Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине




· Чтение лекций в традиционной формы с использованием мультимедийной техники (презентация слайдов).

· Практические занятия в традиционной форме с использованием тестовых программ и ситуационных задач.

· Доклады с использованием мультимедийной техники.

1) Учебная лекция одна из форм систематических учебных занятий. На лекции выносятся наиболее сложные теоретические разделы курса.

Различают следующие виды учебных лекций вводные, тематические, обзорные, заключительные, комплексные, проблемные и клинические.

Курс лекций может быть систематическим, специальным, посвящен избранным главам.

Объем лекций в часах определяется учебным планом и программой обучения. К каждой лекции необходимо составление методической разработки. Методическая разработка должна содержать название лекции, цели и задачи ее, для какого контингента слушателей она предназначена, объем учебного времени, план лекции, характер иллюстрированного материала, перечень основной литературы. Продолжительность лекции 2 академических часа.

Лекции являются важнейшей формой учебного процесса и представляют собой широкое изложение проблемных вопросов по определенному разделу учебной дисциплины согласно уровню современной науки.

В лекционном курсе целесообразно затрагивать в основном теоретические вопросы травматологии и ортопедии с использованием данных о современных достижениях науки и практики, а также, исходя из местных условий, сделать акцент на демонстрации и разборе тех заболеваний и повреждений, которые по каким-либо причинам не могут быть полноценно разобраны на практических занятиях.

Лекции необходимо сопровождать демонстрацией таблиц, слайдов, рентгенограмм, инструментов и аппаратов, показом учебных кино и видеоматериалов.

2) Одной из форм систематических учебно-теоретических практических занятий является семинар. Это эффективная форма организации учебных занятии, способствующая наиболее глубокому и детальному усвоению учебного материала. В настоящее время семинары следует считать ведущей формой обучения. На семинары предпочтительно выносить более сложные разделы, требующие глубокого осмысливания и логических действий. В подготовке к семинару следует четко определить цели и задачи семинара, дать название его в строгом соответствии с учебным планом и программой предмета, составить методическую разработку семинара, содержащую порядок работы семинара, перечень вопросов для дискуссии и литературу, необходимую для предварительной проработки. При этом необходима предварительная самостоятельная работа обучающихся. Время, отведенное на семинар, составляет от 2 -3 часа, что должно быть отражено в расписании занятий.

Одной из форм проведения семинара является "Деловая игра". Это активная форма организации учебной работы, при которой знания, умение, навыки приобретаются путем самостоятельного решения тех или иных учебных проблем. В задачу деловой игры входят процесс выработки и принятия решения конкретной ситуации в условиях поэтапного уточнения необходимых факторов и анализа информации. Одна из форм проведения семинара работа в "малых группах". Работа в малых группах включает в себя информационную и контролирующую функции.

 

3) Одной из форм организации учебного процесса является самостоятельная работа обучающихся: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа включает; решение ситуационных клинических задач и тестовых заданий;

Внеаудиторная самостоятельная работа включает подготовку к темам дисциплины, работу с учебной литературой и учебными пособиями, лекционным материалом, со справочной литературой; подготовку научных доклад с мультимедийной презентациейов и др.


12.2. Формы организации самостоятельной работы обучающихся (темы, выносимые для самостоятельного изучения; вопросы для самоконтроля; типовые задания для самопроверки

 

1. Микрохирургическая техника 2часа.

2. Возрастные особенности суставов. Рентгеноанатомия суставов 1час.

3. Бесшовные способы соединения сосудов. Пластика сосудов 2часа.

4. Удлинение и укорачивание сухожилий 2часа.

5. Компресионно-дистракционные аппараты для лечения переломов длинных трубчатых костей 1час.

6. Возрастные и половые особенности черепа 1час.

7. Топография области носа, глазницы, ушей 2часа.

8. Способы спинномозговых пункций 1час.

9. Пластические операции на лице 2часа.

10. Врожденные пороки сердца. Хирургическая коррекция 2часа.

11. Аномалии развития пищевода 1час.

12. Строение белой линии живота, пупочного кольца, полулунной

линии 1час.

13. Особенности операций грыжесечения у детей 2часа.

14. Хирургическая анатомия селезенки 1час.

15. Удаление Меккелева дивертикула 1час.

16. Хирургическое лечение врожденного кардио- и пилоростеноза 2часа.

17. Операции при врожденных пороках почек и мочеточников 2часа.

18. Операции при крипторхизме, эписпадии, гипоспадии, фимозе и парафимозе 2часа.

19. Нарушения развития внутренних половых органов у девочек 1час.


 

12.3. Краткий терминологический словарь

Антагонист – мышца, действующая в противоположном направлении относительно другой мышцы. Например, мышца-сгибатель по отношению к разгибателю.

Вертикальная ось – воображаемая прямая линия, образующаяся в результате пересечения фронтальной и сагиттальной плоскостей.

Горизонтальная плоскость – воображаемая плоскость, пересекающая тело поперечно, разделяет его на головной (краниальный) и хвостовой (каудальный) отделы.

Дистальный – дальше отстоящий от центра тела (противоположно – проксимальный).

Конгруэнтный – соразмерный, соответствующий при соприкосновении.

Медиальный – срединный; расположенный ближе к срединной плоскости тела.

Мениск (внутренний и наружный) – хрящевые образования серповидной формы в коленном суставе.

Мыщелок – расширенный дистальный конец кости.

Надкостница – тонкая соединительно-тканная оболочка, имеющая вид пленки; богата кровеносными сосудами и нервами, идущими к костям.

Общий центр тяжести (ОЦТ) – точка приложения равнодействующих сил тяжести всех частей тела. ОЦТ, или ЦТ, тела человека в положении основной стойки расположен в средней плоскости в среднем на 2,5 см ниже мыса крестца и на 4–5 см выше поперечной оси тазобедренных суставов, примерно на середине расстояния между крестцом и лобковым симфизом. В практике принято считать, что ОЦТ (ЦТ) в положении основной стойки находится на уровне тазобедренного сустава. Понятие ОЦТ совпадает с более широким понятием относительный центр масс (ОЦМ) при нахождении человека в однородном поле сил тяжести.

Позвоночный столб – осевой скелет туловища, выполняющий роль твердой опоры тела. Он защищает находящийся внутри позвоночного канала мозг и участвует в движении туловища и головы. Позвоночный столб состоит из отдельных костных сегментов – позвонков, которые последовательно соединяются друг с другом с использованием межпозвоночных дисков, связочного аппарата и мышц.

Поперечная ось – воображаемая линия, образующаяся при пересечении фронтальной и горизонтальной плоскостей.

Проксимальный – расположенный ближе к центру тела (противоположно – дистальный).

Пронация – вращение вперед и внутрь. У человека – вращение предплечья в локтевом суставе, при котором ладонь обращается вниз (назад), а большой палец направлен внутрь, к срединной плоскости тела. Пронацией называется также вращение стопы, при котором ее внутренний край опускается, а наружный поднимается.

Сагиттальная плоскость – воображаемая плоскость, делящая тело продольно на правую и левую половины, перпендикулярна фронтальной плоскости.

Сесамовидная кость – кость, вставленная в сухожилие мышцы и увеличивающая плечо силы мышцы, способствует усилению их действия.

Синергист – мышца, действующая в одном и том же направлении относительно другой мышцы.

Синовиальная мембрана – внутренний слой суставной капсулы.

Синовия – липкая прозрачная жидкость, которая по функции является своего рода смазкой, способствующей уменьшению трения в суставе костей; выделяется синовиальной мембраной.

Скелетная мышца – активный орган движения, построенный из многих тканей, главной из которых является поперечно-полосатая мышечная ткань.

Стопа – периферийный сегмент нижней конечности; орган опоры тела при стоянии и движении. Условная граница стопы, отделяющая ее от голени, проходит через верхушки лодыжек. В стопе выделяют подошвенную и тыльные поверхности.

Супинация – вращение предплечья в локтевом суставе, при котором ладонь обращается вверх (кпереди), а большой палец направлен кнаружи, от срединной плоскости тела; также вращение стопы, при котором наружный край ее опускается, а внутренний поднимается.

Суставная сумка – соединительная оболочка, герметически окружающая суставные поверхности костей. Имеет два слоя: наружный – фиброзный (очень плотный, крепкий) и внутренний – синовиальный (со стороны полости сустава покрыт слоем эндотелиальных клеток, которые вырабатывают синовиальную жидкость).

Тело, или брюшко, мышцы – мышечные волокна, составляющие среднюю часть мышцы.

Фасция – плотные фиброзные оболочки, которые в виде футляров покрывают группы мышц и отдельные мышцы.

Фронтальная плоскость – воображаемая плоскость, делящая тело человека на переднюю и заднюю части. В основной стойке (о.с.) она проходит через оба тазобедренных сустава и перпендикулярна сагиттальной плоскости.

Хрящевая ткань – ткань внутренней среды организма, выполняет опорную функцию и отличается упругой консистенцией.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: