Ход игрового упражнения на занятии




Воспитатель кладет перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки. (Эта игра хороша для индивидуальной работы по обучению рассказыва­нию в средней группе детского сада.)

Воспитатель. На моей картинке - рубашка.

Ребенок. На моей - тоже рубашка.

Воспитатель. У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона.

Ребенок. У меня рубашка с короткими рукавами, для весенне-летнего сезона.

Воспитатель. Моя рубашка клетчатая.

Ребенок. А моя полосатая.

Воспитатель. Рубашка с одним карманом, расположен­ным на левой стороне груди.

Ребенок. Рубашка с двумя карманами, расположенными снизу.

Другому ребенку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках.

Воспитатель. У меня рыбка красного цвета.

Ребенок. А у меня голубого.

Воспитатель. У моей рыбки большой хвост.

Ребенок. У моей маленький.

Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры, за правильностью сравнений.

Ход игрового упражнения вне занятия

Играют четверо детей. На столе лежат четыре пары картинок изображениями вниз. Воспитатель предлагает детям взять по одной картинке из каждой пары. Затем он открывает любую из оставшихся на столе картинок и рассказывает о том; что на ней изображено.

Ребенок, у которого предмет того же наименования, включается в сравнение. Потом эти две картинки выкладывают рядом, и играющие проверяют, правильно ли были названы признаки предметов, обо всем ли сказано. Например:

Воспитатель. У меня желтый фартук.

Ребенок. А у меня голубой.

Воспитатель. На моем фартуке один карман.

Ребенок. А на моем два кармана.

Воспитатель. Мой фартук украшен узором из малень­ких кружков, точек и треугольников.

Ребенок. А на моем фартуке узор из крупных и мелких цветов.

В дальнейшем на роль ведущего можно назначать кого-нибудь из детей.

Угадай по описанию

Цель:

Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета; развивать наблюдательность.

Игровой материал:

Предметные картинки: снеговики, матрешки, петрушки, неваляшки, бабочки, медвежата. Каждый предмет одного наименования имеет одинаковые и разные признаки с остальными предметами группы.


Картинки 'снеговики'

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель показывает картинки, например снеговиков, и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».

Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия.

- Посмотрите на лица снеговиков. Они?

- Одинаковые. Два глаза и оранжевый нос.

- На головах?

- У одних снеговиков ведра, у других кастрюли. Головные уборы разного цвета.

- В руках?

- Метлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие - в левой.

- Количество пуговиц?

- Где - две, где - три.

«Будьте внимательны. Не перепутайте снеговиков, когда я буду рассказывать об одном из них - предупреждает педа­гог. - Итак, угадайте, о котором снеговике я расскажу.

У этого снеговика оранжевый нос из картона, на голове синее ведро, у него метла с красной палкой и две черные пуговицы из угольков».

Давая описание, педагог сначала называет признак, общий для всех снеговиков (оранжевый нос из картона), потом указывает на признак, имеющийся только у трех снеговиков (синее ведро), далее подчеркивает признак, присущий только двум снеговикам (палка красного цвета), и, наконец, обращает внимание детей на последний - отличительный признак (две пуговицы).

Можно предложить детям и иной путь анализа. Например, воспитатель показывает картинки с шестью матрешками и рассказывает об одной из матрешек: «Эта матрешка в платке красного цвета, в руке у нее зеленый платочек. На ее красивом сарафане одна синяя полоска.

Когда я говорю, что матрешка в платке красного цвета, на матрешку в платке зеленого цвета не нужно больше обращать внимание. Значит, остаются три матрешки. Когда я сказала, что у матрешки в руке зеленый платочек, исключается еще одна матрешка. Остаются две. Потом я сказала, что у матрешки на красивом сарафане одна синяя полоска. Стало быть, теперь вы ее легко сможете найти».

Ребенок, вызванный к доске, указывает на картинку, о которой, по его мнению, рассказывал педагог (можно сделать под ней какую-то пометку, например, поставить мелом черточку). Лишь после того, как будут заслушаны ответы 10-12 детей, воспитатель указывает на своего снеговика (матрешку и др.). Затем он убирает остальные картинки и повторяет описание, а дети контролируют правильность выбора. Описание петрушки: этот петрушка в зеленом колпаке с желтой кисточкой. Одна половина его костюма желтая, другая - красная. В руке голубой продолговатый шар.


Картинка 'клоуны'

Описание бабочки: у этой бабочки коричневое тельце, два оранжевых пятна на верхних крылышках и коричневые пятна на нижних крылышках.

Ход игрового упражнения вне занятия

Играют 5 детей, каждый получает по одной картинке. У воспитателя - по одному комплекту картинок каждого наименования. Педагог предлагает угадать, о которой из неваляшек (матрешек, бабочек и т. д.) он расскажет: «У этой неваляшки голубое платьице с фиолетовым воротником, с тремя пуговицами черного цвета. На платье пояс с прямоугольной пряжкой».


Картинка 'матрешки'

Ребенок, угадавший по описанию свою неваляшку, говорит: «Это моя неваляшка, потому что у нее голубое платьице...»,- затем перечисляет все признаки, которые назвал воспитатель, и кладет свою картинку рядом с ее. Далее играющие получают другие картинки, и игра продолжается.

За покупками в магазин

Цель:

Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Игровой материал:

1. Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).

2. Предметные картинки:

пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);

медвежата: один - черный, 2- коричневых, у одного бантик на шее, один - в полосатых штанишках, один - в комбинезончике (3 картинки);

автомобили: грузовик, фургон, самосвал (3 картинки);

неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, у третьей на платье пояс с пряжкой (3 картинки).

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель вешает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит: «Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит.

Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?

Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика».

А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом». Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».

Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку. Например: «Мне нужен мишка не в зеленой рубашке, не в штанишках с лямками и не тот, который сидит». Или: «Мне понравилась неваляшка не с черными глазами, не в сиреневом платье и не в платье

с поясом».


Наборное полотно для игры 'За покупками в магазин'

Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему именно эту игрушку он купит для своего брата или для своей сестренки, воспитатель вручает ему картинку.

Ателье

Цель:

1. Упражнять детей в классификации одежды по сезонному признаку (зимняя - осенняя, летняя - весенняя).

2. Активизировать в речи детей прилагательные: полоса­тая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая.

3. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.

Игровой материал:

1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одеж­ды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др.

2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).


Игровой материал

Ход игры на занятии (I вариант)

Воспитатель предлагает детям поиграть в ателье. Ставит перед ними на доске конверты с изображениями пальто, блузки и др. и говорит, что такую одежду можно заказать в ателье. Каждый ребенок получает прямоугольник с наклеенной на него тканью. Педагог объясняет: «Я пришла в ателье,

чтобы сделать заказ на пошив разной одежды. Вы - работники ателье и должны предложить мне подходящую ткань для того изделия, которое я буду заказывать. Я покажу вам, что хочу сшить, а вы определите, для какого времени года это изделие предназначено, и тот, у кого есть подходящая ткань, предложит мне ее и расскажет о ней. Например, если я закажу зимнее пальто, то о ткани для него можно рассказать так: «Для вашего зимнего пальто подойдет шерстяная ткань. Она толстая, шероховатая, темно-зеленая».

А если я закажу летнее платье, о ткани для него можно рассказать так: «Для вашего нарядного летнего платья подой­дет вот эта шелковая ткань. Она светлая, тонкая и блестящая».

Далее воспитатель говорит детям, что у них для одного и того же изделия есть несколько образцов ткани: «Те, у кого имеется, например, ткань для пальто, будут по очереди выходить к доске и рассказывать о ней. Я остановлю свой выбор на той ткани, о которой будет полнее рассказано».

Выбранную ткань воспитатель вставляет в конверт.

Чтобы дети при описании использовали больше прилагательных, можно за удачно названное качество давать фишку.

(II вариант)

Воспитатель ставит на полочки доски конверты с изображениями одежды, а на своем столе раскладывает образцы ткани (картонные прямоугольники с наклеенной на них тканью). Объясняет детям: «Теперь вы будете заказчиками, а я работником ателье. Вы будете приходить в ателье, чтобы заказать себе одежду для теплого или холодного времени года, и сами подбирать к ней подходящую ткань. Нужно взять конверт, подобрать к своему изделию ткань и потом сделать заказ, например: «Сшейте мне, пожалуйста, рубашку для осени из теплой пушистой полосатой байки». Если вы все понятно и подробно объясните закройщику, то получите готовое изделие - конверт с вставленной в него тканью».

(III вариант)

Воспитатель раскладывает прямоугольники с тканью на полочки доски (или вставляет их в наборное полотно) и рассказывает: «В нашем ателье решили сделать три цеха: один по пошиву теплой одежды для зимы, другой по пошиву одежды для весны и осени, третий - цех летней одежды. Нам нужно рассортировать ткань - распределить ее по цехам».

Педагог делит детей на 3 бригады (по рядам). Одна бригада отбирает ткань для пошива теплой одежды, другая - для пошива летних вещей и т. д.

Затем воспитатель поочередно вызывает детей из каждой бригады для описания образцов ткани. Например: «Эта ткань для пошива вещей, которые носят в холодное время года, потому что она шерстяная, теплая, толстая. Из нее можно сшить зимнее пальто или осеннюю куртку». Прямоугольник с тканью, о которой рассказывает ребенок, ставят на видное место. (В этой игре можно использовать пейзажные картины: лето - осень - зима.) Когда вся ткань будет распределена, воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения игрового задания.

Ход игры вне занятия

Играют от четырех до восьми детей. Каждый получает по 2-3 конверта с изображениями одежды. Воспитатель кладет на середину стола прямоугольники с образцами, предлагает каждому игроку подобрать подходящую к своему изделию ткань и вставить ее в конверт. Затем он ставит на стол 2 коробки: одну с рисунком снежинки, другую - с изображением солнышка. Дети раскладывают одежду в коробки, ориентируясь на признак сезона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: