Божественный Дух устами Богоотца Давида раскрывает в этом псалме величие дел Божиих. Пророк показывает, какое обилие благ заключено в уповании на Бога. Тайноводствуемые Христом побеждают невидимых врагов, начальства и власти, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6, 12) и самого ненавистного сатану (Златоуст, Афанасий, Феодорит).
1. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится.
Пророческий дух ублажает человека, которому помощь и пособие есть Сам Христос. Видишь ли, какое дерзновение имеет ко Всевышнему тот, кто исполняет Его заповеди? (Афанасий, Исихий).
2. Рече Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от сло- весе мятежна.
Давид отсюда обращает речь к самому уверовавшему и ободряет его: Бог избавит тебя от сети ловчи (тайных козней сопротивных сил) и от сло- весе мятежна (обидного) (Феодорит, Афанасий).
4. Плещма Своима осенит тя, и под крыле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
Крылами называет действие Промысла Божия, употребляя подобие птиц, которые своими крыльями покрывают птенцов. Истина Его - Христос Бог, оружие - Крест Христов. Как птенцы под крылом кокоша, так весь мир под крылом Господа, всех и вся Он согревает — одних духовно, других — вещественной теплотой. И как кокош слышит писк и вздохи находящихся под ним птенцов, так Господь слышит тайные вздохи, наши молитвы, видит все наши нужды (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).
5. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
Стрелой наименовал какую-то нечистую силу, «ангела смерти» (Афанасий).
6. от вещи во тьме приходящия, от сряща и беса полуденнаго.
|
Вещь, преходящая во тьме, есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают; а встреча полуденная — есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна впал в прелюбодеяние. Другие отцы бесом полуденным называют духа лености и уныния, нападающих в определенные часы, как лихорадка на больную душу, и расстраивающих ее крепость. Срящ — есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан).
7. Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится:
В высшем смысле псалом указывает, что живущий в помощи Божией будет подвергаться нападению с левой стороны (от страны) тысячи злых стрел — ярости и похоти, а с правой (одесную) — тьмы, то есть десяти тысяч; ибо к сокрушению того, что право в нас, устремлено множество лукавых сил. Диавол, зная, что многие не принимают грехов явно, начинает брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, но потом через них низвергает их в явное зло. Но не перестает Господь спасать любящих Его (Афанасий, Исихий).
8. обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.
Своими очами ты увидишь победу над врагами и справедливое возмездие им. Воздаяние грешникам мысленным и сам увидишь мысленно после трезвенной молитвы. Именно она освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и дает ему познавать внушения мысленных супостатов и ощущать пользу трезвения (Златоуст, Исихий).
9. Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое.
|
Дух человека Божьего и Дух пророческий, отвечая друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога. Бог потому столько много печется о верном, что тот всецело предался в волю Божию и возложил все упование на Него: яко Ты, Господи, упование мое. За это, — отвечает пророк верному, — ты сподобишься и промышления от Него, так как Вышняго положил еси прибежище твое (Афанасий, Феодорит).
10. Не приидет к тебе зло, и рана не прибли- жится телеси твоему:
11. яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранит тя во всех путех твоих.
Пророк ободряет человека: бедствия не только не одолеют его, но даже не приблизятся. Бог, посредством Ангелов, отразит диавольские прира- жения. Более людей стыдись Ангелов, которых при нас много, и удаляйся от всякого постыдного действия. Под Ангелами разумей также и богоносных мужей и иереев (священников), которые имеют ведение о Боге, охраняют и руководят нас в жизни от соблазнов, «понеже устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко Ангел Господа Вседержителя есть» (Мал. 2, 7) (Златоуст, Феодорит, Нил).
12. На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою:
Эти слова и диавол привел Христу, но Господь, обличая его, сказал в ответ: «Писано есть: не иску- сиши Господа Бога твоего» (Втор. 6, 16; Мф. 4, 7), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему, не тщеславному, или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде. Под камнем можно разуметь всякий грех и всякое препятствие добродетели, а под ногой — душу человека (Златоуст, Пелусиот, Афанасий).
13. на аспида и василиска наступиши, и попе- реши льва и змия.
|
В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над злом. Кто попирает гнев — тот попирает льва, потому что лев отличается яростью, а кто попирает удовольствие и нечестие — тот попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотское удовольствие и всякое житейское зло справедливо сравнивается с гадами, пресмыкающимися по земле. Под аспидом и василиском подразумевается крайнее лукавство, потому что аспид испускает смертный яд, а василиск причиняет вред и своим взором. По своей свирепости аспид противится всяким заклинаниям. Василиск (очковая змея) имеет огненные глаза и содержит в глазу яд — как это говорится и о людях завистливых. Дракон (удав) — это самый огромнейший змей, проглатывает людей, быков и волов, по ужасной силе своей изображает собою диавола (см. Апок. 12, 3, 4). Давид упомянул этих наиболее злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняемому Богом, не могут повредить никакие враги видимые и невидимые. Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, упованием на Бога избегли этих неприязненных нападений, живя вместе со зверями. И демон также есть аспид, василиск, лев и змей, потому что все вредные действия, производимые этими зверями, и он в себе имеет (Златоуст, Феодорит, Григорий Нисский, Василий Великий, Афанасий, Кирилл, Диодор).
14. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
Это уже говорит Бог, показывая плод упования — надежду на Бога. Не обольщайся, надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот. Только «праведник яко лев уповает» (Притч. 28, 1). И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог воздает ему. Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды. Кто же знает имя Его! Тот, кто с крото
стью покорил Ему волю своего ума и кто должным образом Ему покорен, а не тот, кто только по слуху знает Его (Исаак, Феодорит, Златоуст, Евсевий).
15. Воззовет ко Мне, и улышу его, с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его:
16. долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Это Господь так говорит праведнику. Поистине, что может быть больше того блаженства, когда мы имеем Бога своим защитником в брани против врагов? Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Послушающим и готовым на помощь находит Бога тот, кто взывает к Нему сильным душевным голосом. О слова, преисполненные любви! О слова, вдыхающие живейшее упование молящемуся!.. В самые скорбные, безотрадные минуты Господь с нами. А мы думаем, что нет, что Господь оставил нас. Мать не может совершенно привлечь в любовь свою нашего сердца, а Господь привлекает святыми тайнами и молитвой (Афанасий, Исаак, Иоанн Кронштадтский).
***
Прп. Амвросий Оптинский:
«Заучивай псалмы сии и читай их почаще:
1) «Живый в помощи Вышняго» (Псалом 90);
2) «Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» (Псалом 39);
3) «Боже, в помощь мою вонми» (Псалом 69). — Читай их, научайся предаваться Промыслу Божию и обучайся терпению встречающегося».
Архимандрит Рафаил Карелин: «Что же касается болезни и трудностей, то читайте несколько раз в день 90-й псалом».
Старица схимонахиня Антония: «Если несчастье случилось с человеком, надо читать 90-й псалом «Живый в помощи», с языка не выпускать, за этого человека читать, всех подключать».
Старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко): «Читайте 26, 50 и 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия подадут Свои милости».
О ЧТЕНИЕ ДУХОВНЫХ КНИГ