№ п\п
| Разделы и темы курса
| Формы самостоятельной работы студентов
| Содержание самостоятельной работы
| |
|
| Методологические основы социологии и психологии управления как научной дисциплины
| Аннотирование и конспектирование учебно- и научно-методической литературы
| Ромашов О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления. Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002.
Удальцова М. В., Аверченко Л. К. Социология и психология управления: Практикум по курсу / Новосибирская государственная академия экономики и управления. – Новосибирск, 1997.
Гвишиани Д. М. Организация и управление. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.
| |
Составление ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы
| Раскройте основные подходы к определению понятия «управление».
Проанализируйте и обоснуйте основные функции управления.
Назовите наиболее актуальные проблемы управления в сфере дошкольной педагогики.
Каковы основные подходы к классификации методов социологии и психологии управления?
Какие методы были заимствованы у психологии и у социологии?
Какие методы являются специфическими для социологии и психологии управления?
| |
Подготовка докладов и рефератов
| – Основные принципы, обеспечивающие эффективность управления в современном дошкольном образовании.
– Социально-психологические методы управления.
– Достоинства и недостатки теория рационализации Ф. Тейлора
– Применение административной теории управления А. Файоля в современных социально-экономических условиях.
–– Хотторнские эксперименты Э. Мэйо.
| |
| Управление как общественное явление
| Аннотирование и конспектирование учебно- и научно-методической литературы
| Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.
Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.
Удальцова М. В. Социология управления: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. – М: АО «ИНФРА-М» - АОЗТ «Премьер», 1995.
| |
Составление ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы
| Раскройте свой статус и социальную роль в учреждении образования.
Опишите и обоснуйте необходимость применения организационных законов управления в учреждениях образования.
Определите потребность современного общества в управлении.
| |
Подготовка докладов и рефератов
| – Виды, функции и особенности социальных институтов.
– Специфика влияния института образования на личность.
– Диагностика и учет влияния института семьи и брака на личность в профессиональной деятельности социального педагога.
– Ресурсы для эффективного управления в сфере обучения детей.
– Психологические законы управления.
| |
| Социологические и психологические аспекты управленческой деятельности специалиста ДОУ
| Аннотирование и конспектирование учебно- и научно-методической литературы
| Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! / Авт. предисл. Ю. А. Шерковин – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1989.
Герасименко И. Я., Юсупов Р. М. Социология конфликта: методы и модели. СПб.: Изд-во «Омега», 1999.
Донцов А. И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. – М.: Изд-во МГУ, 1984.
Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Сокр. пер. с нем./ Науч. ред. и авт. предисл. А. Л. Журавлев. – М.: Экономика, 1990.
| |
Составление ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы
| Определите основные качественные и количественные показатели результата труда коллектива.
Какие показатели являются экономическими показателями эффективности?
Назовите психологические критерии оценки эффективности деятельности ДОУ?
Раскройте закон выживания в современных рыночных условиях.
Раскройте психолого-социологические основы трудового процесса.
Опишите и обоснуйте критерии эффективности коллективного труда в сфере ДОУ; раскройте факторы, способствующие ее повышению.
| |
Подготовка докладов и рефератов
| - Особенности профессиональной деятельности организатора-методиста ДОУ.
- Роль в системе управления кадров учреждений дошкольного образования (руководителей, специалистов, заведующих, воспитателей, методистов, технических и медицинских работников
- Положительная и отрицательная мотивация: возможные причины возникновения у работников сферы образования.
- Традиции ДОУ.
| |
| Социальная организация как объект управления
| Аннотирование и конспектирование учебно- и научно-методической литературы
| Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. – М: АО «ИНФРА-М» - АОЗТ «Премьер», 1995.
Гвишиани Д. М. Организация и управление. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.
Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.
Холл Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001.
| |
Составление ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы
| Назовите возможные организационные структуры, раскройте их различия.
Назовите основные положения эффективного собеседования по поводу трудоустройства.
В чем специфика набора сотрудников, проведения профессионального отбора, оценки кандидатов в сфере дошкольного образования.
Проранжируйте основные социологические параметры трудового процесса (рациональный режим труда и отдыха, оптимальная интенсивность труда, условия труда, социальные факторы, повышающие эффективность труда и влияющие на отношение к труду) по степени значимости для Вас.
Какие методы принятия решений, по вашему мнению, являются наиболее оптимальными?
| |
Подготовка докладов и рефератов
| - Классификация организаций в теории социологии и психологии управления.
- Принципы построения организации.
- Принципы самоуправления организации.
- Механизмы саморегуляции группы.
- Конформизм и нонконформизм в детской группе.
- Примитивные реакции и правила поведения.
| |
| Аппарат управления как социальная группа
| Аннотирование и конспектирование учебно- и научно-методической литературы
| Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М.: Наука, 1979.
Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1999.
| |
Составление ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы
| В чем сущность деятельностно - административных функции аппарата управления?
В чем достоинства моделей группового приятия решений?
Опишите основные методы диагностики и коррекции психологического климата в коллективе.
Раскройте основные показатели психологического климата в вашем учреждении.
Сделайте предположение о правилах поведения руководителя и подчиненного в дошкольном образовательном учреждении.
| |
Подготовка докладов и рефератов
| - Принципы построения коллективного аппарата управления.
- Правила эффективного функционирования «коллективного мозга».
- Сущность социально-психологического климата в организации сферы ДО.
- Характеристики организационной культуры учреждения.
- Силовые отношения в организации.
| |
| Личность в системе управления
| Аннотирование и конспектирование учебно- и научно-методической литературы
| Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя – практика: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1991.
Жариков Е.С. Психология управления: Книга для руководителя и менеджера по персоналу. – М.: МЦФЭР, 2002.
Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Управление персоналом: Учебник. М.: МГУКИ, 2002.
Нельсон Б., Экономии П. Умение управлять для «чайников»: Пер. с англ. – К.: Диалектика, 1997.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В. А. Ядова. – Ленинград: Наука, 1979.
| |
Составление ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы
| Назовите основные компоненты психологической структуры управленческих способностей.
Раскройте критерии диагностики управленческих способностей.
Какие способности являются ведущими для менеджера в сфере педагогики и методики дошкольного образования
Назовите методы диагностики и развития управленческих способностей.
Назовите факторы, которые, по вашему мнению, влияют на уровень притязаний личности ребенка.
Опишите положения своей ожидаемой жизненной карьеры и реальной жизненной и служебной карьеры (проведите сравнительный анализ).
В чем, по-вашему, секрет долгой и успешной профессиональной деятельности педагога дошкольного образования?
Определите ограничения своей эффективности, обоснуйте необходимость их существования для вас.
Составьте план вашего самосовершенствования на следующий год
| |
Подготовка докладов и рефератов
| - Психологическая структура управленческих способностей.
- Критерии диагностики управленческих способностей
- Профессиональные способности менеджера в сфере педагогики и методики дошкольного образования.
- Приемы развития активного мышления руководителя ДОУ.
- Черты развитых и эффективных сотрудников (М.Вудкок и Д.Френсис).
- Факторы, влияющие на уровень притязаний личности ребенка, специфика их воздействия в дошкольном учреждении.
- Ожидаемая и реальная жизненная карьера.
- Профессиональная устойчивость личности организатора-методиста ДОУ.
| |
специальность «Государственное муниципальное управление» одо курс 1, семестр1, 2015/2016 уч.год