Финансово-промышленная политика




Вопрос. Социально- экономическая политика царизма в 80-е-90-е гг. Х1Х в. Государственная деятельность С.Ю. Витте и ее итоги.

Общая направленность внутриполитического курса Александра III, означавшая укрепление сословно-охранительных начал в политической системе российского самодержавия, находилась в определенном противоречии с его финансово-экономической политикой, объективно способствовавшей развитию буржуазных нача л в экономике. В финансово-промышленной сфере курс правительства носил протекционистский характер по отношению к отраслям тяжелой промышленности и транспорта, лежал в основе промышленного подъема в стране в 90 - е гг. ХIХ в.. В аграрной сфере, несмотря на определенные попытки улучшить положение крестьянских хозяйств, царизму не удалось принципиально изменить состояние дел в российской деревне. Предпринятые меры носили паллиативный характер; некоторые из них объективно давали противоположный эффект с точки зрения развития аграрно-капиталистического переворота в деревне.

Отсутствие комплексной структурной политики, ее асинхронный характер в отношении различных секторов экономики и даже отдельных отраслей и регионов способствовали формированию многоукладной экономики, нарастанию диспропорций в российском народном хозяйстве. В первую очередь требовались меры по выводу страны из аграрного кризиса.

 

Раскроем конкретно эти положения.

Финансово-промышленная политика

 

Одной из важнейших задач правительственной политики являлся курс на модернизацию российской промышленности, прежде всего тяжелой промышленности и современной инфраструктуры. Особое внимание к этим проблемам обуславливалось тем, что в мировом сообществе последней трети Х1Х в. происходили крупные социально-экономические сдвиги, менявшие соотношение сил на международной арене. Впечатляющий рывок в своем экономическом развитии продемонстрировали США, вышедшие в начале 1890-х годов на первое место в мире по промышленному производству. Резкий скачок в экономическом и особенно индустриальном развитии сделала в это время Германия, ставший возможным в результате политического объединения страны. На востоке высокими темпами экономического роста выделялась Япония. Старые промышленные страны – Англия, Франция, уступая в темпах экономического развития, продолжали удерживать лидирующие позиции в Старом свете.

Все это ставило пред Россией, претендовавшей на удержание позиций одной из великих держав мира, проблему резкого и качественного ускорения темпов экономического развития. Поколебавшись в 1860-1870-е гг. между мерами по ограничению свободного предпринимательства и фритредерством, одним из последствий которого стало безудержное грюндерство, правительство взяло курс на достаточно жесткое регулирование экономической жизни страны, сделав ставку на первоочередное насаждение отраслей тяжелой промышленности и железнодорожное строительство. Решение этой задачи приобрело характер национальной сверхзадачи. Ее основными направлениями являлись:

–– развитие сектора государственного предпринимательства (государственное железнодорожное строительство, казенные заводы, удовлетворяющие военные нужды государства)

– увеличение государственного бюджета за счет увеличения положительного сальдо внешнеторгового баланса

– реформирование российской денежной системы путем перехода на золотое обеспечение рубля

– совершенствование кредитно-финансовой системы и торгово-промышленного законодательства

– всемерная защита национальной индустрии от иностранной конкуренции, покровительственно-защитительные тарифы и договоры во внешней торговле

– выгодная для отечественной промышленности налоговая политика, выдача казенных заказов, субсидий

– всемерное привлечение иностранных инвестиций

 

В той или иной мере этот курс проводили министры финансов Н.Х Бунге, И.А.. Вышнеградский, С.Ю. Витте.

Либерально настроенный Н.Х. Бунге, являвшийся министром финансов с 1881 по 1886 год, выступал против прямого финансирования промышленности государством, считая, что первоочередная задача – создать благоприятную финансовую и законодательную среду. Своей главной задачей Бунге считал преодоление хронического дефицита бюджета и повышение курса рубля, переход к золотому монометаллизму. Именно при нем был выработан план денежной реформы, начал формироваться необходимый золотой запас для ее осуществления. Берется курс на государственное железнодорожное строительство, выкуп частных железных дорог в казну, создание единой системы перевозки и тарифов. Россия переходит от фритредерства к протекционистской политике в отношении собственной обрабатывающей промышленности (рост казенных заказов, таможенные ограничения на ввоз фабрикатов). В основе финансовой политики Бунге лежало сдерживание как обыкновенных, так и чрезвычайных расходов, снижение прямых и увеличение косвенных налогов, прямого обложения зажиточной и богатой части населения. Политика Н.Х. Бунге позволила накопить золота и золотых монет примерно на 125 млн. руб., что послужило первой ступенью будущей денежной реформы. При этом министр исходил из убеждения, что состояние экономики и финансов тесно связано с уровнем благосостояния подданных (см. выше о налоговой политике в отношении крестьянства). В 1882 г. были приняты первые законы по рабочему вопросу: была впервые ограничена продолжительность рабочего времени детей и подростков. Труд детей до 12 лет запрещался. Учреждался институт фабричных инспекторов, призванных осуществлять контроль над условиями работы.

Преемник Н. Х. Бунге И.А. Вышнеградский, возглавивший Министерство финансов с начала 1887 г. в отличие от своего предшественника в решении все той же цели – укрепление курса рубля и достижение его конвертируемости – сделал ставку на ужесточение фискальной политики. Усиливается налоговый прессинг на деревню, резко форсируется экспорт хлеба (с 15% общероссийского сбора в нач.80-х гг. до 50 % в 1888-1891 гг.).

Во многом фискальными соображениями было обусловлено введение нового Таможенного тарифа 1891 г., вводившего десятикратную пошлину на уголь, железную руду, 4-5 кратную на железо, рельсы и т.д.

Привлечение иностранных капиталов также на данном этапе служило в первую очередь «закрытию бюджетных дыр» и покрытию процентов по заграничным обязательствам. При этом И.А. Вышнеградскому удалось конверсировать 5%-е иностранные займы в 4-х процентные, добиться их рассрочки, достигнув экономии по платежам, что имело положительное значение для сбалансированности бюджета.

Ограничение ввоза, поощрение экспорта и внешние займы позволили И.А. Вышнеградскому к 1891 г. не только ликвидировать дифицит бюджета, но и добиться превышения доходов над расходами, создать золотой запас более чем в 500 млн. руб. Министр фактически находился на пороге денежной реформы, однако катастрофический неурожай и голод 1891 г., сокращение в этих условиях сельскохозяйственного экспорта отрицательно сказались на торговом и платежном балансе. Это вновь отсрочило реформу на несколько лет.

Гораздо дальше Бунге И.А. Вышнеградский пошел в железнодорожной политике. В ходе контрольно-финансовой реформы 1889-1890 г. регламентируются доходы и расходы частных компаний, а в 1889 г. проводится Тарифная реформа, которая установила государственную монополию на тарифы. Государство получало в свои руки мощное средство пополнения казны и возможность путем варьирования тарифами создавать наиболее льготные условия провоза товаров фабрично-заводской промышленности. Темпы огосударствления железных дорог приобрели невиданный размах (к 1894 г. в казенном управлении находилось не менее 50% всех железных дорог). Начинается государственное железнодорожное строительство.

Преемник Вышнеградского С.Ю. Ви тте на посту министра финансов (1892-1903) в качестве своей важнейшей цели поставил – за 10-15 лет догнать передовые европейские страны, занять прочные позиции на рынках Востока. Именно в эту пору наиболее масштабный размах получила политика руководящей роли государства, направленной, в первую очередь, на развитие тяжелой промышленности и транспорта, которые, в свою очередь, должны были сыграть роль локомотива для подтягивания всех отраслей экономии, в том числе и сельского хозяйства.

Витте решительно довел до конца план проведения денежной реформы. Решающую роль в покрытии бюджетного дифицита и накоплении средств сыграло повышение косвенных налогов и введение в1894 г. винной монополии, ежедневно приносящей казне около 1 млн. руб. Этому же способствовали повышение цен на товары массового спроса (спички, табак, керосин, сахар, чай). Более широко стал использоваться прогрессивный налог с прибыли предприятий вместо прежней системы промыслового обложения в виде сборов за право торговли и помыслов. За счет свободных средств по бюджету и двух государственных займов 1894-1895 г.г. Витте удалось добиться стабилизации рубля и создать золотой запас, позволивший в 1897 г. ввести золотое обеспечение рубля, который становился конвертируемой валютой. При выпуске новых денег (кредитных билетов и золотых монет) рубль менялся на старый рубль, но была проведена скрытая девальвация рубля (на одну треть меньшее обеспечение), что естественно, способствовало росту цен.

Денежная реформа поставила Россию в один ряд с развитыми европейскими странами, в большинстве которых существовала система золотого монометаллизма, что способствовало интеграции страны в мировую хозяйственную систему, создавало условия для притока иностранных капиталов, рассматривавшихся министром финансов как важный фактор экономического роста.

Масштабнее, чем при Бунге и Вышнеградском осуществлялся выкуп частных железных дорог в казну (их число в 90-е гг. сократилось более чем в 3 раза.) и прямое государственное железнодорожное строительство. Подчинение частных железных дорог государству шло путем использования и такого рычага, как монополия государства на железнодорожные тарифы, введенная в 1889 г. Она превратила ж/д тарифы в инструмент государственной социально-экономической политики. Гибкие тарифы позволяли государству регулировать торговые потоки, стимулировать экспорт, использовать доходы от него для поддержания курса рубля.

Политика протекционизма по отношению к отечественной промышленности проводилась в основном традиционными методам и: с помощью высоких таможенных пошлин, выросшими в бытность Витте на 33%, размещения госзаказов на отечественных заводах, финансовой поддержкой из госказны, путем льготных займов и кредитов. Однако все эти меры предпринимались Витте в гораздо больших масштабах, чем предшественниками. Но было и новое: под непосредственным патронажем Витте шел процесс создания коммерческих банков и сращивание банковского и промышленного капиталов. Банки (такие как Петербургский международный банк, Русско-Азиатский банк и др.) становились одним из важнейших средств деятельности государства в деле «принудительной» монополизации в промышленности (например, в производстве и сбыте железнодорожных материалов, сахарной промышленности, синдиционировании Бакинских производителей нефти и др.). Банкам отводилась решающая роль в осуществлении товарной экспансии в Персии, Монголии, Маньчжурии.

Деятельность Витте на посту министра финансов совпала в основном со временем бурного промышленного подъема в России 1890-х годов, сопровождавшегося к тому же рядом урожайных лет, позволивших оправиться от катастрофического неурожая и голода 1891-1892 гг. За это время объем промышленного производства более чем удвоился (с 1493 до 3083 млн. руб.) (ИТОГИ СМ. НИЖЕ)

Мнения исследователей, как и современников, о роли С.Ю. Витте и проводимой им политике значительно расходятся. Одни считают, что главной движущей силой промышленного подъема 1890-х гг. был спонтанный рост российского капитализма, которому правительственная политика придала лишь дополнительный импульс. Другие склонны видеть в этом результат политики по «насаждению» промышленности. Третьи, не отрицая роли государства в индустриальном развитии страны, считают, что речь может идти лишь о насаждении путем льготных кредитов и казенных заказов отдельных отраслей и предприятий. И, пожалуй, большинство исследователей придерживаются мнения, что государственное вмешательство в этот процесс привело к деформации последнего, что имело результатом негативные процессы как в экономическом плане (многоукладность экономики, сочетание отсталых форм капитализма с наиболее развитыми, отсутствие благоприятной условий для более свободного развития частной инициативы и др.), так и в социально-политическом отношении. Последнее выражалась в том, что курс на форсированную индустриализацию не сопровождался модернизацией аграрных отношений и политического строя. Изначально Витте исходил из убеждения, что промышленная модернизация потребует определенных временных жертв, особенно со стороны народных масс. Он рассчитывал, что развитие промышленности и железнодорожного транспорта усилит конкуренцию между предпринимателями и приведет к постепенному понижению цен на промышленные товары, расширит рынок сбыта для земледельческих продуктов, поднимет специализацию сельского хозяйства. Однако, отодвинутая «на потом», сбалансированность» экономики со всей очевидностью дала сбой уже в годы экономического кризиса 1900-1903 г., который принял в России по сравнению с Западом наиболее острые и затяжные формы. Становилось ясно, что дотоварность и нищета российской деревни являются важнейшим препятствием на пути экономического роста. Не случайно, что именно Витте выступает с предложением пересмотра курса аграрной политики (см. раздел «Аграрно-крестьянский вопрос), нацеленного на ликвидацию феодальных пережитков в деревне и создание условий для экономического подъема деревни. Однако реализовать предложенное С.Ю. Витте не удалось. В 1902 г. Министерство внутренних дел во главе с Плеве перехватило у министерства финансов инициативу в разработке аграрного законодательства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: