Если увидишь упорство беззаконных во зле, не думай, что злоба в них от природы, как говорят - и увидишь, что они сами причина того, что грешат: Пс. 35.
Если кто хочет смутить тебя и привести в боязнь, имей упование на господа и читай: Пс. 10.
При гонении и поношении врагов и множестве восстающих на тебя: Пс. 3; Пс.24; Пс. 26; Пс. 41; Пс. 139.
Если желаешь укрепиться против нападающего врага: Пс. 38.
Видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети: Пс. 5; Пс. 7.
Если злоумышление врагов продолжается - не падай духом, как будто забыт ты господом, но призови господа, воспевая: Пс. 12; Пс. 25; Пс. 34; Пс. 42.
Если терпишь скорби от нападающих и хочешь узнать пользу терпения: Пс. 39.
Если раскаиваешься в соделанном грехе и молишь о помиловании: Пс. 50.
О БЛАГОДАРЕНИИ БОГУ:
Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение господу: Пс. 28; Пс. 104; Пс. 106; Пс. 134; Пс. 145-150.
Желая вспомнить, какие благодеяния божии оказаны отцам, сколь бог благ и люди неблагодарны: Пс. 43; Пс. 77; Пс. 88; Пс. 104, Пс 105; Пс. 106, Пс. 113
Благодарение господу, когда он услышал тебя в скорби: Пс 4-Пс 74-Пс 114-Пс 45
Когда спасен ты от врагов твоих, избавлен от гонителей своих: Пс. 17; Пс. 9.
Видя, что господь пасет тебя и благоустрояет путь твой: Пс. 22.
Впав в руки врагов и мудро избежав их, и уклонившись от злоумышлении их: Пс. 33.
ТОЛКОВАНИЕ ПСАЛТИРИ. ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ
Многие, возможно, подумают, зачем толкование Псалтири и Священного Писания, что можно и самому разобраться... Действительно ли это так?
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Не сочти для себя достаточным чтение Божественного Писания без чтения Святых Отцов. Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Слову Божию Святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительно воспитание и образование посредством их писаний. Ибо только из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания».
|
На самом деле, изучая толкование, мы смиряемся, понимаем, как мы мало понимаем из действительного. Открываются наши духовные очи и часто совершенно под другим углом видится содержимое, притом не только то, что лежит на поверхности, но и нижние пласты.
Толкование Псалтири сейчас не только есть в продаже, но также общедоступно. Самому разобраться очень трудно и святые отцы помогают нам в этом.
Сейчас общедоступны толкования святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста. Есть также и другие толкования Псалтири.
ПСАЛОМ 50
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...
Нищета духа и смирение являются вместе с Христовой любовью основными добродетелями христианина. Господь предлагает нам учиться смирению у Него Самого (Мф. 11, 29), а нищету духа ставит на первую ступень духовного восхождения в заповедях блаженства.
И все святые и подвижники благочестия в течение своей жизни прилагали величайшие усилия, чтобы приобрести себе эти драгоценные жемчужины из ожерелья добродетелей.
Несколько есть путей для их приобретения. Одним из них являются покаянные молитвы, а среди них — 50-й псалом.
Этот псалом занимает особое место среди других псалмов Давида по своему значению и силе душевных переживаний автора, создавшего его.
|
Как известно, он был написан Давидом после совершения им тяжких грехов и свидетельствует о силе покаяния царственного пророка.
Очевидно, что чтение его в утреннем молитвенном правиле может возбуждать в нас сильное чувство покаяния. Но для этого нам надо хорошо постигнуть всю глубину мыслей, составляющих этот псалом.
Как пишет архиеп. Иннокентий Херсонский: «Покаянный псалом царя Давида так сильно написан, такое вложено в него покаянное чувство, что и теперь, когда кто-либо его читает, враг рода человеческого дрожит и трепещет, не вынося его силы».
Ниже будет дан ряд пояснений с целью лучшего его понимания и для более глубокого действия на наше сердце.
Конечно, не одни его мысли помогут пробудить покаянное чувство. Равнодушное прочтение его, даже с пониманием его содержания, не будет еще нашим настоящим покаянием во грехах.
К прочтению его надо подойти в соответствующих духовных одеяниях нашей души — в одеяниях печали и сокрушения за все соделанные нами грехи в прошлом, с сознанием многих своих страстей и недостатков в настоящем (гордости, тщеславия, сребролюбия, черствого сердца, отсутствия добродетелей — Христолюбивой любви, смирения, кротости и т.д.), при понимании своей немощи — нерадения, лености, теплохладности, небрежности, делающих нас недостойными в глазах Господа, Божией Матери и святых.
Вот если все это мы глубоко осознаем и обратимся сердцем к Богу в полноте нищеты духа и смирения, то и слова покаянного псалма будут не пустыми звуками, а печальной, горестной мелодией сердца перед лицом Господа.
|
Пусть глубокие слова этого псалма будут произноситься не только неспеша, не только очень медленно, но так, чтобы каждая мысль, каждое слово вызывало в душе, в сердце отголосок собственных дополнительных печальных мыслей — мыслей о своих когда-то ранее совершенных грехах (их св. отцы велят никогда не забывать), о своих недавних грехах, греховных падениях и проступках, о своей немощи духовной, самомнении, самочинии и т.д.
Благо, если при этом наступит умиление и появятся слезы, хотя добиваться их и не велят св. отцы.
Уж то будет хорошо, если молитва-псалом будет произнесена с величайшим вниманием и сосредоточенностью, с глубоким постижением каждой мысли чудного псалма, пробуждением на эти слова покаянных чувств сердца и глубокого смирения.
В начале псалма (ст.4) встречаются два слова (понятия) — «грех» и «беззаконие». По существу они обозначают одно и то же — «грех есть беззаконие» (Ин. 3, 4), хотя и повторяются в псалме отдельно: «яко беззаконие мое аз знаю, и грех мо предо мною есть выну» (ст.5).
Чтобы эти понятия не совмещались в нашем сознании, можно условно разделять их: под «грехом» понимать совершенные нами ранее грехи, а под «беззаконием» понимать нашу порочную душевную природу, исполненную страстей и пристрастий, которые неудержимо проявляются все время в новых и новых грехах.
Стих 6-й псалма — «яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти» — надо перевести на русский язык и понимать так: «Ты праведен в приговоре надо мной, и я буду безответен, когда Ты осудишь меня».
В 7-м стихе этого псалма говорится: «Се бо в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя». Здесь пророк Давид говорит не о грехах наших матерей, а о первородном грехе, которым издревле заражено все человечество после падения Адама.
Однако это упоминание ни в коем случае не смягчает нашей ответственности за наши личные грехи. И в следующем, 8-м стихе, пророк говорит: «Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная Премудрости Твоея явил ми еси».
Здесь говорится, во-первых, про голос совести нашей — голос Бога через нашего Ангела-храните- ля, который всегда предостерегал и предостерегает нас против греха, и поэтому мы всегда отвечаем за каждый совершенный нами грех.
Во-вторых, нам, христианам, через Евангелие открывается вся полнота истины, отчего возрастает во много раз и степень нашей ответственности, по сравнению с теми, кто не знает Евангелия. Как говорит Господь — «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12, 48). И «кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12, 48).
В стихе 9-м — «Окропиши мя иссопом, и очи- щуся; омыеши мя и паче снега убелюся» — мы просим об очищении нашей духовной одежды от пятен греха и об «омытии» ее до степени совершенной белизны.
Не просто надо произносить это великое прошение: здесь мы дерзаем просить великих даров, но, вместе с тем, мы должны всегда сознавать себя совсем недостойными их при нашем нерадении, лености, невнимательности к делу спасения, те- плохладности, небрежности, невоздержании и т. д.
В стихе 10-м псалма имеется прошение — «Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя».
Однако нам грешным нельзя думать о том веселии и радости, которыми награждаются святые и подвижники. Здесь уместно вспомнить икону Богоматери «Нечаянная радость», в молитве к Которой говорится о «нечаянной радости покаяния». Вот то, о чем мы действительно можем просить — о даровании нам истинного глубокого покаяния и «радости спасения» (ст. 14), растворенных нашими слезами и надеждой на прощение наших грехов.
В стихе 11-м вновь и вновь просит пророк Давид о прощении грехов и об очищении от беззакония, очевидно считая себя малодостойным этого. За пророком Давидом и нам надо вновь пережить это чувство собственного недостоинства.
Далее в стихах 12-м и 13-м следуют два великих прошения, которые по церковному обычаю полагается повторять и в каждой песне канона перед Святым Причащением (перед первым и вторым стихом) — «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Здесь как бы вопль погибающей души и сердца, отягченного великими грехами. Душа видит эту духовную проказу сердца, сознает ее страшную опасность и вопиет об исцелении — об удалении из сердца подавляющего и оскверняющего его греха. Тогда душа вновь могла бы почувствовать свое Богосыновство, вновь приобрела бы потерянный от греха «дух правый».
Близко к такому содержанию и второе прошение (стиха 13-го) — «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».
Что может быть страшнее для сына, как не изгнание его от лица Отца за совершенные грехи? И что остается человеку, если Дух Божий оставляет его? Только тьма и владычество над ним темных сил ада, ввержение его в бездну порока и несчастий. Все это так страшно, что не прошение, а вопль должен исходить из сердца христианина для избавления от этих бед.
Когда мы повторяем за пророком Давидом о даровании нам «радости спасения» (стих 14-й), то опять-таки не о радости небесного блаженства святых просим здесь. Мы их ведь совершенно недостойны!
Но вот радости, которые может испрашивать покаявшийся грешник: это радость от прощения Отцом греха блудного сына, радость вновь иметь право быть в доме Отчем, хотя бы в числе «наемника» (Лк. 15,19), радость вновь работать для Отца на том поприще, которое соблаговолит указать каждому из нас Небесный Отец.
Сами мы для этого не имеем ни сил, ни возможностей и ни способностей. Поэтому мы и просим далее: «Духом Владычним утверди мя». И только при наличии сего Духа мы что-либо можем, что-либо успеем, что-либо сделаем достойное звания слуги Небесного Отца.
Пророк Давид дерзает далее давать обещание: «Научу беззаконный путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся» (ст. 15).
Очень осторожно надо прилагать это обращение к себе, мы так слабы, грешны и неразумны. «Не многие делайтесь учителями», — пишет ап. Иаков (Иак. 3, 1). Поэтому нам прилично учить других преимущественно примером своего истинного христианского жития, исполненного Христовой любви и милосердия, смирения, кротости, великодушия, воздержания, всепрощения и прочих добродетелей. При этом, если в жизни нам и удастся что-либо сделать для ближнего, и научить его чему-либо доброму, и приблизить его душу к Богу, то все это надо приписывать не себе, а благодати Божией. Вспомним смиренные слова ап. Павла: «Я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мной» (1 Кор. 15,10).
В стихе 16-м псалмопевец просит об «избавлении от кровей». Царю Давиду приходилось все время вести войны — отсюда и это прошение. Большинству же христиан обычно не грозят ужасы непосредственного участия в войне и поэтому это прошение надо понимать аллегорически — как избавление от возможности чем-либо обидеть ближнего — оскорбить, осудить, привести в раздражение, оклеветать его.
В ст. 17-м пророк просит: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».
Но разве не в нашей власти открывать уста для хвалы? Да, не в нашей. В нашей власти произнести устами слова хвалы, но это далеко еще не та хвала, которую ищет Господь. Он ищет прежде всего нашего сердца (Притч. 23, 26). И только та хвала Ему будет приятна, которая исходит из глубины сердца и исполнена горячим чувством любви.
Казалось бы, что стих 18-й псалма не имеет к нам никакого отношения, потому что в нем Давид говорит: «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши».
Но ведь «жертвы» и «всесожжения» имели место лишь в Ветхом Завете!
Однако и мы можем и даже должны приносить жертвы; и далее в ст. 19-м Давид сам указывает на необходимость приношения их для Бога: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
Кроме того, в Литургии поется о «жертве хваления». Вот, что может всегда приносить каждый христианин вместо ветхозаветных жертв — агнцев и голубей — в храме своего сердца.
В стихе 20-м Давид просит о «созидании стен Иерусалимских».
Какое это имеет отношение к нам? Апостол Павел говорит, что душа каждого христианина есть храм Божий (1 Кор. 3, 16). Поэтому здесь можно думать о созидании стен для нашего внутреннего храма, которые помешали бы нашим врагам — темным силам, проникать в этот храм, вселяя в нас грехи, страсти и пристрастия.
Тогда, при защите стенами благочестия этого сердечного храма нашего от всякой греховной скверны, в нем будут звучать благоприятные Богу моления и хваления, заменяющие ветхозаветных тельцов и «жертвы всесожжения», о которых говорит царственный Пророк в последнем (21-м) стихе своего замечательного псалма.
Псалом 50-й включен в утреннее молитвенное правило христианина.
Но только ли надо читать его по утрам? На этот вопрос так отвечает о. Иоанн С:
«Если согрешишь в чем перед Богом (а мы грешим премного каждый день), тотчас же говори в сердце своем, с верою в Господа, внимающего воплю твоего сердца, со смиренным сознанием и чувством своих грехов, псалом 50-й — «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» и прочитай сердечно весь псалом; если не подействовал он один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее, и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир душе твоей».
Н. Е. Пестов
***
Будущему святителю Нектарию Эгинскому еще в детстве больше всего нравился псалом 50, он любил многократно повторять слова: «Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся».
Свт. Иннокентий Херсонский: «После псалма Помилуй мя, Боже, нет другого во всей Псалтири Давидовой, который бы исполнен был такого умиления душевного, как этот псалом. Кажется, он написан не чернилами, а слезами; и должен быть не пет, а плакан. Посему-то возглашается он в церкви в те недели, кои служат приготовлением к Святому и Великому посту».
Письмо игумении Арсении: «...Да поможет тебе Господь Бог! Он укрепит и дух твой. А я от себя скажу тебе одно слово опыта. При всяком смущении и искушении единственный выход и успокоение - это смирение. Только этою стезею приходит душа к истине, все разрешающей, к теплоте врачующей, к свободе облегчающей. Если потеряешь эту стезю, то окружает душу мрак и теснота. Она приходит к ложному разуму. А это бедственно. Потому что ложный разум показывает все в превратном виде; все обстоятельства жизни представляются горькими и бедственными, не видишь в них путей Божиих, великих судеб Его спасительного Промысла; люди не братья, а враги, их немощи возрастают до крайних пределов. Собственные немощи делаются страшными и даже живыми образами мучений внутренних. Да, одна стезя спасает в это время — стезя смирения. Читай раза три в день 50-й псалом. Читай, принуждая себя, даже в церкви во время Херувимской песни, и Господь откроет тебе смысл истинного покаяния и глубокого смирения духа».
Прп. Анатолий (Зерпалов): «Блудные грезы бывают ночью, во сне... Когда это случится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже...» — псалом 50.»
Старец схиигумен Савва: «В случае безсонни- цы, когда долго не можешь заснуть, опять размышляй и опять молись. Размышляй о судьбах правды Божьей и неправды человеческой и извлекай отсюда полезные уроки для своей жизни. Молись внутреннею молитвою сердечною: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» Если пойдут в сердце и голову дурные мысли, встань и клади поклоны с молитвою: «Помилуй мя, Боже...» (Псалом 50), пока не утомишься. Если усердно помолишься — скоро заснешь, а не заснешь, так душевную пользу получишь.
Старица схимонахиня Антония: «50 псалом - это великая молитва».
ПСАЛОМ 90