познание развивается в течение всей жизни человека, эта тема охватила период от внутриутробного состояния до старости. И поскольку продолжительность жизни человека увеличилась, все большее внимание исследователей привлекает к себе геронтология. Просто невозможно во всех подробностях описать главные особенности этой обширнейшей области, поэтому в данной главе мы выборочно рассмотрим лишь некоторые интересные и существенные аспекты психологии развития.

С точки зрения развития мышление взрослого человека — это суммированный результат его длительного роста, начинающегося с самого момента рождения. Наше восприятие, память, язык и мыслительные процессы определяются базовой генетической структурой и изменениями, происходящими в процессе продолжительного и разнообразного взаимодействия с физической средой и социальным окружением.

Главный момент данной позиции состоит в том, что познание и мышление упорядоченно развиваются по мере того, как человек взрослеет, а затем, когда он достигает пожилого возраста, некоторые когнитивные навыки могут ухудшаться. Эти изменения могут быть вызваны следующими факторами:

• Психофизиологическое и физическое созревание (или старение) человека.

• Семья, социальная среда и образование.

• Взаимодействие между физически изменяющимся человеком и его окружением.

Интерес к когнитивно-психологическим исследованиям, охватывающим всю жизнь человека, изначально возник благодаря плодотворной работе выдающегося швейцарского психолога Жана Пиаже, а также теоретическим разработкам русского ученого Льва Семеновича Выготского.

Некоторые психологи считают, что младенец в значительной степени лишен естественных склонностей - является своего рода tabula rasa, или «чистой доской», на который записываются впечатления от внешнего мира. Психологи, ориентированные на структурализм, считают, что младенцы обладают некоторым инвариантным нервным и психическим потенциалом и что когнитивное развитие - это вопрос взаимодействия между этими встроенными структурами и поддержкой и требованиями общества.

Полемику об относительной важности этих двух позиций иногда называют «дискуссией о роли природы и воспитания». В то время как некогда популярная позиция сторонников «воспитания» была доведена некоторыми чрезмерно фанатичными последователями Скиннера до положения о том, что все поведение - это результат оперантного научения, результаты последних исследований показали, что в развитии человека большую роль играет естественный (или генетический) компонент. Можно с уверенностью сказать, что человеческое познание определяется и наследственностью человека, и его окружением.

Максимализм с обеих сторон заставляет забыть о сути проблемы. Биология определяет голос, научение — высказывания. С точки зрения развития мы есть результат того, как спроектирована наша биологическая схема и как наши переживания отражены в ней.

 

Нейрокогнитивный подход к когнитивной психологии развития (иногда называемый нейробиологией развития) подчеркивает роль развития мозга и вызванных этим изменений в когнитивной сфере.

Нейробиологический подход к изучению психологии развития формировался в течение длительного времени, но не получал должного признания вследствие того, что был слишком «физиологическим» для психологических теорий. Однако теперь признано, что биологическое развитие мозга, и пренатальное и постнатальное, является неотъемлемой частью когнитивного развития. В дополнение к этому теоретическому доводу нейрокогнитивный подход к когнитивной психологии развития становится все более важным ввиду недавних открытий в области методов сканирования мозга.

Еще один подход к изучению когнитивного развития основан на исследовании животных. В рамках этого подхода все виды существ, от дрозофилы до шимпанзе, наблюдаются на всем протяжении их жизни. Одним из фундаментальных авторов этого метода был академик И.П.Павлов в рамках своей теории рефлекторной деятельности.

Такие исследования в целом предполагают большую свободу действий, поскольку они позволяют проводить тщательные лабораторные наблюдения за животными, а также изменять экспериментальные условия (например, вводить в мозг электроды, использовать медицинские препараты или лишать животных пищи или воды). Такие процедуры не могут применяться в исследованиях человека, да и с животными подобные эксперименты следует проводить осторожно. Сравнительными психологами были сделаны некоторые важные открытия.

С другой стороны когнитивное развитие — это исследование познания на протяжении всей жизни объекта. Сегодня мы рассматриваем развитие мышления с точки зрения современной когнитивной психологии в попытке лучше понять природу интеллектуальных процессов человека. И мы видим при этом, что уже знакомы со многими из тем, например память, познание «высшего порядка», формирование прототипа и т. д., так как они уже известны в рамках психологического знания.

 

Не удовлетворившись попытками понять познание человека посредством одного только рационального размышления, Жан Пиаже предпринял уникальный подход, получивший впоследствии всеобщее признание. [AА3]

Он решил, что поскольку интеллект подобно всем биологическим функциям является продуктом эволюционной адаптации, его удобнее всего объяснять с точки зрения биологической эволюции. Он также предположил, что мышление взрослого человека легче понять, изучая умственную деятельность от момента рождения и наблюдая за ее развитием и изменением в процессе адаптации к окружению.

Согласно Пиаже, интеллектуальный рост, так же как и весь процесс биологического развития, определяется двумя главными принципами: адаптацией и организацией.

АДАПТАЦИЯ - это двусоставной процесс, включающий ассимиляцию и аккомодацию. Например, в поедании и переваривании яблока участвуют определенные биологические структуры и процессы — рот, зубы, желудок, пищеварительные соки, - посредством которых мы принимаем яблоко внутрь и придаем ему необходимую для дальнейшего использования организмом форму. В некотором смысле наш организм ассимилировал внешний объект и превратил его в свое биологическое сырье.

Пиаже полагал, что аналогичные явления происходят и в ходе мыслительной деятельности, а именно что человек обладает мысленными структурами, которые ассимилируют внешние события и преобразуют их в мысленные события или мысли. Если бы мы попытались съесть яблоко невероятно большого размера, нам пришлось бы изменить форму рта и зубов, чтобы укусить его, а также изменить другие органы и процессы, задействованные в его переваривании; то есть чтобы справиться с проблемами, которые поставил перед нами новый объект, нам пришлось бы приспосабливать к нему свои биологические структуры.

Сходным образом мы приспосабливаем свои мысленные структуры к новым и необычным аспектам мысленного окружения. Эти два процесса — ассимиляция и аккомодация — являются двумя взаимодополняющими аспектами общего процесса адаптации.

Второй общий принцип - ОРГАНИЗАЦИЯ - касается адаптирующихся мысленных структур. По Пиаже, разум структурируется, или организуется, с возрастающей сложностью и степенью интеграции, причем первый, наиболее простой уровень - это схема, которая есть мысленная репрезентация некоторого действия (физического или мысленного), выполняемого над объектом (Пиаже Жан, 2008[AА4].).

Для новорожденного сосание, хватание и смотрение - это схемы, то есть его способы познания мира и воздействия на мир. С развитием интегрированность и соответствующая координированность этих схем возрастает, чтобы со временем развиться во взрослый разум.

Пиаже условно выделил в развитии интеллекта человека четыре главных периода. Пиаже отмечал, что:

1) изменения внутри каждой стадии обычно количественны и линейны, тогда как изменения между стадиями имеют качественный характер;

2) последовательность прохождения этих четырех стадий обязательна, и, чтобы достичь очередной стадии, ребенок должен пройти через все предыдущие.

Как мы уже знаем, не все психологи согласны, что развитие идет по такому жесткому пути, напоминающему ряд последовательных шлюзов (Солсо Роберт, 2006[AА5]).

 

В свою очередь, исходя из практических потребностей психодиагностики на различных этапах когнитивного развития, Пермская школа психологии руководствуется известными взглядами российского ученого проф. Дружинина В.Н. согласно которым привлекательность диагностики общих, а не специальных способностей состоит в том, что есть возможность сразу решить ряд проблем, поскольку общие способности необходимы для любой деятельности и, по мнению многих исследователей, вносят основной вклад в детерминацию успешности (Дружинин В.Н. Электронный ресурс[AА6]).

(Так, например, если взять факторную структуру способностей по Л.Л.Терстоуну, то многочисленные исследования практически полностью воспроизводят ранговый порядок, показывающий меру генетической детерминации тех или иных способностей. В наибольшей мере генетически детерминированы уровни развития вербальных способностей (V-factor), пространственные (S-factor), беглость речи (W-factor). Относительно математических способностей результаты, полученные в различных исследованиях, расходятся.) [1]

1.2. Советская и российская психология о проблеме взаимосвязи интеллектуального и личностного развития в школьном возрасте.[AА7]

 

 

Известно, что интеллект подвержен изменению: в течение жизни способность к решению познавательных задач изменяется неравномерно.

Это подтверждается и на основе сравнительных исследований с использованием тестовых замеров развития интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни (рис.1.1[AА8]).

Рис.1.1 Быстрота восприятия   Верхняя шкала в значении 1,0 соответствует максимальному значению для взрослого человека в возрасте от 20 до 30 лет

Развитие интеллекта в школьном возрасте опреде­ляется преимущественно внутренней мотивацией ребенка: стремлением к высоким достижениям, соревнователь­ностью и любознательностью.

В 1987 году В.В. Печенков выявил связь между уровнями вербального, невербального и общего интеллек­та (по WAIS), успешностью обучения в школе и эмоцио­нальными переживаниями. Он показал, что преобладание негативных эмоций у школьника положительно коррелирует как с успеваемостью, так и с показателями интеллекта. Причем у мальчиков преобладает тревога: ее уровень положительно коррелирует с левополушарным доминированием и вербальным интеллектом. У девочек преобладает страх, который связан с невербальным интеллектом и правополушарным доминированием (Печенков В.В., 1988.).

Сегодня также считается доказанным, что в течение среднего подросткового возраста дети получают полное представление о понятиях формы, комплекции, существующих идеалах и составляют мнение о своем теле, пропорциях и умениях. В этом возрасте достоинства и недостатки своей внешности оцениваются слишком строго. Некоторые молодые люди подвергают себя суровой диете, в то время как другие озабочены суровыми физическими тренировками, способствующими улучшению формы и развитию силы тела. Наибольшее значение для мальчиков имеют рост и мускулы. Девочки, напротив, беспокоятся о том, чтобы не быть слишком толстыми либо слишком худыми. Они сосредоточены на весе потому, что волнуются, как их воспримет общество.

Интересные результаты были также получены при исследовании оценивания школьниками друг друга.

В частности, в проведенном исследовании была предпринята попытка выявить структуру обыденных представлений о способностях и адекватность оценки способностей одного человека другим. С помощью психодиагностических методов изучались представления об общих умственных способностях старшеклассников математической школы и студентов - психологов. Способности диагностировались с помощью "Краткого ориентировочного теста". На конечном этапе результаты психодиагностического исследования сопоставлялись с психосемантическими данными.

Особенности структуры представлений о способностях оказались связанными с содержанием их познавательной деятельности. У испытуемых школьников в психосемантическом пространстве выявилось два фактора: основной - "математические способности" и второй - "гуманитарные способности" (Печенков В.В., 1988.).

 

Еще в советское время, в 70-е - 80-е годы прошлого века, проводился рад исследований по выявлению взаимосвязи между уровнем развития интеллекта и творческими способностями школьников 6-10 классов. Их результаты, определяемые в форме поведенческих доминант в матрице «Интеллект/Способности» можно представить в таблице 1.1.

Таблица 1.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: