Основная образовательная программа высшего образования. Общие положения
Направление ООП | 15.04.01 Машиностроение | |
Профиль подготовки | Технологии космического материаловедения | |
Квалификация (степень) | магистр | |
Форма обучения | очная | |
Трудоемкость в З.Е. (кредитах) | ||
Трудоемкость в часах (всего), в т.ч. | 2916 час. | |
Аудиторные занятия | 720 час. | |
Самостоятельная работа | 2196 час. | |
Итоговая государственная аттестация | выпускная квалификационная работа | |
Выпускающее (ие) подразделение | Институт физики высоких технологий, кафедра физики высоких технологий в машиностроении | |
Директор института | Яковлев Алексей Николаевич | |
Зав. кафедрой | Псахье Сергей Григорьевич | |
Руководитель ООП | ||
Ответственные за реализацию профилей | Сорокова Светлана Николаевна | |
Томск – 201__ г.
Концепция ООП
Реализуя стратегию инновационного развития России, отечественная промышленность использует передовые технологии и соответствующие кадровые ресурсы, способные не только обслуживать наукоемкое производство, но и быть готовыми к модернизации существующих и внедрению новых технологических процессов и оборудования.
Образовательная программа «Технологии космического материаловедения» направлена на подготовку специалистов в области технологий обработки специальных сплавов и материалов, конструирования деталей и узлов для космических аппаратов, их диагностики и неразрушающего контроля. Выпускники программы готовятся к производственно-технологической, научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности в области инновационных технологий получения новых материалов и производства изделий. Уникальность выпускаемых специалистов заключается в приобретении комплекса компетенций по технологиям космического материаловедения, которые позволяют выпускнику работать в качестве технолога и проектировщика соответствующих деталей и узлов из современных материалов для космической промышленности.
|
Особенность программы связана с уникальной возможностью для магистрантов участвовать в научно-исследовательской работе и выполнении реальных проектов по созданию новых технологий и материалов, использовать в процессе обучения и научных исследований новейшее оборудование Томского политехнического университета, Института физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской Академии, а так же индустриального партнера ПАО «РКК «Энергия» им. академика С.П. Королева.
Институт физики прочности и материаловедения СО РАН и ПАО «РКК «Энергия» им. академика С.П. Королева, как стратегические партнеры Томского политехнического университета, осуществляют кадровую и материально-техническую поддержку магистерской программы. Они служат базой для научно-исследовательских и производственных практик студентов и предоставляют новейшее лабораторное оборудование для организации учебного и научного процессов.
Акцент программы сделан на глубокую естественнонаучную подготовку и междисциплинарность компетенций выпускников. Программа ориентирована на развитие и модернизацию перспективных отраслей машиностроения за счет использования:
|
- высокотехнологичного наукоемкого производства,
- новых информационных технологий,
- интеграции проектирования и управления,
- высоких технологий материализации изделий.
Основными потребителями программы и заинтересованными сторонами являются:
- студенты – соискатели степени магистра по направлению 15.04.01 «Машиностроение», специализирующиеся в области технологии машиностроения и материаловедения;
- научно-исследовательские институты РАН, занимающиеся разработкой новых технологий обработки и получения материалов;
- компании машиностроительного комплекса, в том числе международные и транснациональные;
- предприятия, имеющие современные высокотехнологические линии автоматизированного производства в России, Германии и других странах Европы;
- вузы, ведущие подготовку специалистов машиностроительного профиля.
Магистранту, успешно прошедшему обучение по программе «Технологии космического материаловедения» присуждается степень магистра по направлению «Машиностроение». Обучение проводится по очной форме. Нормативный срок освоения магистерской программы - 2 года, содержание и трудоемкость освоения ООП соответствует 120 кредитов ECTS.
Цели ООП
Цели ОП «Технологии космического материаловедения» сформулированы в соответствии с требованиями Стандарта ФГОС ВП+ и Стандарта ООП ТПУ на основе выбранной концепции программы. Они определяются компетенциями, приобретаемыми выпускниками как непосредственно после освоения программы, так и через некоторое время (3-5 лет) в процессе профессиональной деятельности. Цели позволяют потребителям – потенциальным работодателям получить информацию об областях профессиональной подготовки, профиле программы и видах профессиональной деятельности выпускника.
|
Задачей ОП «Технологии космического материаловедения» является обеспечение углубленной профессиональной подготовки выпускников, позволяющей успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными (общекультурными) и предметно-специализированными (профессиональными) компетенциями, способствующими социальной мобильности и устойчивости выпускников на рынке труда.
В области воспитания задачей ОП «Технологии космического материаловедения» является формирование у выпускников социально-личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности и повышение их общей культуры.
Магистерская программа «Технологии космического материаловедения» имеет следующие основные цели в области обучения и воспитания:
Таблица 1
Цели ООП
Код цели | Формулировка цели | Требования ФГОС ВО и (или) заинтересованных работодателей |
Ц1 | Подготовка выпускников к междисциплинарным научным исследованиям для решения задач, связанных с разработкой инновационных технологий обработки материалов, их производства, проектированием и созданием из них конструкций и изделий аэрокосмического назначения. | Требования ФГОС ВПО, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Потребности предприятий Госкорпорации РОСКОСМОС, РКК Энергия, ИСС им. акад. Решетнева и др., профильных научно-исследовательских центров РАН и ВУЗов. |
Ц2 | Подготовка выпускников к проектно-конструкторской и производственно-технологической деятельности в области создания новых материалов и производства изделий, современных технологий обработки материалов, конкурентоспособных на мировом рынке машиностроительного производства для аэрокосмических целей. | Требования ФГОС ВПО, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Требования к выпускникам предприятий авиа-космического комплекса, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции. Предприятия России (РКК Энергия, ИСС им. акад. Решетнева, ОАО «Сатурн», ОАО «РСК „МиГ“», ФГУП «НПП «Прогресс» и др.) и других стран Европы, Азии и Америки (NASA, Argonait Ltd). |
Ц3 | Подготовка выпускников к эксплуатации и обслуживанию сложного инновационного оборудования и современных высокотехнологичных линий автоматизированного производства материалов, деталей, узлов и конструкций для космической отрасли с высокой эффективностью при выполнении требований защиты окружающей среды и правил безопасности производства. | Требования ФГОС ВПО, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Потребности российских, транснациональных и зарубежных инновационных машиностроительных предприятий |
Ц4 | Подготовка выпускников к организационно-управленческой деятельности при выполнении междисциплинарных проектов в профессиональной области, в том числе в интернациональном коллективе. | Требования ФГОС ВПО, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI, запросы отечественных, транснациональных и зарубежных работодателей |
Ц5 | Подготовка выпускников к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию. | Требования ФГОС ВПО, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI, запросы отечественных, транснациональных и зарубежных работодателей. |
Приводится механизм корректировки целей (через встречи с выпускниками, обсуждение с работодателями и др.).
Характеристика профессиональной деятельности выпускников ООП