ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ




 

6.1 Контрольные вопросы для подготовки к экзамену

 

1.Управление как общественное явление, предмет и объект, задачи и методы психологии управления.

2.Психология управления как отрасль практической психологии.

3.Понятие менеджмента.

4.Психологическое обеспечение менеджмента.

5.Психологические основы менеджмента.

6.Личность менеджера, руководителя, его самосовершенствование и саморазвитие.

7.Основные школы науки управления. 8.Школа научного управления.

9. Административная («классическая») школа в управлении.

10.Школа «человеческих отношений».

11.Школа «количественных» методов в управлении.

12.Общие подходы в теории управления: процессный подход, системный подход, ситуационный подход.

13.Понятия: организация, управление, управленческие функции, управленческая техника, управленческая культура и управленческое искусство.

14.Законы в психологии управления. 15.Менеджер, руководитель как субъект организации.

 

16.Отбор и профессиональная подготовка менеджеров.

17.Деловые и личностные качества руководителя, менеджера. 18.Личность и малые группы в организации.

 

19.Статусы и роли в организации.

20.Психология профессионализма руководителя, менеджера, его компетентность и квалификация.

21.Личное, профессиональное и деловое общение.

22.Работа менеджера над собой. Личностные особенности преуспевающего менеджера. 23.Гендерные различия и социализация. Гендер как социальная категория. 24.Понятие: организация.

25.Основные подсистемы организации: техническое ядро, или производственная подсистема, подсистема технической поддержки, подсистема административной поддержки, менеджмент или подсистема управления. 26. Организационно-деятельностная группа, стихийная группа. 27.Руководитель, менеджер - член организации, обеспечивающий достижение организационных целей через действие других людей.

28.Сфера управления людьми в организации и в деятельности менеджера: 1.Руководство людьми; 2.Управление персоналом (кадровая работа).

29.Система организационного поведения: подсистема производственного поведения, формальная подсистема поведения, неформальная подсистема поведения, внеформальная подсистема поведения.

30.Психологическая сущность управленческой деятельности.

31.Предмет психологического изучения деятельности.

32.Функциональный анализ управленческой деятельности

33.Мотивационное обеспечение деятельности человека.

34.Понятие о мотивах и потребностях.

35.Мотивационные факторы и регуляторы мотивации.

36.Определение функции мотивирования.

37.Концепции мотивации исполнительской деятельности персонала

38.Цели профессиональной деятельности.

39.Управленческие задачи.

40.Основные средства реализации профессиональной деятельности - действия и операции.

41.Исполнительское (операционное) обеспечение профессиональной деятельности.

42.Основные, структурные компоненты деятельности.

43.Управленческая деятельность - синтез индивидуальной и совместной деятельности.

44.Психологические аспекты контроля как управленческого действия. 45.Роль психолога в организации

 

46.Контроль и управление

47.Рефлексивный анализ управленческой деятельности.

48.Рефлексивное мышление менеджера как внутреннее средство решения профессиональных задач.

49.Роль личностной и коммуникативной рефлексии в управленческой деятельности.

50.Управленческие решения.

51.Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя.

52.Организационные факторы управленческих решений.

53.Прямые (административные) и косвенные (психологические) методы управления.

54.Организационная типология Л. Константина: организации открытого типа (парламент), организация закрытого типа, организация хаотичного типа, организация синхронного типа (с руководителем харизматического склада).

55.Организационная культура как системный метод управления.

56.56.Ценности как системообразующий фактор организационной культуры.

57.57Типология организационных культур.

58.Понятие лидер. Лидер и его психологические особенности.

59.Лидерство руководителя.

60.Неформальное лидерство в организации.

61.Источники лидерской власти (по Дж. Р. Френч и В. Равен): легитимная, власть наград, власть принуждения, референтная, экспертная, информационная.

62.Традиционные подходы к управлению и критерии управленческой эффективности.

63.Теория стилей управления К. Левина: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустительский).

64.Концепции стилей руководства.

65.Теории лидерства.

66.Руководство и лидерство.

67.Концепции стилей руководства.

68.Социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах.

69.Классификация индивидуальных стилей управленческой деятельности в зависимости от особенностей ориентации руководителей

70.Управленческая матрица Р. Блейка и Д. Мутона.

71.Психология управления качеством (концепция ограничений по М.Вудкоку и Д. Френсису

72.Производственное поведение персонала

73.Организационное поведение.

74.Эффективное взаимодействие и сотрудничество.

75.Модель организационного поведения; системный механизм: правовой механизм, информационный механизм, организационный механизм, психологический механизм, тренинговый механизм, аттестационный механизм, финансовый механизм.

76.Понятия: мотив, мотивация, мотивировка. Мотивирование персонала: поведенческий подход.

77.Коллектив организации как объект управления.

78.78.Коллектив и группа; отношение и общение

79. Психологический климат и его значение в управлении организацией, коллективом.

80.Понятие конфликт. 81.Виды конфликтов.

82.Конфликты в организациях.

83.Руководитель как субъект в конфликтной ситуации.

84.Виды конфликтов в организации.

85.Основные способы разрешения конфликтов.

86.Понятие: команда, малая группа.

87.Структура деловой беседы. 88.Организация переговоров как процесса.

89.Переговорный процесс как решение проблем.

90.Стратегия и тактика переговорного процесса

91.Этика государственного служащего

92.Межкультурная коммуникация и корпоративная культура.

93.93.Имидж руководителя и имидж организации.

 

94.Методы изучения коллектива.

95.Психика и сознание

96.Эволюционная теория психики.

97.Теория сигнальных систем И. П. Павлова.

98.Сознание и самосознание.

99.Личность

 

100.Личность в философии, социологии и психологии.

101.Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

102.Потребности и мотивы личности.

103.Свойства, структура, типология личности.

104.Роль, статус и Я-концепция

 

6.2 Примерные тесты для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося

 

Инструкция: Вам предлагаются тестовые задания. Вы должны выбрать только один ответ, который представляется Вам верным. На чтение и выбор ответа на вопрос отводится не более 1 минуты.

 

1. Субъективное отражение человеком объективной действительности - это:

а) психика;

б) компетенция;

в) знания.

 

2. Выполнение какого-либо действия или последовательности действий с целью формирования навыка (умения) или модели поведения осуществляется на:

а) семинаре;

б) тренинге;

в) мастер-классе.

3. Публичный спор, предметом которого является обсуждение острой, общественно значимой проблемы с целью утверждения собственной точки зрения и победы над другой стороной - это:

а) дискуссия;

б) полемика;

в) диспут.

 

4. Способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области называют:

а) компетенция;

б) умение;

в) опыт.

 

5. «Мозговой штурм» был разработан:

а) У. Гордоном;

б) Дж. Гилфордом;

в) А. Осборном.

 

6. Что отличает дискуссию от других видов спора:

а) аргументированность;

б) осведомленность;

в) корректность

 

7. Отметьте этап, не свойственный такому методу как «мозговой штурм»:

а) подготовка;

б) обсуждение идей;

в) оценка и отбор идей.

 

8. Общение - это...

а) процесс установления и развития контактов между людьми,

б) обмен информацией,

в) выработка единой стратегии взаимодействия,

г) восприятие и понимание партнера

д) все ответы верны

 

9. Общение порождается потребностью:

а) в совместной деятельности,

б) обмена информацией,

в) выработка единой стратегии взаимодействия,

г) восприятие и понимание партнера.

 

10. Речь - это:

а) сложившаяся исторически,

б) в деятельности людей,

в) форма общения, опосредованная языком.

г) все ответы неверны.

 

11.Большинство отечественных психологов рассматривает речь как:

а) деятельность речевую,

б) целостный акт деятельности,

в) как действия речевые, включенные в неречевую деятельность,

г) все ответы неверны.

 

12. Речь внутренняя:

а) вне процесса реальной коммуникации,

б) формируется в процессе интериоризации речи внешней.

в) действующая как речевой механизм мышления,

г) способность к саморегулированию поведения,

д) все ответы неверны.

 

13. Речь дактильная - речь,

а) воспроизводящая по средствам букв,

б) движений,

в) вспомогательное речевое средство,

г) все ответы неверны.

 

14. Речь жестовая - это

а) способ общения,

б) воспроизводящая по средствам системы жестов,

в) вспомогательное речевое средство,

г) все ответы неверны.

 

 

15. Язык — это:

а) система знаков,

б) средство человеческого общения,

в) мыслительная деятельность,

г) способ выражения самосознания личности,

д) способ передачи от поколения к поколению и хранения информации,

е) носитель общественного сознания,

ж) все ответы неверны.

 

16. Основатели деятельностного подхода:

а) Леонтьев,

б) Рубинштейн,

в) Выготский,

г) все ответы неверны.

 

17. Как соотносятся эти категории «деятельность и общение»:

а) каждая из них самостоятельна,

б) в ходе деятельности раскрываются отношения типа субъект-объект и субъект-субъект,

в) принцип органического единства,

г) посредством общения организуется деятельность,

д) все ответы неверны.

 

18. Конативная сторона общения связана:

а) с функциями эмоций,

б) отражает взаимодействие человека,

в) служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях патрнеров,

г) все ответы неверны.

 

19. Понятие стратегии включает в себя: а) планирование и проведение в жизнь генеральной линии

б) наличие цели

в) помощью психолога

г) использование всех доступных средств.

 

20. Традиционная модель трудового действия:

а) субъект-деятельность-объект

б) субъект-деятельность-объект-окружающая среда.

в) оба верны.

 

21. Можно ли бессознательное исполнение назвать действием?

а) нет

б) да

в) не всегда.

 

22. Основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснений:

а) метод

б) принцип

в) система

 

23. Учение о системе построения теоретической деятельности:

а) методология

б) принцип

в) методика

 

24. Наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания:

а) метод

б) принцип

в) категории

 

25. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления:

а) метод

б) принцип

в) система

 

26. По мнению Маслоу, потребность в самореализации проявляется

а) одновременно с другими потребностями,

б) у людей, стремящихся к самоуважению

в) у большинства людей,

г) все ответы неверны

 

27. Метод опроса

а) использует специально разработанные анкеты,

б) позволяет получить точные результаты,

в) должен применяться только на детях,

г) все ответы верны

 

28. Как правило, творческие личности характеризуются

а) консерватизмом,

б) хорошим включением в социальную группу,

в) четко установленными представлениями о жизни,

г) все ответы неверны

 

29. Человек - единственное существо, способное

а) передавать информацию о прошлых и будущих событиях,

б) пользоваться орудиями,

в) жить в сообществах,

г) все ответы верны

 

30. Квалифицированное выполнения трудовой деятельности (по Климову Е.А.):

а) мастерство

б) профессионализм

в) оба варианта верны

 

31. В какой школе социализация выступает как самоактуализацияЯ-концепции?

а) у представителей гуманистической школы

б) у последователей фрейдизма

в) у интеракционистов

 

32. Метод активизации коллективной творческой деятельности:

а) мозговой штурм

б) групповой штурм

в) все ответы верны

 

 

33. Как называется система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы:

а) синектика

б) дедукция в)логика

 

34. Оперативное мышление отвечает за:

а) процесс решения практических задач

б) построение личностных конструктов

в) оперативное исправление ошибок.

 

35. Форсирование алгоритмов решения является компонентом

а)оперативного мышления б)словесно-логического мышления в)структурирования

 

36. Составляющие сознания по Леонтьеву на позднем этапе развития:

а) самосознание,

б) бессознательное,

в) деятельность,

г) личностный смысл.

 

37. Назовите виды потребностей:

а) общие,

б) индивидуальные,

в) духовные,

г) естественные.

 

38. Компоненты Я-концепции:

а) эмоционально-ценностное отношение к себе,

б) когнитивный,

в) комплекс неполноценности,

г) поведенческий.

 

39. Оценка личности себя в целом и с разных сторон:

а) самооценка,

б) комплекс неполноценности,

в) личностный смысл,

г) самолюбие.

 

40. Социальная роль руководителя предполагает:

а) негативизм,

б) доминирование,

в) конформизм,

д) деспотизм.

 

41. Ведущий стиль межличностного взаимодействия, заключающийся в мягкости, ожидании помощи и советов, доверчивости, склонности к восхищению окружающими, вежливости, называется:

а) властно-лидирующий,

б) ответственно-великодушный,

в) зависимо-послушный,

г) недоверчиво-скептический.

 

42. Социальная роль исполнителя предполагает:

а) заботливость,

б) доброжелательность,

в) подчинение,

г) скептицизм.

 

 

43.Одно из первых исследований стилей руководства было проведено в 1939году:

а) К. Левиным,

б) З.Фрейдом,

в) Ф. Тейлором,

г) Р. Блейком.

 

44. Какой стиль управления является наиболее эффективным, в случае если деятельность достаточно четко определена, но есть возможность нестандартных решений:

а) авторитарный,

б) демократический,

в) либеральный.

 

45. При каком из стилей руководства руководитель считает наказание основным методом стимулирования, поощряет редко только избранных:

а) авторитарный,

б) демократический,

в) либеральный.

 

46. Какие потребности являются для руководителя ведущими и определяющими деятельность:

а) потребность в общении,

б) потребность в доминировании,

в) потребность в опеке, покровительстве,

г) потребность в автономии.

 

47. Лидерство-это эффективное использование:

а) способности к убеждению,

б) способности к влиянию,

в) организаторских способностей,

г) информационных технологий.

 

48. Власть, построенная на силе личных качеств или способностях лидера, является:

а) харизматической,

б) экспертной,

в) принудительной,

г) диктаторской,

 

49. Наличие четких собственных целей, творческого подхода и современных управленческих установок необходимы в работе менеджеру:

а) низшего звена (линейного),

б) среднего звена,

в) высшего звена.

 

50. Менеджер, склонный к инновациям, переменам и экспериментам, умеющий принимать нестандартные решения, стимулировать и достойно оценивать изобретательность других, обладает:

а) целеустремленностью,

б) способностью к самоуправлению,

в) творческим подходом.

 

51. Умение человека создавать эффективно работающие команды, добиваться результата от работы подчиненных, умение обучать их, помогать в личном и служебном росте, владение конкретными методами и приемами управления свидетельствуют о наличии у менеджера:

а) навыков руководства,

б) управленческих установок,

в) дара влияния на окружающих.

 

52. Преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности, называется

а) организационной культурой,

б) социально-психологическим климатом коллектива,

в) внутренней политикой,

г) межличностными отношениями.

 

53. Социально-психологический климат оказывает влияние а) только на отдельных членов коллектива,

б) только на коллектив в целом,

в) на каждого работника по отдельности и трудовой коллектив в целом.

 

54. Признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

а) доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу,

б) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива,

в) отсутствие критики,

г) невысокая степень эмоциональной включенности,

д) удовлетворенность принадлежностью к коллективу.

 

55. К основным видам управленческого общения не относится:

а) дружеская беседа,

б) деловые переговоры,

в) совещание,

г) мозговой штурм,

д) дисциплинарная беседа.

 

56. Большую часть времени управленческого общения руководитель тратит на:

а) дисциплинарные беседы,

б) деловые переговоры,

в) совещания.

 

57. Деловой телефонный разговор должен начинаться:

а) с возгласа «алло!»,

б) с описания проблемы,

в) с выяснения имени и должности абонента,

г) с представления звонящего,

 

58. Стратегия взаимодействия конфликтующих сторон, заключающаяся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны, называется стратегией:

а) сотрудничества,

б) компромисса,

в) уступки,

г) соперничества.

 

59. К какому типу конфликтной личности относится человек, который не умеет перестроиться и учитывать изменившуюся ситуацию и обстоятельства, имеет раз и навсегда сложившееся мнение:

а) неуправляемому.

б) демонстративному.

в) ригидному.

г) сверхточному.

 

 

60. Как называется психологическое явление, когда потребитель мысленно ставит себя на место изображаемого в рекламе персонажа и при этом хочет быть на него похожим?

а) заражение

б) пресуппозиция

в) идентификация

г) репликация

 

61. Человек отвергает рекламное сообщение из-за того, что воспринимает его как угрозу своей свободе самостоятельно принимать решение. Как называется этот защитный механизм?

а) эффект Барнума

б) эффект Бартлета

в) эффект ореола

г) эффект реактенса

 

62. Акцентировать глаголы и использовать их чаще прилагательных нужно при составлении текстов

а) радиорекламы

б) телерекламы

в) печатной рекламы

г) не имеет значения

 

63. Какие из перечисленных признаков не относятся к тайм-синдрому менеджера:

а) переживание ограниченности времени.

б) чувство покинутости и одиночества.

в) агрессия в ситуациях дефицита времени.

 

64. Какие из перечисленных задач не относятся к копинг-стратегиям:

а) экспертная оценка воздействия стрессовой ситуации на человека и реакция человека на нее.

б) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей их преодоления.

в) поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах.

 

65. Тип личностной резистентности, когда человек выдерживает длительные стрессовые нагрузки, хорошо адаптируется к стрессу называют:

а) «стрессом вола».

б) «стрессом кролика».

в) «стрессом льва».

 

66. К. Томас считает, что обе стороны достигают успеха только при использовании стратегии:

а) сотрудничества,

б) компромисса,

в) уступки,

г) соперничества.

 

67. Какие принципы выделил Тейлор для организации любой социальной деятельности?

а) научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности,

б) отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев,

в) сотрудничество администрации с рабочими,

г) равномерное и справедливое распределение обязанностей,

д) все ответы верны.

 

68. Кто ввел понятие «научное управление»?

A) Л. Брандвайс, Б) Фр. Тейлор,

B) Р. Блейком и Дж. Моутоном.

 

 

69. В чем недостаток идеи Фр.Тейлора?

а) человек (сотрудник организации) - ценность,

б) человек (сотрудник организации) - машина, выполняющая научно обоснованные инструкции,

в) человек (сотрудник организации) - личность.

 

70. Что по Фр.Тейлору является обязанностями руководства?

а) входит выбор людей,

б) подготовить и обучить сотрудников,

в) все ответы неверны.

 

71. Фр.Тейлор предложил для выплаты рабочим заработной платы:

A) систему дифференциальной оплаты, Б) заработную плату,

B) увеличение производительности труда.

 

 

72. А.Л. Журавлевым в 1976 году была предложена модель стиля руководства с точки зрения его целостности на основании трёх компонентов:

а) директивность, коллегиальность, невмешательство,

б) творчество, интеллект, амбициозность,

в) все ответы неверны

 

73. Факторы, снижающие эффективность работы руководителя, зависящие от подчиненного, который:

а) проявляет творчество,

б) не умеет апеллировать своему руководителю,

в) все ответы неверны.

 

74. Мескон, Альберт и Хедоури под организационной культурой понимают:

а) преобладающие обычаи, нравы, ожидания организации

б) ценности, социальные нормы, установки поведения,

в) все ответы неверны.

 

75. Модель - это:

а) объект-заместитель,

б) вспомогательное средство,

в) все ответы неверны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: