Протоиерей Алексий Умипский, А.Е Токарева




ГЛАВА ПЕРВАЯ О ЕВАНГЕЛИИ

 

Предисловие

 

Сегодня как никогда очень остро встает во­прос о том, как жить по Евангелию. Окружающий нас мир, да и жизнь наша — современных христиан — по своей сути очень далеки от евангельского идеа­ла. Вседозволенность, распущенность, а порой и от­крытое хамство становятся нормой. И все чаще мы сталкиваемся с равнодушием и самолюбием. Еванге­лие же говорит о самоотречении, о несении креста, о тесном пути, о понуждении себя, о милосердии, о любви к врагам. Как совместить несовместимое?!

Многие, кто уже читал Евангелие, могут при­знаться, что не сразу оно воспринимается ими как инструкция к действию, как указание пути ко спасе­нию и угождению Богу. А ведь жизнь по Евангелию не только богоугодна, но она еще и ведет к столь вожделенному всеми счастью, и не призрачному, преходящему, а истинному. Опыт показывает, что Евангелие может поначалу вдохновить человека на некоторые серьезные перемены в жизни. Но со временем впечатления от прочитанного стираются, суета и заботы увлекают, и мы оставляем Еванге­лие в стороне. Жизнь диктует нам свои порядки и условия, и так незаметно в нашей памяти из про­читанного остается лишь немногое. Между нами и тем, чему учит Евангелие, образуется как бы непре­одолимая пропасть: мы — здесь, а оно — там.

Любопытно такое наблюдение, что совре­менные христиане, часть из которых в Церкви уже много лет, Евангелие читают редко, евангельских заповедей не знают, а когда речь заходит о жизни по Евангелию, по заповедям, говорят избитую и ниче­го не значащую фразу: «Ну, да, это всё понятно, но вот...» Но если бы нам в действительности было это понятно, то иными были бы наши слова и поступ­ки. К горькому сожалению, есть среди нас и такие, кто вообще не задумывается о том, что ждет его по­сле смерти, об аде и рае, о Страшном Суде, а уж тем более о том, что Господь будет судить нас по тому, как мы исполняли в своей жизни Его святые запо­веди. Остается только удивляться тому, насколько мы безпечны, что нас не заботит даже наша вечная участь; и как мы пренебрежительны к заповеданиям, которые дал не человек, но Бог!

Сегодня у большинства из нас все-таки есть возможность иметь Священное Писание дома, чи­тать и даже изучать его в воскресных школах и на различных курсах. Изучая священные тексты, нам необходимо помнить, что Евангелие — это Книга, которую мы не просто должны знать по содержанию (что за чем идет по хронологии событий), а Книга, по которой нам надо жить. Евангелие — это благая весть о Вечной Жизни нам, находящимся в вечной смерти. Это как Гость в камере смертников, который может отменить смертную казнь, но при условии, что мы оставим свою прежнюю жизнь и перестанем быть убийцами собственной души. Евангелие гово­рит о том, как обрести эту Вечную Жизнь, Жизнь с Богом. Со своей стороны нам надо только прило­жить усилие и понудить себя жить так, как учит нас Господь в Своем Благовествовании.

Говоря о Евангелии, можно долго рассуждать о том, что это — особая книга, воспитывавшая чело­вечество на протяжении двух последних тысячеле­тий, что Новый Завет — основа не только европей­ской, но и всей мировой культуры. Евангелие не­обходимо знать хотя бы для того, чтобы правильно ориентироваться в том культурном пространстве, которое нас окружает, — в литературе, живописи, архитектуре и музыке.

Можно охарактеризовать Евангелие как ве­ликую книгу, в которой изложены основные по­стулаты христианства, но, мне кажется, что лучше всего воспринимать его как оставленный нам пор­трет Христа, потому что самое главное, что есть в Новом Завете, самое важное, что есть у христиан, — это Сам Христос.

Конечно же, Евангелие содержит многочис­ленные наставления, касающиеся того, как мы должны поступать, как мы должны жить, чтобы на­следовать Царствие Небесное, но даже все это отхо­дит на второй план. По слову апостола Иоанна Бо­гослова: «О том, что было от начала, что мы слы­шали, что видели своими очами, что рассматрива­ли и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слы­шали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Ии­сусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1 Ин. 1: 1-4).

Евангелисты ставили перед собой важней­шую задачу, стремясь не только донести до нас уче­ние Господа, но и запечатлеть образ Иисуса, потому что Он и Его учение друг от друга неотделимы. И они достигли своей цели: прежде всего, мы отно­симся к Евангелию не как к учебнику жизни, не как к кодексу правил поведения, не как к морально-фи­лософскому трактату. Нам эта книга дарует воз­можность драгоценной встречи с Самим Христом.

Безусловно, каждый из нас должен понимать, в чем состоит воля Божия. Но, может быть, даже это — не самое главное. Когда человек начинает молиться, его сердце устремляется к Богу. Возно­сящиеся моления исходят не от ума, а именно от сердца. Молящийся часто просит невозможного в житейском смысле, но самого важного для себя, и очень надеется быть услышанным. Надежды эти посрамлены не будут, потому что человек всегда услышан Господом, хотя сам далеко не всегда слы­шит Бога.

Евангелие — это больше, чем книга, это — об­ращенный к человеку призыв услышать Бога. Мы не можем слышать и видеть Его физически, но у нас есть сотворенные Богом безсмертные души, для которых это оказывается возможным при по­мощи Евангелия. И тогда с человеком происходит настоящее чудо: он встречает Бога. Он может Его не понимать, может даже противиться воле Господ­ней, но если он однажды повстречал Бога через Евангелие, он уже от Христа никуда не денется.

Господь говорит: «Я есмъ хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, схо­дящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6: 48-51).

Эти слова люди слышать не готовы, потому что они попросту не понимают, о чем идет речь. От Христа отошли многие из тех, кто прежде сте­кались к нему толпами, как к Мессии, о грядущем пришествии Которого возвещали пророки. Когда с Ним остались лишь двенадцать ближайших учени­ков, Спаситель обращается к ним: «Не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин. 6: 67-69).

Человек открывает для себя Евангелие, стре­мясь прежде всего познать Божественную сущность, которую мы до конца понять не в силах, но которую можем принять, с которой можем соприкоснуться и даже соединиться. Апостол Петр призывает всех нас: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через позна­ние Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Боже­ского естества» (2 Петр. 1:3-4).

Несмотря на то, что мы знаем: Бог невидим и непостижим, несмотря на апофатическое богосло­вие, то есть богословие непознаваемости, Бог вдруг открывается для нас близостью Христа, Его безконечной, всепоглощающей любовью.

Апостолу Павлу в жизни не довелось ви­деть Иисуса, но он встретился с Его учениками, и их слова о Боге, их Евангелие, их благая весть так обожгли Павла, что он сказал: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердеч­ные. И нет твари, сокровенной от Него, но все об­нажено и открыто перед очами Его: Ему дадим от­чет» (Евр. 4: 12-13).

Евангелие — это возможность если даже не до конца понять, то хотя бы ощутить Истину и вместе с тем обрести смысл жизни, осознать истинное на­значение своих страданий, проверить силу своего стремления следовать за Христом, куда бы Он ни пошел. Евангелие — это Сам Христос, говорящий с нами напрямую, Сам Христос, нас касающийся, Сам Христос, нас зовущий и заглядывающий в глубину наших сердец. Все это и есть Евангелие: не просто книга, содержащая проповеди и притчи и подарившая человечеству безсмертные образы, воплотившиеся впоследствии в великих произве­дениях искусства, а прежде всего — Сам Христос.

Тот, кто ищет Христа, тот, кто хочет Его уз­нать, пусть возьмет в руки Евангелие. Только де­лать это следует по-настоящему, с сердцем, готовым к поиску Господа, с душой, открытой для встречи с Ним. И тогда Евангелие откроется для человека, и он начнет понимать слово Божие.

Очень многие люди читали Новый Завет, но при этом он так и остался непрочитанным ими. Они хотели как-то переиначить Евангелия, упростить их и «улучшить», сделав их более понятными и при­ближенными к человеческим нуждам. Многие пыта­лись писать собственные «евангелия», искать своего Христа, особенно в течение нескольких последних столетий. Это значит, что они, к сожалению, искали не Христа, а искали себя в Евангелии.

Впрочем, в Евангелии можно найти и себя, но лишь после того, как ты нашел Христа, потому что Евангелие — не та книга, которую стоит цитировать с тем, чтобы блеснуть начитанностью, не та книга, в которой стоит искать противоречия и строить на этих изысканиях научную карьеру. В Евангелии нет тайн, до которых обычно так падок человек, представляющий себе религиозную жизнь безконечной чередой каких-то секретов, таинств и чудес. Евангелие — книга откровенная, книга, открытая для всех. Там не содержится ничего тайного, ниче­го двусмысленного, ничего такого, что следовало бы расшифровывать или передавать посвященным как тайные знания. Люди, так относящиеся к Но­вому Завету, остаются без Христа, хотя могут знать эту книгу наизусть и цитировать ее по любому по­воду. Если человек хочет самоутвердиться за счет Евангелия, у него ничего не получится.

Любой из нас в какой-то момент может найти свое Евангелие, и каждый раз погружаясь в это про­странство, мы находим себя настоящими. Новый За­вет способен вдруг так осветить каждого, что мы мо­жем увидеть, кем являемся и на что способны на са­мом деле, услышать зов Христа и понять, куда Он нас зовет. Мы можем найти настоящего Иисуса — живого и родного, пребывающего рядом с нами.

Человек вновь и вновь перечитывает Еванге­лие, потому что Евангелие — это жизнь. Каждый прожитый им день — это день либо его жизни со Христом, либо жизни без Христа. Ежедневно он решает одну и ту же задачу, делает один и тот же выбор, задается одними и теми же вопросами: кто я такой? зачем я живу? куда я иду? слышит ли меня Бог? слышу ли я Его?

В последнее время чтение Нового Завета сде­лалось для многих частью молитвенного правила. Разумеется, человек нуждается в определенной са­модисциплине, в каком-то понуждении на молит­ву и в духовной учебе, но если он читает правила, но не молится, штудирует Евангелие, но Христа не слышит, постится, но при этом не жертвует собой, все его усилия обезсмысливаются.

Человек должен любить Новый Завет.

Как часто следует читать Новый Завет? Хоро­шо читать Евангелие всегда, но в этом должна быть такая же настоятельная потребность, как, напри­мер, потребность в причащении Святых Христо­вых Тайн. Если же человек делает это просто пото­му, что так положено, в качестве своеобразной «ду­ховной физкультуры», то он попросту совершенно не понимает, зачем ходит в Церковь и зачем читает слово Божие. Он не понимает, что Евангелие напи­сано в том числе и о нем, и именно для него.

Вот мы читаем в Евангелии от Марка: «Поу­тру, проходя мимо, увидели, что смоковница засо­хла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засо­хла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Бо­жию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам»(Мк. 11: 20-24).

Человек читает этот отрывок, встречает он и та­кие слова: «Кто будет веровать и креститься, спа­сен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смер­тоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:16-18).

Нам кажется, что все это написано не о нас, а о ком-то другом. Но дело в том, что слова Господ­ни обращены не к неведомому «кому-то», жившему когда-то очень давно, а именно к нам и сейчас...

Протоиерей Алексий Умипский, А.Е Токарева

 

 

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

 

«Не хлебом единым будет жить человек,

но всяким словом Божиим».

Лк. 4, 4

«Истина сделает вас свободными».

Ин: 8,3

«Слово Божие проникает до разделения

души и духа».

Евр. 4,12

 

Истина — благая и радостная — есть пища души, без нее душа умирает. Душе нужны мысли бодря­щие, согревающие, возвышающие и окрыляющие ее. Благо тем, кто умеет постоянно питать себя ими. С ними легко жить, с ними легко преодолевать все искушения, приражения тоски, уныния, лености и нерадения. Вместе с тем глубоко воспринятая исти­на не может оставаться бездейственной: она застав­ляет не только иначе думать, но и иначе жить.

Душа может питаться молитвой от окружаю­щих ее людей, в которых живет Святой Дух. Но та­кие люди редки. Гораздо доступнее для всех другой источник истины — Священное Писание.

Как в драгоценном сосуде, истина более всего собрана в Священных Писаниях Нового Завета и особенно в Святом Евангелии. И кто хочет освяще­ния своей души, очищения сердца и просвещения ума, тот должен прильнуть жадными устами к это­му сосуду, чтобы постоянно питать себя истиною.

Трудно объяснить, рассказать словами о значе­нии для нас Святого Евангелия.

Это кристально чистый источник для умираю­щей от жажды души; это огонь, попаляющей нечи­стоту сердца; это светоч, озаряющий окружающий нас греховный мрак.

Прп. Серафим Саровский, который в течение каждой недели прочитывал все Евангелие, Деяния и Послания апостолов, так говорил про чтение Священного Писания: «Через это не только душа моя, но и самое тело услаждается и одухотворяется. При чтении Священного Писания я беседую с Го­сподом, содержу в памяти моей жизнь и страдания Его, и день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне, недостойному».

Как пишет еп. Игнатий (Брянчанинов): «Рас­крывая для чтения книгу — Святое Евангелие, вспом­ни, что она решит твою вечную участь. По ней мы бу­дем судимы и, смотря по тому, каковы были здесь, на земле, по отношению к ней, получим в удел или веч­ное блаженство, или вечные казни» (Ин. 12,48).

Сам Христос присутствует в Святом Еван­гелии и говорит из него с нашей душой. Поэтому Церковь почитает Евангелие как Самого Христа: пред ним несут зажженные свечи, а священнослу­жители снимают камилавки и митры, приступая к его чтению.

Некоторые из христиан (включая преподобно­го Серафима) считали возможным читать Евангелие только стоя или на коленях. Но это, конечно, необя­зательно. Архиепископ Арсений (Чудовской) счи­тал непредосудительным читать Евангелие и сидя.

По существу благоговейное чтение Евангелия нельзя отличать от молитвы. Старец Парфений Ки­евский так рассказывал про себя: «Однажды в про­должение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапно спадает огонь с небес, попаляет терние, покрывающее поле, — и поле остается чистым. Недоумевая об этом видении, я слышу голос: терние, покрывающее поле, — грехи благотворившей тебе души; огонь, попаливший его, — слово Божие, тобою за нее читаемое».

Через чтение Евангелия в человеке зарожда­ется благодатный ум. Об этом так пишет архие­пископ Иоанн (Шаховской): «Вникание в Еванге­лие и проверка себя и своей совести его светом и молитва просвещают малый человеческий разум и открывают в человеке Высший Разум, который обычно бывает в человеке закрыт, засыпан мелким практическим рассудком. Истина Христова осво­бождает человека от зла и неведения, очищает и воспитывает внутреннюю глубину в человеке, его сердце, дух».

От одной рабы Божией я слышал такое сужде­ние: «Когда я вхожу в новый для меня дом, я смо­трю — есть ли там Святое Евангелие и как оно там почитается и хранится? И если оно есть и хранится бережно и лежит на почетном месте — то я спокой­но сближаюсь с новыми для меня людьми». И эта раба Божия не ошибалась, следуя такому признаку.

Однако горе тем из христиан, которые будут только хранить или чтить Святое Евангелие, но не читать его — не общаться постоянно через него со Христом. Это тоже, что ставить около себя пищу и лишь смотреть на нее: результатом будет неиз­бежная в обоих случаях духовная или физическая смерть.

Но мало сказать, что Святое Евангелие надо читать, и читать ежедневно, обновлять истину в своей памяти. Чтение чтению рознь, и многие из людей, читавших Святое Евангелие, не получили от него для себя никакой пользы. Мало пользы и для тех, кто Святое Евангелие будет читатать толь­ко умом. Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В нашем восприятии слова Божия различны следу­ющие моменты — слышание, разумение его, приня­тие сердцем и, наконец, употребление его к жизни. Проверьте себя — в какой из этих стадий вы нахо­дитесь? Всегда ли вы хоть просто слышите его или часто ли берете в руки, чтобы прочесть? Слыша, читая, даете ли себе труд вникнуть и понять его? Доходит ли оно до вашего сознания, сердца, будит ли оно их?

Если да, то есть ли плоды этого, сдвигает ли оно вас хоть немного с мертвой точки успокоенно­сти обычной нашей жизнью? Проверьте себя — и медленно и упорно начните свой подъем по этим ступеням».

Итак, Евангелие постигается разумом, серд­цем и жизнью, а у кого разум не развит, то только сердцем и жизнью. Последним надо с детской до­верчивостью относиться к евангельским истинам. А по отношению ко всему, не постигаемому умом, надо ждать времени, когда созреет разум, способ­ный проникнуть в Божественные тайны.

Задумывались ли вы, почему Господь в поуче­нии Своем часто применял притчи, непонятные в ряде случаев даже для апостолов? И почему в Свя­щенном Писании так много иносказательного — образов, символов и аллегорий? Не лучше ли было прямо возвещать понятную всем истину?

Этот вопрос был задан Господу Его ученика­ми: «Для чего притчами говоришь им?» Господь на этот вопрос дал такой ответ: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому гово­рю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними про­рочество Исайи, которое говорит: слухом услыши­те — и не уразумеете, глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют серд­цем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и пра­ведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Вы же выслушайте значение притчи» (Мф.13, 10-18).

Итак, разъяснение тайного, сокровенного смысла притчи было открыто не всем, слышавшим ее, а только ученикам. И все Евангелие, его «благая весть», хотя и читается всеми, но истина и тайные красоты его открываются лишь избранным сердцам.

Кто же может попасть в число этих избранни­ков? Здесь мы подходим к третьему условию чте­ния Святого Евангелия. Чтения жизнью.

В чем была разница между учениками Госпо­да и теми, которым Господь не счел нужным объ­яснить значение притчи? Были ли ученики понят­ливее всех других евреев? Нет. Даже, скорее, менее понятливы, ведь они были неученые рыбаки, а сре­ди прочих слушавших были ученые книжники.

Но апостолы «оставили все» (Мф. 19, 27) и пошли с детской верою, смирением и любящими сердцами за Христом. Они делом доказали свою преданность Христу, и за это были удостоены по­стижения сокровенного смысла учения Христа. И если «они имели» смирение, любовь, усердие и рев­ность, то им и «дано было» дополнительно пости­жение тайн. Это постижение есть драгоценнейший дар от Господа, и этот дар дается только избран­ным, «оставившим все» и пошедшим за Христом. Но этого дара не удостаиваются те, у кого «огрубе­ло сердце» духовное, у кого «сомкнутые» внутрен­ние глаза и уши. От них «отнимается» и то, что они имеют: они или совсем не понимают, или забывают прочитанные истины, и души их умирают.

Итак, к чтению Святого Евангелия и многих книг Священного Писания надо приступать с мо­литвой о даровании разумения его.

Читать Священное Писание должно, как и мо­литься, по возможности в уединении, с успокоен­ными чувствами, с очищенной совестью, с прими­ренным сердцем с Богом и ближними.

В тех случаях, когда при чтении какие-либо ме­ста из Священного Писания остаются неясными, не надо стараться тотчас же их понять. Смысл Священ­ного Писания раскрывается не сразу, а постепенно, по мере духовного роста христианина. Старец Пар- фений Оптинский так говорил об этом: «Священ­ное Писание все тайнами повито. Там глубина, там смысл неисчерпаемый. Всего уразуметь нельзя».

Подобно тому, как можно снимать с луковицы одну чешуйку, затем другую, третью и т. п., — вот то же и в Священном Писании: уразумеет человек один смысл, за этим смыслом есть другой глубо­кий, за вторым — третий и т. д. Вот так Господь и просвещает разум Своих подвижников.

В Библии кроме внешней стороны есть еще и внутренняя, т. е. помимо голых фактов есть глу­бокий преобразовательный смысл этих же самых фактов. Этот смысл открывается по мере очищения ума человека».

Поэтому перед чтением Священного Писания всегда надо молиться о том, чтобы Господь послал его разумение. Господь исполнит эту просьбу, и тог­да сразу же или в свое время ранее темные места становятся ясными и понятными.

Как пишет прп. Исаак Сириянин: «К словам таинств, заключенным в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: дай мне, Господи, принять ощуще­ние заключающейся в них силы».

А преподобный Симеон Новый Богослов пи­шет: «То, что написано об иных мирских делах, читающие могут понимать и сами, но вещей Бо­жественных и спасительных никому невозможно понять или понимать без просвещения от Святого Духа».

Надо ли повторять, что Евангелие следует чи­тать ежедневно.

Святые так часто и много читали Святое Еван­гелие, что некоторые из них (например прп. Пахомий Великий и многие из его учеников) знали его наизусть.

Однако при чтении Евангелия дело не в коли­честве прочитанного. Можно прочитать много и ничего не усвоить, и можно одним отрывком напи­тать надолго свою душу Божественною духовной пищей.

Прп. Никодим Святогорец дает такой совет: «Когда читаешь Божественное Писание, то не имей в виду, чтобы только прочитывать лист за листом, но с размышлением вникай в каждое слово. И ког­да какие слова заставят тебя углубиться в себя, или произведут движение сокрушения, или радостью духовною и любовью исполнят сердце твое, остано­вись на них. Это Бог приближается к тебе; смирен­но приими Его отверстым сердцем, так как Он Сам хочет, да приобщишься Его».

И св. Исаак Сириянин пишет: «Если хочешь насладиться чтением Божественного и постигнуть его смысл, отложи в сторону количество и норму, да углубится же ум твой в изучение слов Духа, пока душа твоя не возбудится удивлением перед домо­строительством Божиим и через глубокое размыш­ление не подвигнется к славословию или душепо­лезной печали».

Святое Евангелие содержит ответы на все во­просы, которые могут встретиться в жизни христи­анской души. И эти ответы идут от Самого Бога — Начальника и Законодателя всей жизни. Поэтому Святое Евангелие — наш путеводитель и советник, и вместе с тем — друг и утешитель.

Не надо думать, что, познав до некоторой сте­пени евангельскую истину, можно успокоиться, считая ее прочно себе усвоенной, и более не читать Святое Евангелие.

Во-первых, память сохраняет у нас в уме лишь то, что мы постоянно повторяем и чем всегда интересуемся. Во-вторых, истина неисчерпаема так же, как неисчерпаемо познание Бога. Как пишет прп. Исаак Сириянин: «Пути премудрости нет кон­ца, она шествует выше и выше, пока не соединит последователя своего с Богом. То и составляет ее признак, что постижение ее безпредельно, потому что Премудрость есть Сам Бог». И чем более бога­теет человек истиною, тем свободнее он становит­ся от греха, тем светлее его разум и тем чище его сердце, тем ближе он становится к Богу уже в этом мире.

Как говорит тот же св. Исаак Сириянин: «Чте­ние Божественных Писаний укрепляет ум, по­буждает к молитве, помогает бдению, с которым оно тесно соединено, и подает свет разумению. Чтение удерживает ум от рассеянности, напоминая в Боге, указывает пути святых и делает то, что ум приобретает тонкость и мудрость».

А схимонах Силуан пишет: «Не может душа иметь мира, если она не будет поучаться в законе Божием день и ночь, ибо закон сей написан Ду­хом Божиим, а Дух Божий от Писания переходит в душу, и душа чувствует в этом услаждение и при­ятность и уже не хочет любить земное, потому что любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая и дичает и не хочет молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет ее и сво­бодно влагает в ум, что хочет, и перегоняет душу от одних помыслов к другим, и так целый день душа проводит в этом безпорядке и не может чисто со­зерцать Бога».

Кто знаком с историей Христовой Церкви, тот знает о могуществе действия Святого Евангелия на сердце человеческое. Имеется много рассказов о том, как чтение Святого Евангелия преображало душу, от­вращало людей от греха, исцеляло от пороков.

Вот что переживал, читая Святое Евангелие, о. Иоанн Кронштадтский: «Духовный восторг ох­ватывает мое сердце, так мне ощутительно присут­ствие благодати в Слове Божием: мне даже пред­ставляется, что я читаю и вливаю в себя благодать Божию».

К сожалению, мы, рядовые христиане, далеко отстоим от св. прав. Иоанна Кронштадтского и поч­ти всегда воспринимаем при чтении мысли лишь умом. Но, как говорят св. отцы, что если хотя одно Божие слово западет в сердце, то может дать жизнь душе на всю вечность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: