Исходные данные:
1) Номинальный размер соединения d = 45 мм.
2) Вид калибра – скоба
3) Поле допуска и квалитет (из задачи №1) – 45К7
Определить:
1) Номинальные размеры и предельные отклонения проходной стороны калибра.
2) Допуски на изготовление проходной и непроходной стороны калибра.
3) Предельный размер изношенной проходной стороны калибра.
4) Координату положения поля допуска проходной стороны.
Значение Н, у, z находим в справочнике (2); Н = 4 мкм., у = 3 мкм., z = 3.5 мкм.
Из предыдущей задачи берем наибольший и наименьший предельные размеры вала:
dmax = 45.027 мм
dmin = 45.002 мм
Формулы для вычисления размеров рабочих калибров приведены в таблице 2.1.
Калибр | Номинальный размер изделия, мм | |||||
До 180 | ||||||
Размер | Допуск | Размер | Допуск | |||
Для вала (скоба) | Проходная сторона | Новая | d max – z1 | +-Н1/2 | 45,0235 | +-0,002 |
Изношенная | d max + y1 | +-Н1/2 | 45,03 | |||
Непроходная сторона | d min | 45,002 | +-0,002 |
Таблица 2.1.
По результатам расчета строим схему расположения полей допусков.
Рисунок 2.1 – Схема расположения полей допусков на вал и калибр – скобу для его контроля.
1. Тпр, Тне – допуски на проходную и не проходную части.
2. ТИ – допуски на износ проходной части.
Калибр – скоба для контроля валов с указанием размеров ее проходной и непроходной сторон.
Задача №3
Назначение посадки в соединение с подшипником качения и требований к точности сопряженных поверхностей детали.
Исходные данные:
1) Диаметр соединения d = 75 мм.
2) Интенсивность радиальной нагрузки R = 350 кН/м.
3) Номер сопряженной детали (таблица 1.1).
Назначить:
1) Посадку подшипника.
2) Допуски формы, расположение поверхностей и требования к шероховатости поверхностей сопряженных деталей.
|
По справочнику (2) находим:
1) Подшипник шариковый №
2) Диаметр внутреннего кольца подшипника d = 75 мм.
3) Наружнее кольцо подшипника D = 115 мм.
4) Ширина подшипника В = 24 мм.
5) Координата монтажной фаски r = 2 мм.
Определяем радиальную реакцию опоры Fr, действующую на подшипник, при К1 . К2 . К3 = 1:
Fr = Rr . b/ К1 . К2 . К3 = 7.7 кН
Где Rr – интенсивность радиальной нагрузки, кН/м;
b – ширина посадочного места подшипника, мм;
b = В – 2r = 24 – 2 . 2 = 22 = 0.022 мм.
На внутреннее кольцо подшипника действует циркуляционная нагрузка, так как вал вращается, поэтому назначаем соединению подшипника с валом посадку с натягом.
А на внешнее кольцо подшипника действует местная нагрузка, поэтому для отверстия назначим посадку с минимальным зазором, с целью равномерного износа дорожек подшипника.
D = 115 g6;
d = 75 к6;
Шероховатость сопряженных поверхностей назначим Ra = 1.25 мкм.
Назначим допуск на отклонение от формы и расположение сопряженной поверхности по справочнику (2).
Для вала:
1) Отклонение от цилиндричности, которое берется по ширине подшипника () – 0,01 мм;
2) Отклонение от радиального биения, берется по диаметру и квалитету вала () – 0,025 мм;
Для корпуса:
1) Отклонение от цилиндричности, () – 0,01 мм;
2) Отклонение от радиального биения, () - 0,025 мм.
а)
б)
в)
Рисунок 3.1 – а) эскиз вала; б) эскиз корпуса; в) эскиз сборочной единицы.
Задача №4