Один известный иерарх Русской Церкви говорил, что отношение к Священному Писанию у нас «благоговейно-холодное». Это означает, что мы хотя и признаем великое значение Слова Божия, но мало читаем и плохо знаем его. Это подметили, кстати, и протестанты, которые с иронией говорят, что православные Библию целуют, но не читают. Конечно, такая оценка сильно преувеличена, однако доля правды здесь все же есть: действительно, часто мы недостаточно хорошо знаем Священное Писание.
Между тем, не зная Писания, невозможно быть истинными христианами, невозможно следовать за Христом. «Кто Мне служит, Мне да последует», — говорит Христос в Евангелии. Мы должны следовать за Христом, как овцы за своим пастырем. В Евангелии написано, что верные овцы слушают голос Христа и идут за Ним, потому что знают голос Его. Комментируя эти слова, святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что голос Христа — это учение Его, иначе Евангелие, и потому следование за Христом есть деятельность, всецело направленная по Евангельским заповедям. Однако, чтобы направлять свою деятельность по этим заповедям, нужно эти заповеди знать.
Конечно, основные заповеди Христа мы знаем. В среде православного народа они передаются, что называется, с молоком матери. Однако знание главнейших заповедей Христа ни в коем случае не отменяет для нас обязанности более глубокого изучения Библии. «Исследуйте Писание», — говорит Господь. «Исследовать Писание» означает изучать его глубоко, внимательно и с благоговением. Если будем изучать Писание таким образом, то постепенно нам откроются те глубокие его смыслы, которые ранее были для нас недоступны. Приобщаясь к этим Божественным смыслам, мы приобщаемся к Самому Богу и приближаемся ко Христу. Святые отцы говорят, что Христос сокрыт в Евангелии и что желающий найти Христа должен читать и внимательно изучать Евангелие. «Изучи Евангелие, — говорит святитель Игнатий, — и возможешь жизнию твоею последовать Христу».
|
Конечно, не только одно лишь Евангелие должны мы читать и изучать, но и все прочие книги Нового и Ветхого Завета. Евангелие мы должны поставить на первое место и ему уделять наибольшее внимание. На втором месте — Деяния, послания апостолов и Апокалипсис. На третьем — Писания Ветхого Завета.
При изучении Библии перед нами будут возникать различные трудности и даже могут подстерегать опасности. Трудности - это множество непонятных мест, а опасности - возможность неправильного их толкования. Из неправильного толкования Библии могут возникать, и действительно часто возникали, ложные идеи, заблуждения и ереси. И враг наш диавол, конечно, всему этому способствует. В Евангелии мы видим, что, усиливаясь отвратить Христа от Его пути, диавол приводил Ему цитаты из Библии. И потому нельзя недооценивать опасности неправильного толкования Священного Писания. Однако наличие этой опасности не является причиной для того, чтобы отказаться от изучения Слова Божия. Опасности могут подстерегать человека и при любой его деятельности, но это ведь не повод, чтобы перестать делать необходимые дела — просто в каждом случае нужно принять необходимые меры предосторожности. Для того чтобы правильно и богоугодно изучать Библию, нужно соблюдать определенные правила. Попробуем перечислить некоторые из них.
|
Итак, первое правило: к изучению Священного Писания нужно подходить с благоговением. «Раскрывая для чтения книгу — Святое Евангелие, — говорит святитель Игнатий, — вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы и, смотря по тому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни. Бог открыл Свою волю ничтожной пылинке — человеку! Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля, — в твоих руках. Ты можешь и принять, и отвергнуть волю Создателя и Спасителя твоего, смотря по тому, как тебе угодно. Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих: рассуди же, сколько нужно тебе быть осторожну, благоразумну. Не играй своей участью вечной!»
С благоговением и страхом Божиим нужно подходить к чтению Библии еще и потому, что только благоговейному человеку открываются многие глубокие истины Писания, которые для других людей, пусть даже очень ученых и умных, остаются сокрытыми. «Благоговейный не ошибается относительно Божественных смыслов», — говорит старец Паисий Святогорец. И само Писание учит нас, что началом истинной премудрости является страх Господень.
Следующее правило: к изучению Писания нужно приступать с молитвой. Этому учат нас святые отцы. «Молитву почитай ключом к истинному разумению сказанного в Божественных Писаниях», — говорит преподобный Исаак Сирский. Как Господь Бог наш безконечен и непостижим, так и Слово Его имеет те же свойства: в нем - бездонная глубина, человеку до конца не постижимая. И потому при чтении Библии мы нуждаемся в помощи Божией, чтобы Сам Господь помог нам уразуметь и усвоить Его Слово. «К словесам таинств, заключенным в Божественном Писании, — говорит преподобный Исаак, — не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: «Дай мне, Господи, принять ощущение заключающейся в них силы». А святитель Игнатий советует молиться в этом случае словами царя и пророка Давида: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего».
|
Третье правило: при толковании Библии, особенно сложных, важных и ключевых ее мест, нужно следовать святым отцам Православной Церкви, а не толковать от своего ума. При толковании Писания своим умом могут быть ошибки, а ошибки в понимании священных текстов опасны, так как способны совратить человека с пути истины и спасения. В книге Деяний описано, как знатный эфиопский вельможа, читая пророка Исайю, не мог самостоятельно разобраться в толковании важнейшего места, где излагалось пророчество о Христе. Объяснил ему это пророчество святой апостол Филипп. «Разумеешь ли, что читаешь?» — спросил он вельможу. А тот отвечал: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» Из этих слов видно, что человек, читающий Библию, нуждается в наставлении, в руководстве к правильному ее пониманию. Иначе есть большая опасность заблудиться и истолковать Писание ложно. За примером не надо далеко ходить: все мы сталкивались на улице с сектантами, которые, проповедуя свое еретическое учение, всегда подходят к людям с Библией в руках.
Чтобы не впасть в такую беду, нужно в толковании Писания непременно следовать святым отцам, то есть людям, которые правильное понимание Библии подтвердили святостью своей жизни. «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания, — говорит святитель Игнатий, — Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший через пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его через святых отцов. И Слово Божие, и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада! Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и само Священное Писание».
Конечно, все сказанное не означает, что при чтении Библии нам следует полностью отказаться от своего разума. Нет, самостоятельно мы тоже должны думать, должны стараться своей головой, своим сердцем понять смысл написанного в Библии, но только делать это нужно осторожно, не слишком полагаясь на свой ум и постоянно сверяя свои выводы с толкованием святых отцов, стараясь усвоить себе их понимание Писания, их образ мыслей.
Наконец, четвертое правило: для того, чтобы понимать Священное Писание, нужно не просто читать и изучать его, но исполнять в своей жизни то, что там написано. Тайны Божии имеют следующую особенность: они постигаются не одним только умом человека, но всем образом его жизни. «Истинное знание есть жизнь в соответствии с познанной истиной», — говорит преподобный Иоанн Карпафский. Одно лишь теоретическое знание, не оправданное жизнью, есть только видимость, личина истины. К людям одного лишь теоретического знания применимы слова апостола Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать». Можно, например, много изучать Библию с точки зрения чистой науки, как филологи изучают античную литературу, Гомера или Вергилия, однако такое внешнее изучение не приближает нас к истине и не приводит к Богу. Ведь нередко и атеисты для своих целей из
учают Библию, но разве поможет им такое изучение? Также и диавол знает, конечно, текст Священного Писания, но при этом он далек от Бога и от истины, как никто другой.
Таким образом, непременным условием правильного изучения Слова Божия является исполнение в своей жизни того, что там написано. «Не довольствуйся, — говорит святитель Игнатий, — одним безплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнию». Также и преподобный Макарий Египетский говорит, что Божественные Писания — это как бы послания, написанные царем, в которых сказано: «Старайтесь скорее прийти ко мне и получить от меня царские дары» — и если не придем и не получим, то не принесет нам пользы чтение посланий, а напротив, скорее будем повинны смерти за то, что не хотели прийти.
Таковы основные правила чтения и изучения Библии. Если мы будем их придерживаться, то, несомненно, такое изучение принесет нам великую пользу. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что от чтения Священного Писания душа человека становится сильной, опытной и мудрой. Такая душа приближается к Богу и незаметно мало-помалу восходит по лестнице духовного совершенства. Итак, приложим, братия и сестры, усилия к тому, чтобы читать и изучать Слово Божие так, как научили нас святые отцы, чтобы и нам приблизиться к Богу, чтобы и нам получить от Него Божественные дары, и самый главный из них — дар жизни вечной. Аминь.
Из книги «С ЕВАНГЕЛИЕМ»
«Христос для верующих - драгоценность, а для неверующих - камень соблазна» (Петр. 2,7), «меч обоюдоострый» (Евр. 4,12).
Весьма благоразумен тот человек, который, идя в дальнюю и опасную дорогу, берет с собой оружие самообороны и все необходимое для безопасного пути, но неразумен тот, кто презирает опасности и, тем более, не сознавая их, пускается в дорогу безоружный, с пустыми руками и надменным сердцем. Несдобровать такому глупцу, не миновать ему быть растерзанному хищным зверем или пасть жертвой злых разбойников. И не дойдет он, бедный, до светлого Града, к которому шел, и не видеть ему никогда уже блаженного жилища, близких и любимых ему лиц, которых видеть стремился... Каждый мало-мальски мыслящий человек смотрит в будущее: «А что может быть завтра? — думает он, — а что меня ждет после моей смерти?»... А человек несмыслящий, недальновидный старается только о том, как бы ему побольше поспать и веселее провести время. Он похож на животное, которое смотрит на подножный корм, насыщает свой желудок, а потом спит до тех пор, пока снова не захочет есть. Поднять свой взор к небу, умилиться красотой звезд, солнца и луны — зачем ему все это? Был бы только корм, а это все ему совсем ненужно и неинтересно.
Надо как можно чаще читать Святое Евангелие и как можно больше любить его, жить по нему. С Евангелием в жизни вы будете счастливы, а воз награждены потому, что, неся Евангелие в мир и живя по нему, вы удостоитесь вечного спасения и многие с вами спасутся.
«Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения- сердечные» (Евр. 4,12).
Наши святые богоносные отцы и учителя Церкви очень много написали нам о святом Евангелии. Они уяснили вопросы: почему надо читать святое Евангелие, как его надо читать, как надо жить по святому Евангелию, и, конечно, нам теперь нового ничего не написать к тому, что написали они. Однако изменяются положения нашей жизни, меняются ее условия и условия спасения, меняемся мы сами, делаемся более слабыми и более грешными. Исходя из этого, нам нужно все более твердое побуждение, вразумление, устрашение, чтобы нас пробудить от сна и суеты греховной, чтобы заставить спасаться и спасать других.
Одна монахиня говорила: «Я вот, мол, стараюсь читать Евангелие каждый Божий день, так велел мне отец духовный, но читаю Его всегда с неохотой, даже в руки его взять трудно. А если начнешь читать, то мысли, как комары, вьются в голове. Прочла главу, а помнить — не помню, что я читала или совсем не читала. И, если бы не твердое повеление от отца духовного, я давно бы его бросила читать».
А другая такое говорила: «Чего читать Евангелие, если живешь, как свинья, и становишься все злее и хуже. Лучше его совсем не читать, только оскверняешь святыню, как Иуда. Читаешь, целуешь, а потом идешь и предаешь грехами Сына Человеческого в руки злодеев».
А третья иначе говорила: «Я воскресла, когда начала читать святое Евангелие. Сама жизнь моя стала светлой и отданной. Я лишилась отца и матери, а потом маленький братик в колодце утонул. Хотела и я прыгнуть туда же, но меня схватили за волосы. Жизнь была адом безпросветным. А вот стала читать святое Евангелие: свет, родимые мои, увидела, да еще какой свет! — Возлюбленного Господа Иисуса Христа, Света Присносущего и неза- ходимого никогда».
О, родной наш и прелюбимый старец-батюшка Серафим Саровский чудотворец! Как ты любил читать святое Евангелие! Как ты услаждался словом Божиим! Ни на одну минуту ты, угодничек Божий, не расставался с Евангелием. И носил-то ты его в своей котомочке за спиной, завернутое в чистую тряпицу. И песок тяжелый был в твоей котомочке, тебя спрашивали: «Зачем ты, старец Божий, носишь за плечами такую тяжесть?» А ты, предивный угодничек Божий, кротко отвечал: «Я томлю томящего мя». Значит, и тебя, великий и пламенный Серафим, враг спасения — диавол томил греховными прилогами! И ты утруждал себя тяжелым песком и отражал невидимых врагов мечом Слова Божия из святого Евангелия.
А приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский! Чудотворец последних времен и молитвенник за весь мир! Как он был неразлучен со святым Евангелием! Бывало, едет на пароходе, или повозке, или пешком куда идет на требу, в кармане у него небольшое Евангелие. Вынет, перекрестится, поцелует Его, раскроет и читает. И это была встреча с Господом Иисусом Христом, Которого отец Иоанн любил больше всего на свете и за Которого он отдавал всю свою жизнь. От того-то отец Иоанн и был всегда сияющий, добрый, настроенный, благодатный, сильный творить чудеса. И кто его хоть один раз увидит, всю жизнь забыть не может. Такова была сила Божия, действующая в пастыре через постоянное чтение Евангелия. Когда его однажды спросил студент: «Что мне делать, чтобы не лишить себя жизни?». Отец Иоанн сказал ему: «Читай, братец, Евангелие». Студент, прочитавший все на свете, поднял на отца Иоанна удивленный взор, заметив: «Говорят, там все неправда и сплошной вымысел». Пастырь Христов все также кротко и невозмутимо сказал: «Пусть себе говорят, а ты читай и увидишь свет!» Юноша понудил себя читать Евангелие и вскоре заметил, что жить ему, оказывается, стоит, и что отец Иоанн его не обманул.
А святой Тихон Задонский, святой Иоасаф Белгородский и многие, многие другие любили читать Евангелие и чувстовали при этом, как волны святой благодати Божией очищали их сердце.
Один почтенный протоиерей, ныне настоя- тельствующий в одном из московских пригородов, говорил, что чтение святого Евангелия спасло ему жизнь. «Каким образом?» — спросили мы его. «Я учился в семинарии, — сказал он, — в трудные дни голода хлеба по карточке получал 300 грамм, да и этот отдавал больным. Наука давалась ужасно трудно. Бывало, все спят, а ты уже зубришь катехизис. После безхлебного завтрака целый день занятия без воздуха, в переполненном студентами классе. Потом вечернее богослужение на 3-4 часа. Легкий-прелегкий ужин и безпокойный сон в душной казарме. А на следующий день повторяется то же самое. И вот, при всем этом суровом режиме жизни, — добавил отец протоиерей, — я ежедневно рано утром 15-20 минут читал святое Евангелие.
И представляете, если бы я этого не делал, уверяю вас, я сошел бы с ума. Подобные прецеденты были. Чтение Евангелия давало мне духовную пищу и, главное, укрепляло мою нервную систему как нельзя лучше»...
Ведь вот, я прекрасно знаю, что у тебя, мой друг, Евангелие есть и ты Его прочел уже не один раз. Пользу от этого чтения ты получил колоссальную. Но тебе кажется, что все уже тебе в Евангелии знакомо, как пять пальцев, и дальнейшее чтение мало полезное: чудеса, притчи, поучения — все повторяется и нового будто ничего не дают. Но так ли это? — Нет, совсем не так! Конечно, ты стал теперь грамотнее, осведомленнее в вопросах жизни. Содержание Евангелия тебе знакомо. Даже многие слова из Него ты читаешь по памяти. Ты прочитал довольно много классиков литературы и искусства, ознакомился с сочинениями писателей с мировым именем, но разве в этом дело? Разве теперь уже тебе не стоит читать Евангелие? Наоборот. Вот теперь-то тебе и надо чаще встречаться со Христом Спасителем нашим, чтобы Он помог тебе разобраться во всем этом лабиринте человеческого суемудрия и вывел тебя на чистые источники живой воды.
А если ты не читал всего этого, то тем лучше. Упражняйся с большим усердием в учении Христовом и будешь с ним значительно мудрее всех мудрецов мира сего.
О, величайший мудрец из мудрых, святой апостол Павел! Как он был сведущ во всех тонкостях человеческого знания! Как он был учен и научен во всех науках мирских! Но когда благодать Христова коснулась его сердца, когда он встретил Христа на пути в Дамаск, он все блестящее, мирское покорил в послушание Христу, а затем и возлюбил простоту евангельскую более всех мудростей человеческих. Потом он писал мудрым коринфянам так: «Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11,3).
Значит, простота во Христе дороже всей человеческой мудрости, и она, только она, спасет мир от гибели.
Ксенофонт и Мария провожали своих сыновей в далекую Александрию. Аркадий и Иоанн были еще очень юные, чтобы не печалиться о них родителям. Особенно Мария горячо скорбела о своем любимце, младшем сыне Иоанне, который отвечал ей нежной привязанностью и детской искренностью. «Сын мой, — говорила она со слезами Иоанну, — брат твой более разумный и опытный, а ты еще ребенок, как мне жаль тебя». «Не плачь обо мне мама, — отвечал отрок. — Я тоже буду опытный, и молитвы твои помогут мне, где бы я ни был». «Кому мне поручить тебя, сын мой?» — говорила Мария, плача. «Поручи меня силе Слова Божия, — ответил разумный отрок. — Оно меня и научит, и спасет от всех бед».
Подавая Иоанну небольшое Евангелие, Мария сказала: «Возьми это, милый мой мальчик, и храни Его, как твои глаза». Благословила она и старшего сына Аркадия. Дети поклонились родителям до земли, обнялись, поцеловались и пустились в дальний, опасный путь.
Корабль, на котором они плыли, был одним из лучших морских кораблей. Но что любой, хоть и самый лучший, корабль среди бушующего моря! Он — щепка малая, которую волны как хотят, так и бросают. Недолго братья плыли по морю. Поднялась страшная буря, да такая, какую корабельщики и не помнят. Ветер выл, волны ревели и бушевали, корабль крутило, как спичку, его поднимали волны до облаков, а потом бросали вниз, будто поглощая навеки.
«Ревел океан грозой суровой, вздымались волны до небес. В любви людей спасать готовый, услышь наш плач, Господь чудес!»...
Люди отчаялись в спасении, каждый со слезами прощался мысленно со своими родными, близкими. Юный Иоанн повис на шее старшего брата Аркадия и горько плакал. «Бедная наша мама, — говорил он, плача, — как она будет убиваться, когда узнает о нашей гибели. Милые наши родители и ты, брат Аркадий, прощайте, не увижу я вас больше никогда в этом мире, и если Бог спасет тебя от гибели, родной мой брат, то скажи милой маме, что я сильно ее любил»...
В это время раздался страшной силы удар. Волна с большую гору перехлестнула через палубу корабля и многих смыла в океан. Раздались крики и вопли: «Спасите! Спасите!» Но каждому было до себя. Корабельщики спешно садились в шлюпку, но вторая волна покрыла их соленой водой и пеной, а шлюпку разбила в щепки. Темнота ночи усиливала ужас страшной катастрофы. Вой ветра, громовые удары волн о борт корабля, отчаянные крики и вопли человеческих голосов, — все это тонуло в непроницаемой темноте океанской ночи. Никто людям не мог помочь, кроме Бога, но кто мог молиться в такой ужасной обстановке? Отчаяние и страх всеобщей гибели гнало людей на самоспасение, люди вырывали друг у друга доски, большие пустые бочки, чтобы на них держаться на воде. Молодая мать с распущенными волосами спешно привязывала двух маленьких ребят к обломку большой доски. При этом она неистово повторяла: «Не плачьте, милые, не плачьте, и я с вами буду вместе»...
Иоанн помнил последние слова своей матери. Он крепко завернул святое Евангелие в непроницаемую бумагу, привязал его к своей груди и тихо сказал: «Теперь, милая мама, да исполнятся твои слова на бедном сыне твоем. Ты меня благословила этой святой книгой, и вот я готов умереть с ней...» Он хотел последний раз поцеловать Аркадия, но волна неожиданно покрыла их с такой быстротой, что юноша едва успел крикнуть: «Прощай, милый брат!» — и оказался в пучине... «Мама, милая мама, — застонал отрок, — молись за несчастного Иоанна»...
Несколько минут юноша находился в темной холодной воде. Она давила его и влекла вниз с неотвратимой силой. Иоанн за что-то схватился и выплыл на поверхность. Во тьме он различил тонущий корабль, который быстро ушел под воду. На воде виднелись барахтающиеся люди. Они боролись за свою жизнь.
«Аркадий, милый брат, Аркадий!» — пытался крикнуть Иоанн, но вой ветра заглушил его голос. Липкий ком остановился в горле, горькие слезы хлынули из глаз, отчаянное одиночество охватило юное сердце...
«Мама, молись!» — были последние слова Иоанна. И больше никто не мог видеть его, ни его брата Аркадия, ни спутников, плывших на корабле, ни самый корабль... Только черные волны, как горы, ходили по океану. Они шли то рядами, одна за другой, то сталкивались, как две огромные скалы, и тогда раздавался ужасный гром, а к небу летели соленые брызги. Казалось, что, поглотив корабль и всех плывших на нем, океан стал еще яростнее и жесточе. Как ненасытный зверь, он ревел на все голоса; метался во все стороны, как неистовый и, видимо, искал себе новой жертвы...
Спустя трое суток, утром рано на отлогом берегу одного из островов появились какие-то люди. Их было человек шесть. Они были почти голы, и только повязка на бедрах была единственным их одеянием. Говорили они на незнакомом языке.
— Где вы взяли этого мертвеца? — спрашивал старик молодого.
— Он жив, отец, и мы его взяли в воде.
— Он мертв совсем, и нет в нем жизни, — говорил третий.
— Постойте, — сказал старик, — он, кажется, жив.
— Жив! Жив! — закричали остальные.
— Тащите его сюда.
Дикари отвязали утопленника от обломка дерева и положили на песок. «Совсем еще юный, — сказал сочувственно один. — Что-то у него на груди привязано». «Развяжите,» — приказал старший.
— Деньги?
— Документы?
— Сокровища? — гадали туземцы.
Ударом кривого ножа ловкий туземец рассек круг веревок и, взяв небольшой сверток, подал старшему.
— Крест, — воскликнул тот, рассматривая маленькую книжечку в своих руках.
— Евангел, — произнесло несколько удаленных голосов.
В это самое время раздался тихий стон. Все бросились к пострадавшему юноше. Он открыл глаза и смотрел на них. «Евангел, Евангел! — говорил ему старик, показывая маленькую книжечку. Иоанн слабо кивнул головой и заплакал...
Так отрок Иоанн, сын Ксенофонта и Марии, был спасен Евангелием от неминуемой гибели. Трое суток он был носим волнами по океану, измок, истощал, наконец потерял сознание и был прибит к берегу неизвестного острова. Туземцы — христиане обогрели его, накормили, и он жил с ними некоторое время. Затем он переехал в монастырь к подвизающимся монахам, был пострижен ими в иночество и остальную свою жизнь провел в трудах и молитве, служа Единому Богу.
Не так ли, друг мой, умученный волнами житейского моря, спасает нас святое Евангелие Христово от потопления? Не Слову ли Божьему обязаны мы своей жизнью, не оно ли носит нас над бездной греха и порока, не позволяя совсем погрузиться на дно смерти и ада?
Слава Тебе, Возлюбленный Спаситель наш, что даровал нам такое сокровище даром и без цены. А мы им пренебрегаем, и не ценим как должно. Как нам надо любить Его и дорожить святым Евангелием Христовым! Как ценить Его и читать со слезами великого умиления и благодарения! И с какой жаждой мы стремимся к пище телесной, чтобы напитать свое тело, так должны спешить к чтению святого Евангелия, чтобы напитать свою бедную душу.
О, с какой неподдельной жаждой, как мы спешили к чтению святого Евангелия, когда Господь, по Своей неизреченной милости, в первый раз дал Его в наши руки! Душа и восхищалась, и плача, радовалась от великого счастья и обновлялась, как цветочек, освежаемый живительной влагой. А потом? Потом будто перенасытились, стали охладевать к святым словам Божиим. Лень брала верх над усердием, а диавол в это время не дремал.
«Хватит читать, — шептал убийца и обманщик, — ты уже знаешь, что здесь написано»... Или так шепчет: «Что здесь особенного есть? Книга, как и все другие, лучше почитать что-либо совсем незнакомое, а в Евангелии все уже известно и повторять Его неинтересно».
Бедный и несчастный ты человек! Кому ты веришь и кого ты слушаешь? Посоветует ли тебе враг твой что хорошее? Ведь он заботится, чтобы скорее убить тебя и задушить твою душу, лишенную духовной пищи Слова Божия!
Да, в Евангелии все повторяется снова. Но разве ты перестанешь есть и питать свое тело, если тебе каждый день дают пищу, похожую одна на другую? Ведь ешь же иногда с удовольствием, иногда с ропотом. Так почему же ты не чувствуешь голода бедной души твоей? И лежит у тебя святое Евангелие в тумбочке, покрытое пылью или завалено другими книгами, валяется на полке или красуется на почетном месте, на столе с красивыми золочеными ленточками. Но читаешь ли ты Его? А если читаешь, то как? Благословен тот день и час, в который чья-то добрая рука дала тебе святое Евангелие для твоего счастья и спасения. Но будь проклят тот день и час, в который ты равнодушно прошел мимо святого Евангелия и не взял его трепетно в свои руки, чтобы прочитать хоть одну главу.
Но, Слава Богу, ты читаешь Слово Божие каждый день и потом, почитав, благоговейно целуешь Его. Но скажи мне на милость, зачем же ты после этого так легко идешь на привычный грех твой и делаешь беззаконие без малейшей борьбы с ним?
Или это делаешь по немощи? Или по злому умыслу? Ведь Иуда также знал всю жизнь Иисуса Христа, зная и Его святое Учение. А потом с умыслом поцеловал Христа (как и мы целуем Евангелие) — и тем предал Его врагам на позорную расправу...
Нет! Больше так не надо! Хватит! Бедный, уставший, друг мой!.. Ведь кто нас теперь научит правде Божией, когда всюду кишат лживые и губительные учения. Они, как густой соленый туман, выедают наши глаза, и кто даст нам луч света?! И какое доброе Божие Слово согреет леденеющую нашу душу?!
Один старец сказал своему духовному сыну: «Если ты не читаешь Евангелие, то отдай Его другому».
— Нет, отче, — ответил тот, — я не могу этого сделать.
— Почему?
— Потому, что Евангелие охраняет мою келию от бесов.
— А не думаешь ли, сын мой, — сказал старец, — что ты умрешь не от бесов, а от духовного голода?
Другой старец, придя в келию к одному иеромонаху, увидел, как святое Евангелие лежит у него на столе раскрытое.
— Брат упражняется в чтении Слова Божия, — кротко заметил старец.
— Нет, отче, — ответил иеромонах, — я не читаю Евангелие, времени нет читать его, вот увижу его раскрытым и хватит мне.
Старец сказал: «Надо не только смотреть на Христа, но и благоговейно слушать Его учение».
Один юноша, похоронив мать, остался круглым сиротой. Отца его зарезали злые люди, а мать умерла от горя и бедности. Когда она умирала, то сказала сыну своему: «Милый мой мальчик, ты знаешь, как я бедна и сколько горя было в жизни моей. Вот я умираю и что оставлю тебе, мое бедное дитя? Нет у меня ни денег, ни богатства, ни близкой родни»... И мать заплакала.
«Не плачь, мама, — сказал юноша, — ты оставляешь мне самое дорогое — доброе воспитание».
Она же, поцеловав сына, сказала: «О, дорогое мое чадо, не я воспитала тебя, но Сам Господь наш Иисус Христос через святое Евангелие». С этими словами она взяла небольшое Евангелие и, подавая сыну, произнесла: «Храни Его, как сокровище, до самой смерти».
Мать умерла, а юноша, похоронив ее, заболел, и заболел тяжко. Кушать было нечего, лекарство покупать тоже было не на что, и только иногда соседка старушка, жалея сиротку, принесет ему кружечку молочка.
«Бедная моя мама, зачем ты оставила меня одного, — плакал юноша, — в полном одиночестве и оставленности?»... Но тогда он брал в руки святое Евангелие, душа его успокаивалась, и он благодарил Бога.
Но болезнь все более и более убивала его. И вот однажды ночью он чуть не умер от приступа удушья. Соседка сбегала за батюшкой. Он пришел, поисповедовал и причастил больного. Увидев святое Евангелие в хорошем переплете, батюшка сказал: «Продай, брат, мне его, все равно возьмет кто-либо и будет лежать без дела».
— Нет, отче, — ответил юноша, — это память моей умершей мамы.
— Ну и что же, - уговаривал священник, - я дам тебе большие деньги за него. Купишь хлеба, лекарства и выздоровеешь.
— Нет! Отец духовный, я не могу этого сделать.
— Но ведь твое положение безнадежное, — старался разъяснить священник юноше, — жизнь твоя на волоске, а с этим Евангелием мне хорошо ходить на требу. Кроме денег, я ведь буду и молиться за твою душу...
Бедный юноша заплакал. Когда он успокоился, сказал: «Пусть я болеть буду несколько лет, пусть буду голодать или завтра умру от жестокого недуга, но продать святое Евангелие не могу. Вот когда умру, приходите и берите Его безплатно».
Священник умилился от такой решимости юноши и, уходя, оставил ему денег и на хлеб, и на лекарство. Впоследствии этот юноша выздоровел, получил хорошее светское и духовное образование и был добрым и счастливым семьянином (из жизни).
О милый и боголюбивый юноша! Как ты разумен и верен в своем решении! Если бы мы все так дорожили дареной памятью святого Евангелия, если бы мы ставили его дороже всех сокровищ мира, тогда Бог содействовал бы в нашей жизни и давал нам счастье и душевное спасение.
Когда мы получаем из чьих-либо рук святое Евангелие, как благословение или как память о духовной дружбе, то это надо понимать не как простой подарок, а как святой Дар от Самого Иисуса Христа, причем Дар на всю долгую жизнь, повеление и благословение на жизнь святую и богоугодную. И не дай Бог, если человек пренебрежет этим святым Даром. Если он забудет о нем, тогда он станет изменником не только тому, кто дал ему святое Евангелие, но и предателем Самого Христа.
«Священный Дар, Святая книга, Сравняться может что с Тобой? Желанный путь, Христово иго,
Зовет нас в даль благой стезей...»
Саше 6 лет, отец у него священник. Саша тихо подошел к двери, приоткрыл ее и посмотрел. Отец читал книгу. Ребенок на цыпочках подошел сзади.
— Папа, ты читаешь? — тихо спросил он отца.
— Да, Саша.
— А что, папа, скажи?
— Святое Евангелие.
— Евангель, да?
— Да, Саша.
— А зачем Евангель читаешь, папа?
Отец не отвечал, чувствуя нелепость вопроса.
— Ну, папа, скажи.
Но батюшка молчал.
— Папа, я буду плакать, — настаивал Саша сквозь слезы. Отец, видя безуспешность попытки отвязаться от сына, поднял голову от Евангелия и внушительно сказал Саше: «В Евангелии я встречаю Господа Иисуса Христа, я вижу, как Он молится Богу среди ночи на горе, вижу, как плачет у гроба друга своего Лазаря».
Батюшка хотел говорить еще больше, как он видит Господа исцеляющего слепого, как он воскрешает дочь Наира, как Милосердный Спаситель утешает плачущую мать — наинскую вдову и воскрешает ее сына, как Он сидит на горе и кротким голосом учит народ заповедям блаженств. Батюшка хотел сказать Саше, как, читая святое Евангелие, он видит Спасителя ласкающим детей, которых так нежно любил и жалел...
Но Саша уже не слушал отца. Он теребил пальцами край его рясы и, умоляюще глядя в глаза, шептал:
— Папа, папа, а мне можно?
— Чего, Саша?
— Посмотреть на живого Господа.
Батюшка растерялся и не знал, что сказать.
Саша тихо заплакал, да так жалобно-жалобно.
«Папа, ведь и мне хочется поглядеть, как Господь идет по дороге», — он умоляюще глядел отцу в лицо, и слезы, горячие слезочки, текли по милому личику ребенка.
Батюшка глубоко вдохнул и сказал: «О, Господи Боже наш, не посрами детской веры малютки. Ну, ладно, Сашенька, не плачь, — сказал он сыну. — Вот иди сюда ближе к святому Евангелию и смотри в Него».
Ребенок оживился. Он уставился голубыми глазками на страницы большой книги и замер, как изваяние.
Отец следил за выражением лица ребенка...
Вот лицо Саши побледнело, как полотно... вот оно зарумянилось от прилива возбуждения чувств, а глазки, детские глазки горели, как две маленькие звездочки.
Саша забыл всех и все. Он созерцал какое-то дивнее видение. Он видел Господа Иисуса Христа с учениками. Они шли по песчаной палестинской дороге. Головы их были открыты лучам жаркого солнца, бедная одежда и босые запыленные ноги...
«Папа, папочка!» — вдруг закричал Саша, и сам задрожал как в лихорадке... Отцу стало страшно. Он перекрестился и тихо закрыл святое Евангелие. Ребенок был вне себя. Он стоял, как зачарованный, а когда опомнился, то бросился отцу на шею и зарыдал. После он говорил маме, какой хороший Господь, и задавал тысячи вопросов: «Мама, а мама, а почему Господь такой печальный? А почему, мама, Ему негде отдохнуть? А кто Его жалел, мама? А почему, мама, ты не читаешь святое Евангелие?»
Мать только отмалчивалась и посылала Сашу с такими вопросами к отцу...
Нет, дорогой друг мой, нам с тобой не видеть в Евангелии живого Господа, как Он ходит и ныне по дорогам и пустыням, не имея где Своей головы приклонить! Но мы можем видеть Его вечно живые Слова, Его святое безсмертное учение, нам возможно насладить свой мятущийся больной дух благодатью Слова Божия и исцелить раны души своей бальзамом живой воды, текущей в жизнь Вечную.
Итак, будем молить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он даровал нам силу воли читать святое Евангелие каждый день с утра, а если возможно, то и носить святое Евангелие с собой, куда бы мы не пошли. Тогда мы будем подобны Его ученикам — Апостолам, которые плыли по морю в страшную бурю, а Господь спал на корме. Они разбудили Спасителя, и Он их спас от верной гибели. Так и мы, если будем всегда иметь с собой маленькое Евангелие, то никакая буря зла не погубит нас в житейском море.
Христос всегда будет с нами, а когда Он с нами, то ничего нам не страшно: ни видимые враги, ни невидимые.
О, какое счастье быть всегда с Господом!
«Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог.»
(Великое Повечерие).
Первоевангелие
Адам и Ева
«И сказал Господь Бог змию: вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ея, оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3,15).