Расчет и назначение посадок с зазором для подшипника скольжения.




 

Исходные данные:

1) Номинальный размер подшипника d = 80 мм

2) Ширина вкладыша или втулки подшипника L = 80 мм

3) Высотные параметры шероховатости поверхностей вала Rad = 0,2

4) Высотные параметры шероховатости поверхностей втулки RaD = 0.2

5) Радиальная нагрузка на цапфу R = 11600 Н

6) Частота вращения вала n = 800 об/мин

7) Динамическая вязкость масла μ = 0,035 Па*с

 

Определить:

1) Наименьший и наибольший допустимые зазоры.

2) Посадку с зазором.

 

Решение:

 

1) Расчет и назначение посадки с зазором начинается с определения среднего удельного давления в подшипнике:

ρ = = =1.8 ∙ 106 Н/м2

2) Задаваясь высотами неровностей, трущихся поверхностей отверстий определяется допустимая толщина поверхностного слоя:

h min = 2(4 Rad + 4 RaD + 2) ∙ 10-6 м

h min = 2(4 ∙ 0.2 + 4 ∙ 0.2 + 2) ∙ 10-6 = 7.2 ∙ 10-6 м

3) По частоте вращения вала определяем угловую скорость:

ω = = = 83.733 об/мин

4) Рассчитываем значение коэффициента Ah:

Ah = = = 0.1415

5) По найденному значению Ah определяем максимальный относительный эксцентриситет Хmax и рассчитываем наибольший допустимый зазор.

Smax = = = 0.000576 = 0.576 мм

Ø80 Н12 +0,3
 
d11 - 0,1
- 0,29

Smax ES – ei = 0.59 мм.

Рисунок 6.1 – Схема расположения полей допусков.

Задача №7

Расчет соединения с натягом и назначение посадки выполняется в следующей последовательности.

 

Исходные данные:

 

Корпус ст-3. Втулка ст-50

Е = 2,1 ∙ 1011 Н/м2. Е = 2,1 ∙ 1011 Н/м2

μ = 0,3. μ = 0,3

fg = 0.15. fg = 0.1

Ϭт = 23 ∙ 107 Н/м2 . Ϭт = 37 ∙ 107 Н/м2

 

Q = 2700 Н

Мкр = 300 Нм

d = 140 мм = 0,14 м

l = 110 мм = 0,11 м

d1 = 0.8d = 112 мм = 0,112

d2 = 1,5d = 210 мм = 0,210

 

1) При совместном действии осевой нагрузки Q и крутящего момента Мкр минимально допустимое контактное напряжение определяется по зависимости:

Рmin = fn ≈ 1.2 fg = 1.2 ∙ 0.15 = 0.18

Рmin = = = 4926470,0115 = 4,9 ∙ 106 Н/м2

 

2) Определяем действительный минимальный натяг в соединении

Nmin = d ∙ Рmin (C1/E1 + C2/E2)

C1 = – μ1

C1 = – 0.3 = 4.555 – 0.3 = 4.255

C2 = + μ2

C1 = + 0.3 = + 0.3 = 2.897

Nmin = d ∙ Рmin (C1/E1 + C2/E2)

Nmin = 0.14 ∙ 4,9 ∙ 106 (4.255 / 2,1 ∙ 1011 + 2,897 / 2,1 ∙ 1011 ) =

= 0,14 ∙ 4,9 ∙ 106 = 0,686 ∙ = 0,2336 ∙ 10-6

 

3) Минимальный расчётный натяг определяется по соотношению

NminР = Nmin + 1,2 (RZD + Rzd)

NminР = 0.2336∙ 10-6 + 1.2 (6.3∙ 10-6 + 6.3∙ 10-6) = 15,33м = 0,015 мм

Ø140 Н6 + 0,025
 
р6 + 0,068
+ 0,043

 

Рисунок 7.1 – схема расположения полей допусков.

 

Nmin = ei – ES = 0.043 – 0.025 = 0.018

Nmax = es – EI = 0.068 – 0 = 0.068

 

4) Из расчета получения максимального натяга по этой посадке проверяется прочность деталей.

Напряжение во втулке определяется:

Ϭ1 = МПа

Напряжение в корпусе определяется:

Ϭ2 = МПа

 

Максимальное контактное напряжение определяется по формуле

Рmax = , Н/м2

Здесь Ngmax = Nmax – 1.2 (RzD + Rzd), м

Ngmax = 0,068 ∙ 10-3 – 1.2 (6.3∙ 10-6 + 6.3 ∙ 10-6) = 68 ∙ 10-6 – 15,1 ∙ 10-6 = 52,9 ∙ 10-6

Рmax = = = 110,97∙ 105 = 1,109 ∙ 107

Напряжение во втулке и корпусе:

и = l/d = = 0.785

Ϭ1 = = = 3.924 ∙ 107

Ϭ2 = = = 2.54 ∙ 107

 

Прочность соединения будет обеспечена, если действующие напряжения не будут превышать допускаемых по пределу текучести:

Для втулки:

Ϭ1 ≤ 0,58 (Ϭт )

3.924 ∙ 107 ≤ 0,58 ∙ 37 ∙ 107 = 21,46 ∙ 107

Для корпуса:

Ϭ2 ≤ 0,5 (Ϭт )

2.54 ∙ 107 ≤ 0,5 ∙ 23 ∙ 107 = 11,5 ∙ 107

 

5) Деформация деталей определяют из отношений:

Для втулки:

∆ d1 = мм.

∆ d1 = = = 0,418 ∙ 104 = 0,004 ∙ 106 = 0,004 мкм

 

Для корпуса:

∆ d2 = мм.

∆ d2 = = = 0,271 ∙ 104 = 0,002 ∙106 = 0,002 мкм

 

6) Усилие сборки соединения должно превышать силу трения между втулкой и корпусом при условии получения максимального натяга, т.е. должно удовлетворятся условие

 

Qсб ≤ π ∙ d ∙ l ∙ Рmax ∙ fg kH

Qсб ≤ 3.14 ∙ 0.14 ∙ 0.11 ∙ 1,109 ∙107 ∙ 0.15 = 0.08 ∙106 = 800 kH

 

Qразб ≤ π ∙ d ∙ l ∙ Рmax ∙ fn kH

Qразб ≤ 3.14 ∙ 0.14 ∙ 0.11 ∙ 1,109 ∙107 ∙ 0.18 = 0.0965 ∙106 = 965 kH

 

Таблица 2.6 – Результаты расчета посадки с натягом:

Обозна-чение посадки Предельные натяги, мм Напряжения в деталях, МПа Деформа-ция детали, мм Усилие разборки, кН Усилие сборки, кН
Nmin Nmax Ϭ1 Ϭ2 ∆ d1 ∆ d2 Qразб Qсб
  0.018 0.068 21,46 ∙ 107 2.54 ∙ 107 0,004 0,002    

 

 

 

 


 

Библиографический список:

1) Метрология, стандартизация, и сертификация. Методические указания по выполнению курсовой работы. Составитель А.Ф.Кульмицкий. Сыктывкар 2012г.

2) Допуски и посадки, взаимозаменяемость. Составитель А.Ф.Кульмицкий. Сыктывкар 1999г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: