Лото «определи первый звук в слове»
Цель:
Упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Игровой материал:
Карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего - кружки (для детей логопедических групп - карточки с буквами - по 4 на каждую букву).
Предметные картинки на карточках
Предметные картинки на карточках:
А
арбуз автобус ананас аист
У
утюг удочка утка усы
И
индюк иголка иней иволга
О
ослик овес окунь осы
П
портфель пила платье палатка
К
краски карандаш котенок кузнечик
X
халат хомяк хлопок хоккеист
С
скворец сирень сено (стог) собака
заяц замок зонт земляника
Ш
щкаф шиповник шишка шалаш
K
жук желуди жираф журавль
Ч
часы чайник черешня черемуха
Ц
Цыпленок циркуль цапля цифры
Л
лягушка ласточка лесенка лыжи
Р
редис рысь рак рябина
Сочетание предметов на карточке может быть разным: а)предметы, названия которых начинаются с гласных звуков (автобус, утюг, иголка, осы);
б) предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (пила, кот, халат, платье);
в) картинки на свистящие и шипящие звуки (сирень, циркуль, собака или: шапка, жук, шишка, жираф и т. д.).
Ниже приводим примерный набор карточек:
1) ананас - индюк - окунь - лягушка - часы - краски;
2) утюг - портфель - сирень - замок - шалаш - жук;
3) арбуз - халат - скворец - цифры - рябина - чайник;
4) ананас - удочка - иней - пила;
5) черешня - цапля - редис - ласточка;
6) собака - зонт - шиповник - жираф - усы - осы;
7) кузнечик - хомяк - шапка - журавль - автобус - иней;
8) хлопок - котенок - циркуль - черемуха - рак - лесенка и т. д.;
|
9) автобус - усы - иголка - овес - шапка - журавль;
10) цапля - черепаха - ласточка - рак - заяц - шарфик.
Под каждым изображением - полоска из трех одинаковых клеток.
Ход игры
Играют 4-6 детей. Педагог раздает детям карточки. Спрашивает, у кого название предмета со звуком а (у, о, и, п...). Тому, кто правильно назовет предмет, он дает кружок (в старшей группе) или карточку с соответствующей буквой (в подготовительной к школе группе), которую ребенок кладет на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей останутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки. Позже дети подготовительной группы могут самостоятельно играть в эту игру.
Цепочка слов
Цель:
Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Игровой материал:
Карточки с предметными картинками (карандаш - шкаф - флажок - куст - топор- ракета - автобус -сук- ключ - чайник - кошка - ананас - сом - мак - крокодил- лук).
Размер карточек для занятия 12 X 7 см (10 X 6 см). Обратная сторона карточек подклеена бархатной бумагой или фланелью. Карточки выкладываются на фланелеграфе. Для настольной игры размер карточек -8 X 5 см.
Карточки для занятий
Ход игры на занятии
На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя - карточка с изображением карандаша.
Воспитатель объясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш.
|
Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».
Когда будет выложена вся цепочка (ее можно разместить на фланелеграфе по кругу), воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.
Ход игры вне занятия
Играют 4-6 детей» Карточки (изображением вниз) лежат посередине стола. Каждый берет себе одинаковое количество карточек (4 или 2). Начинает выкладывать цепочку тот, у кого звездочка на карточке. Следующую картинку прикладывает ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.