В высказываниях и наставлениях отца Алексия множество прямых и косвенных цитат из творений Святых Отцов: Добротолюбия, Отечника, поучений аввы Дорофея и т. д. Вот, например, дарственные надписи на книгах:
«Кто хочет услышан быть Богом в молитвах своих, тот должен слушать Бога в заповедях Его» (св. Адриан Югский).
Св. Исаак Сирин: «Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Богом».
Авва Исайя: «Тщетны молитвы человека, желающего мщения».
Отец Алексий был начитан в Отцах и знал не только тексты — он читал Отцов делом, воплощал их учение в жизни. Деятельное чтение было настолько плодотворным, что святоотеческое учение входило, что называется, в плоть и кровь, и батюшка Алексий самостоятельно излагал учение древних Отцов применительно к современной жизни.
Батюшка прежде всего советовал читать аскетические книги, которые учат, как жить по-христиански: «Так и всякого человека не догматом, не рассуждением умственным убеждал батюшка, а примером из жизни. Любил он для этого брать жития святых и подвижников, творения Святых Отцов, а то и разные примеры из современной жизни. Книг отвлеченных он почти не читал.
Помню, мне говорил часто: "Что это ты все философии да богословия читаешь. Ты возьми почитай жития, почитай авву Дорофея". Не понимал я тогда, почему это мне батюшка так советует. Не потому мне это советовал он, что считал это ненужным вообще, а потому, что меня лично, как мистика и фантазера, губило такое отвлеченное направление, делало жестким, сухим и неспособным к теплому чувствованию. Я был далек от жизни, ее скорбей и радостей, ее праздников и будней, ее лица и изнанки, — а батюшка хотел обратить мое внимание к жизни.
|
"Учись жизни, изучай людей, делай добро", — вот в кратких словах то, к чему батюшка хотел направить мои мысли. Религия - не в успокоенном блестяще скомбинированными догматами разуме, а в деятельной любви, служении ближним. Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20). Любовь есть энергия и двигатель христианства, а разум есть только рабочая сила у сердца» (диакон Владимир Сысоев).
Батюшка велел перечитывать и конспектировать авву Дорофея:
— Ты думаешь: прочитала — и ладно, и все? А надо делами читать. Еще и еще перечитывать. А то — прочла, и ничего не осталось».
***
Не оставляйте святой книги, пока не почерпнете какого урока или правила для жизни.
Святитель Феофан Затворник
В деле спасения важнейшую роль играет Священное Писание и писания святых отцов — это лучшее руководство к спасению. После чтения священных книг немалую также роль для спасения души играет покаяние.
Преподобный Симеон (Желнин)
Афонский старец Паисий советовал читать «Жития святых» и «Отечник». Говорил, что они являются прекрасным толкованием евангельской теории.
У святых отцов написано, что на последнее время Духом Святым предусмотрены вместо старцев книги. Человеческая природа единосвойственна. Что было и у прежде нас живших, то повторяется и у нас, те же самые вопросы. И теперь уже, можно сказать, все это записано в книгах. А противоречия иногда мы находим, но они бывают кажущимися. Нужно брать мысли не отрывочно, но в контексте. Нужно отличать законоположения от отдельных частных случаев, которые ко всем не приложимы. Нужно просить Бога, чтобы помог нам правильно понять читаемое, чтобы послал нам поясняющего, как евнуху царицы Кандакии за усердное чтение послал апостола Филиппа (Деян. 8,27-39).
|
Архимандрит Нафанаил (Поспелов)
Мудрую духовную жизнь святые отцы до тонкости объяснили в своих писаниях; а их писание больше познается жизнью... Преподобные отцы, молите Бога о нас грешных, и откройте наш умишко, чтобы уразуметь ваше писание...
...Советую тебе читать Святое Писание: сперва помолись Богу, чтобы Он открыл твой ум уразуметь Писание; что понятно — старайся исполнять, а не понятно — пропускай. Так святые отцы советуют. Святое Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости...
Можно читать утром и вечером несколько молитв, сами определяйте сколько, сообразуйте с временем, только, чтобы было не на ветер, а со вниманием, ибо внимание — душа молитвы. Ежедневно надо прочесть главу святого Евангелия и главу апостольских посланий.
Во всех недоуменных вопросах возьми себе за правило совет Богомудрых святых отцов: если предстоит тебе два зла, выбирай меньшее, а если две добродетели предстоят — выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил.