Глава 3: Анализ и интерпретация результатов




В рамках данной курсовой работы был проведен констатирующий эксперимент[AА31], в рамках которого были использованы следующие методики. Для оценки индивидуально-психологических особенностей личности младшего школьника была использована методика 12-ти факторный опросник Кеттелла, детский вариант, адаптирован Александровской Э.М. Помимо этого для оценки логичности мышления и диагностики уровня интеллектуального развития и способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Так же применялись программа наблюдения «Учебная активность младшего школьника» (по А.А.Волочкову) и усредненный показатель успеваемости в четвертых классах по таким предметам как, русскому языку, математике и природоведению. В исследовании принимали участие 77 респондентов (42 мальчика и 33 девочки) из двух сельских школ.

В результате проведенной методики «Шкала прогрессивных матриц Равена» показатели колеблются от 34 до 55 пронцентиля, что свидетельствует о высоком уровне оценки логичности мышления и диагностики уровня интеллектуального развития и способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности учеников четвертых классов. Краткое описание того, что исследует каждая из серий матриц и что требуется от испытуемого представлено в табличке.

Серия Принцип Суть Что требуется от респондента
A установления взаимосвязи в структуре матриц. Задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
B аналогии между парами фигур. При выполнении задания важно определить ось масимметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.   Испытуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент.
C прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
D перегруппировки фигур в матрице.   Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
E разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.   Нахождение недостающих фигур.

 

В результате проведенной методики «12 факторный опросник Кэттелла» было установлено, что показатели по каждому из двенадцати факторов стремиться от низкого к высокому, иными словами они повышаются.

Самый высокий показатель колеблется от 6 (Сформированность интеллектуальных функций) до 10 (чувствительный, нежный, зависимый от других, высокий самоконтроль, понимание социальных нормативов).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети из данной выборки общительны, эмоционально-тепло настроены. В выборке прослеживается высокий показатель по фактору A (замкнутость-открытость), что свидетельствует о их социальной приспособленности. Исходя из показателей по фактору B(низкая/высокая степень сформированности интеллектуальных функций), следует, что у респондентов прослеживается средний уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Так же средний уровень развития имеют факторы H (робость-смелость) и O (спокойный-тревожный), иными словами дети в разных ситуациях могут свободно идти на контакт со взрослыми и в то же время испытывать небольшие затруднения в общении со взрослыми. Так же можно отметить, что у четвероклассников, наблюдается склонность к предчувствию неудач, к легкому выходу из душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение. Помимо фактора А, высокие результаты имеют факторы C (Неуверенный-уверенный в себе), D (Сдержанный-возбудимый), E (Послушный-напористый), F (Осторожный-беспечный), G (Безответственный-добросовестный), I (Полагающийся на себя-зависимый от других), Q3 (Низкий-высокий самоконтроль), Q4 (Спокойный раздражительный). Исходя из этого, следует, что дети уверенны в себе и лучше подготовлены к успешному выполнению требованию школы и учителей. Так же у выборки обнаружена возбудимость на слабые провоцирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью. Для них характерно моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Формирование этого качества связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания. Участники исследования имеют выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличаются стремлением к лидерству и доминированию. Проявление этого свойства у детей нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием агрессии; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, т.к. многим формам социального взаимодействия им еще предстоит обучиться. У детей проявление этого фактора нередко выражается в виде «разговорчивости». Следует отметить, что ученики четвертых классов отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Значения фактора F не меняются в рассматриваемом возрастном диапазоне и отражают половые различия: мальчики по сравнению с девочками показывают более высокие оценки.
Показатели шкалы G (Безответственный-добросовестный), отражают то, как дети воспринимают и выполняют правила и нормы поведения, предъявляемые взрослыми. Можно сделать вывод, что у учеников четвертых классов проявляется на высоком уровне чувство ответственности, целеустремленность, добросовестность, аккуратность. У данной выборки детей так же прослеживается эмоциональная сензитивность, богатое воображение, эстетические наклонности, «женственную» мягкость и зависимость. Иными словами, дети мягкие, сентиментальные, доверчивые и нуждаются в поддержке, в большой степени подверженны влияниям внешней среды.
Так же у детей данной группы наблюдается лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни. Кроме этого у детей отмечается избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В его поведении преобладает нервное напряжение.

Для обработки результатов были использованы следующие методы: корреляционный анализ, сравнение по т-критерию (выборка с высоким и выборка с низким уровнями интеллекта), однофакторный дисперсионный анализ.

 

 

Статистики для одновыборочного t-критерия[AА32]
  N Среднее Стд. отклонение Стд. ошибка среднего
Русски   3,83 ,719 ,082
Математика   3,95 ,724 ,082
Природоведение   4,29 ,559 ,064
Равен   44,42 7,456 ,850
A   3,64 1,512 ,172
B   3,32 1,689 ,193
C   3,44 1,957 ,223
D   3,35 1,918 ,219
E   3,19 1,762 ,201
F   3,32 1,943 ,221
G   3,29 2,356 ,268
H   3,43 1,576 ,180
I   3,29 2,182 ,249
O   3,44 1,916 ,218
Q3   3,09 2,787 ,318
Q4   3,32 2,755 ,314
Потенциал   15,52 3,708 ,423
Контроль   15,66 3,789 ,432
Динамика   15,21 4,199 ,479
Результативность   15,14 4,080 ,465


В результате обработки результатов по t – критерию Стьюдента было выявлено, что у учащихся наблюдается сравнительно нормы высокий уровень интеллектуального развития. Иными словами, у детей наблюдается высокий уровень интеллектуального развития, но в ходе эксперимента был выявлен один ученик, у которого наблюдается низкий уровень интеллектуальных способностей.

В результате обработки с помощью корреляционного анализа было установлено, что у учащихся четвертых классов прослеживается взаимосвязь таких факторов как динамика и самоконтроль в обучении, результативность при выполнении заданий школьной программы так же выделяется высокий уровень успеваемости по русскому, математике и природоведению. Следовательно, можно сделать вывод, что респонденты данной выборки легко усваивают новый материал и выполняют задания учителя, при выполнении школьного и домашнего заданий не спешат и стараются грамотно выполнять работу[AА33].

 

Корреляции
  Потенциал Контроль Динамика Результативность
Потенциал Корреляция Пирсона   ,809** ,877** ,422**
Знч.(2-сторон)   ,000 ,000 ,000
N        
Контроль Корреляция Пирсона ,809**   ,750** ,256*
Знч.(2-сторон) ,000   ,000 ,025
N        
Динамика Корреляция Пирсона ,877** ,750**   ,338**
Знч.(2-сторон) ,000 ,000   ,003
N        
Результативность Корреляция Пирсона ,422** ,256* ,338**  
Знч.(2-сторон) ,000 ,025 ,003  
N        
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

 

 

Корреляции
  пол Равен
пол Корреляция Пирсона   ,132
Знч.(2-сторон)   ,252
N    
Равен Корреляция Пирсона ,132  
Знч.(2-сторон) ,252  
N    

 

Корреляции
  Русский Математика Природоведение
Русский Корреляция Пирсона   ,237* ,422**
Знч.(2-сторон)   ,039 ,000
N      
Математика Корреляция Пирсона ,237*   ,460**
Знч.(2-сторон) ,039   ,000
N      
Природоведение Корреляция Пирсона ,422** ,460**  
Знч.(2-сторон) ,000 ,000  
N      
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

Помимо этого результаты обрабатывались с помощью однофакторный дисперсионный анализ, в результате которого выявлено, что показатели представленных в методиках шкал различаются не значимо.

 

Заключение

В ходе проведения исследования было выявлено, что ученики четвертого класса обладают относительно высоким уровнем интеллектуального развития. Так у данной выборки детей прослеживается высокий уровень успеваемости, хорошо развиты личностные качества. Исходя из результатов проведенных методик, можно сделать следующие выводы.

По методике Равена следует, что у данной группы учащихся высокий уровень оценки логичности мышления и диагностики уровня интеллектуального развития и способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности.

Исходя из результатов теста Кэттелла, следует что дети общительны, эмоционально-тепло настроены. В выборке прослеживается их социальной приспособленности, средний уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Так же дети в разных ситуациях могут свободно идти на контакт со взрослыми и в то же время испытывать небольшие затруднения в общении со взрослыми. Так же можно отметить, что у четвероклассников, наблюдается склонность к предчувствию неудач, к легкому выходу из душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение. Следует отметить, что дети уверенны в себе и лучше подготовлены к успешному выполнению требованию школы и учителей. Так же у выборки обнаружена возбудимость на слабые провоцирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью.
Так же у детей данной группы наблюдается лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни и усвоение учебной программы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: