В рамках данной курсовой работы был проведен констатирующий эксперимент[AА31], в рамках которого были использованы следующие методики. Для оценки индивидуально-психологических особенностей личности младшего школьника была использована методика 12-ти факторный опросник Кеттелла, детский вариант, адаптирован Александровской Э.М. Помимо этого для оценки логичности мышления и диагностики уровня интеллектуального развития и способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Так же применялись программа наблюдения «Учебная активность младшего школьника» (по А.А.Волочкову) и усредненный показатель успеваемости в четвертых классах по таким предметам как, русскому языку, математике и природоведению. В исследовании принимали участие 77 респондентов (42 мальчика и 33 девочки) из двух сельских школ.
В результате проведенной методики «Шкала прогрессивных матриц Равена» показатели колеблются от 34 до 55 пронцентиля, что свидетельствует о высоком уровне оценки логичности мышления и диагностики уровня интеллектуального развития и способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности учеников четвертых классов. Краткое описание того, что исследует каждая из серий матриц и что требуется от испытуемого представлено в табличке.
Серия | Принцип | Суть | Что требуется от респондента |
A | установления взаимосвязи в структуре матриц. | Задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. | Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. |
B | аналогии между парами фигур. | При выполнении задания важно определить ось масимметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. | Испытуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. |
C | прогрессивных изменений в фигурах матриц. | Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. | Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру. |
D | перегруппировки фигур в матрице. | Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях. | |
E | разложения фигур основного изображения на элементы. | Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур. | Нахождение недостающих фигур. |
В результате проведенной методики «12 факторный опросник Кэттелла» было установлено, что показатели по каждому из двенадцати факторов стремиться от низкого к высокому, иными словами они повышаются.
Самый высокий показатель колеблется от 6 (Сформированность интеллектуальных функций) до 10 (чувствительный, нежный, зависимый от других, высокий самоконтроль, понимание социальных нормативов).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети из данной выборки общительны, эмоционально-тепло настроены. В выборке прослеживается высокий показатель по фактору A (замкнутость-открытость), что свидетельствует о их социальной приспособленности. Исходя из показателей по фактору B(низкая/высокая степень сформированности интеллектуальных функций), следует, что у респондентов прослеживается средний уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Так же средний уровень развития имеют факторы H (робость-смелость) и O (спокойный-тревожный), иными словами дети в разных ситуациях могут свободно идти на контакт со взрослыми и в то же время испытывать небольшие затруднения в общении со взрослыми. Так же можно отметить, что у четвероклассников, наблюдается склонность к предчувствию неудач, к легкому выходу из душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение. Помимо фактора А, высокие результаты имеют факторы C (Неуверенный-уверенный в себе), D (Сдержанный-возбудимый), E (Послушный-напористый), F (Осторожный-беспечный), G (Безответственный-добросовестный), I (Полагающийся на себя-зависимый от других), Q3 (Низкий-высокий самоконтроль), Q4 (Спокойный раздражительный). Исходя из этого, следует, что дети уверенны в себе и лучше подготовлены к успешному выполнению требованию школы и учителей. Так же у выборки обнаружена возбудимость на слабые провоцирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью. Для них характерно моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Формирование этого качества связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания. Участники исследования имеют выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличаются стремлением к лидерству и доминированию. Проявление этого свойства у детей нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием агрессии; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, т.к. многим формам социального взаимодействия им еще предстоит обучиться. У детей проявление этого фактора нередко выражается в виде «разговорчивости». Следует отметить, что ученики четвертых классов отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Значения фактора F не меняются в рассматриваемом возрастном диапазоне и отражают половые различия: мальчики по сравнению с девочками показывают более высокие оценки.
Показатели шкалы G (Безответственный-добросовестный), отражают то, как дети воспринимают и выполняют правила и нормы поведения, предъявляемые взрослыми. Можно сделать вывод, что у учеников четвертых классов проявляется на высоком уровне чувство ответственности, целеустремленность, добросовестность, аккуратность. У данной выборки детей так же прослеживается эмоциональная сензитивность, богатое воображение, эстетические наклонности, «женственную» мягкость и зависимость. Иными словами, дети мягкие, сентиментальные, доверчивые и нуждаются в поддержке, в большой степени подверженны влияниям внешней среды.
Так же у детей данной группы наблюдается лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни. Кроме этого у детей отмечается избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В его поведении преобладает нервное напряжение.
Для обработки результатов были использованы следующие методы: корреляционный анализ, сравнение по т-критерию (выборка с высоким и выборка с низким уровнями интеллекта), однофакторный дисперсионный анализ.
Статистики для одновыборочного t-критерия[AА32] | ||||
N | Среднее | Стд. отклонение | Стд. ошибка среднего | |
Русски | 3,83 | ,719 | ,082 | |
Математика | 3,95 | ,724 | ,082 | |
Природоведение | 4,29 | ,559 | ,064 | |
Равен | 44,42 | 7,456 | ,850 | |
A | 3,64 | 1,512 | ,172 | |
B | 3,32 | 1,689 | ,193 | |
C | 3,44 | 1,957 | ,223 | |
D | 3,35 | 1,918 | ,219 | |
E | 3,19 | 1,762 | ,201 | |
F | 3,32 | 1,943 | ,221 | |
G | 3,29 | 2,356 | ,268 | |
H | 3,43 | 1,576 | ,180 | |
I | 3,29 | 2,182 | ,249 | |
O | 3,44 | 1,916 | ,218 | |
Q3 | 3,09 | 2,787 | ,318 | |
Q4 | 3,32 | 2,755 | ,314 | |
Потенциал | 15,52 | 3,708 | ,423 | |
Контроль | 15,66 | 3,789 | ,432 | |
Динамика | 15,21 | 4,199 | ,479 | |
Результативность | 15,14 | 4,080 | ,465 |
В результате обработки результатов по t – критерию Стьюдента было выявлено, что у учащихся наблюдается сравнительно нормы высокий уровень интеллектуального развития. Иными словами, у детей наблюдается высокий уровень интеллектуального развития, но в ходе эксперимента был выявлен один ученик, у которого наблюдается низкий уровень интеллектуальных способностей.
В результате обработки с помощью корреляционного анализа было установлено, что у учащихся четвертых классов прослеживается взаимосвязь таких факторов как динамика и самоконтроль в обучении, результативность при выполнении заданий школьной программы так же выделяется высокий уровень успеваемости по русскому, математике и природоведению. Следовательно, можно сделать вывод, что респонденты данной выборки легко усваивают новый материал и выполняют задания учителя, при выполнении школьного и домашнего заданий не спешат и стараются грамотно выполнять работу[AА33].
Корреляции | |||||
Потенциал | Контроль | Динамика | Результативность | ||
Потенциал | Корреляция Пирсона | ,809** | ,877** | ,422** | |
Знч.(2-сторон) | ,000 | ,000 | ,000 | ||
N | |||||
Контроль | Корреляция Пирсона | ,809** | ,750** | ,256* | |
Знч.(2-сторон) | ,000 | ,000 | ,025 | ||
N | |||||
Динамика | Корреляция Пирсона | ,877** | ,750** | ,338** | |
Знч.(2-сторон) | ,000 | ,000 | ,003 | ||
N | |||||
Результативность | Корреляция Пирсона | ,422** | ,256* | ,338** | |
Знч.(2-сторон) | ,000 | ,025 | ,003 | ||
N | |||||
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.). | |||||
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.). |
Корреляции | |||
пол | Равен | ||
пол | Корреляция Пирсона | ,132 | |
Знч.(2-сторон) | ,252 | ||
N | |||
Равен | Корреляция Пирсона | ,132 | |
Знч.(2-сторон) | ,252 | ||
N |
Корреляции | ||||
Русский | Математика | Природоведение | ||
Русский | Корреляция Пирсона | ,237* | ,422** | |
Знч.(2-сторон) | ,039 | ,000 | ||
N | ||||
Математика | Корреляция Пирсона | ,237* | ,460** | |
Знч.(2-сторон) | ,039 | ,000 | ||
N | ||||
Природоведение | Корреляция Пирсона | ,422** | ,460** | |
Знч.(2-сторон) | ,000 | ,000 | ||
N | ||||
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.). | ||||
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.). |
Помимо этого результаты обрабатывались с помощью однофакторный дисперсионный анализ, в результате которого выявлено, что показатели представленных в методиках шкал различаются не значимо.
Заключение
В ходе проведения исследования было выявлено, что ученики четвертого класса обладают относительно высоким уровнем интеллектуального развития. Так у данной выборки детей прослеживается высокий уровень успеваемости, хорошо развиты личностные качества. Исходя из результатов проведенных методик, можно сделать следующие выводы.
По методике Равена следует, что у данной группы учащихся высокий уровень оценки логичности мышления и диагностики уровня интеллектуального развития и способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности.
Исходя из результатов теста Кэттелла, следует что дети общительны, эмоционально-тепло настроены. В выборке прослеживается их социальной приспособленности, средний уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Так же дети в разных ситуациях могут свободно идти на контакт со взрослыми и в то же время испытывать небольшие затруднения в общении со взрослыми. Так же можно отметить, что у четвероклассников, наблюдается склонность к предчувствию неудач, к легкому выходу из душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение. Следует отметить, что дети уверенны в себе и лучше подготовлены к успешному выполнению требованию школы и учителей. Так же у выборки обнаружена возбудимость на слабые провоцирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью.
Так же у детей данной группы наблюдается лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни и усвоение учебной программы.