23. Требования к условиям реализации программы начального общего образования включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям реализации программы начального общего образования.
24. Общесистемные требования реализации программы начального общего образования.
24.1. Интегративным результатом реализации требований к условиям реализации программы начального общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание обучающихся;
гарантирующей безопасность, охрану и укрепление физического, психического здоровья и социального благополучия обучающихся.
24.2. В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ;
формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;
выявления и развития способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность, систему воспитательных мероприятий, практик, занятий и иных форм деятельности, включая общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей иных образовательных организаций, а также организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего образования, и иных видов образовательной деятельности, предусмотренных программой начального общего образования[4];
|
работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
выполнения проектных работ, включая задания межпредметного и междисциплинарного характера, в том числе с участием в совместной деятельности;
участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных учебных планов обучающихся;
эффективного использования времени, отведенного на реализацию части программы начального общего образования, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), особенностями развития и возможностями обучающихся, спецификой Организации, и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;
использования в образовательной деятельности современных образовательных и информационных технологий;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
|
включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
обновления содержания программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;
эффективного управления Организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.
24.3. При реализации программы начального общего образования каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет).
Информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности, учебным изданиям и образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах, информации о ходе образовательного процесса, результатах промежуточной и итоговой аттестации по программе начального общего образования;
доступ к информации о расписании проведения учебных занятий, процедурах и критериях оценки результатов обучения.
|
24.4. В случае реализации программы начального общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Организации из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории Организации, так и вне ее.
Условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды могут быть обеспечены ресурсами иных организаций.
Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
формирование и хранение электронного портфолио обучающегося, в том числе его работ и оценок за эти работы;
фиксацию и хранение информации о ходе образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы начального общего образования;
проведение учебных занятий, процедуры оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации[5].
24.5. При реализации программы начального общего образования в сетевой форме требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы начального общего образования в сетевой форме.
25. Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы начального общего образования.
Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы начального общего образования в соответствии с учебным планом.
25.1. Материально-технические условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать:
1) возможность достижения обучающимися результатов освоения программы начального общего образования, требования к которым установлены Стандартом;
2) соблюдение:
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях;
социально-бытовых условий для педагогических работников, в том числе наличие оборудованных рабочих мест, учительской комнаты;
пожарной безопасности и электробезопасности;
требований охраны труда;
своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта зданий и сооружений, благоустройства территории;
3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры Организации.
Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования должна соответствовать:
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников Организаций;
нормативным правовым актам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере начального общего образования, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
требованиям, предъявляемым к участку (территории) Организации, помещениям, в том числе для осуществления образовательной деятельности, оборудованию, техническим средствам, мебели, мягкому и твердому инвентарю, используемому для осуществления образовательной деятельности, указанным в приложении № 1, в соответствии с законодательством Российской Федерации[6].
25.2. В Организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств или физической культуры и спорта, материально-технические условия должны обеспечивать возможность проведения индивидуальных и групповых занятий (тренировок), в том числе практических, по выбранным видам искусства или физической культуры и спорта.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по выбранным видам искусства должно включать:
концертный зал;
помещения для репетиций;
помещения для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов;
аудитории для индивидуальных и групповых занятий (от 2 до 20 человек);
хоровые классы;
классы, оборудованные специальными станками;
специальные аудитории, оборудованные персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением;
аудио- и видеофонды звукозаписывающей и звукопроизводящей аппаратуры;
музыкальные инструменты (фортепиано, орган, комплекты оркестровых струнных инструментов, оркестровых духовых и ударных инструментов, инструментов народного оркестра), а также пульты и различные музыкальные инструменты.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по выбранным видам физической культуры и спорта должно включать:
спортивный зал;
помещения для индивидуальных и групповых тренировок;
помещения для содержания, обслуживания и ремонта спортивного инвентаря;
тренажерный зал;
стадион;
специальное физкультурно-спортивное оборудование (гимнастический ковер, гимнастическая стенка, гимнастические маты, гимнастические предметы и иной инвентарь, необходимый для реализации программ по выбранным видам физической культуры и спорта, спортивную экипировку).
26. Учебно-методическое обеспечение реализации программы начального общего образования.
26.1. Организация должна предоставлять не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной и (или) электронной форме, необходимого для освоения программы начального общего образования на каждого обучающегося по каждому учебному предмету (дисциплине, курсу), входящему как в обязательную часть учебного плана указанной программы, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обучающимся должен быть обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее – ЭОР), в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
26.2. Обучающиеся из числа детей-инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) ЭОР в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
26.3. Библиотека Организации должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
27. Психолого-педагогические условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, начального общего и основного общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, включая их адаптацию;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности сотрудников Организации и родителей (законных представителей) обучающихся;
психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, тьютором, социальным педагогом) участников образовательных отношений (формирование и развитие психолого-педагогической компетентности; сохранение и укрепление психологического благополучия обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; сопровождение проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень Организации);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение);
осуществление мониторинга и оценки эффективности психологических программ сопровождения участников образовательных отношений, развития психологической службы Организации.
28. Требования к кадровым условиям реализации программы начального общего образования.
28.1. Реализация программы начального общего образования обеспечивается административно-управленческим персоналом, педагогическими работниками, учебно-вспомогательным персоналом Организации, а также лицами, привлекаемыми Организацией к реализации указанной программы на иных условиях.
28.2. Квалификация административно-управленческого персонала, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала Организации должна отвечать требованиям, указанным в соответствующих квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах.
Актуальный уровень квалификации педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, административно-управленческого персонала, участвующего в реализации программы начального общего образования, должен поддерживаться систематическим повышением квалификации для соответствующих категорий работников в пределах сроков, установленных законодательством Российской Федерации.
28.3. Численность педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала Организации определяется особенностями программы начального общего образования и численностью контингента обучающихся.
Укомплектованность Организации педагогическими работниками и учебно-вспомогательным персоналом определяется отношением необходимой численности к фактической численности педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала в Организации с учетом необходимости удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
Обеспеченность Организации кадровыми условиями может достигаться за счет сетевых форм взаимодействия с другими организациями.
28.4. Численность административно-управленческого персонала, необходимого для обеспечения разработки и реализации программы начального общего образования, определяется кадровым составом Организации и численностью контингента обучающихся. Укомплектованность Организации административно-управленческим персоналом определяется отношением необходимой численности работников, занимающих должности административно-управленческого персонала, к фактической численности работников, занимающих должности административно-управленческого персонала Организации.
28.5. Численность технического персонала, необходимого для обеспечения нормативного состояния зданий, помещений, технических систем, а также территории, относящихся к имущественному комплексу Организации, определяется техническими и эксплуатационными требованиями, предъявляемыми к зданию, помещениям, техническим системам и территории. Для поддержания нормативного состояния зданий, помещений, технических систем, а также территории, относящихся к имущественному комплексу Организации, могут привлекаться юридические и физические лица на условиях и в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Укомплектованность Организации техническим персоналом определяется отношением необходимого числа технических специалистов к фактической численности работников, осуществляющих функции по поддержанию в нормативном состоянии здания, помещения, технических систем, а также территории, относящихся к имущественному комплексу организации.
29. Требования к финансовым условиям реализации программы начального общего образования.
29.1. Финансовые условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать:
соблюдение в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного начального общего образования;
возможность реализации всех требований и условий, предусмотренных Стандартом;
покрытие затрат на реализацию всех частей программы начального общего образования (с учетом обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), разрабатываемой в соответствии со Стандартом и утверждаемой Организацией.
29.2. Финансовое обеспечение реализации программы начального общего образования должно осуществляться в соответствии с нормативами финансирования государственных (муниципальных) услуг (за исключением малокомплектных и сельских школ), утверждаемыми федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с учетом требований Стандарта.
При наличии в Организации обучающихся с ОВЗ финансовое обеспечение программ начального общего образования для указанной категории обучающихся осуществляется в соответствии с реализуемыми федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования.
29.3. Формирование и утверждение нормативов финансирования государственной (муниципальной) услуги по реализации программ начального общего образования осуществляются в соответствии с реализуемыми федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования.
29.4. Формирование и утверждение нормативов финансирования государственной (муниципальной) услуги по реализации в Организации программ начального общего образования осуществляются в соответствии с общими требованиями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по выработке государственной политики в сфере общего образования[7].