Конспект Цветкова Л.С. «К вопросу о природе афазии и учении о факторе: (о причинах нарушений речи)».




Афазия — это не дефект, а компенсация, то в какой-то мере она находит объяснение и в наших собственных данных по восстановительному обучению больных с афазией, и в физиологических работах о компенсации нарушенных психических функций человека. В них указываются такие свойства функциональной системы, являющейся психофизиологической основой ВПФ, как пластичность, подвижность, некоторая степень независимости ее конструкций и др.

Существуют факты, свидетельствующие о плодотворности этой идеи;

К первой группе факторов относятся указания на длительность (годы) и часто низкую продуктивность восстановления ВПФ, и прежде всего речи при афазии.

Вторая группа факторов свидетельствует, что восстановление речи путем научно обоснованного рационального восстановительного обучения, обеспеченного методами, адекватными механизмам (факторам) нарушения речи, конечно, приводит к более высокой продуктивности, к значительному чтению речи, но никогда речь (при афазии) не восстанавливается до прежнего ее уровня.

Третья группа фактов — это отсутствие спонтанного восстановления речи при афазии, возникающей при органических поражениях мозга.

Новыми, выделенными факторами являются:

• фактор невербальных форм поведения, лежащий в основе нарушения коммуникации из-за дефектов восприятия, понимания речи и в целом вербальноневербального поведения субъектов, с которыми больной вступает в контакт;

• фактор нарушения предметных перцепторных образов и образов-представлений, ведущий к дефектам некоторых форм и функций речи, в частности, номинативной функции, т.е. к нарушению называния предметов, к нарушению невербальных смыслов, к снижению уровня понимания речи и т.д.

На морфологическом уровне (поражение вторичных полей задне-лобных отделов коры левого полушария — 6, 8, 44 поля) возникают трудности выбора каждого последующего звука (слова) из-за дефектов своевременного переключения с одной группы мышц артикуляторного аппарата на другую, т.е. с одного целостного моторного акта на другой. В этом случае нарушения могут протекать и на уровне произнесения звуков, но чаще — уже на уровне слогов, слов.

На психологическом уровне кинестетический фактор проявляется в персеверациях, что в свою очередь затрудняет, а затем и делает невозможным выбор нужного слова: персеверации «забивают» путь к выбору нужного слова, что ведет к вторичному нарушению понимания слов и предложений.

В одном случае — это нарушение иннерваторно-денерваторного процесса, происходящего в отдельных мышечных группах, и здесь оно протекает на уровне последовательного произнесения звуков (лингвистический уровень),

В другом — это нарушение переключения с одной группы звуков на другую (слоги, лингвистический уровень), и наконец,

В третьем — нарушение собственно последовательности, сукцессивности на более высоких уровнях речи (слоги, длинные слова, предложения), в результате чего вторично нарушается импрессивная речь, экспрессивная речь, в том числе ее просодика (интонация, паузирование, ударение, мелодика и т.д.).

Тема 1.2 Классификации афазий

Таблица «Классификация афазии»

Автор классификации Положения, лежащие в основе классификации Формы афазии
Нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурия. Нейропсихологическая методика, предложенная А. Р. Лурия, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возникающие при поражении тех или иных структур мозга. Применение этой методики позволяет не только делать заключение о наличии той или иной формы афазии, но и диагностировать место поражения головного мозга. Им показано, что при любой форме афазии нарушается реализация речевой деятельности. А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии,возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия,возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия,возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей), так же седьмая проводниковая афазия, которую от то включал, то исключал из своей классификации, т.к. не мог определить точного места локализации. Симптоматика есть, а место поражения непонятно.
Классическая, неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма В клинической афазиологии классификации Лихтгейма—Вернике, наивной в своих попытках психофизиологического анализа нарушений речи, но подчас весьма точной по характеристике клинического синдрома. Наличие в клинике двойной классификации связано также и с тем, что зарубежные авторы по-прежнему пользуются преимущественно классификацией Лихтгейма-Вернике (или ее упрощенным вариантом), и, чтобы понять, о чем говорят зарубежные исследователи, надо самим уметь разговаривать на их языке. В классификации Лихтгейма—Вернике выделяются: 3 вида моторнойафазии: а) транскортикальная моторная афазия, возникающая при перерыве связи между центроммоторной речи (центром Брока) и гипотетическим центром понятий; б) корковая моторнаяафазия, развивающаяся при поражении самого центра Брока; в) субкортикальная моторная афазия, возникающая при перерыве связи между центром Брока и отделами мозга, ответственными за артикуляцию; 3 вида сенсорнойафазии: а) транскортикальная сенсорная афазия, возникающая при перерыве связи между центром понимания речи (центром Вернике) и гипотетическим центром понятий; б) корковая сенсорная афазия, развивающаяся при поражении самого центра Вернике в) субкортикальная сенсорная афазия, возникающая при нарушении связи центра Вернике с отделами мозга, воспринимающими речезвуковую информацию. Отдельно выделяется проводниковая афазия, возникающая при перерыве связи между моторными и сенсорными центрами речи.  

 

 

Таблица «Нейролингвистический аспект афазии»

Формы организации речи Единицы системы Принцип организации
Синтагматическая Синтагма (греч.– нечто соединённое) – то же, что словосочетание, а также интонационно-смысловая единица и образец синтаксической единицы. Это интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. Синтагматика включает в себя языковые правила сочетаемости одноуровневых единиц языка и их реализаций в речи. Элементарное синтагматическое отношение двучленно: например, согласный + гласный в слоге, словообразовательная основа + словообразовательный аффикс, подлежащее + сказуемое и др. Синтагматические отношения объединяют единицы языка в их одновременной последовательности. На синтагматических отношениях строятся слова как совокупность морфем и слогов, словосочетания и аналитические наименования, предложения (как совокупности членов предложения) и сложные предложения. При использовании языка синтагматические отношения позволяют одновременно использовать две и более единиц языка.
Парадигматическая Парадигма (греч. – пример, образец) – система форм одного и того же слова как образец склонения или спряжения, а также система звуков речи, значений слов, система форм конструкций, объединённых в один тип.   Парадигматические отношения – это те отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются, например, система согласных, система склонения, синонимический ряд. При использовании языка парадигматические отношения позволяют выбрать нужную единицу, а также образовывать слова, их формы по аналогии с имеющимися в языке. Существуют парадигма падежа существительного 1-го склонения, парадигма спряжения глаголов настоящего времени и т.д. Парадигмой называют отношения между единицами, которые могут занять место друг друга в одной позиции. Например, Роста он был высокого (среднего, низкого). Слов-о, слов-а, слов-у и т.д. В этих примерах слова высокий, низкий, средний и флексии -о, -а, -у сводят в один парадигматический ряд.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: