Ориентация в пространстве. Доминанты




Композиция городских ансамблей и транспортная система улиц и площадей

Градостроительный ансамбль - градострои­тельное образование, облик которого отвечает вы­соким художественным требованиям. Градострои­тельный ансамбль должен представлять собой композиционно упорядоченную целостность, визу­ально согласованную с окружением. Основные ка­чества градостроительной композиции, обеспе­чивающие ансамблевость:

- целостность объемно-пространственной композиции (Целостность объемно-пространственной компо­зиции обеспечивается возможностью одновременно­го зрительного восприятия всего градостроительно­го ансамбля.).

- сомасштабность архитектурных сооружений между собой и по отношению к человеку (В градостроительной композиции необ­ходимо, с одной стороны, отразить масштаб города, а с другой - соизмерить массы и пространства с мас­штабом человека. Гармония достигается при разум­ном сочетании этих двух масштабов.)

- композиционное (Композиционное разнообразие проявляется в использовании зданий разной величины, высоты, сти­листики.).

 

Средства градостроительной композиции (строится геометрия пространств, пластика застройки и земли, формируются цветовые и светотеневые характеристики среды. )

1. про­странственные

Спосо­бы сопоставления, чередования, иерархической соподчиненности элементов, из которых формируется гра­достроительная композиция. Средствами гармонизации пространственных взаимосвязей и соотношения элементов градостро­ительной композиции служат такие приемы, как мет­рические и ритмические чередования элементов в пространстве, симметрия и асимметрия, модульные и пропорциональные членения застройки и другие.

2. пластические

Пластические средства включают способы чле­нения застройки на визуально различимые элемен­ты, взаимное расположение этих элементов с учетом их размеров, конфигурации пространственных форм, образующих пластику застройки.

3. светоцветовые сред­ства

Светоцветовые средства включают соотно­шения цветов, света и тени. При­менение разных цветов окраски фасадов зданий по­зволяет менять восприятие пространственных от­ношений - зрительно увеличивать или сокращать расстояния.

 

Колористическое решение включает:

· цвета застройки,

· малых архитектурных форм,

· элементов благоустройства,

· цветочного оформления,

· наружной рекламы.

 

Зрительное восприятие композиции городских ансамблей

Композиция планировочных и архитектурных форм городской сре­ды, в первую очередь, должна быть основана на возможностях зритель­ного восприятия — как непосредственного, так и опосредованного во времени. Для эмоциональной и эстетической оценки архитектурной формы необходимы определенные условия и характер восприятия зрителем. Композиционная организация архитектурного объекта формирует программу восприятия, моделирует характерные позиции зрителя и маршрут его движения.

Архитектурная практика выделяет три основных вида композиции:

· фронтальную,

· объемную,

· глубинно-пространственную.

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль — гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства. Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей. Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф местности (например, церкви, которые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные ансамбли включают водоёмы.

Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но и скульптуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Сенатская площадь с фигурой Медного всадника и Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (Санкт-Петербург).

Ориентация в пространстве. Доминанты

Главнейшее качество градостроительной композиции – обеспечение ориентации в пространстве. Для этой цели в пространственной среде выявляются психологически необходимые для жизнедеятельности человека факторы: функциональная информативность окружающей среды, ясные направления движения и обзора, наличие центра и периферии, главного и второстепенного.

Трассами обзора являются пути сообщения – улица, река, железная дорога; точками обзора являются места остановок – смотровые площадки, выходы из зданий, жилых групп, подземных переходов, изломы и подъемы трасс обзора.

Для создания упорядоченной композиции широко используется прием направленных видовых перспектив, который может подразделяться на:

1) прием линейного раскрытия пространства со стабильным направлением и ракурсом обзора;

2) прием прерывистого раскрытия с меняющимся направлением и ракурсом обзора.

Как правило, стабильный ракурс обзора ориентируют на композиционные доминанты. Меняющиеся, не стабильные ракурсы обзора могут не ориентироваться на доминанты, но должны иметь определенную логическую, ритмическую и знаковую систему.

Доминанты

Доминанты выполняют роль обеспечения ориентации в пространстве. Для выполнения своей доминирующей роли они должны хорошо обозреваться с больших расстояний. Как правило, роль доминант выполняют высотные здания, купола, шпили или сооружения оригинальной формы.

В зависимости от размещения композиционных доминант на различных элементах ландшафта, их композиционная значимость усиливается или ослабляется. Осмысление природно-ландшафтных особенностей местности в художественно-эстетическом аспекте важно при построении общей пространственной композиции градостроительного образования, но особенно - при расстановке композиционных доминант. Размещение архитектурных доминант на повышенных отметках рельефа позволяет увеличить зону их визуального восприятия и зону их композиционного влияния. Наибольший композиционный эффект достигается при размещении архитектурных доминант на возвышенностях около водных пространств, что позволяет обеспечить обзор с обширных территорий.

По композиционной значимости архитектурные доминанты могут ранжироваться на первый, второй и последующие уровни. Главную роль в этом играют условия их зрительного восприятия. Силуэт большого города не может быть воспринят целиком в виде единой картины. Более высокий уровень имеют доминанты, дающие ориентацию для большей части города, района, поселка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: