Уровни освоения компетенции | Знает | Умеет | Владеет | Средства оценивания |
Пороговый уровень | Частично навыки планирования рабочего времени | Частично организовывать рабочее время и рационально использовать имеющиеся ресурсы | Частично навыки планирования рабочего времени, современными технологиями эффективного взаимодействия | Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, экзамен |
Средний уровень | навыки планирования рабочего времени, современные технологии эффективного взаимодействия, методы критики, анализа, самоорганизации рабочего времени | организовывать рабочее время и рационально использовать имеющиеся ресурсы, оценивать организацию рабочего времени с т.д. следования административным регламентом, применять информационные технологии для рационализации рабочего времени | навыки планирования рабочего времени, современными технологиями эффективного взаимодействия, методами критики, анализа, самоорганизации рабочего времени | Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, коллоквиум, экзамен |
Продвинутый уровень | Все навыки планирования рабочего времени, современные технологии эффективного взаимодействия, методы критики, анализа, самоорганизации рабочего времени и эффективного взаимодействия с другими исполнителями | организовывать рабочее время и рационально использовать имеющиеся ресурсы, оценивать организацию рабочего времени с т.д. следования административным регламентом, применять информационные технологии для рационализации рабочего времени, организовывать и эффективно участвовать в командном взаимодействии для решения управленческих задач | Все навыки планирования рабочего времени, современными технологиями эффективного взаимодействия, методами критики, анализа, самоорганизации рабочего времени и эффективного взаимодействия с другими исполнителями | Тесты: №№…, кейс-задания №№…, практические работы, коллоквиум, экзамен. |
|
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела | Содержание раздела | Форма | |
Наименование раздела | текущего контроля | ||
Модуль 1. Организация как система | |||
Введение в теорию организации | Основные информационные ресурсы по дисциплине «Теория организации». Методология поиска дополнительной литературы по основным темам курса. Периодические издания, посвященные проблематике теории организации. Понятие и сущность организации. Основные подходы к пониманию термина «организация». Природа организации. Основные сущностные характеристики организации. Предмет и объект теории организации. Теория организации в системе научных знаний. | Т, РК | |
Междисциплинарный характер теории организации. | |||
«Тектология» А. А. Богданова и теория организации | Формирование взглядов А. А. Богданова. Биография А. А. Богданова. «Тектология»: основные положения и выводы. «Всеобщая организационная наука» («Тектология»). Определение предмета организационной науки. Понятие «всеобщности» организационных законов. Закон синергии. «Закон наименьших». «Закон динамического равновесия». Взаимосвязи тектологии с философией и другими науками. Применение принципов тектологии в экономике и социальной сфере. | ДЗ, РК, Т | |
Классическая теория организации | Принципы теории Ф.У. Тейлора. Совершенствование форм разделения труда. Теория под-готовки кадров. Функциональное руководство группой. Система оплаты труда в теории Ф.У. Тейлора. «Основные черты промышленной администрации» А. Файоля. Функции менеджмента по А. Файолю. Принципы организации в теории А. Файоля. Бюрократическая теория М. Вебера. Основы методологии М. Вебера. Принципы рационализации коллективной деятельности в теории Вебера. Основные характеристики классической теории организации | ДЗ, РК, Т | |
Постклассические теории организации | Причины возникновения постклассических теорий организации. Школа «социальных систем». Организация как «сотрудничающая коалиция». Взгляды Ч. Барнарда на организацию. Административное поведение» Г. Саймона. Теория Гласиер. Исследовательский проект Гласиеровской металлургической компании: история проведения и основные результаты. Концепция «нагрузки времени». Теория институтов и институциональных изменений Д. Норта. Понимание термина «института» в теории Д. С. Норта. Значение теории институциональных изменений для экономики переходного периода. Теория организационного потенциала И. Ансоффа. Основные подходы к формированию организационных структур. Изменение условий внешней | ДЗ, РК, Т | |
среды как важнейший фактор преобразования организационных структур. Элементы организационного потенциала. Современные направления развития теории организации. Факторы эффективной организации в концепции Р. Лайкерта («система-4»). Координационные механизмы в теории Г. Минтцберга («структура-5»). Поиск факторов конкурентных преимуществ в современных теориях организации (ресурсная теория). Причины и условия формирования школ «эмпирического направления» | |||
Основные законы и принципы организации | Общая характеристика законов организации первого уровня. Современная формулировка закона синергии. Закон самосохранения. Методы повышения устойчивости организации. Закон развития. Применение законов организации первого уровня в государственном и муниципальном управлении. Законы организации второго уровня. Закон информированности-упорядоченности. Методика определения уровня достоверности и насыщенности информации. Закон композиции и пропорциональности. Закон единства анализа и синтеза. Основные принципы организации. Принципы приоритета. Принципы соответствия. Принципы рационализации | ДЗ, РК, Т | |
Типы организационных структур | Пирамидальные бюрократические структуры. Реализации принципа единоначалия в линейных организационных структурах. Линейно-функциональные структуры. Линейно-штабные структуры. Достоинства и недостатки пирамидальных структур. Причины и условия деиерархизации управленческих структур. Принцип множественности подчинения в матричных структурах. Основные характеристики дивизиональной структуры. Сравнительный анализ пирамидальных и многомерных структур. Организационные структуры государственных и муниципальных учреждений. Основные виды интеграции организаций Формирование горизонтальных связей внутри | ДЗ, РК, Т | |
организации. Самоорганизация. Природа самоорганизации. Виды самоорганизации. | |||
Организация как открытая система | Понятие и классификация систем. Теория систем Л. Берталанфи. Принцип системности. Принцип эквифинальности. Принцип изоморфизма. Соотношение понятий «организация» и «система». Системные свойства организации. Классификации систем. Открытые и закрытые системы. Внутренняя и внешняя среда организации. Внутренняя среда организации. Мак-роуровень и микроуровень внешней среды организации. Подсистемы внешней среды организации. Механизм адаптации организации к изменениям внешней среды. | ДЗ, РК, Т | |
Жизненный цикл организаций | Понятие жизненного цикла организации. Понятие «жизненного цикла продукции». Использование методов стратегического менеджмента на различных этапах жизненного цикла. Стадии жизненного цикла организации. Подходы к периодизации жизненного цикла организации. Концепция Адизеса. Концепция Мильнера. Концепция Грейнера. | ДЗ, РК, Т | |
Модуль 2. Управление организацией | |||
Цели организации | Миссия организации. Понятие миссии организации. Миссия как стратегический инструмент развития организации. Требования к формулировке миссии. Подходы к пониманию миссии. Понятие цели. Дерево целей организации. Цель как конкретизация миссии организации. Принцип приоритета цели. Понятие дерева целей организации. Процесс выработки целей. Классификаций целей организации. Принцип целевой адаптации. Принцип перманентности целеполагания. | ДЗ, РК, Т | |
Социальные организации | Классификация организаций. Причины появления социальных организаций. Виды и типы социальных организаций. Понятие и сущность социальных организаций. Общая теория социальных организаций. Общество как социальная организация. Целостность и устойчивость как основные характеристики социальных организаций. Способность к | ДЗ, РК, Т | |
саморазвитию. Способность к выявлению и решению проблем. Специфические законы социальных организаций. Закон своеобразия. Закон социальной гармонии. Закон социальной загрузки. Закон эффективного восприятия. Основные недостатки искусственных социальных организаций. | |||
Организационное проектирование | Понятие «проектирования». Комплексный характер проектирования. Организационное проектирование как процесс. Методы организационного проектирования. Метод организационного моделирования. Метод структуризации целей. Метод аналогий. Экспертно-аналитический метод. Этапы организационного проектирования. Предпроектная подготовка. Рассмотрение альтернативных вариантов организационной структуры. Внедрение проекта. Применение методов организационного проектирования в государственном и муниципальном управлении. Применение метода организационного проектирования на современном этапе административной реформы. Оценка эффективности организационного проектирования. Основные группы показателей эффективности организационного проектирования. Условия корректировки организационных структур. Проблема оправданности затрат при корректировке организационных структур. | ДЗ, РК, Т | |
Организационная культура | Понятие организационной культуры. Современные подходы к пониманию сущности организационной культуры. Теоретические подходы к изучению организационной культуры. Функции организационной культуры. Типология организационной культуры. Основные параметры сильных (слабых) организационных культур. Классификация М Бурке. Классификация по динамичности. Целенаправленность культуры как типологический признак. Элементы организационной культуры. Миссия организации как элемент культуры. Символы организации. Поведение и | ДЗ, РК, Т | |
коммуникации. Методы оценки организационного климата. Формирование и изменение организационной культуры. Проблемы влияния мегакультуры. Методика вытеснения негативных субкультур. | |||
Организационные коммуникации | Понятие коммуникации в организациях, Функции коммуникации. Элементы коммуникативного процесса. Этапы коммуникационного процесса. Основные барьеры отправления и восприятия информации. Типология коммуникаций. Формальная и неформальная коммуникация. Вербальныйи невербальный виды коммуникации. Основные типы сетей коммуникации. Организационные факторы, влияющие на эффективность коммуникации. Координация в организациях. Понятие координации в организациях. Виды взаимодействия подразделений. Основные проблемы координации в государственных и муниципальных учреждениях | ДЗ, РК, Т | |
Перспективные направления развития организаций | Основные типы организаций будущего. Использование рыночных механизмов в сетевых организациях. Адаптационные возможности многомерных организаций. Выстраивание демократической иерархии в круговых корпорациях. Интеллектуальные и обучающие организации. Специфика функционирования виртуальных организаций. Свойства организаций будущего. Использование интеллектуальных ресурсов в организациях будущего. Принцип внутренних рынков. Демократизация системы управления. Внутренняя и внешняя среда организаций будущего | ДЗ, РК, Т |
|
|
В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: защита лабораторной работы (ЛР), выполнение курсового проекта (КП), курсовой работы (КР), расчетно-графического задания (РГЗ), домашнего задания (ДЗ) написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), рубежный контроль (РК), тестирование (Т) и т.д.
1.2 Объем дисциплины и виды учебной работы
заочная форма обучения
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
1 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторная работа: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
КСР | ||
Самостоятельная работа: | ||
Самостоятельное изучение разделов | ||
Курсовая работа | ||
Контрольная работа (К) | ||
Самоподготовка (проработка и повторение | ||
лекционного материала и материала учебников и | ||
учебных пособий, подготовка к лабораторным и | ||
практическим занятиям, коллоквиумам, | ||
рубежному контролю и т.д.) | ||
Подготовка и сдача экзамена | ||
Вид итогового контроля: экзамен |
4.3 Лабораторные работы
Лабораторные работы учебным планом не предусматриваются.
4.4 Практические занятия (семинары)
№ занятия | № раздела | Тема | Кол-во часов |
Эволюция взглядов на организацию | |||
Основные законы и принципы организации | |||
Типы организационных структур | |||
Жизненный цикл организации | |||
Разработка миссии и дерева целей (конкретной организации) | |||
Организационное проектирование | |||
Организационная культура | |||
Перспективные направления развития организаций |
4.5 Курсовой проект (курсовая работа)
Курсовая работа учебным планом не предусматривается.
4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№ раздела | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
Постклассические теории организации | ||
Разработка дерева целей организации | ||
Координация в организациях | ||
Перспективные направления развития организации |