Организация составных частей.




Искусство проповеди.

Не являясь учебником по гомилетике в прямом смысле, книга дает множество полезных советов для тех, кто желает возвещать вечное Евангелие более эффективно.

 

 

Вступление

Каждую субботу в тысячах общин адвентистов седьмого дня рядовые члены Церкви приглашаются к служению проповедью в часы богослужения. Им также поручают проводить молитвенные собрания в течение недели, вести библейские занятия или обращаться с духовным наставлением в тех или иных случаях. Они не проповедники в прямом смысле слова. Их не обучали по всем правилам, как служителей. Они — местные активные рядовые члены, большая часть которых рукоположена в сан пресвитеров Церкви. Многие из них замечательно выполняют свои обязанности, но многим требуется и помощь. Они едва ли знают, как нужно гото­виться к выполнению задачи, возложенной на них, они чувствуют себя неуверенными и неумелыми во всем, что пытаются делать. Эта книга написана для них.

Данное пособие не претендует на роль ученого трактата об искусстве проповеди. Оно написано с полным сознанием того, что гомилетика в широком смысле этого слова включает в себя гораздо больше, чем «механику» построения проповеди. По этой причине мне пришлось принимать сложные решения относительно того, что включать и чего не включать в книгу. Надеюсь, что она удовлетворит потребности, являющиеся отчасти специфическими в Церкви адвентистов седьмого дня, и я предназначаю ее для определенной группы проповедников. Я молюсь о том, чтобы она принесла им практическую пользу.

 

Глава 1

Что такое проповедь

Вот уже несколько месяцев вы являетесь пресвитером вашей общины. Как-то утром звонит пастор и говорит:

— Через три недели я уеду на несколько дней. Вы бы не хотели послужить проповедью в субботу утром?

— Я? Послужить проповедью? Вы серьезно? Я не могу проповедовать!

— Ничего страшного, сможете! Ведь вы вели беседы или выступали с речью время от времени, не так ли?

— Но это же не проповедь.

Вы правы! Проповедовать — это не то же самое, что вести беседу или произносить речь. Но почему? Что такого особенного в проповеди? Этот вопрос встает снова и снова. Новые книги по этой тематике выходят в свет каждый год. Но когда вас просят выступить в роли проповедника, вопросы о сути проповеди и средствах ее выражения становятся для вас жизненно важными. Ответы на них не будут исчерпывающими, но они должны принести практическую пользу.

Это руководство по подготовке к проповеди предназначено для того, чтобы как раз помочь вам найти практические ответы на возникающие вопросы. Оно начинается с рассмотрения в ка­кой-то мере того, что такое проповедь, поскольку с практической точки зрения, так же как и с богословской, ваше отношение к проповеди в действительности более важно, чем то, как вы проповедуете. Вопрос о том, что такое проповедь, должен побудить каждого более пристально и серьезно относиться к тому, как проповедовать. В Первом послании к Фессалоникийцам апостол Павел дает нам четкое понятие того, что такое проповедь: «Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие... Потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли посту­пать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу. Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас верующих» (1 Фес.2:9—13).

Проповедь Слова

Когда Павел проповедовал Евангелие, он проповедовал не слово человеческое, но Слово Божье. Проповедь Евангелия — это не только сообщение истины о Боге и христианском образе жизни, но и нечто необыкновенное — священнодействие, где то же самое слово, что бесшумно производит перемены в сердцах верующих, звучит во всеуслышание. Проповедь — это нечто животворящее и жизненно необходимое, нечто динамичное и находящееся в непрестанном развитии. Принимая это во внимание, некоторые люди соглашаются с утверждением Роберта Маунса, что в проповеди Бог раскрывает Себя и поэтому можно сказать, что «проповедь есть откровение»— откровение Божье (Суть проповеди Нового Завета, с.152).

Мы можем принять во внимание необходимость некоторого изменения этой точки зрения в связи с учением об откровении. Но мы не должны упускать из виду ее значение относительно важности проповеди. «Многие не воспринимают проповедь как средство, определенное Христом для наставления Его народа, и, следо­вательно, средство высокоценное. Они не чувствуют, что проповедь есть слово Господне, обращенное к ним, и относятся к ней просто как к истине, передаваемой устно; они судят о ней так, как они судили бы о речи адвоката по заседании суда, — по мастерству выдвигать аргументы, а также силе и красоте языка. Служитель не может быть непогрешимым, но Бог почтил его, сделав Своим вестником. Если вы не слушаете его как уполномоченного свыше, вы не относитесь с уважением к его словам и не принимаете их как весть Божью... «Мы никогда не должны забывать, что Христос учит с помощью Своих слуг» (Свидетельства, т.5, с.298—300).

Мы потеряли это представление о проповеди? Считаем ли мы проповедь по-прежнему «словом Божьим»? Верим ли мы, что проповедью Христос учит Свой народ через Своих слуг? Совер­шается ли проповедь силою Духа Святого? Иными словами, происходит ли единение Бога и человека? Если проповедь является средством, определенным Богом для спасения души, тогда может произойти что-то удивительное. Должны ли мы приближаться к кафедре с ожиданием этого?

Я опускаю почтительное отношение к кафедре, которому меня научили, когда я был еще маленьким. Я хорошо помню тот момент, когда мои родители обнаружили мою сестру и меня за кафедрой играющими «в проповедников». Родители объяснили нам, что опасно «валять дурака» на святом месте, каким является кафедра. С кафедры Бог обращается к людям. В проповеди Бог и человек шествуют вместе.

В книге «Искусство иллюстрировать проповедь» Иан Макферсон рассказывает одну историю, имеющую некоторое отношение к нашей теме. «Представьте себе пожилую леди, живущую в Лондоне где-нибудь в середине прошлого столетия. Ее любимый герой, надо полагать, герцог Веллингтонский. Когда мы впервые увидели ее, она сидела в своей гостиной, держа в руках книгу, посвященную его биографии. По мере чтения повествования о битве при Ватерлоо и размышлений о той роли, которую герцог сыграл в этом известном сражении, ее охватывает чувство благодарности и преданности по отношению к нему. Для нее как англичанки эта победа значила очень многое. Она снова и снова поднимает глаза от книги и смотрит на гравюру, висящую на стене комнаты. Это — выполненный пером рисунок Апслей Хауза, лондонской резиден­ции герцога Веллингтонского; и, глядя на него, она говорит себе: "Как восхитительно думать, что великий герцог живет там". Затем резкий стук в дверь неожиданно рассеивает ее мечтания. Она поднимается, чтобы открыть дверь, и лицом к лицу сталкивается с самим живым герцогом! В мгновение ока и книга, и здание резиденции герцога, как бы они ни были очаровательны, равно забыты, ведь сам победитель стоит перед ней!.. В христианской Церкви часто случается нечто гораздо более удивительное. Люди идут туда, чтобы послушать чтение и толкование Книги, которая повествует о триумфе, неизмеримо превосходящем Ватерлоо. Они идут туда, чтобы посмотреть с восторгом на какой-нибудь славный собор, на его величественную стать. И вдруг в дверях их сердца начинают взволнованно биться. И им предстает не кто иной, как воскресший Христос!» (с.20,21).

Может ли что-нибудь подобное случиться, когда вы будете произносить вашу очередную проповедь? Да, может. Как воздей­ствует на вас такая возможность, когда вы готовите проповедь? Расположены ли вы сделать все, что от вас зависит, наилучшим образом? Начинаете ли вы подготовку на коленях?

Говоря иными словами, проповедь — предназначенное Богом средство, с помощью которого Он достигает единства в общении с человеком. Когда мы слушаем провозглашаемое Слово Божье, мы принимаем его как Слово Божье, которое действует в нас (1 Фес. 2:13). Торжество и красота этой истины должны всегда сопутствовать нам, если мы принимаемся за дело проповеди.

Именно в этом смысле общение между Небом и землей, в котором мы участвуем, есть обучение путям и воле Божьей. Проповедь наставляет и просвещает нас относительно образа жизни, который мы должны вести: какими нам следует быть, что и как нам следует делать. Вновь обратите внимание на слова апостола Павла в Первом послании к Фессалоникийцам: «Потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1 Фее. 2:11,12).

. Проповедь, таким образом, должна включать в себя провозгла­шение истины, имеющей отношение к вере и нравственности, христианскому поведению и образу жизни.

Но какой истины? Можете ли вы утверждать, что то, что вы думаете, есть истина? Нет, вы должны проповедовать то, о чем Бог говорит, что это истина. Как вы узнаете о том, что сказал Бог? От­крывает ли вам это Бог? Да, Дух Божий озаряет ваше сознание, так как содержанием проповеди является Слово Божье. Но вы не провидец, обладающий даром пророчества. Как все Божьи люди в каждом поколении, вы должны обращаться к пророку за словом Господним. Всегда храните в сердце слова из вступления к книге «Великая борьба»: «Дух не был дан и никогда не даруется, чтобы вытеснить Библию; ибо Писание недвусмысленно утверждает, что Слово Божье — это мерило, которым должно испытывать всякое учение и опыт» (с. 9).

В этом смысле Библия просто необходима в проповеди — настолько необходима, что мы фактически можем сказать: проповедь, которая не является представлением библейской истины, это не проповедь.

Чтобы исполнить все, к чему вы призваны для провозглашения Евангелия и наставления мужчин и женщин в принципах веры и послушания, чтобы сообщить великие истины, которые Бог открыл человеку через Своих святых пророков, вы должны иметь отнюдь не поверхностное представление о Библии.

 

Знание Слова

Да, вы не профессионал. Вы можете не иметь всестороннего образования в области библейских исследований и, может быть, никогда не посещали семинаров по изучению Священного Писания, но вы должны понимать его так, чтобы быть способными готовить и произносить проповеди. Эта глава, как и вся книга, поможет вам в этом.

Конечно, вам следует знать, как находить книгу, главу и стих в Библии, чтобы вы без труда могли обратиться к нужному отрывку. Когда вы не можете отыскать выдержку, имеющую отношение к проповеди, доверие к вам ослабевает — ваши слушатели склонны оспаривать убедительность вашей вести. Хотя это кажется слишком очевидным и не заслуживающим упоминания, все же некоторые комментарии необходимы. Кроме того, подумайте о затруднениях проповедника, который не может найти «тексты» при подготовке к проповеди! Приобретение навыков в этом вопросе не представляет трудностей. Запомните по порядку книги Ветхого и Нового Завета, и все, что вам останется, это найти главу и стих по номеру.

Отыскав нужный текст, знаете ли вы, что он говорит? Знаете ли, что он означает? Во-первых, вам нужно будет положиться на переводы, так как вы не можете читать Писание на языках ориги­нала — еврейском, арамейском и греческом. Второе условие включает в себя толкование.

Вы можете знать, что текст говорит, но знаете ли вы что он означает? Протестантская Церковь разделилась на многочисленные вероисповедания потому, что если люди могут согласиться с тем, что говорит Библия, они не всегда соглашаются и не во всем единодушны в том, что это означает. Смысл содержащихся в Библии истин — основа ее доктрин. Поэтому самым важным предметом в изучении Библии оказывается герменевтика. «Герменевтика» — это синоним слова «изъяснение» и происходит от греческого слова, употребленного в Новом Завете. Евангелист Лука, рассказывая об Иисусе, говорит: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял [diermeneusen] им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).

Курс герменевтики повествует о правилах истолкования, которые выходят за пределы вашего неподготовленного восприятия, но вот несколько принципов, которым вы можете следовать и которые соответствуют пониманию адвентистами седьмого дня Библии как Слова Божьего.

1. Библия есть авторитетное Слово Божье, раскрывающее вечные истины относительно того, Кто Он, кто мы, в чем состоит Его план в отношении нас и нашего спасения от греха и его проклятия. Это включает откровение Его воли в вопросе наших отношений с Ним и друг с другом в этой жизни, а также открывает нам волю Божью в жизни будущей.

2. Библию следует понимать буквально, если нет достаточных причин на то, чтобы понимать ее как-то иначе. Мы знаем, что в Библии присутствует поэзия, как, например, в Книге псалмов, образные обороты, как в Книге Исаии («горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам»; 55:12), аллегории, как в Послании к Галатам («В этом есть иносказание. Это два завета»; 4:24), и символические пророчества, как в Книге Даниила и в Откровении. Но когда мы обращаемся к Библии за наставлением и водительством Господним, наше главное желание состоит в том, чтобы Он говорил то, что имеет в виду, а имел в виду то, что говорит. Другими словами, мы верим в то, что буквальное значение в Писании преобладает.

3. Библия имеет богословское единство. Библия — не собрание различных богословских воззрений, вся она содержит единое последовательное богословие. Это не значит, что ее богословие имеет законченные контуры в каждой части или книге; также это не указывает на то, что откровение не поступательно, или на то, что Библия свободна от всех парадоксов и тайн (ограниченный ум не может полностью постичь безграничное, поэтому Бог приспособляет Свои откровения к ограниченному человеческому пониманию). Тем не менее, рассматриваемая в целом Библия является истинным и надежным 'откровением Божьим.

4. Ввиду единства, о котором говорилось выше, Писание изъясняет Писание. Не всегда возможно полностью распознать истину, касающуюся доктрины или учения, в одном тексте или части Писаний, но ее можно собрать из различных частей, в которых раскрывается эта истина. Поэтому то, что неясно из одного утверждения, может быть объяснено или освещено отрывком, ко­торый вы найдете в другом месте.

5. Во многом Библия является исторической книгой, рассказы­вающей о том, как был создан мир, как Бог призвал Израильский народ, чтобы тот представил Его в мире, как Иисус пришел в мир, чтобы спасти человечество от греха, и как была основана Его Церковь, чтобы подготовить путь к Его возвращению.

Таким образом, чтобы понимать Библию, важно знать ее общую историческую канву, а также иметь представление о той истори­ческой, культурной и социальной обстановке, на фоне которой были написаны ее книги.

6. Каждое толкование должно иметь свою убедительную аргументацию. Вы должны четко понимать, почему вы изъясняете Писание именно так, а не иначе. Во всем этом поможет отличный справочный материал, такой, как, например, симфонии, коммен­тарии и учебные пособия. Большинство из вас не имеет обширных библиотек, содержащих такие работы, но всем вам следует иметь серию «Библейский комментарий и словарь адвентистов седьмого дня», серию «Конфликт веков» Елены Уайт («Патриархи и пророки», «Пророки и цари», «Желание веков», «Деяния апостолов», «Великая борьба»). Кроме этого, вы. можете иметь другие книги, написанные Е. Уайт, хорошую симфонию и серию комментариев, например, таких, как «Толковая Библия» Уильяма Баркли. Имея дело с источниками, не относящимися к трудам адвентистов седьмого дня, вы будете, конечно, оценивать их утверждения с точки зрения вашего вероисповедания, убеждений и доктрин Церкви, членом которой вы являетесь.

Кажется ли вам задача неимоверно трудной? Я вас больше напугал, чем помог? Возможно, вы чувствуете себя подобно маленькому мальчику, попавшему в бочку с густой патокой. Выбравшись из бочки, он видит, что все его тело покрыто сладкой массой, и начинает слизывать вязкие, липкие капли со своих пальцев. Вдруг он останавливается и в смятении восклицает: «Мне не по силам справиться с этим!»

Не падайте духом! Давая обещания о чем-то, Бог предоставляет возможность добиться этого. Позвольте мне ободрить вас словами апостола Павла: «Нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий... Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли... Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изучен­ными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2:10—13).

Духовное различимо духовным оком. Когда вы готовитесь произнести проповедь, вы не одиноки: является Дух, чтобы руководить вами и просветить ваш ум так, чтобы вы могли понимать Слово Божье. Он присутствует как во время подготовки вашей проповеди, так и тогда, когда вы проповедуете. Итак, молитесь, чтобы Святой Дух присутствовал с вами. Без Него мы не можем ничего. В Нем мы можем все.

 

Глава 2

Проповедь

Что такое проповедь? То, что произносит пастор утром в субботу? Разумеется да, но чем является то, что он произносит в субботу?

Слово «проповедь» было определено как религиозная речь или как религиозная беседа, состоящая их различных частей. Словарь Вебстера определяет ее как «беседу, обращенную к публике, проводимую обычно священником, преследующую цель религиоз­ного наставления и основанную на каком-нибудь отрывке из Писания». Верно, можно прибавить к этому и другие умозрительные определения. Но гораздо более глубокое понимание возникает в процессе работы над проповедью. Поэтому то, что требуется, так это «оперативное» определение проповеди.

Создание проповеди

Проповедь не просто готовится, она творится, созидается. Вы не можете готовить проповедь отстранено, экспромтом, бесстраст­но. Под руководством Святого Духа в работу вовлекается все ваше существо. В определенном смысле, вы «рождаете проповедь». По этой причине подготовка проповеди не представляется легкой.

Да, проповедь — это религиозная речь, беседа, состоящая из нескольких частей, или беседа с публикой, но она и нечто большее, чем все это. И это «большее» можно скорее почувствовать, чем определить, уловить, а не научиться.

Поэтому подготовка проповеди должна начинаться с молитвы. Говорить так значит повторять очевидное, но это можно повторять без устали. Без того, чтобы открыться водительству Святого Духа, нельзя обойтись. Это первый принцип подготовки проповеди.

Ясность и связность

Несмотря на то, что процесс подготовки никогда не бывает легким, его можно облегчить некоторыми советами относительно методов и техники подготовки проповеди как беседы. Вы когда-нибудь слышали проповедь, которая обволакивает слушателей, подобно медузе? Юлиан Хаксли первым употребил это сравнение в отношении проповеди, а Холфорд Лаккокк в своей книге «В мастерской служителя» находит, что это слово является вполне подходящим названием для проповеди, не имеющей структуры (с.121).

Проблема «проповеди-студня» в том, что ей недостает ясности и связности, без которых немыслимо ни одно выразительное повествование. Конечно, в Евангелии и Библии есть непости­жимые тайны, которые ни одна проповедь не в состоянии прояснить. Однако содержанием вашей проповеди не должна быть' тайна или какая-то неконкретная тема, смешанные вместе. Напротив, целью проповеди является объяснить Слово Божье, делая его понятным настолько, насколько это возможно.

Когда апостол Павел столкнулся в Коринфе с трудностями благовестия, он написал: «И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так, если и вы языком произносите невразуми­тельные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер». «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1Кор. 14:7-9, 19).

Когда слушатель говорит: «Я слышал, что Вы говорили много хорошего, но не поспевал за вашей речью. Я не знаю, о чем Вы говорили, к чему Вы пришли и как», проблема состоит в ясности и связности изложения вашей проповеди.

Если проповеднику нужно ободрить слушателей и поощрить их: «поступайте достойно Бога» (1 Фее. 2:11, 12), произносимое не должно быть запутанным, двусмысленным или сбивать с толку. Это второй принцип, которым необходимо руководствоваться при подготовке проповеди. Христианская проповедь должна отличаться ясностью и связностью содержания.

 

Простота

Простота — один из способов достижения ясности. Простоту в этом смысле не следует смешивать с глупостью, вялостью или невежеством. Скорее, ее следует понимать в том смысле, который придает этому слову Елена Уайт. В своей книге «Служители Еван­гелия» она пишет: «Служители должны преподносить истину ясно и просто» (с. 170).

То, что она имеет в виду, возможно, лучше иллюстрирует ее ссылка на проповеди Иисуса. Например: «В этих словах [речь идет о Нагорной проповеди], сказанных Учителем, подобного Которому никогда доселе не знал мир, нет демонстрации человеческого красноречия. Язык ясный, а мысли и чувства отмечены великой простотой. Бедные, неученые, самые простые могли понять их» (Свидетельства, т. 5, с. 254).

Одной из главных задач проповеди является подача глубоких истин простым, ясным способом, чтобы сделать понятным для ограниченных существ то, что раскрыто Безграничным. Пусть никому из нас не доведется услышать того, что сказала одна женщина своему пастору: «Шесть дней Он невидим, а на седьмой — непостижим!»

Точное слово

Иисус «не употреблял длинных и трудных слов во время Своих бесед, Он разговаривал на простом, понятном всем языке» (Служители Евангелия, с. 169). Это не следует воспринимать как поощрение нежелания расширять словарный запас. Хотя нам следует использовать простые, понятные всем слова, нужно использовать слова подходящие, т. е. слова, которые лучше выражают мысль. Чем обширнее ваш словарный запас, тем выше ваша способность выбрать верное слово, чтобы точно выразить мысль на языке простых людей.

Язык

Вы помните, что Иисус говорил на простом языке. Однако это вовсе не означает, что Он пренебрегал правилами грамматики и синтаксиса. Его речь не была неуклюжей из-за своей простоты. Он говорил так, как нужно. Его предложения не отличались слож­ностью и были краткими.

Слишком часто у нас создается впечатление, что хорошая грамматика и синтаксис присущи только необычайному красно­речию, а не простой, ясной речи. Это не так. Правила грамматики и синтаксиса должны служить ясности и точности выражения мысли. Это верно как в отношении простого языка, так и самого искусного красноречия.

Сноровка в языке приходит не сразу. Несмотря на то, что некоторые люди более одарены ораторским талантом, стремление к совершенству должно быть присуще и им. Большую помощь в этом окажут чтение и письмо.

Читайте то, что со вкусом написано и притом излишне не усложнено. Читайте то, что впечатляет вас простотой и ясностью, богатством мысли и глубиной смысла. При чтении обращайте вни­мание на то, что делает прочитанное ясным и понятным для вас. Отмечайте про себя, как подобраны слова, как они соседствуют друг с другом, вид и структуру предложений, эффективность хорошей грамматики и развитие главной темы повествования. Чем больше вы будете читать, тем лучше вам удастся выразить себя в той же манере, что характерна для понравившихся вам произведений.

Пусть у вас войдет в привычку записывать то, что вы собираетесь сказать. Это, конечно, потребует усилий, но дело стоит того: ваша способность плодотворно использовать свою речь будет вознаграждена с избытком. Не нужно записывать полностью каждую проповедь, которую вы готовите, хотя временами у вас может возникнуть такое желание (мы обсудим это более обстоя­тельно, когда коснемся вопроса произнесения проповеди). Вместо этого пусть для вас станет обыкновением писать только часть проповеди, особенно если вы считаете трудным то, о чем хотите сказать. Иногда записывайте всю проповедь, чтобы совершен­ствовать мастерство в использовании языковых средств. Польза от этого заключается в том, что вы можете читать и исправлять написанное, то есть то, что вы хотите сказать. И трудно переоценить значение этого занятия как средства приобретения опыта и знаний.

Сколько раз вы слышали, как кто-нибудь говорит: «Я знаю, что хочу сказать, только не могу выразить это в словах». Весьма прискорбно, если проповедники, становясь за кафедру и зная, что сказать, не могут подобрать для этого слов! Конечно, это один из основных грехов, если не сказать больше — смертный! Если вы страдаете от неразрешимости этой дилеммы, то вам не нужно бы выходить за кафедру. В этом может быть решение проблемы.

 

Построение проповеди

Чтобы проповедь была связной, она должна иметь структуру или содержать замысел, отвечающий всем требованиям. Это весьма существенно при подготовке любой речи, неважно, светской или религиозной. Когда трудно уследить за развитием проповеди или когда весть только «рвется вперед», проблема наверняка в плохой структуре или отсутствии ее вообще.

Уильям Карл III обосновывает это в книге, озаглавленной «Библейская проповедь». «Вопрос здесь в извечном человеческом стремлении упорядочить опыт — высвободить из хаоса и привести в порядок всякую речь или действие, музыкальное произведение, гамму света или цвета... Поскольку мы хотим добиться порядка и логичности, мы достраиваем недостающее. Мы слышим лекцию или проповедь и бессознательно стремимся сопоставить в уме все, что лектор или проповедник пытаются сказать, или же полностью теряемся. Мы стараемся привести в порядок пропо­веди, которые без этого были бы бесформенны и бессодержа­тельны» (с. 122,123).

Ноты, наспех записанные, не выразят хорошей мелодии. Краски, разбрызганные на холсте, еще не картина. Доски, гвозди и камни, сваленные в кучу, еще не дом. Когда мы возводим дом, то используем материалы таким образом, чтобы иметь комнаты с полами, потолками, стенами, окнами и дверными проемами. Если дом хорошо построен, он не только отлично выглядит, но и пригоден для жилья.

Итак, что за материалы используются и как следует их объединить, когда вы «строите» проповедь? Для начала вам следует задаться следующими основными вопросами: 1) о чем я говорю? и 2) что я говорю об этом? На языке гомилетики это означает: то, о чем вы говорите, называется темой, а то, что вы говорите, — частями.

Например, вы решили проповедовать о Библии как Слове Божьем — это то, о чем ваша проповедь. Но что вы собираетесь сказать об этом? Хорошо, вы можете сказать: 1) Библия — Богодухновенная книга. Это первая часть, и если это все, что вы планируете сказать, то ваша проповедь состоит только из одной части. Но наверняка вы также скажете: 2) Библия — откровение Божье. Это вторая часть. И вы можете также добавить: 3) Библия содержит силу Слова Божьего.

Мы можем в общих чертах изложить эти мысли так:

Тема: Библия — Слово Божье.

Части: 1. Библия — Богодухновенная книга.

2. Библия — Откровение Божье.

3. Библия содержит силу Слова Божьего.

Конечно, каждая часть должна быть произнесена так, чтобы слушатели поняли, что вы имеете в виду. Именно это подразу­мевают учителя, когда определяют проповедь как состоящую из нескольких частей беседу.

Первый шаг при подготовке проповеди, таким образом, состоит в том, чтобы задать два вопроса: 1) о чем я говорю? и 2) что я говорю об этом? Когда слова льются из ваших уст, вы либо повествуете о чем-нибудь, либо нет. Если нет, вы просто издаете звуки, но ничего не говорите. Если же вам есть что сказать слушателям, то они, безусловно, многое почерпнут из вашей проповеди. Это может показаться банальным, но удивительно, как часто элементарные вещи, не требующие доказательств, кажутся тривиальными. Из-за этого, вероятно, мы слышим так много проповедей, сплетенных из грома и молнии, но ничего не значащих. Помните «проповедь-студень»? Как беспозвоночное морское животное, она нуждается в остове.

Тема вашей проповеди должна занимать центральное место. И все, что вы говорите, должно быть с ней связано. Почему? Потому что неподготовленная аудитория не может усвоить более одной темы за время, обыкновенно отпущенное для проповеди. Кроме того, проповедник не может как следует раскрыть несколько тем за этот отрезок времени. Рассмотрение в одной проповеди многих несвязанных между собой вопросов способствует смятению и замешательству слушателей.

Елена Уайт писала по этому поводу: «Вы не добьетесь никакого эффекта множеством ценнейших идей, смешивая их с другими мыслями, которые приходят вам в голову, но не имеют отношения к основному предмету. То, что не имеет непосредственного отношения к рассматриваемому предмету, не должно присутствовать в ваших беседах» (Свидетельства для проповедников, с. 309,310).

Идеал, к которому следует стремиться, — это выразить идею вашей проповеди в одном тематическом предложении. Когда вы можете передать в одном предложении все, что вы хотите сказать в проповеди, ваша проповедь, по крайней мере в этом отношении, имеет, внутреннее единство.

Необходимость единства всегда подчеркивалась в класси­ческих трудах по гомилетике. В своей книге «Подготовка и произнесение проповеди» Джон Броадус цитирует книгу «Идеаль­ное служение» Херрика Джонсона: «Произведение искусства может выражать множество идей, но оно не будет подлинным произве­дением искусства до тех пор, пока это множество не объединится в единственной идее. Проповедь также может и должна заключать в себе множество мыслей, однако она не должна складываться из разнородных и произвольно подобранных слагаемых, но должна составлять одно органическое целое» (с. 97).

М. Риу в своей книге «Гомилетика» посвящает один раздел структуре проповеди. Предметом первой важности в этом разделе является элемент единства. «Первое требование к проповеди, относящееся к ее структуре, это единство». Затем он демонстрирует, как подчеркивали эту мысль Фенелон, Винет, Портер и Херрик Джонсон (с. 390—414).

Эванс в своей работе «Проповедник и его проповедь» писал: «Каждая проповедь должна иметь внутреннее единство. Под этим мы подразумеваем то, что сказанное, от начала и до конца, должно иметь своей основной чертой целостность, завершенность» (с. 172).

 

Выбор темы.

Вас попросили проповедовать в следующую субботу. О чем вы будете проповедовать? Или, точнее, вопрос необходимо поставить иначе: «О чем вам следует проповедовать?» Причина изменения вопроса в том, что проповедь — это не ваши слова, а Слово Божье.

Проповедь начинается не с человека, а с Бога. Поэтому вы должны начинать с Бога. «Господи, что Ты хочешь, чтобы я сказал?» Это молитва проповедника, и так должно быть всегда. Вам следует начинать вашу подготовку к проповеди не только на коленях, но также со Словом Божьим — Библией. И когда вы молитесь и читаете, вы должны молиться и читать с верой. Бог будет руководить вами.

Это не означает, что в пятницу вечером вы будете молиться о получении вести, которой вы поделитесь в субботнее утро. Это означает, что как только вас пригласят обратиться к верующим с проповедью, вы начнете говорить об этом с Богом. Вы услышите Бога, когда начнете читать Его Слово. Пусть предстоящая проповедь затронет вас до глубины души. Размышляйте над ней, обдумывайте ее, вынашивайте ее в своем сердце. Поступая так, вы откроетесь -Богу для запечатления в вашем уме того, о чем Он хочет, чтобы вы сказали. Он не подаст вам проповедь совершенно готовой. В противном случае все, что вам осталось бы сделать, так это лишь механически произносить слова. Но Господь поступает по-другому. Побудив вас обратиться к той или иной теме, Он направит вас к определенному отрывку Св. Писания, который и ляжет в основу вашей проповеди. Таким образом, проповедуемая вами весть будет исходить от Бога.

Организация составных частей.

Давайте представим, что Дух Святой побудил вас проповедовать великую истину, любовь Божью. Что вы собираетесь сказать о Его любви? Что вы знаете о ней? Что об этом говорит Библия? Есть ли у вас книги или статьи, которые дают правильное представление о том, что Библия говорите любви Божьей, и из которых вы можете заимствовать интересные цитаты, хорошие стихи или иллюстрации? Что писала об этом Елена Уайт? Какие переживания в вашей жизни свидетельствуют о любви Божьей? (Нет более впечатляющих иллюстраций, убедительных аргументов при раскрытии данной темы, чем ваш собственный жизненный опыт.)

В процессе ваших изысканий собирайте такие материалы. Они могут и не располагаться в каком-либо порядке, но должны иметь отношение к избранной теме — любовь Божья. Следующий шаг — упорядочение собранного вами материала. Что в начале? Что в конце? Это предстоит решить вам самим. Но чтобы вы не чувствовали себя беспомощно, гомилетика (искусство составления и произнесения проповеди) предлагает некоторые способы обработки и системати­зации имеющегося в вашем распоряжении материала: по хронологическим, эпизодическим, логическим или психологическим признакам.

Например, вы систематизируете собранное по временному признаку. В таком случае то, что случилось раньше, будет первым, а то, что случилось позже, — последним. Или как в повествовании — эпизод разворачивается за эпизодом. Начало рассказа выступает первым, а конец — последним. Если же вы поставили себе целью расширить глубокую, содержательную истину, то будет разумным сделать это в прогрессирующей последовательности. В соответствии с логикой рассуждений необходимо, чтобы одна мысль находилась не в произвольном, а в логическом соотношении с другой. Такие обстоятельства, как состав аудитории, отношения между говорящим и слушающими, могут также внести свои коррективы в то, с чего начать проповедь и как ее продолжить. Другими словами, принимая во внимание аудиторию, обстоятельства и случайности, хорошо бы задаться вопросом: о чем первым делом подумают слушатели, когда я представлю ту или иную тему? О чем они подумают в следующий момент? Размышляя над тем, как собрание воспримет вашу проповедь, вы сможете упорядочить различные части избранной вами темы с точки зрения психологии.

Далее, положим, что материал, который вы собрали по теме «Любовь Божья», можно организовать в четыре раздела: 1) любовь Божья и вы; 2) природа любви Божьей; 3) сила любви Божьей и 4) откровение любви Божьей. В каком порядке вы расположите эти разделы? Для этой темы хронологическая или эпизодическая последовательность не представляется уместной.

Логическая последовательность может выглядеть примерно так:

1. Откровение любви Божьей.

2. Природа любви Божьей.

3. Сила любви Божьей.

4. Любовь Божья и вы.

А психологическая — следующим образом:

1. Любовь Божья и вы.

2. Сила любви Божьей.

3. Природа любви Божьей.

4. Откровение любви Божьей.

У вас есть две схемы по теме «Любовь Божья». Иными словами, у вас есть диаграмма, помогающая расположить отдельные части или разделы темы в определенном порядке. От этой схемы или диаграммы вы можете переходить к более подробной детализации.

Итак, у вас есть тема и главные направления этой темы. Теперь вам нужно расширить схему и включить в каждый главный раздел еще главные подразделы.

 

Любовь Божья

1. Откровение любви Божьей (главный раздел)

А. Откровение любви Божьей в Его Слове — Библии (главный подраздел)

Б. Откровение любви Божьей в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: