Хвала песни давидовы, Не надписан у еврей, 90.




 

Божественный Дух устами Богоотца Дави­да раскрывает в этом псалме величие дел Божиих. Пророк показывает, какое обилие благ заключено в уповании на Бога. Тайноводствуемые Христом побеждают невидимых врагов, начальства и вла­сти, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6, 12) и самого ненавистного сатану (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

1. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится.

Пророческий дух ублажает человека, которо­му помощь и пособие есть Сам Христос. Видишь ли, какое дерзновение имеет ко Всевышнему тот, кто исполняет Его заповеди? (Афанасий, Исихий).

2. Рече Господеви: заступник мой еси и прибе­жище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

3. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от сло- весе мятежна.

Давид отсюда обращает речь к самому уверо­вавшему и ободряет его: Бог избавит тебя от сети ловчи (тайных козней сопротивных сил) и от сло- весе мятежна (обидного) (Феодорит, Афанасий).

4. Плещма Своима осенит тя, и под крыле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Крылами называет действие Промысла Бо­жия, употребляя подобие птиц, которые своими крыльями покрывают птенцов. Истина Его - Хри­стос Бог, оружие - Крест Христов. Как птенцы под крылом кокоша, так весь мир под крылом Господа, всех и вся Он согревает — одних духовно, других — вещественной теплотой. И как кокош слышит писк и вздохи находящихся под ним птенцов, так Господь слышит тайные вздохи, наши молитвы, ви­дит все наши нужды (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

5. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,

Стрелой наименовал какую-то нечистую силу, «ангела смерти» (Афанасий).

6. от вещи во тьме приходящия, от сряща и беса полуденнаго.

Вещь, преходящая во тьме, есть всякое злоу­мышление, проявляющееся там, где его не ожида­ют; а встреча полуденная — есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Да­вида, когда он после полуденного сна впал в пре­любодеяние. Другие отцы бесом полуденным на­зывают духа лености и уныния, нападающих в оп­ределенные часы, как лихорадка на больную душу, и расстраивающих ее крепость. Срящ — есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан).

7. Падет от страны твоея тысяща, и тьма одес­ную тебе, к тебе же не приближится:

В высшем смысле псалом указывает, что жи­вущий в помощи Божией будет подвергаться напа­дению с левой стороны (от страны) тысячи злых стрел — ярости и похоти, а с правой (одесную) — тьмы, то есть десяти тысяч; ибо к сокрушению того, что право в нас, устремлено множество лукавых сил. Диавол, зная, что многие не принимают грехов явно, начинает брань против них с таких вещей, ко­торые представляются хорошими, но потом через них низвергает их в явное зло. Но не перестает Го­сподь спасать любящих Его (Афанасий, Исихий).

8. обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.

Своими очами ты увидишь победу над врага­ми и справедливое возмездие им. Воздаяние греш­никам мысленным и сам увидишь мысленно после трезвенной молитвы. Именно она освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых по­мыслов и дает ему познавать внушения мысленных супостатов и ощущать пользу трезвения (Златоуст, Исихий).

9. Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое.

Дух человека Божьего и Дух пророческий, от­вечая друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога. Бог потому столько много печет­ся о верном, что тот всецело предался в волю Божию и возложил все упование на Него: яко Ты, Господи, упование мое. За это, — отвечает пророк верному, — ты сподобишься и промышления от Него, так как Вышняго положил еси прибежище твое (Афана­сий, Феодорит).

10. Не приидет к тебе зло, и рана не прибли- жится телеси твоему:

11. яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохра­нит тя во всех путех твоих.

Пророк ободряет человека: бедствия не толь­ко не одолеют его, но даже не приблизятся. Бог, посредством Ангелов, отразит диавольские прира- жения. Более людей стыдись Ангелов, которых при нас много, и удаляйся от всякого постыдного дей­ствия. Под Ангелами разумей также и богоносных мужей и иереев (священников), которые имеют ве­дение о Боге, охраняют и руководят нас в жизни от соблазнов, «понеже устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко Ангел Господа Все­держителя есть» (Мал. 2, 7) (Златоуст, Феодорит, Нил).

12. На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою:

Эти слова и диавол привел Христу, но Господь, обличая его, сказал в ответ: «Писано есть: не иску- сиши Господа Бога твоего» (Втор. 6, 16; Мф. 4, 7), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бед­ствующему, не тщеславному, или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде. Под кам­нем можно разуметь всякий грех и всякое препят­ствие добродетели, а под ногой — душу человека (Златоуст, Пелусиот, Афанасий).

13. на аспида и василиска наступиши, и попе- реши льва и змия.

В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над злом. Кто попирает гнев — тот попирает льва, по­тому что лев отличается яростью, а кто попирает удовольствие и нечестие — тот попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотское удо­вольствие и всякое житейское зло справедли­во сравнивается с гадами, пресмыкающимися по земле. Под аспидом и василиском подразумевает­ся крайнее лукавство, потому что аспид испуска­ет смертный яд, а василиск причиняет вред и сво­им взором. По своей свирепости аспид противит­ся всяким заклинаниям. Василиск (очковая змея) имеет огненные глаза и содержит в глазу яд — как это говорится и о людях завистливых. Дракон (удав) — это самый огромнейший змей, проглаты­вает людей, быков и волов, по ужасной силе сво­ей изображает собою диавола (см. Апок. 12, 3, 4). Давид упомянул этих наиболее злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняе­мому Богом, не могут повредить никакие враги ви­димые и невидимые. Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, упованием на Бога избегли этих не­приязненных нападений, живя вместе со зверями. И демон также есть аспид, василиск, лев и змей, по­тому что все вредные действия, производимые эти­ми зверями, и он в себе имеет (Златоуст, Феодорит, Григорий Нисский, Василий Великий, Афанасий, Кирилл, Диодор).

14. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

Это уже говорит Бог, показывая плод упова­ния — надежду на Бога. Не обольщайся, надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в де­лании добра пот. Только «праведник яко лев упова­ет» (Притч. 28, 1). И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог воздает ему. Расслаблен­ный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды. Кто же знает имя Его! Тот, кто с крото­

стью покорил Ему волю своего ума и кто должным образом Ему покорен, а не тот, кто только по слуху знает Его (Исаак, Феодорит, Златоуст, Евсевий).

15. Воззовет ко Мне, и улышу его, с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его:

16. долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Это Господь так говорит праведнику. Поистине, что может быть больше того блаженства, когда мы имеем Бога своим защитником в брани против врагов? Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Послушающим и готовым на помощь находит Бога тот, кто взывает к Нему сильным душевным го­лосом. О слова, преисполненные любви! О слова, вдыхающие живейшее упование молящемуся!.. В самые скорбные, безотрадные минуты Господь с нами. А мы думаем, что нет, что Господь оставил нас. Мать не может совершенно привлечь в любовь свою нашего сердца, а Господь привлекает святы­ми тайнами и молитвой (Афанасий, Исаак, Иоанн Кронштадтский).

 

***

 

Прп. Амвросий Оптинский:

«Заучивай псал­мы сии и читай их почаще:

1) «Живый в помощи Вышняго» (Псалом 90);

2) «Терпя потерпех Господа, и внят ми и услы­ша молитву мою» (Псалом 39);

3) «Боже, в помощь мою вонми» (Псалом 69). — Читай их, научайся предаваться Промыслу Бо­жию и обучайся терпению встречающегося».

Архимандрит Рафаил Карелин: «Что же ка­сается болезни и трудностей, то читайте несколько раз в день 90-й псалом».

Старица схимонахиня Антония: «Если несча­стье случилось с человеком, надо читать 90-й пса­лом «Живый в помощи», с языка не выпускать, за этого человека читать, всех подключать».

Старец схиархимандрит Виталий (Сидорен­ко): «Читайте 26, 50 и 90 псалмы, и Господь и Ма­терь Божия подадут Свои милости».

 

О ЧТЕНИЕ ДУХОВНЫХ КНИГ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: