Получив книги, я так был рад, что не знал, как благодарить Бога; прижал книги к моей груди и держал их до тех пор, что руки даже окостенели. Слезы лились из моих глаз от радости, и сердце сладко билось от восторга!
Капитан, смотря на меня, спросил:
— Видно, ты любишь читать Библию?
Я от радости не мог ничего на сие ответить, только плакал. Он продолжал:
— Я сам, брат, аккуратно читаю каждый день Евангелие.
При сем расстегнул мундир и снял маленькое Евангелие киевской печати, все окованное серебром.
— Сядь-ко, я расскажу тебе, что к этому меня привело. Да подайте-ка нам ужинать!
Мы сели за стол, капитан начал рассказывать:
— Я с молодых лет служил в армии, а не в гарнизоне; знал службу и был любим начальством, как исправный прапорщик. Но лета были молодые, приятели тоже; я, по несчастию, и приучился пить, да под конец так, что открылась и запойная болезнь; когда не пью, то исправный офицер, а как запью, то недель шесть в лежку. Долго меня терпели, наконец, за грубости шефу, сделанные в пьяном виде, разжаловали меня в солдаты на три года, с перемещением в гарнизон; а если не исправлюсь и не брошу пить, то угрожали строжайшим наказанием. В сем несчастном состоянии я сколько ни старался воздержаться и сколько от сего ни лечился, никак не мог покинуть моей страсти, а потому и хотели переместить меня в арестантские уже роты. Услышав сие, не знал я, что с собою делать.
В одно время я в раздумье сидел в казарме. Вдруг вошел к нам какой-то монах, с кружкой для сбора на церковь. Кто что мог — подали. Он, подошедши ко мне, спросил: «Что ты такой печальный?» Я, разговорившись с ним, пересказал мое горе; монах, сочувствуя моему положению, начал: «Точно то же было с моим родным братом, и вот что ему помогло: его духовный отец дал ему Евангелие, да и накрепко приказал, чтобы он, когда захочет вина, нимало не медля, прочел бы главу из Евангелия; если и опять захочет, то и опять читал бы следующую главу. Брат мой стал так поступать, и в непродолжительном времени страсть к питию в нем исчезла, и теперь вот уже пятнадцать лет капли хмельного в рот не берет. Поступай-ка и ты так, увидишь пользу. У меня есть Евангелие, пожалуй, я принесу тебе».
|
Выслушав это, я сказал ему: «Где же помочь твоему Евангелию, когда никакие старания мои, ни лекарственные пособия не могли удержать меня?» Я сказал сие так потому, что никогда не читывал Евангелия. «Не говори этого, — возразил монах, — уверяю тебя, что будет польза». На другой день действительно монах принес мне вот это Евангелие. Я раскрыл его, посмотрел, почитал, да и говорю: «Не возьму я его; тут ничего не поймешь; да и печать церковную читать я не привык». Монах продолжал убеждать меня, что в самых словах Евангелия есть благодатная сила; ибо писано в нем то, что Сам Бог говорил. «Нужды нет, что не понимаешь, токмо читай прилежно. Один святой сказал: «Если ты Слова Божия не понимаешь, так бесы понимают, что ты читаешь, и трепещут»; а ведь страсть пьянственная непременно по возбуждению бесов. Да вот тебе еще скажу: Иоанн Златоуст пишет, что даже та самая храмина, в которой хранится Евангелие, устрашает духов тьмы и бывает неудобноприступна для их козней». Я не помню, что-то дал оному монаху, взял у него сие Евангелие, да и положил его в сундучок с прочими моими вещами, и забыл про него. Спустя несколько времени пришло время мне запить, смерть захотелось вина, и я поскорее отпер сундучок, чтобы достать деньги и бежать в корчму. Первое попалось мне в глаза Евангелие, и я вспомнил живо все то, что говорил мне монах, развернул и начал читать сначала первую главу от Матфея. Прочитавши ее до конца, именно ничего не понял; да и вспомнил, что монах говорил: «Нужды нет, что не понимаешь, только читай прилежнее». Дай, думаю, прочту другую главу; прочел, и стало понятнее. Дай же и третью; как только ее начал, вдруг звонок в казарме: крестам на койки. Следовательно, уже идти за ворота было нельзя; так я и остался.
|
Вставши поутру и расположившись идти за вином, подумал: «Прочту главу из Евангелия - что будет?» Прочел и не пошел. Опять захотелось вина; я еще стал читать, и сделалось легче. Это меня ободрило; и при каждом побуждении к вину я стал читать по главе из Евангелия. Что дальше, то все было легче, наконец, как только окончил всех четырех евангелистов, то и страсть к питию совершенно прошла, и сделалось к ней омерзение. И вот ровно двадцать лет я совершенно не употребляю никакого хмельного напитка.
Все удивлялись такой во мне перемене: по прошествии трех лет опять возвели меня в офицерский чин, а потом в следующие чины и, наконец, сделали командиром. Я женился, жена попалась добрая, нажили состояние и теперь, слава Богу, живем да по силе мочи бедным помогаем, странных принимаем. Вот уже и сын у меня офицером, и хороший парень.
Слушай же, с тех пор как я исцелился от запоя, дал себе клятву: каждый день во всю мою жизнь читать Евангелие, по целому евангелисту в сутки, невзирая ни на какие препятствия. Так теперь и поступаю. Если очень много бывает дела по должности и утомлюсь очень сильно, то вечером, легши, заставляю прочесть надо мною целого евангелиста жену мою или сына моего, и так неупустительно выполняю сие мое правило. В благодарность и во славу Божию я это Евангелие оправил в чистое серебро и ношу всегда на груди моей.
|
Со сладостию я выслушал сии речи капитана, да и сказал ему:
— Такой же пример видел и я: в нашем селе на фабрике один мастеровой был, — очень искусный в своем деле, добрый и дорогой мастер, но по несчастию тоже запивал, да и часто. Один богобоязненный человек посоветовал ему, чтобы он, когда захочется ему вина, проговаривал по тридцать три Иисусовых молитвы, в честь Пресвятой Троицы и по числу тридцатитрехлетней земной жизни Иисуса Христа. Мастеровой послушался, стал это исполнять и вскоре совершенно кинул пить. Да еще что? Чрез три года ушел в монастырь.
— А что выше, — спросил капитан, — Иисусова молитва или Евангелие?
— Все одно и то же, — отвечал я, — что Евангелие, то Иисусова молитва; ибо Божественное имя Иисуса Христа заключает в себе все евангельские истины. Святые отцы говорят, что Иисусова молитва есть сокращение всего Евангелия.
Наконец мы помолились; капитан начал читать Евангелие от Марка с начала, а я слушать и творить в сердце молитву. Во втором часу за полночь капитан окончил евангелиста, и мы разошлись на покой.
В другом месте книги странник рассказал своему духовному отцу еще один назидательный случай о пользе чтения Евангелия, услышанный им от другого мудрого мужа:
Так мы и вышли на другой день в поход. Шли трое суток, как условились, один позади другого; он безпрестанно читал книгу, которую ни днем, ни ночью не выпускал из рук, а иногда о чем-то размышлял. Наконец, мы остановились в одном месте пообедать. Он сам кушал, а книга пред ним лежит раскрытая, и он часто в нее посматривает. Я увидел, что эта книга — Евангелие, да и сказал ему:
— Осмелюсь вас, батюшка, спросить, для чего вы безпрестанно ни днем, ни ночью не выпускаете из рук Евангелие и всегда его при себе держите и носите?
— Для того, — отвечал он, — почти безпрестанно учусь из одного его...
— Чему же вы учитесь? — продолжал я.
— Христианской жизни, которая заключается в молитве; молитву я почитаю самым главным и необходимым способом ко спасению и первейшею обязанностию каждого христианина. Молитва составляет и первую ступень и венец благочестивой жизни; потому-то Евангелие и заповедует непрестанно, всегда молиться; как другим делам благочестия назначается свое время, а для молитвы нет праздного времени; без молитвы ничего доброго сделать нельзя, а без Евангелия достодолжной молитве научиться нельзя. Поэтому все, достигшие спасения путем внутренней жизни, как священные проповедники Слова Божия, так пустынники и отшельники, и даже все богобоязненные из христиан, непременным и всегдашним своим занятием имели поучение в глубине Слова Божия, и чтение Евангелия составляло существенное их дело. Многие из них непрестанно Евангелие в руках своих имели и просящим их наставления во спасении таковой давали совет: «Сиди в безмолвной келии и читай, и перечитывай Евангелие».
Мне очень понравилось сие его рассуждение и стремление к молитве, я и еще спросил его:
— Из которого же в особенности евангельского наставления почерпаете вы учение о молитве?
— Из всех четырех евангелистов, — ответил он, — словом, из всего Нового Завета, читая его по порядку. Долговременно читая оный и вчитавшись, мне открылось, какая находится постепенность и правильная связь учения о молитве по всему Евангелию, начиная с первого евангелиста, так и идет по ряду правильным порядком (в системе). Например: с самого начала изложен приступ, или введение, к учению о молитве, потом форма, или наружное выражение в словах, далее условие, необходимое для молитвы, средство, как научиться оной, и примеры. Наконец, таинственное учение о внутренней, духовной, непрестанной молитве во имя Иисуса Христа, которая представлена выше и благотворнее молитвы форменной; потом ее необходимость, благие плоды и проч. Словом, все подробно, полное познание молитвенного упражнения в систематическом порядке, или последовательности, изложено в Евангелии с самого начала и до конца...
Услышав сие, я вознамерился попросить его, чтобы указал он мне все это подробно, почему и начал ему говорить:
— Так как я более всего люблю слушать и беседовать о молитве, то мне весьма желательно видеть сию тайную связь учения о молитве во всей подробности. Укажите мне, Господа ради, все это по самому Евангелию!..
Он на сие охотно согласился и сказал мне:
— Раскрой свое Евангелие, смотри в него и отмечай, что я буду говорить (он дал мне и карандаш). Извольте посмотреть эти мои заметки.
— Вот отыщи, — начал он говорить, — во-первых, у евангелиста Матфея главу 6-ю и прочти в ней с 5-го стиха и до 9-го. Видишь ли, вот здесь приготовление к молитве, или введение, поучающее, чтобы не ради тщеславия и не в шуме, но в уединенном месте и в спокойствии начинать молитву и молиться токмо о прощении грехов да о соединении с Богом, а не выдумывать многих и излишних прошений о разных житейских нуждах, подобно язычникам. Потом читай далее сию же главу от стиха 9-го до 14-го. Здесь представлена форма молитвы, то есть, в каких словах должно ее произносить. В ней премудро соединено все необходимое и потребное для нашей жизни. За сим продолжай еще чтение 14-го и 15-го стиха сей же главы и увидишь условие, которое нужно сохранить, дабы молитва была действительна, ибо без прощения нами оскорбляющих нас не простит Господь и наших грехов. Переступив в 7-ю главу, ты найдешь от 7-го до 12-го стиха средства для успеха в молитве и одобрение в надежде: просить, искать, стучать. Сие усиленное выражение изображает частость молитвы и преимущественное упражнение в оной так, чтобы молитва не токмо сопутствовала при всех занятиях, но даже и превышала бы их во времени. Это составляет главнейшую принадлежность молитвы... Сему пример увидишь в 14-й главе евангелиста Марка от 32-го до 40-го стиха, где Сам Иисус Христос повторяет многократно одну и ту же речь молитвенную. Подобный пример частости молитвы представляет и евангелист Лука в притче неотступного прошения друга (см.: Лк. 11,5-13), также и в многократном докучливом прошении вдовицы у судии (см.: Лк. 18,1-8), изображая повеления Иисуса Христа, что должно всегда, во всякое еремя (и на всяком месте) молиться (ср.: Еф. 6,18) и не унывать, то есть не облениться.
После сего обстоятельного наставления еще раскрывается в Евангелии от Иоанна существенное учение таинственной внутренней молитвы сердца и, во-первых, предлагается в мудрой истории беседа Иисуса Христа с самарянкой, где открывается внутреннее поклонение Богу в духе и истине, какового желает Бог и которая есть непрестанная истинная молитва, как живая вода, текущая в живот вечный (см.: Ин. 4, 5-25). Далее, в 15-й главе от 4-го стиха до 8-го, еще яснее изображается сила, мощность и необходимость молитвы внутренней, то есть пребывание души во Христе, в непрестанной памяти Божией. Наконец, прочти в 16-й главе сего же евангелиста от 23-го до 25-го стиха. Смотри, какая из сего раскрывается тайна! Видишь ли, что молитва во имя Иисуса Христа, или так называемая Иисусова молитва, то есть «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», часто и многократно повторяемая, имеет величайшую силу и с большим удобством отверзает сердце и освящает. Это достоверно можно заметить из примера апостолов, которые хотя и не один год были учениками Господа Иисуса и уже были от Него научены молитве Господней, то есть «Отче наш» (Мф. 6,9-13), и нам от них известной, но при окончании Своей земной жизни Иисус Христос открыл им тайну, чего еще в молитве им недоставало, чтобы молитва их была решительно успешна. Он сказал им: Доселе не просисте ничесоже во имя Мое, елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16, 24, 23). Это так с ними и было, ибо после сего, когда апостолы научились приносить молитву во имя Господа Иисуса Христа, тогда сколько они произвели дивных чудотворений и как обильно просветились сами!.. Теперь видишь ли связь и полноту учения о молитве, так премудро изложенную в Святом Евангелии? Если же после сего приступить к чтению и Посланий апостольских, то и в них найдешь также последовательное учение молитвы.
Для продолжения предшествовавших замечаний я укажу тебе некоторые места, изъявляющие принадлежности к молитве. Так, в Деяниях апостольских описывается практика, то есть прилежное и постоянное упражнение в молитве первенствующих христиан, просвещенных уверованием во Иисуса Христа (см.: Деян. 4,31); повествуется о плодах или последствиях сего постоянного пребывания в молитве, то есть о излиянии Духа Святого и даров Его на молящихся. Подобное сему увидишь и в 16-й главе, в стихах 25-м и 26-м. Потом следуй по порядку Посланий апостольских, и ты увидишь: 1) как необходима молитва во всех случаях жизни (Иак. 5,13-16); 2) как помоществует молиться Дух Святый (Иуд. 1, 20-21; Рим. 8, 26); 3) как должно всегда молиться духом (Еф. 6, 18); 4) сколь потребны спокойствие или внутренний мир при молитве (Флп. 4, 6-7); 5) сколь необходимо непрестанно молиться (1 Сол. 5,17) и 6) наконец, заметим, что должно молиться не токмо о себе, но и о всех (1 Тим. 2,1-5).
Таким образом, вчитываясь долговременно и внимательно, можно находить и еще многие открытия таинственных познаний, сокрытых в Слове Божием, которые ускользают от редкого, или беглого чтения оного. Из указанного теперь мною заметил ли ты, как премудро и как последовательно, то есть в тайной систематической связи, открывает Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа наставление свое о сем предмете, который мы теперь проследили? В каком дивном порядке последовательности разложено оное по всем четырем евангелистам?
Вот, например: у святого Матфея видим приступ, или введение, к молитве, самую форму, условия и проч. Идя далее, у святого Марка находим примеры; у святого Луки — притчи, а у святого Иоанна — таинственное упражнение во внутренней молитве, хотя и у всех евангелистов (кратче или пространнее) все сие находится. В Деяниях изображается практика и последствия молитвы; в Посланиях апостольских, как и в самом Апокалипсисе, многие принадлежности неразлучно связуются с делом молитвы!.. Вот почему я и довольствуюсь одним только Евангелием в изучении всех путей душеспасительной жизни.
Во все время, как он мне указывал и толковал, я отмечал все доказуемые им места на моем Евангелии, которое при моей Библии. Все это для меня показалось очень замечательным и назидательным, и я за сие много его благодарил.
Потом мы еще шли дней пять с безмолвием. У сего моего спутника очень заболели ноги, должно быть от непривычки к продолжительной ходьбе, а потому он и нанял подводу парою, взял и меня с собою. Так мы и доехали до ваших пределов и остановились здесь на трое суток, дабы, передохнувши, немедленно отправиться в Анзеры, куда ему нестерпимо желательно.
— Замечателен этот твой товарищ! Должно быть, при его благочестии, он весьма образован; желал бы я его увидеть...
— Мы стоим на одной квартире; пожалуй, я приведу его к вам завтра. Теперь же поздно... Простите!
Продолжение рассказа
«Брат от брата помогаем, яко град тверд и высок; укрепляется яко основаное царство».
Притч. 18,19
— Странник. Вот по данному вчера слову и обещанию, явившись к вам, я пригласил с собою и того почтенного спутника, который душеспасительною беседою облегчал страннический путь мой и которого вы желали видеть.
— Духовный отец. Весьма приятно как мне, так же, надеюсь, и сим честнейшим моим посетителям видеть обоих вас и слышать полезное опытное ваше слово. Вот и у меня: это — преподобный схимник, а это — благоговейный иерей. Итак, где два или три собраны во имя Иисуса Христа, там Он и Сам быть обещается, а нас теперь уже и пятеро во имя Его, то, конечно, и благодать Его тем щедрее на нас изольется!
Вчерашний рассказ спутника твоего, любезный брат, о пламенной приверженности твоей к Святому Евангелию очень замечателен и поучителен. Любопытно услышать, каким образом открылась тебе эта великая благочестия тайна?
— Профессор. Любвеобильный Господь, хотящий всем спастися и в разум истины прийти (ср.: 1 Тим. 2,4), открыл мне, по великой милости Своей, сие познание чудным образом, без всякого посредства человеческого. Пять лет я был профессором в лицее, проходя путь жизни мрачными стезями разврата, увлекаясь суетною философиею по стезям мира, а не по Христе, и, может быть, совершенно бы погиб, если бы меня не поддерживало несколько то, что я жил вместе с благочестивою матерью моею и родною сестрою моею, внимательною девицею...
Однажды, прогуливаясь по общественному бульвару, я встретился и познакомился с прекрасным молодым человеком, объявившим о себе, что он француз, аттестованный студент, недавно приехавший из Парижа и ищущий себе место гувернера. Превосходная его образованность очень мне понравилась, и я пригласил его к себе, как заезжего человека, и мы подружились. В продолжение двух месяцев он нередко посещал меня. Мы вместе иногда прогуливались, ветреничали, вместе выезжали в общества, разумеется, самые безнравственные. Наконец, он явился ко мне с приглашением в одно из вышесказанных обществ и, дабы скорее убедить меня, начал выхвалять особенную веселость и приятность того места, куда меня приглашал. Сказавши о сем несколько слов, вдруг начал просить меня выйти с ним из моего кабинета, в котором мы сидели, и усесться в гостиной. Это мне показалось странным, и я, сказавши, что уже не раз замечаю не- охотность его быть в моем кабинете, спросил его: какая этому причина? И еще долее удержал его здесь и потому, что гостиная была подле комнаты матери и сестры моей, а потому тут разговаривать о пустой материи было бы неприлично. Он поддерживал свое желание разными увертками, наконец, откровенно сказал мне следующее:
— Вот у тебя на этой полке между книгами поставлено Евангелие; я так уважаю эту книгу, что мне тяжело в присутствии оной разговаривать о наших рассеянных предметах. Вынеси, пожалуйста, ее отсюда, и тогда мы будем говорить свободно.
Я, по ветрености своей, улыбнувшись на сии его слова, взял с полки Евангелие, да и говорю:
— Давно бы ты сказал это мне! И, подавая ему в руки, промолвил:
— На вот сам положи его в ту комнату!..
Лишь только я коснулся до него Евангелием, он в тот же миг затрясся и исчез. Это меня так сильно поразило, что я от страха упал на пол без чувств. Услышавши стук, вбежали ко мне домашние и целые полчаса не могли привести меня в чувство. Наконец я, очувствовавшись, ощутил сильный страх, трепет, безпокойное волнение и совершенное онемение руки и ноги, так что я не мог двигать оными.
Призванный врач определил болезнь названием паралича вследствие какого-нибудь сильного потрясения или испуга. Целый год после этого случая, при аккуратном лечении от многих врачей, я лежал и не получал ни малейшего облегчения от болезни, которая впоследствии указала на необходимость выйти в отставку от ученой службы. Престарелая мать моя в сие время умерла, сестра расположилась посвятить себя монастырской жизни. И так все это еще более отягчало мою болезнь! Одну только имел отраду в сие болезненное время — в чтении Евангелия, которое с начала моей болезни не выходило из рук моих, как залог чудного случая со мною.
Однажды неожиданно зашел ко мне незнакомый пустынник, ходящий для сбора на обитель. Он убедительно говорил мне, чтобы я не надеялся на одни токмо лекарства, которые без помощи Божией не сильны подать помощь, а просил бы Бога и прилежно о том молился, ибо молитва есть самое мощное средство к исцелению всех болезней, и телесных, и душевных.
— Как же я могу в таком положении молиться, когда не в силах ни поклона положить, ни руки поднять для крестного знамения? — возразил я ему по своей рассеянности.
Он сказал мне на сие:
— Хоть как-нибудь молись!
И далее не мог мне существенно объяснить, как молиться... По уходе сего посетителя я как бы невольно начал размышлять о молитве и о ее силе и действиях, припоминая богословские лекции, давно слышанные мною в заведении, когда еще я был студентом. Это очень отрадно занимало меня, возобновляло в памяти светлые религиозные познания, согревало душу мою, и тут же я начал чувствовать некоторое облегчение болезненных моих припадков. Так как безпрестанно находилось при мне Евангелие, то я по вере моей к нему, вследствие чуда, а также вспомнив, что все построение трактата о молитве я слышал на лекциях, основанных на текстах евангельских, то и почел за самое лучшее учиться молитве и благочестию христианскому единственно в наставлениях Евангелия. Вчитавшись в оное, я почерпнул в нем, как в обильном источнике, полную систему спасительной жизни и истинной внутренней молитвы. С благоговением отметив все места и тексты по сему предмету, я с сего времени безпрестанно стараюсь изучать сии Божественные наставления и посильно, хотя и с трудом, прилагать к практике. При таковом моем занятии болезнь моя постепенно стала облегчаться, и, наконец, как видите, я совершенно выздоровел.
Оставшись одиноким, я в благодарность Богу за Его отеческие милости — и исцеление, и вразумление — решился, по примеру сестры моей и влечению души, посвятить себя отшельнической жизни, дабы безпрепятственно воспринимать и усвоять столь сладостные глаголы живота вечного, указанные мне в слове Божием.
Вот в настоящее время я пробираюсь в уединенный скит при Соловецкой обители на Белом море, называемый Анзерским, о коем я достоверно слышал как об удобнейшем месте для созерцательной жизни. Еще скажу вам: правда, хотя и много утешает меня в сем моем путешествии Святое Евангелие и обильно просвещает недозрелый ум мой, согревая и хладное сердце, но, с признанием безсилия моего, выражусь откровенно, что условия к исполнению дел благочестия и приобретению спасения, требующие совершенного самоотвержения, чрезвычайных подвигов, глубочайшего смиренномудрия, кои предписывает Евангелие, ужасают меня по высоте своей и по немощи и поврежденности моего сердца. Итак, стоя теперь среди отчаяния и надежды, не знаю, что со мною будет впредь!..
Схимник. При столь осязательном залоге особенной и чудной милости Божией и при научной образованности вашей непростительно не только впадать в уныние, но даже и тени сомнения о покровительстве Божием и помощи Его допускать в душу вашу! Знаете ли, что говорит о сем богопросвещенный Златоуст? «Никто не должен унывать, — поучает он, — и представлять изветом, что заповеди евангельские невозможны или неудобоисполнимы! Бог, предопределяя спасение человека, конечно, не с тем намерением предписал ему заповеди, чтобы неудобоисполнимостию оных сделать его преступником. Нет! Но чтобы святостию и благопотребностию оных облаженствовать нас как в сей жизни, так и в вечности».
Конечно, регулярное и неуклонное исполнение предписаний Божиих для падшей нашей природы представляется чрезвычайно трудным, следовательно, и спасение неудободостигаемым; но то же слово Божие, которое законоположило заповеди, представляет в себе и средства не токмо к удобному исполнению оных, но даже и утешению при оном исполнении. Если это при первом взгляде и покрыто завесою тайны, то, конечно, для того, чтобы преимущественнее обратить упражняющегося ко смирению и удобнее приблизить к соединению с Богом чрез указание непосредственного к Нему прибежища в молитве и прошении Его отеческой помощи. В этом-то и состоит тайна спасения, а не в надежде на собственное усилие.