Формы тестового задания.




Выбор формы задания зависит от:

· Содержания курса;

· Цели создания теста (контроля);

· Умения разработчика.

 

3. Степень трудности: задания должны быть разной трудности; есть одно-два задания, которые не может сделать никто; одно-два задания, которые должны выполнить все; 60-70% составляют задания средней трудности.

1. Дифференцирующая способность. Знающие студенты должны выполнить задание, не знающие - не в состоянии его выполнить.

2. Локальная независимость: выполнение заданий не зависит от результатов выполнения других форм работы.

3. Информативность заданий. Каждое задание выполняет информационную функцию.

4. Коррелируемость задания с критерием.

 

В российской высшей школе исследованиями в области тестирования занимаются: в Москве – текстильная академия, мелиоративная академия, университет дружбы народов, МИФИ; в Санкт – Петербурге – медицинская академия; в Красноярске – исследовательский тестологический центр; в Новгородском университете организована лаборатория тестового контроля.

 

Методы оценки критериев качества тестов

Классическая теория тестов опирается на теорию корреляции, главными параметрами которой являются надежность и валидность. Основы классических тестов составляет идея их параллельности. Параллельными называются тесты, в которых истинные и ошибочные компоненты равны на одной и той же выборки испытуемых. Они имеют одни и те же элементы содержания, одну и ту же трудность заданий.

Надежность – устойчивость результатов теста, получаемых при его применении. Существуют следующие методы оценивания надежности:

1. Параллельное тестирование в 2 – х группах.

2. Ретестовая надежность (повторное тестирование)

3. Расщепление теста (тест расщепляют на две части по четным и нечетным номерам заданий). Чем выше корреляция между двумя частями, тем выше надежность.

Существуют тесты на выявление знаний (dominitest) и на выявление навыков (masteritest).

Валидность – пригодность теста, т. е. Способность качественно измерять то, для чего он создан по замыслу авторов. Оценка валидности производится по результатам тестирования и результатам экзамена и профессиональной деятельности, которые должны иметь высокий уровень корреляции.

Раньше данные тестирования подвергались статистической обработке, а сегодня конечный результат достигается с помощью математического структурного анализа. Теория математического структурного анализа основывается на том, что человеческие знания имеют некоторую латентную переменную. Идея этой переменной (параметра) и легла в основу тестирования. Основное предположение математического анализа состоит в том, что между результатами теста и измеряемыми параметрами есть функциональная зависимость, позволяющая с помощью анализа и оценки этих параметров создавать представление о знании человека.

 

Преимущества и недостатки тестового контроля

Преимущества:

· значительный объем разнообразного учебного материала, который может быть проверен за определенный отрезок времени;

· возможность контроля на необходимом, заранее установленном уровне, допуская изменение степени трудности вопросов, а случае выборочного ответа – множественность выбора, включая типичные ошибки, встречающиеся на данном этапе обучения в качестве возможных ответов;

· возможность предварительного самоконтроля с целью самооценки достигнутого уровня;

· возможнорсть выставления объективной оценки путем простого подсчета количества правильных ответов. Что позволяет дать количественную оценку результатов контроля;

· наличие документа, строго фиксирующеего результаты контроля, а также номера вопросов (заданий), на которые даны правильные или неправильные ответы;

· внимание слушателей в тесте фиксируется не на составлении ответа на обдумывании существа его;

· знычительная экономия времени при проверке больших групп обучаемых, ибо время на контроль определяется не числом экзаменующихся, а количеством контрольных вопросов;

· возникновение условий для корректировки учебных программ при использовании контроля в процессе обучения;

· возможность использования технических средств и устройств для контроля, что позволяет высвободить преподавателя от проведения самого контроля;

· возможность использования разработанных тестов и критериев уровня обучения в течение нескольких лет;

· отсутствие необходимости неосредственного участия преподавателя в проведении контроля;

· конкретность заданий и способов их выполнения

· однозначность оценки ответа;

· возможность статистической обработки результатов контроля.

 

Недостатки тестового контроля состоят в следующем:

· возможность оценки главным образом знания и в меньшей степени умения слушателя решать практические и организационные вопросы;

· возможность оценить лишь конечный результат – правильный или неправильный ответ;

· отсутствие «обратной связи» с преподавателем в ходе выполнения контрольного задания, если в процессе контроля не используются технические средства;

· «формализованный» характер выборочного ответа;

· неизбежность подсказки при альтернативном ответе;

· невозможность оценить сам процесс формирования ответа, который привел к тому или иному результату;

· недостаточный уровень контроля при использовании выборочной формы ответа.

· возможность запомнить ложный или неточный ответ;

· стандартизация мышления без учета свойств личности;

· невозможность оценки характера мышления (логикипостроения концепции, умения обосновать ее, используя для этого необходимые данные, логическое мышление и др.)

· упрощение задачи, стоящей перед слушателем вместо самостоятельного формулирования полного и исчерпывающего ответа на поставленный вопрос требуется лишь выбрать правильный ответ из числа готовых;

· необходимость высокой квалификации преподавателей и экспертов. составляющих задания;

· предвзятость преподавателей к этому методу контроля.

· зависимость оценки знаний от уровня трудности заданий;

· зависимость оценки трудности задания от уровня подготовленности студентов;

· один инструмент оценки не может оценивать разное знание студентов.

 

Рейтинг

Система контроля знаний в вузах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден – она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. Рейтинговая система устраняет этот недостаток. Она учитывает результаты текущего, промежуточного и итогового контроля, которые суммируются, образуя рейтинг студента. В частности, рейтинг в значительной мере устраняет негативные стороны уравнительной системы обучения, т.к. устраняются усредненные группы отличников, хорошо успевающих и слабых студентов Вместо них появляется первый по учпеваемости студент, десятый и последний.

Рейтинг – дословно с английского – оценка, некоторая численная характеристика какого – либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка или «оценка, учитывающая предысторию». Принят и такой термин – индивидуальный, кумулятивный индекс. В вузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобальной шкале (например, 20-бальной, 100 – бальной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.) [7].

 

Резюме

1. Основные организационные формы, исторически сложившиеся в разные годы – это:

· Индивидуальная форма

· Индивидуально – групповая

· Классно – урочная

· Белл –ланкастерская;

· Мангеймская система;

· Дальтон – план;

· План трампа.

В свою очередь наиболее распространенной является классно – урочная при которой имеются различные виды занятий: лекции, семинары и т.д.

 

2. Наиболее распространенные виды занятий в вузе – это семинары, лабораторные работы, практикумы, НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика.

 

3. Применение средств компьютерных и телекоммуникационных технологий значительно видоизменяет традиционные виды занятий и появляются новые –например, «метод проектов».

 

4.Педагогический тест – метод исследования личности, основанный на ее оценке по результатам выполнения системы стандартизированных заданий возрастающей трудности, позволяющих оценивать структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков в определенной области знаний.

5. Рейтинговая система оценки знаний и контроля успеваимости – комплекс учебных, воспитательных, методических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение систематической, творческой работы обучаемых, повышение индивидуализации и состязательности учебы и позволяющих проведение объективного ранжирования (рейтингования) объектов обучения в зависимости от результатов их труда.

Рейтинг по дисциплине – интегральный рейтинговый балл, характеризующий результаты обучения по отдельному предмету и включающий в себя рейтинг текущей текущей успеваимости, экзаменационный рейтинг по данному предмету, а также поощрительные баллы, назначаемые за выполнение различных заданий сверх обязательной программы.

6. Тест – это подготовленый специальным образом набор тестовых заданий, позволяющих валидно, объективно и надежно оценивать обученность испытуемых посредством педагогических и статистических методов.

Тестовые задания – это задания, предполагающе однозначность определения факта их выполнения и четкую систему оценивания результатов выполнения. Самолаев

 

7. Тест – это обоснованный метод контроля,отвечающийнаучным требованиям надежности, валидности и эффективности. Этому методу профессорско – преподавательсий состав вуза надо учить. Кажущаяся внешняя простота педагогического теста является самым расхожим заблуждением, способствующим появлению множества тестов, называемых так либо по недоразумению, либо по давно сложившейся у нас привычке называть вещи не своими именами [6].

 

Вопросы для самопроверки и рефлексии

1. Перечислите и охарактеризуйте основные организационные формы обучения

2. Какие основные виды учебных занятий в вузе Вы знаете

3. Каковы недостатки и достоинства традиционной лекции

4. Поясните существо рейтинга в учебном процессе, с какой целью он вводится?

5. Что такое тест и тестовое задание?

6. Какие типы тестов Вы знаете?

7. Как повлияло на качество учебного процесса отмена на заре советской власти контроля учебы и лекций?

8. Является ли необходимой лекция в период широкого внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий?

9. Какие особенности и отличия виртуального семинара от традиционного – очного?

10. Почему классно – урочная система является наиболее устойчивой со времен ее основания?

11. Является ли необходимой такая форма контроля как экзамен?

12. Какая из известных организационных форм обучения лучше всего вписывается в СОО?

 


Литература

1. Педагогика Под ред. П.И. Пидкасистого -М.: ПОР,1998 –640с.

2. Педагогика и психология ВШ.-Ростов-на Дону. «Феникс»,1998. –544с.

3. Рейтинг в учебном процессе вуза: опыт, проблемы, рекомендации. –М.: ВУ,1992.-109с,

4.Методика подготовки и чтения лекции Коробов Ю.// Финансовая газета 1, 2, 3 январь, 2000

5. Горбунова Е.И., Самойлов В.А. Шевченко К.К. Методические рекомендации по созданию тестовых заданий итогового контроля знаний-М.: МЭСИ,2000.9с.

6. Аванесов В.С. Применение тестов в учебном процессе Автоматизация тестирования в системе экономического образования-М.: ФА,1996, с.3-6.

7.Соболев С.К. Об основах рейтинговой системы. Рейтинг в учебном процессе вуза:опыт, проблемы, рекомендации. –М.: ВУ1992. с. 15-22.

8. Самолаев Ю.Н., Блашковская И.В. Методические рекомендации по разработке тестовых заданий –М.: РТА,1996.15с

 

 


 

Тема 2

Модуль 2.4.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: