МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. Методические указания по изучению дисциплины для студентов предназначены для четкой




 

Методические указания по изучению дисциплины для студентов предназначены для четкой организации деятельности студентов. Рекомендации включают основные материалы дисциплины (задания для практической работы, контрольный тест, рекомендации по подготовке контрольных работ по дисциплине) и пояснения по их выполнению, а также список литературных и других источников информации, необходимых при изучении дисциплины. В ходе практических занятий углубляются и закрепляются знаниястудентов по той или иной проблеме, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умение аргументировать и защищать выдвигаемые управленческие решения.

По согласованию с преподавателем студент может подготовитьреферат, доклад, сообщение по теме практического занятия. В процессе подготовки студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Вопросы, не рассматриваемые на лекциях и практических занятиях, должны быть изучены студентами в процессе самостоятельной работы.

 

Содержание практических занятий

 

Тема 1.Взаимосвязь общества и социального управления. Место и роль социального управления в системе общественных отношений

 

Практическое задание:

1. Описать взаимосвязь общества и социального управления так, как вы ее себе пред- ставляете.

2. Представить преподавателю для проверки письменный отчет.

Цель занятия - выявить уровень и качество понимания студентами центральных категорий курса: «общество», «управление», «социальное управление» - и междисциплинарных связей между ними.

Тема 2.Основы и проблематика социологии управления. Направления исследований в области социального управления. Классификация видов социального управления

Практическое задание:

1. По записанной в лекции информации ответить на вопросы:

- что можно сказать об участии социологии управления в практическом управлении?

- какие формы практического управления можно назвать, в которых присутствует социологическое знание об управлении?

2. Составить классификацию видов социального управления на основе имеющегося у студентов общего уровня знания об управлении, обществе, государстве в целом. Оформить в виде таблицы, в которой представить: а)критерии сравнения видов социального управления, б)собственно виды социального управления.

4. Представить преподавателю для проверки письменный отчет.

 

 

Тема 3.Научный подход к социальному управлению. Образование, компетенции, квалификационные требования к специалистам в области государственного и муниципального управления.

 

Практическое задание:

1. Подготовить и принести в распечатанном виде общекультурные и профессиональные компетенции и квалификационные требования к специалистам в области государственного и муниципального управления.

2. Ознакомиться с общекультурными и профессиональными компетенциями и квалификационными требованиями к специалистам в области государственного и муниципального управления. Определить и обсудить сходства и различия между ними, их значение для систем общественных и управленческих отношений.

3. Сделать выводы и оформить отчет.

4. Представить преподавателю для проверки письменный отчет.

 

Тема 4.Методы исследования и реализации научного социального управления

 

Практическое задание:

1. Оценить классификацию видов управления в представленной преподавателем работе.

2. Составить структуру системы социального управления по представленному препода- вателем списку ее элементов; при необходимости скорректировать названия перечисленных элементов или дополнить их ряд, предложив свои.

Список элементов (см. по учебнику: Бабосов Е.М. Социология управления. - Минск,

2004.).

3.Оформить в виде схемы. Скорректировать название схемы при необходимости. 4. Представить преподавателю для проверки письменный отчет.

 

Тема5.Социальные теории управления. Социальные моменты в теориях зарубежных и отечественных исследователей, относящихся к другим областям знаний

 

Практическое задание:

 

1.Подготовить, принести и иметь на руках доклады по темам:

- Проблематика социологии управления.

- Сущность, особенности, проблематика, значение социального управления.

- Управление обществом и социальное управление.

- Практические формы, направления, цели, задачи реализации социального управления.

- Значение социального управления для общественного развития.

- Сущность, особенности, проблематика, значение социального менеджмента.

- Практические формы, направления, цели, задачи реализации социального менеджмента.

- Значение социального менеджмента для общественного и социального развития.

 

2.Подготовить ответы на вопросы к докладам:

1.Каковы сходства в содержании, целях, задачах, функциях, методах социального управления и социального менеджмента?

2. Каковы сходства в значении и в общественной ценности социального управления и социального менеджмента?

3.Каковы различия в содержании, целях, задачах, функциях, методах социального управления и социального менеджмента?

4. Каковы различия в значении и в общественной полезности социального управления и социального менеджмента?

5.По каким признакам распознать и отделить друг от друга социальное управление и социальный менеджмент?

 

3.При подготовке к докладу и в процессе доклада акцентировать внимание на понятиях и свойствах: 1)социального управления, управления обществом, социального менеджмента; 2)на различиях и сходстве понятий, сущности, особенностей практической реализации социального управления, управления обществом, социального менеджмента.

Список литературы для подготовки к докладам:

1. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: опыт системного анализа. - М.,

1973.

2. Атаманчук Г. В. Управление: сущность, ценность, эффективность. - М, 2006.

3. Зборовский Г.Е. Социология управления. - М., 2007.

4. Тощенко Ж.Т. Социология управления / Социология /Ж.Т.Тощенко. - 4-е изд., пе- рераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 607 с. Раздел VI.

Или: ТощенкоЖ. Т. Социология управления. - М., 2011.

5. Социальный менеджмент / Под ред. В.Н.Иванова, В.И.Патрушева. - М., 2001.

6. Проказина Н. В. Социологическая культура государственных гражданских служащих: постановка проблемы, направления изучения и развития // Вестник ПАГС. - Саратов: Поволжский институт им. П. А. Столыпина, 2012. № 1(30). С. 11-17.

7. Шаповалов В.Ф. Чем и как собираются управлять наши управленцы? // Общественные науки и современность. 2005. № 5. С.89.

8. Фаткин Л.В. Парадоксы менеджмента. - М., 2002.

9. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / под ред. В.В.Щербины. - М., 2004.

 

Тема б.Обеспечение эффективности управленческого труда через мышление, поведение, деятельность. Элементарное управленческое действие. Структура управленческого действия. Типы идеальных действий. Их значение в управленческом труде и деятельности. Латеральное и вертикальное мышление.

 

Практическое задание:

1. Ответить на вопрос по заданной преподавателем практической ситуации.

2. Оформить решение в виде документа, в котором представить: 1)название документа, 2)основание для принятого решения, 3)ограничения решения, 4)критерии оценки ситуации, 5) собственно ответ.

3.Представить преподавателю для проверки письменный отчет.

Источник: Платов В.Я. Современные управленческие технологии. - М.: Дело, 2006. -

384 с.

 

Тема 7. Эффективность взаимоотношений сотрудников: руководитель, персонал, коллектив, команда. Система личности руководителя и пути ее совершенствования.

 

Практическое задание:

Промежуточный контроль: выполнение контрольной работы в одной из форм: 1)решение игровой ситуации, 2)проведение тестирования, 3)устная или письменная проверка понятийного аппарата дисциплины.

 

Тема 8.Сущность и специфика взаимодействия между руководителем и персоналом организации. Условия эффективного взаимодействия. Формирование коллектива как комплексный процесс. Степень сплоченности коллектива как неоднозначный фактор развития организации

 

Практическое задание:

1. Ответить на вопрос по заданной преподавателем практической ситуации.

2. Оформить решение в виде документа, в котором представить: 1)название документа, 2)основание для принятого решения, 3)ограничения решения, 4)критерии оценки ситуации, 5)собственно ответ.

3. Представить преподавателю для проверки письменный отчет.

 

Источник: Платов В.Я. Современные управленческие технологии. - М.: Дело, 2006. - 384 с.

 

Тема 9.Команда: виды, содержание, значение. Работа в команде. Командные роли. Управление командой. Ошибки руководителя в управлении командой, пути исправления ошибок

 

Практическое задание:

1. Определить роли участников команды.

2. Изучить дополнительные источники информации следующего содержания: по опре- делению и реализации функций руководителя и участников команды; по эффективному взаимодействию между ведущим и остальными участниками команды; по принципам и пра- вилам работы команды; по возможным ошибкам руководителей команд.

3.Составить таблицу ролей и функций руководителя и участников команды. В таблицу включить сведения: о возможных ошибках руководителя при реализации управленческих функций; о путях исправления ошибок; об ожидаемом эффекте от реализуемых мероприятий.

4. Оформить письменный отчет и представить преподавателю для проверки. При подготовке к практическим занятиям каждый студент должен изучить рекомендо- ванную учебную литературу, дополнить конспекты лекций, изучить и законспектировать первоисточники по теме, подготовить ответы на все вопросы. Во время практического заня- тия поощряется проявление студентом инициативы, активное участие в обсуждении.

 

Тематика практических занятий

1. Социология управления как целостность и составная часть социологии.

2. Сущность и характеристики социального управления.

3. Сущность, характеристики, тенденции управленческих отношений.

4. Сущность, характеристики, тенденции управленческого процесса.

5. Сущность, характеристики, закономерности, принципы системы социального управления.

6. Разнообразие видов социального управления.

7. Совокупность и разнообразие социальных отношений в управлении.

8. Эффективные формы управленческих отношений.

 

Тематика рефератов, докладов

1. История развития социального управления

2. Современные концепции социального управления

3. Сущность и особенности социального управления

4. Взаимосвязь исследовательской и практической деятельности в социальном управлении

5. Процесссоциального управления.

6. Цели и задачи социального управления

7. Социальное управление в форме планирования

8. Цели, назначение и виды социального управления

9. Управление изменениями как форма социального управления

10. Формы и особенности социального управления в РФ.

11. Международный опыт социального управления.

12. Социальное управление в муниципальных образованиях.

13. Информационное обеспечение социального управления.

14. Подготовка кадров для социального управления.

15. Социально-психологические аспекты социального управления.

16. Тенденции и перспективы социального управления в глобальном информационном сообществе.

17. Проблематика социологии управления.

18. Сущность, особенности, проблематика, значение социального управления.

19. Управление обществом и социальное управление.

20. Практические формы, направления, цели, задачи реализации социального управления.

21. Значение социального управления для общественного развития.

22. Сущность, особенности, проблематика, значение социального менеджмента.

23. Практические формы, направления, цели, задачи реализации социального менеджмента.

24. Значение социального менеджмента для общественного и социального развития.

25. Различия и сходство в понятиях, сущности, особенностях практической реализации социального управления, управления обществом, социального менеджмента.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: