Мотивационная последовательность Монро




Мотивационная последовательность Алана Монро, обосно­ванная в его книге «Принципы и виды речи», долгое время считалась эффективным руководством для составления речи, имеющей целью убедить в чем-то. Разумеется, он не изобрел те средства или правила, посредством которых достигается убедительность выступления, скорее он проследил то, что ре­шающим образом влияет на доказательность уже готовой речи, а именно — пять ступеней мотивационной последовательности: внимание, потребность, удовлетворение, зрительные образы и действие.

Каждый, кто изучает Писание и историю Нового Завета, знает, что апостол Павел обладал великим даром убеждения. Он был евангелистом, побывавшим в разных, весьма отдаленных уголках земли, чтобы привести людей ко Христу — убедить их стать последователями Иисуса. Поэтому нас не удивляет то, что в его посланиях мы видим эти пять ступеней, ведущих к убедительности его свидетельства о Христе. Когда требовалось обличить верующих или придать их вере новые силы, он прибегал к силе убеждения. В качестве примера рассмотрим 1—14-й стихи 6-й главы его Послания к Римлянам:

Внимание: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе; чтобы умножилась благодать?»

Потребность: «Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?»

Удовлетворение: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни».

Зрительные образы (объяснение того, что дает удовлетворение, с целью уверения в грядущей победе): «Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».

Действие: «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию».

В этой последовательности ступень «внимание» является вступлением, которое должно привлечь внимание к теме: христианский образ жизни и проблема греха. Павел достигает этого, поставив жесткий вопрос. Развитие темы происходит на второй, третьей и четвертой ступенях, где находят свое раскрытие потребность, удовлетворение и зрительные образы.

 

Метод Перри

Несколько лет назад Джон Осборн, занимавший в последние годы жизни должность президента Юго-восточной конференции Калифорнии, проводил занятия по гомилетике. На них он представил адвентистским проповедникам так называемый метод Перри. Сведения об этом методе можно найти в книге Ллойда Перри «Библейская проповедь в современном мире». Цель этой книги — помочь проповеднику оформить свою проповедь так, чтобы она была последовательной и составляла единое целое. Метод Перри имеет пять ступеней: предмет, тема, утверждение, промежуточное (переходное) предложение и главные разделы.

Предмет — это наиболее общее, полное отражение того, о чем будет проповедь. Это часто можно выразить одним словом: грех, повиновение, Бог, спасение и т. д.

Тема определяет границы предмета, представляя какие-то его аспекты. Обычно невозможно исчерпать весь предмет в течение одной беседы.

Утверждение в тезисной форме определяет тему. (Утверж­дение — термин, часто употребляемый в гомилетике как синоним темы, так как это форма изложения темы.) Перри предлагает три возможных варианта: 1) изложение оценки или суждения («Польза богослужения»); 2) изложение обязательств или долга («Нам следует служить Богу»); 3) утверждение, выражающее способность или действие помимо обязательств («Мы можем служить Богу»).

Промежуточное предложение совершает переход от утверж­дения к главным разделам проповеди. Оно содержит ключевое слово, которым именуется каждый главный раздел (сущест­вительное во множественном числе, так как весьма вероятно, что разделов будет несколько) и вопросительные местоимения: почему? что? как?

Главные разделы развивают тему проповеди на основе сделанного утверждения. Обратите внимание, как это происходит применительно к такому отрывку, как, например, Ефесянам 3:14—19.

Предмет: святость (то, о чем говорит отрывок).

Тема: «Дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (ст. 19) ' Утверждение: мы можем исполниться всей полнотой Божьей (утверждение, выражающее способность и действие помимо обязательств).

Промежуточное предложение: мы можем исполниться всей полнотой Божьей (повторяет утверждение).

Чтобы правильно сконструировать предложение, необходимо также, ответить на следующий вопрос: "как этого достичь", "при помощи чего"?

Ключевым словом является выражение «признаки святости», определенное текстом. Другими словами, в тексте указывается на определенные характеристики святости, которые и отвечают на вопрос: что значит исполниться всей полнотой Божьей?

Объединив все вместе, получим: мы можем исполниться всей полнотой Божьей, овладевая качествами, выраженными в Еф. 3:14-19.

Основные разделы:

1. Первая характеристика: «да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (ст. 16).

2. Вторая характеристика: «верою вселиться Христу в сердца ваши» (ст. 17).

3. Третья характеристика: «чтобы вы, укорененные и утвержден­ные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота» (ст. 18).

4. Четвертая характеристика: «и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (ст. 19).

 

Индуктивная проповедь

Имеющаяся литература по гомилетике особенным образом выделяет индуктивный метод. Что это означает, наверное, лучше можно понять, уяснив разницу между индукцией и дедукцией как двумя образами мышления. Индуктивное мышление выводит общие заключения на основе частных фактов или образов. Дедуктивное мышление извлекает новое положение чисто логическим путем из общих посылок, аксиом или заключений, сделанных на основе специфических примеров или образов. Дру­гими словами, заметив, что каждая комната, которую мне когда-либо приходилось видеть, имела по крайней мере четыре стены, я определил, что всякая комната вообще имеет четыре стены. Это индукция. Так как я заключил, что пространство, ограниченное четырьмя стенами, есть комната, то скорее всего я заключу и то, что пространство, в котором я нахожусь, является также комнатой, так как имеет четыре стены. Это дедукция.

Все это достойно упоминания потому, что эти два образа мышления могут сформировать два различных типа проповеди. Если замысел для проповеди взят из текста, тогда проповедь на основе Послания к Римлянам 4:1—3,18—22 будет индуктивной.

Вступление: «Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? "поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность"» (ст. 1 —3).

Например: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, чрез что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое"» (ст. 18).

Например: «И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертве­нии» (ст. 19).

Например: «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное» (ст. 20,21).

Вывод: «Потому и вменилось ему в праведность» (ст. 22).

Если в основу проповеди положены стихи из Послания к Евреям 10:19—25, она будет дедуктивной.

Общий вывод или предположение: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть Свою» (ст. 19, 20). Общий вывод или пред­положение: «и имея великого Священника над домом Божиим» (ст. 21).

Характерное заключение: «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою» (ст. 22).

Характерное заключение: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать другдруга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (ст. 24,25).

Тему для обоих отрывков можно найти или вывести из текста или более широкого контекста отрывка. Неослабевающий интерес к индуктивной проповеди объяс­няется не ее логическими особенностями, а ее психологической ценностью. В своей работе «Индуктивная проповедь» Ральф и Грегг Левисы доказывают, что традиционный дедуктивный подход к проповеди не отвечает больше нуждам культуры, большей частью мирской и обусловленной современными средствами массовой информации и общения, особенно телевидением.

Так же, как покорение космоса дало людям крылья, расширив их возможности передвижения, эпоха компьютеров расширила возможности мозга за счет современной техники. Вовлеченность человека во все сферы становится стилем его жизни, а сенсорные открытия становятся важнейшим способом познания (с. 10).

В данном случае ключевым словом является «вовлеченность».

«Содержание индуктивной проповеди определяется уровнем развития людей, к которым она обращена. В ней присутствуют особые слагаемые: повествование, диалог, аналогия, вопросы, притчи, жизненный опыт; все это в результате приводит слуша­телей к общему заключению. Фактически то, что выделяет индуктивную проповедь, не столько сами эти составляющие, сколько их использование.

Дедуктивная проповедь начинается с заявления о намерениях и затем приводит веские доказательства того, что уже выделено проповедником как верный тезис. С другой стороны, в индуктивной проповеди излагаются свидетельства, примеры, иллюстрации, оставляя выводы и утверждения на тот момент, когда у слушателей появится достаточно оснований для того, чтобы взвесить все свидетельства, осмыслить примеры, понять подтекст, а потом прийти к определенному выводу вместе с проповедником в конце его проповеди.

Такой стиль проповеди вовлекает слушателей в свое русло тем, что дает им возможность принимать участие в проповеди. Он позволяет им думать вместе с проповедником или даже опережать его. Он вовлекает их» (с. 43, курсив автора).

Братья Левисы с уверенностью заявляют, что это тот путь, которым обыкновенно шел Иисус, уча людей с помощью притч. Однако они справедливо утверждают, что Иисус использовал и дедукцию, и что их книга «ни в коей мере не оправдывает пренебрежение возвещанием Слова Божьего или даже его устранение, а скорее, является побудительным мотивом объединить дополнительные возможности изучения, которые могут усилить впечатление от наших проповедей путем все большего вовлечения в них слушателей» (с. 30).

И далее: «Индуктивные проповеди не стремятся полностью заменить иные формы проповеди; тем не менее они могут стать хорошим приложением к уже существующим видам проповеди, учитывая все их сильные стороны» (с. 32).

Цитируемая книга содержит много примеров того, как в основе построения проповедей используется индуктивный подход. Одна такая схема, показывающая разницу между индуктивным и дедуктивным видом проповеди, приведена на следующей странице.

Проповедь как рассказ

Любые соображения относительно того, какой быть проповеди, не должны принижать и такой вид проповеди, как проповедь-рассказ. Можно соглашаться или не соглашаться со всеми посылками и предположениями «богословия как рассказа» — откуда исходит импульс для проповеди-рассказа, но метод рассказа есть структурная реальность Писания. Фактически большей частью Библия — это книга историй. Это рассказ об Израиле в Ветхом Завете и об Иисусе в Новом Завете.

Существуют проповедь-притча и проповедь-рассказ, в основе которых лежит определенная история. Это очень эффективный способ общения, имеющий внутреннюю динамику и последова­тельность. Эпизод следует за эпизодом, один интригующий момент сменяется другим, и так до тех пор, пока повествование не достигнет апогея, удерживая интерес слушателей и увлекая их настолько, что они буквально «впитывают» весть, проникаясь ее глубиной и смыслом.

 

Сравнение индуктивного и дедуктивного видов проповеди

 

Индуктивный Дедуктивный
Иллюстрация Статистика Главный заголовок А Иллюстрация Пример Пример Главный заголовок Б Цитата Пример Подзаголовок 1 Иллюстрация Подзаголовок 2 Главный заголовок В Главная мысль I. Вступление II. Главная мысль А. Главный заголовок 1. Статистика 2. Иллюстрация Б. Главный заголовок 1.Пример 2. Пример 3. Иллюстрация В. Главный заголовок 1. Подзаголовок Иллюстрация 2. Подзаголовок III. Вывод

 

Но рассказывать притчу или историю в течение пятнадцати-двадцати минут и удерживать интерес паствы, одновременно разъясняя суть вести, — непростая задача. Это требует специальных навыков, которыми обладают не все проповедники. (Хотя серьезные занятия и тренировка способствуют этому, все же умение хорошо донести материал до слушателей является даром Божьим.)

Проповедь должна выжить в условиях широкого использо­вания средств массовой информации. В этом отношении весьма полезной является существующая литература по теме «проповедь как рассказ».

Так, «Учебник проповеди» Мильтона Крама содержит интерес­ные примеры проповеди-рассказа. Крам рассматривает развитие проповеди с точки зрения «процесса» ее изложения, то есть через ситуацию и проблематичность к разрешению. Пять факторов динамичного развития способствуют этому.

1. Симптоматическое поведение: описание какого-либо общеизвестного стиля поведения, для изменения которого необходима помощь Евангелия.

2. Причина, определяющая такое поведение.

3. Последствия этого поведения.

4. Содержание Евангелия: Слово Божье, несущее миропони­мание, альтернативное человеческому.

5. Положительные результаты, которые исходят от нового, евангельского мировосприятия.

Достаточно интересно, хотя и не вызывает удивления, что этот процесс имеет свое отражение в Писании. В качестве примера рассмотрим 15-ю главу Первого послания к Коринфянам.

Ситуация: симптоматическое поведение — стих 12: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» (Это чисто человеческая черта — сомневаться в сверхъестественном, мудрости и силе Божьей.)

Проблема: коренная причина — стихи 33, 34: «Не обманы­вайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезви­тесь, как должно, и не грешите, ибо к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога».

Последствия и результаты — стихи 13—19: «Если нет воскре­сения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетель­ствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна; вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков».

Решение: содержание Евангелия—стихи 20—23: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его»,

Положительные результаты — стих 58: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспе­вайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом».

Схему для этой проповеди можно найти, конечно, в «ситуа­ции» — симптоматическом поведении. Развитие темы следует через четыре других динамичных фактора.

Помощь в подготовке проповеди-рассказа также может оказать работа Юджина Лори «Гомилетический сюжет». Сюжет или процесс, по мнению Лори, развивается аналогично драме. Развитие драмы есть развитие сюжета. Лори поясняет: «Поскольку проповедь — это событие во времени, а не в пространстве, это процесс, а не собрание частей, полезнее думать о последовательности, чем о структуре. Я предлагаю пять основных последовательных стадий к типичному изложению проповеди. Вот они:

1) нарушение равновесия;

2) анализ несоответствия;

3) обнаружение нити, ведущей к разрешению проблемы;

4) опыт постижения Евангелия;

5) предвосхищение последствий» (с. 25).

Отражение этого процесса также можно найти в Писании;

примером может служить 4-я глава Послания к Галатам, стихи 1—7.

Нарушение равновесия: «Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего» (ст. 1).

Анализ несоотвегсвия: «Он подчинен попечителям и домопра­вителям до срока, отцем назначенного. Так и мы, доколе были в детст­ве, были порабощены вещественным началам мира» (ст. 2,3).

Обнаружение нити, ведущей к разрешению проблемы: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Едино­родного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы иску­пить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (ст. 4,5).

Опыт постижения Евангелия: «А как вы — сыны, то Бог по­слал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва Отче!"» (ст. 6).

Предвосхищение последствий: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез (Иисуса) Христа» (ст. 7).

Следует отметить, что тема выражена скорее последней частью этого отрывка, нежели первой; что значит быть сыном Божьим.

Оба процесса, проиллюстрированные выше, хорошо «сраба­тывают», когда имеешь дело с повествовательными выдержками из Писания — историческим повествованием, чьей-либо биогра­фией, притчей и т. д. Я специально применил их к неповество­вательным отрывкам, чтобы показать, что они не ограничиваются только рассказом. Этот процесс может привнести динамику рассказа в проповедь вообще и в то же время придать ей такую форму, которая предохранит ее от превращения в «студень» на всем ее протяжении. Если вы желаете обогатить свое служение более глубоким пониманием этих процессов, читайте и изучайте упомянутые выше книги.

 

Глава 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: