Религиозно-духовные основы менталитета русской нации




 

“Они славили Того, Кто неизменно, всегда приходил им на помощь … ничего у него не просили, кроме защиты против Зла и Смерти, то есть того, что было за пределами человеческих возможностей”.

Лесной С. П. Откуда ты Русь? Ростов-на-Дону. Изд-во Донское слово, 1995. С.251

“Отличительная черта славянской религии – связь с культом Земли – Бабы. Наши предки называли землю Матерью, любили её, призывали её в своих молитвах и считали одним из тягчайших грехов её загрязнение …”. Можайскова И. В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России (опыт метаисторического исследования). В 4 частях. Часть 1. Религиозные начала цивилизованной структуры и духовные истоки русской цивилизации. – М., 2001. С.504.

 

“У славян не было понятия посмертного суда, на котором бы определялась судьба души … отлетевшая душа сохраняет свою связь с материальным миром, но уже в иной, преображённой форме … принимает образ ветра, пара, облака, дыма и т.п.”.

Шульга Е.Н. Идея смерти в миропонимании русского народа // Идея смерти в росс.менталитете / под ред. Ю. В. Хен.- СПб, РХГИ, 1999. С.227.

 

“языческая мировоззренческая система, сама явившаяся следствием неблагоприятных природно-климатических условий, сформировала отчуждённое отношение человека к окружающей среде … с вытекающим отсюда оборонительным менталитетом”.

Сильницкий Г.Г. Россия в поисках смысла. Часть I., Россия между прошлым и будущим. – Смоленск, 2001. С.49.

 

“Древняя Русь восприняла … только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии … в своём источнике эта религиозность стояла неизмеримо выше того, что могло быть из неё воспринято на первых порах Русью”.

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. т.2. ч.1.- М.:1994. С.18

 

“За исключением немногих личностей, которым давно было свыше достигать высшего монашеского идеала... монастыри наполнялись людьми, возмечтавшими о себе то, чего в них не было, жалкими самоистязаниями, воображавшими, что Богу угодно насилие данной Богом же духовной и телесной природы человека … За пределами же монастырей весь мир пребывал в грубейшей чувственности и в темнейшем невежестве,”

Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Вып. I. СПб., 1873. С. 36-37

 

“То глубокое религиозное чувство, которое в период языческий доводило русского человека до кровавых жертвоприношений идолам, теперь очищённое светом новой религии, обратило его к подвигам самоистязания и смирения … сознательного и деятельного”.

Иловайский Д. И. История России; в 2 т. М., 1906, т.1. С.187

 

“… являются ли византийское христианство или русское православие полностью тождественными вероисповеданиями? Вероятно, не являются, хотя бы потому, что каждая особая часть земли по-своему “прочитывает” те или иные догматы мировых религий. ”.

Можайскова И. В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России (опыт метаисторического исследования). В 4 частях. Часть 1. Религиозные начала цивилизованной структуры и духовные истоки русской цивилизации. – М., 2001. С.528.

 

“Представители иерархии, духовенства и монашества понимали, что самое важное для страны – объединение … освобождение от ига … но к середине XIV века Русь одичала, необходимо было заново миссионировать, но этого, увы, не делали ”.

Мень А. Роль церкви в современном мире // Путь, 1995. № 8. С. 305

 

“После падения ига народ, который в большинстве своём оставался неграмотным … не слышал даже устного слова Божьего”.

Мень А. Роль церкви в современном мире // Путь, 1995. № 8. С. 319

 

“Первичное и основное пробуждение веры для православного есть движение сердца, созерцающей любви, которая видит Сына Божия … во всём его совершенстве … При свете этого совершенства православный признаёт свою греховность, укрепляет и очищает им свою совесть и вступает на путь покаяния и очищения”.

Ильин И. А. О грядущей России. М., 1991. С.31.

 

“православие апеллировало к ритуальным моментам, к ритмически воспроизводимым суггестивным процедурам, основанным на внушении и подражании … Коллективное религиозное переживание воспринималось как экспликация истины и заменяло собой исследование и доказательство последней”.

Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., Наука,1994. С.75.

 

“… У нас в России культурный разрыв между передовым отрядом интеллигенции и народной массой произошёл не в области внешних форм жизни … а ранее всего в области веры …”.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3т. т. 2, Вера творчество, образование. – М., Культура. 1994. С. 475.

 

“икона представляет собой не просто священное изображение, но нечто большее, чем изображение … икона есть место благодатного присутствия, как бы явления Христа (а далее и Богоматери, святых, вообще тех, кто изображается на иконе) для молитвы Ему…”.

Булгаков С. Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Париж,1985. С. 25.

 

“… языческие элементы сохранились в русских сектах … особенно у хлыстов и скопцов, как на уровне мифа, так и ритуала. Это и шаманская техника экстаза … и вера в переселение душ, и Христос, пребывающий как чистый дух в кормчем хлыстовского корабля”.

Фаликов В. Неоязычество // Новый мир. 1999. № 8. С.157.

 

“… народники … рассматривали русские народные секты … как потенциальных союзников”.

Фаликов Б. Неоязычество // Новый мир, 1999. № 8. С.156.

 

“Идейной формой русской интеллигенции является её отщепенство, её отчуждение от государства и враждебность к нему. Это отщепенство выступает в духовной истории русской интеллигенции в двух видах: как абсолютное и как относительное. В абсолютном виде оно является в анархизме … относительным это отщепенство является в разных видах русского революционного радикализма …”.

Струве П. Б. Интеллигенция и революция // Вехи. Из глубины: Москва. Изд-во “Правда”, 1991. С.153-154.

 

“в исторической душе русского народа всегда боролись заветы обители преподобного Сергия и Запорожской сечи …”,

Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Из глубины, М.1991. С.68

 

“Массовое отпадение от веры с первых дней революционных событий 1917 года привело к тому, что образовавшийся вакуум был заполнен коммунистической идеологией – своеобразной формой квазирелигиозности со всеми внешними признаками религии, кроме веры в Бога, как в сверхъестественную силу и сущность”.

Андреев Л. А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке. ОНиС., 2003, № 1, с.98.

 

Вопросы на размышление.

1. Существует точка зрения, что эмоционально-чувственной составляющей в характере русского народа он (русский народ) обязан православию. Всегда ли превалирование эмоционально-чувственной составляющей над рациональной есть благо? Почему русский народ до настоящего времени не может обустроить Россию?

2. Можно ли сегодня считать православие интегрирующим началом в жизни русского народа? Ответ обоснуйте.

3. Как корректирует идея соборности, понимаемая как добровольное, свободное единение людей, связанных духовными и нравственными узами общей любви, о которой говорят современные сторонники православного пути развития России, с периодом первоначального накопления капитала в атомизированном, раздираемом противоречиями российском обществе?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: