Достаточное внимание следует уделить и должной выработке правильной речи. Елена Уайт писала: «Во всем нашем служении больше внимания следует уделять культуре речи. Мы можем обладать знаниями, но если мы не имеем представления о том, как правильно использовать голос, наша работа может окончиться неудачей» («Служители Евангелия», с. 86).
«Учителя и служители должны воспитывать в себе привычку ясной и четкой речи, чтобы каждое слово было полнозвучным. Те, кто говорит быстро, горлом, беспорядочно нагромождая слова и возвышая голос до неестественной высоты, рискуют охрипнуть, и сказанные слова потеряют половину той силы, которую они имели бы, если бы произносились медленно, размеренно и не так громко» (там же, с. 91).
Конечно, в одной главе невозможно полностью осветить вопрос о культуре речи и правильной артикуляции, но некоторые основополагающие принципы все же могут оказаться полезными. (Для тех, кто захочет изучить этот предмет глубже, существует разнообразная литература, которая может оказать помощь в данной области. Под основным заголовком «речь» можно найти множество книг по данной теме почти в каждой публичной библиотеке.)
Надлежащее дыхание.
Поскольку звуки речи производятся воздухом, проходящим через голосовые связки в гортани, правильное дыхание очень важно. Но очень часто, когда предпринимаются сознательные усилия глубоко дышать, плечи отводятся назад и приподнимаются в попытке увеличить грудную клетку и расширить объем легких. Эта практика не только неестественна — она неэффективна. Дыхание диафрагмой натурально и гораздо более продуктивно, поскольку оно позволяет контролировать дыхание, которое является основным условием выработки правильного голоса. Часто вопрос нормального дыхания — это вопрос усвоения правильных навыков через практические занятия.
|
Вирджил Андерсон предлагает следующие полезные упражнения:
«1. Лягте на спину, расслабьтесь и обратите внимание на ритмичные колебания средней части тела, когда вы тихо дышите. Положите на живот книгу и смотрите, как она поднимается и опускается при каждом вдохе и выдохе. Осмыслите это «ощущение».
2. Встаньте в свободной позе спиной к стене и край книги прижмите к животу сантиметров на десять ниже груди. Выдохните полностью, высвободив из легких как можно больше воздуха. Если необходимо, прижмите для этого книгу еще сильнее. Выдохнув максимально возможный объем воздуха, начинайте вдыхать медленно, отталкивая книгу от себя в процессе расширения той части тела, где она находится. Почувствуйте действие диафрагмы, нажимающей на верхнюю часть внутренностей, находящихся на уровне книги. Это упражнение следует повторять через определенные интервалы до тех пор, пока дыхание не станет легким и его можно будет надлежащим образом контролировать.
3. Примите свободную позу стоя, но на этот раз не у стены, обопритесь на ступни ног, подбородок вперед, не напрягая выпятить грудь. Скрестите руки на животе так, чтобы кончики пальцев касались того места, где прежде была книга. Дышите легко и спокойно, чувствуя ритмичные расширения брюшной полости. Обратите внимание на то, что верхняя часть груди остается пассивной и расслабленной» («Тренировка голоса и речи», с. 40,41).
По вопросу контроля за дыханием Андерсон советует: «Одной из самых серьезных ошибок в управлении дыханием для выработки правильного голоса является то, что часть воздуха при вдохе теряется до того, как человек начинает говорить. В таком случае, даже имея хорошее, полное дыхание, он должен пополнить запас воздуха в середине фразы или закончить говорить, с напряжением выжимая из легких последнюю порцию кислорода. Дыхание не должно тратиться понапрасну; оно должно задерживаться и использоваться постольку, поскольку оно нужно для речевой функции. Учитывая то, что даже пассивное выдыхание, являющееся просто результатом расслабления, заставляет воздух выходить со значительной силой... процесс контроля над выдыханием во время разговора становится до определенной степени контролем за расслаблением диафрагмы и других мышц. Контроль за дыханием, таким образом, включает процесс постепенного распределения воздуха, как этого требует речь» (там же, с. 42).
|
Вас трудно ясно услышать, если вы не говорите с достаточной силой. К сожалению, когда большинство людей стараются громче говорить, они склонны скорее повышать голос, чем увеличивать его силу. Сила голоса также зависит от контроля над дыханием. Когда воздух проходит через голосовые связки с большой силой, громкость возрастает. Следовательно, что более глубокое дыхание и большая громкость взаимосвязаны. Необходимо помнить, что изменение одной лишь высоты голоса не производит изменения громкости. Это не говорит, однако, что уровень высоты голоса не важен. Скорее он предназначен для того, чтобы яснее обозначить существующую взаимосвязь между высотой и силой звука.
|
Высота звука.
Если человек говорит, неестественно повышая голос, то, во-первых, это досаждает слушателям, что отрицательно влияет на ясное восприятие, и во-вторых, это утомляет говорящего из-за чрезмерных усилий. Важно, чтобы проповедник учился говорить, держась оптимального уровня. Относительно высоты голоса Андерсон пишет: «Хотя не существует общепринятого уровня высоты звука, подходящего для всех голосов, в диапазоне голоса каждого человека существует такой уровень, на котором он работает с максимальной громкостью при минимуме усилий, так что тон в этом интервале бывает наиболее богатым, полновесным и с хорошим резонансом. Этот интервал, который часто называют «оптимальным уровнем», отличается у разных людей потому, что, по общему мнению, он зависит от множества анатомических факторов, один из которых — строение самой гортани, которая... есть инструмент, определяющий возможный уровень высоты каждого голоса. Вероятно, оптимальный уровень также связан с резонансом. Важно иметь в виду, что такая высота голоса зависит от резонаторов голосовых связок, которые функционируют с максимальной эффективностью» (там же, с. 79).
Чтобы найти свой оптимальный уровень, Андерсон рекомендует: «Используйте, если возможно, пианино, пойте музыкальную гамму (по нисходящей) с длительным «а» или с «о», начиная с тона, легкого для вас, и так до тех пор, пока не достигнете самого низкого предела своего диапазона. Теперь, начиная с самой низкой ноты, пойте гамму вверх, пока не пройдете трех или четырех полных ступеней (целых нот) над этим низшим уровнем. Это должно быть близко к границам вашего оптимального уровня. Например, если вы мужчина и находите, что самая низкая нота, которую вы можете воспроизвести, — «фа», тогда ваш теоретический оптимальный уровень будет или «си-бемоль», или «до», то есть от трех до четырех нот над вашей самой низкой нотой» (там же, с. 84)
Местному пресвитеру или непрофессиональному проповеднику эти советы о дыхании и уровне голоса могут показаться слишком специфичными и обременительными. Но можно ли игнорировать такие вопросы в свете наставлений Елены Уайт? Когда мы призваны встать за кафедру и говорить во имя Божье, можем ли мы позволить себе делать меньше, чем можем? Не испытывают ли люди, слушая вашу проповедь, тягостных ощущений? Этого не должно быть. Немного практики и советы, данные здесь, помогут вам повысить эффективность вашей речи.
Артикуляция.
Вы когда-нибудь слышали, как человек говорит, издавая звуки так, словно его рот набит мелкими камешками? Речь его не ясна, не правда ли? Или человек не может правильно артикулировать, или же у него такая манера говорить. Когда на речевой механизм влияет заикание, то это проблема серьезная и трудноразрешимая. Но если некрасивая речь явилась результатом порочных речевых привычек, исправление — это вопрос преодоления дурных и приобретения хороших навыков.
По мнению Бернарда Маккейба, «артикуляция — это способ прояснить речь. Ключ к артикуляции — старательное и правильное произнесение согласных звуков... Без согласных речь, вероятно, напоминала бы завывание, а ее смысл зависел бы от вариаций и качества звука. К счастью, это невозможно. Артикуляция задействует согласные звуки, так что речь становится действенной» («Голос и артикуляция в общении», с. 79).
Другими словами, речь не будет понятной, если согласные не будут произноситься должным образом.
Небрежная артикуляция любого из согласных сделает речь трудной для понимания. Как вы артикулируете, произнося согласные звуки речи?
Изживание дурной привычки никогда не бывает легким делом, оно требует терпения и труда. Это относится и к освобождению от привычек плохой речи. Хорошие книги, такие, например, как вышеупомянутая книга Маккейба, содержат множество советов и упражнений, с помощью которых можно исправить плохую артикуляцию. Если вы говорите невнятно из-за плохой артикуляции, вы можете преодолеть этот дефект. Записывайте вашу речь на магнитофон и затем прослушивайте себя. Если вам не нравится то, что вы слышите, исправляйте погрешности. Практикуйтесь до тех пор, пока ваша речь не станет ясной и отчетливой.
Следите за тем, чтобы, пытаясь исправить дефекты, вы не доходили до крайностей и не начали артикулировать слишком подчеркнуто. Это раздражает и порой выглядит смешно.
Помните совет, данный Е. Уайт в книге «Служители Евангелия»: «Служители церкви и учителя должны приучать себя произносить слова ясно и отчетливо, сообщая каждому слову полное звучание» (с. 91). То же самое можно применить ко всякому человеку, который служит проповедником и провозглашает истины Божьи.
Правильное дыхание, оптимальный уровень громкости и артикуляция — эти три фактора следует принимать во внимание, если вы стремитесь к тому, чтобы проповедовать ясно и убедительно. Будет ли сказанное вами в следующий раз хорошо понято?
Глава 7
Проповедник
Почему бы каждому не хотеть быть проповедником? Эта работа многим кажется довольно неблагодарной и никогда не была вне критики. Павел пишет о тех, кто критиковал его: «Так как некто говорит: "в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна" (2 Кор. 10:10). Или послушаем, что он пишет Тимофею: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3,4).
Как указывал Клайд Фант в своей книге «Проповедь сегодня», литература о проповеди никогда не имеет недостатка в критике, она изобилует призывами к обновлению, жуткими предсказаниями и тревогой по поводу настоящего и будущего состояния искусства проповеди (с. 5—7). Комментируя эти высказывания, Фант приводит несколько наименований статей, написанных в девятнадцатом и двадцатом столетии: «Недостатки проповеди» (1805); «Плохая проповедь» (1868); «Скучные проповеди» (1876); «Потерпит ли неудачу современная деятельность проповедника?» (1878); «Убывает ли влияние проповедников?» (1899); «Упадок в деле проповеди» (1903); «Почему проповеди вызывают желание спать?» (1908); «Устарела ли проповедь?» (1911); «Напрасна ли проповедь?» (1920); «Может ли выжить протестантская проповедь?» (1932).
Фактически книга Фанта — одна из множества других, опубликованных за последние десять лет, которые комментируют кризис проповеди, таких, например, как «Образ будущей проповеди» Тора Холла и «Слово и слова» Калина Морриса. Честер Пеннингтон свою работу «У Бога есть проблема в общении» начинает такими словами: «Практически все в сегодняшней Церкви — и миряне и священники — согласны, что проповедь переживает трудный период, и неизвестно, сколько еще это продлится» (с. 1)