Формы, виды и методы контроля знаний на курсе




На курсе судебной медицины используются различные формы контроля знаний и практических навыков студентов в зависимости от ситуации и поставленных задач формы:

– индивидуальная – спрашивают одного студента или отрабатывают с ним практические навыки описания топографии органов (на занятиях в присутствии группы или в специально назначенное время);

– групповая – опрашивают часть студентов группы и отрабатываются практические навыки на макропрепаратах;

– фронтальная – опрашивают всех студентов группы и отрабатывают с ними практические навыки на макропрепаратах.

На различных этапах обучения на курсе топографической анатомии и оперативной хирургии применяются следующие виды контроля:

предварительный - в начале учебного года, перед отдельными темами или разделами;

– вспомогательный – при объяснении нового материала с целью расширения знаний по данной теме с использованием дополнительных источников литературы;

– текущий – в повседневной учебной работе для освоения практических навыков и умений;

– тематический – в конце изучения крупной темы, нескольких тем или раздела программы для проверки умения студента к обобщению;

– промежуточный – в середине семестра в период «нулевой» сессии;

– периодический – в конце семестра;

– итоговый (заключительный) – в конце изучения предмета или специальности в целом;

– входной – проверка знаний студентов перед изучением нового курса;

– программированный;

 

Предварительный контроль. В ходе предварительного контроля можно применять следующие методы изучения: поручить студенту изучение документации, которая характеризует предварительную подготовку студента; собеседование для определения способности студента к самостоятельной работе; опрос в объеме ранее полученной подготовки; письменные контрольные задания по изученной теме; анкетирование.

В ходе собеседования можно более подробно узнать студента, его интересы, получить информацию о семье, друзьях и другие сведения. При собеседовании можно выяснить мотивы выбора профессии, что известно о будущей профессии, что привлекает в ней, как студент проводит свободное время, чем увлекается, какие есть просьбы и пожелания, есть ли условия для самостоятельной работы.

В ходе устного опроса можно выявить предварительную подготовку студента по предыдущим предметам и способность к самостоятельному труду. Устный опрос можно проводить перед изучением нового предмета, раздела или темы. На основании результатов, полученных при опросе, преподаватель поручает студенту темы для самостоятельного изучения нового материала. Поскольку устным опросом затруднительно охватить всех студентов, можно проводить письменные контрольные работы.

Письменные контрольные работы позволяют охватить всех студентов за сравнительно непродолжительное время (иногда достаточно 12 – 20 минут). В связи с этим следует уделять особое внимание содержанию вопросов, включенных для ответа.

Анкетирование можно проводить в начальный период обучения студентов. Вопросы в анкетах должны быть составлены корректно. Анкетирование позволяет получить интересующую информацию по каждому студенту, выявить мотивы поступления в вуз и выбора профессии. Разнообразие мотивов требует от педагогов дифференцированного подхода к обучению, особенно в начальном периоде. Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод о способности студента к самостоятельной работе и материально-техническом оснащении этого процесса.

Текущий контроль. В ходе текущего контроля самостоятельной работы преподаватель проверяет деятельность группы в целом и каждого студента в отдельности, выясняет, какой материал усвоен хорошо и какой недостаточный. Он дает необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков в освоении учебного материала, приучает студента к систематическому труду, ответственности и самоконтролю. В процессе текущего контроля, проводится проверка знаний, навыков и умений студентов, что можно проводить в начале занятий, повторения или закрепления материала.

Наблюдение за учебной деятельностью на занятиях и во внеурочное время – один из основных методов контроля. Результаты наблюдений позволяют установить, как студенты относятся к своим занятиям, выявить их слабые и сильные стороны, а также активизировать самостоятельную учебную работу.

Тематический контроль. Цель тематического контроля – выяснение уровня знаний, навыков и умений по определенной теме или раздела программы. Основная форма контроля – обобщающие занятия, на которых, наряду с опросом студента, проводят систематизацию по теме, углубляют и расширяют знания. Тематический контроль осуществляется в форме устного опроса или письменных контрольных работ. Также основной формой данного контроля является проверка усвоенных практических навыков и умений по соответствующему разделу предмета.

При устном опросе необходимо стремиться не только выяснить знания у большого количества студентов, но и добиться высокого качества ответов. Вопросы следует формулировать более обобщенно, чтобы в ходе ответа можно было выявить не только фактические знания, но и умение студентов анализировать, систематизировать, применять полученные знания на практике. В первую очередь рекомендуется опрашивать тех студентов, в чьих знаниях преподаватель сомневается. При обобщающем опросе не следует спешить выставлять оценку, особенно отрицательную, дать возможность студенту выявить свои знания после дополнительной работы, дать конкретное задание для самостоятельной работы.

При письменном контроле рекомендуется задавать узловые вопросы по теме или разделу.

Промежуточный контроль. Проводитсяв середине семестра в период «нулевой» сессии на основании текущей успеваемости, результатов сдачи тематических и семинарских занятий.

Периодический и итоговый контроль. Периодический контроль проводится в конце семестра в виде зачетного опроса, письменной контрольной работы, решения ситуационных задач. Однако зачетный опрос должен носить более обширный характер, учитывать значимость учебного материала, приобретенный багаж практических навыков. Следует принимать во внимание также текущую успеваемость студента, особенно результаты зачетных опросов.

Итоговый контроль проводят в конце изучения дисциплины и совместно с зачетными и итоговыми экзаменами, в соответствии с учебным планом специальности. Цель итогового контроля – проверка знаний и практической подготовки студента в целом по предмету и подготовка их к изучению последующих предметов. Вопросы к экзаменационным билетам должны быть составлены в соответствии с учебной программой и включать вопросы самостоятельно изученных тем. На основании их составляют экзаменационные билеты, которые должны быть рецензированы смежной кафедрой, обсуждены на заседании кафедры и цикловой методической комиссии, ЦМС факультета.

Входной контроль способствует формированию ответственности студентов перед началом изучения нового курса, полнота освоения которого зависит от уровня остаточных знаний по предшествующим дисциплинам, работающим на данный курс. Кроме того, входной контроль позволяет раскрыть межпредметные связи, что, в свою очередь дает возможность студентам логически правильно построить цепочку знаний, умений и навыков для самостоятельной работы.

Программированный контроль заключается в том, что студентам выдают задания, содержащие ряд вопросов, на которые необходимо отвечать с помощью безмашинных и технических средств контроля. Он позволяет разнообразить познавательную деятельность студента, объективно и оперативно оценивать знания, осуществлять самоконтроль, индивидуализировать процесс обучения в процессе самостоятельной работы.

Одной из форм программированного контроля является применение тестов. Тестирование – процедура испытания, применяемая в сочетании с методикой оценки результатов контроля. Тест представляет собой блок заданий возрастающей сложности по определенным темам, разделам. Отличительным свойством тестов является наличие эталонного ответа или способа выполнения заданной деятельности.

К тестам предъявляются следующие основные требования: адекватность, общая понятность, однозначность, надежность, валидность.

Под адекватностью теста понимается полное соответствие содержащегося в тексте вопроса уровню и содержанию изученного самостоятельно материала. Следовательно, в задания должны включаться только те вопросы, которые могут быть выполнены испытуемым в процессе самостоятельной подготовки.

Требования общепонятности теста связаны с четкостью формулировки задания, понятного каждому испытуемому не только по смыслу, но и по последовательности и объему выполняемого задания.

Надежность теста – устойчивость последовательных результатов тестов проверки одного и того же испытуемого.

Однозначность теста – отсутствие расхождения в оценках и качестве выполнения тестирования, выполняемого разными преподавателями.

Валидность – пригодность теста – характеризуется его способностью давать оценку уровня знаний соответствующей трудности. Первый уровень сложности включает задания на узнавание; различие объектов, явлений, понятий; классификацию. Ко второму уровню относятся тесты на подстановку, с конструируемым ответом и задачи на соответствие. Тесты третьего и четвертого уровней связаны с решением проблемных ситуаций и требуют творческого подхода, как от педагогов, так и от студентов.

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

а) основная учебная литература:

1. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: учебник: в 2 т. / А.В.Николаев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - Т.1. - 384 с.: ил.

2. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: учебник: в 2 т. / А.В. Николаев - 2-е изд., испр. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - Т.2. - 480 с.: ил.

б) дополнительная учебная литература:

3. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: учебник. В 2-х томах. Том 1. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Фраучи И.В. / Под общей ред. Ю.М. Лопухина. 3-е изд., испр. 2010. - 832 с.: ил.

4. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: учебник. В 2-х томах. Том 2. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Фраучи И.В. / Под общей ред. Ю.М. Лопухина. 3-е изд., испр. 2010. - 592 с.: ил.

5. Анатомия по Пирогову. Атлас анатомии человека. В трех томах. Том 1. Верхняя конечность. Нижняя конечность. Шилкин В.В., Филимонов В.И. 2011. - 600 с.: ил.

6. Анатомия по Пирогову (Атлас анатомии человека). В трех томах. - Т. 2. Голова. Шея / В.В. Шилкин, В.И. Филимонов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 736 с.: ил.

7. Мялин А.Н., Мозеров С.А., Анаскин С.Г., Теричев А.Е. -Хирургическая анатомия и оперативная хирургия головы и шеи. – Учебно-методическое пособие. – Обнинск. – 2011. – 86 с.

8. Грыжи брюшной стенки Учебное пособие / Составители: Мялин А.Н., Мозеров С.А., Анаскин С.Г, Теричев А.Е. – Обнинск. 2011. – 66 с.

9. Операции на органах забрюшиного пространства и таза. Учебно-методическое пособие / Мозеров С.А., Анаскин С.Г, Теричев А.Е. – Обнинск. 2011. – 82 с.

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

https://www.studentlibrary.ru

https://www.rmj.ru

https://www.consiliummedicum.com

https://www.pulmonology.ru

https://www.cardiosite.ru

https://www.rheumatolog.ru

https://www.mvesti.ru/rggk/rggkrules.shtml

https://medpulse.h1.ru

https://www.medlinks.ru

https://www.OSSN.ru

https://www.therapy.narod.ru

https://mzdravrt.kazan.ru/rmbic/update/uws.htm

https://scilib.com

https://www.jrheum.com

https://scholar.google.com

https://www.medscape.com

https://www.nlm.nih.gov

https://www.guideline.gov

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: