Выбор формы задания зависит от:
· Содержания курса;
· Цели создания теста (контроля);
· Умения разработчика.
3. Степень трудности: задания должны быть разной трудности; есть одно-два задания, которые не может сделать никто; одно-два задания, которые должны выполнить все; 60-70% составляют задания средней трудности.
1. Дифференцирующая способность. Знающие студенты должны выполнить задание, не знающие - не в состоянии его выполнить.
2. Локальная независимость: выполнение заданий не зависит от результатов выполнения других форм работы.
3. Информативность заданий. Каждое задание выполняет информационную функцию.
4. Коррелируемость задания с критерием.
В российской высшей школе исследованиями в области тестирования занимаются: в Москве – текстильная академия, мелиоративная академия, университет дружбы народов, МИФИ; в Санкт – Петербурге – медицинская академия; в Красноярске – исследовательский тестологический центр; в Новгородском университете организована лаборатория тестового контроля.
Методы оценки критериев качества тестов
Классическая теория тестов опирается на теорию корреляции, главными параметрами которой являются надежность и валидность. Основы классических тестов составляет идея их параллельности. Параллельными называются тесты, в которых истинные и ошибочные компоненты равны на одной и той же выборки испытуемых. Они имеют одни и те же элементы содержания, одну и ту же трудность заданий.
Надежность – устойчивость результатов теста, получаемых при его применении. Существуют следующие методы оценивания надежности:
1. Параллельное тестирование в 2 – х группах.
2. Ретестовая надежность (повторное тестирование)
|
3. Расщепление теста (тест расщепляют на две части по четным и нечетным номерам заданий). Чем выше корреляция между двумя частями, тем выше надежность.
Существуют тесты на выявление знаний (dominitest) и на выявление навыков (masteritest).
Валидность – пригодность теста, т. е. Способность качественно измерять то, для чего он создан по замыслу авторов. Оценка валидности производится по результатам тестирования и результатам экзамена и профессиональной деятельности, которые должны иметь высокий уровень корреляции.
Раньше данные тестирования подвергались статистической обработке, а сегодня конечный результат достигается с помощью математического структурного анализа. Теория математического структурного анализа основывается на том, что человеческие знания имеют некоторую латентную переменную. Идея этой переменной (параметра) и легла в основу тестирования. Основное предположение математического анализа состоит в том, что между результатами теста и измеряемыми параметрами есть функциональная зависимость, позволяющая с помощью анализа и оценки этих параметров создавать представление о знании человека.
Преимущества и недостатки тестового контроля
Преимущества:
· значительный объем разнообразного учебного материала, который может быть проверен за определенный отрезок времени;
· возможность контроля на необходимом, заранее установленном уровне, допуская изменение степени трудности вопросов, а случае выборочного ответа – множественность выбора, включая типичные ошибки, встречающиеся на данном этапе обучения в качестве возможных ответов;
|
· возможность предварительного самоконтроля с целью самооценки достигнутого уровня;
· возможнорсть выставления объективной оценки путем простого подсчета количества правильных ответов. Что позволяет дать количественную оценку результатов контроля;
· наличие документа, строго фиксирующеего результаты контроля, а также номера вопросов (заданий), на которые даны правильные или неправильные ответы;
· внимание слушателей в тесте фиксируется не на составлении ответа на обдумывании существа его;
· знычительная экономия времени при проверке больших групп обучаемых, ибо время на контроль определяется не числом экзаменующихся, а количеством контрольных вопросов;
· возникновение условий для корректировки учебных программ при использовании контроля в процессе обучения;
· возможность использования технических средств и устройств для контроля, что позволяет высвободить преподавателя от проведения самого контроля;
· возможность использования разработанных тестов и критериев уровня обучения в течение нескольких лет;
· отсутствие необходимости неосредственного участия преподавателя в проведении контроля;
· конкретность заданий и способов их выполнения
· однозначность оценки ответа;
· возможность статистической обработки результатов контроля.
Недостатки тестового контроля состоят в следующем:
· возможность оценки главным образом знания и в меньшей степени умения слушателя решать практические и организационные вопросы;
· возможность оценить лишь конечный результат – правильный или неправильный ответ;
|
· отсутствие «обратной связи» с преподавателем в ходе выполнения контрольного задания, если в процессе контроля не используются технические средства;
· «формализованный» характер выборочного ответа;
· неизбежность подсказки при альтернативном ответе;
· невозможность оценить сам процесс формирования ответа, который привел к тому или иному результату;
· недостаточный уровень контроля при использовании выборочной формы ответа.
· возможность запомнить ложный или неточный ответ;
· стандартизация мышления без учета свойств личности;
· невозможность оценки характера мышления (логикипостроения концепции, умения обосновать ее, используя для этого необходимые данные, логическое мышление и др.)
· упрощение задачи, стоящей перед слушателем вместо самостоятельного формулирования полного и исчерпывающего ответа на поставленный вопрос требуется лишь выбрать правильный ответ из числа готовых;
· необходимость высокой квалификации преподавателей и экспертов. составляющих задания;
· предвзятость преподавателей к этому методу контроля.
· зависимость оценки знаний от уровня трудности заданий;
· зависимость оценки трудности задания от уровня подготовленности студентов;
· один инструмент оценки не может оценивать разное знание студентов.
Рейтинг
Система контроля знаний в вузах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден – она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. Рейтинговая система устраняет этот недостаток. Она учитывает результаты текущего, промежуточного и итогового контроля, которые суммируются, образуя рейтинг студента. В частности, рейтинг в значительной мере устраняет негативные стороны уравнительной системы обучения, т.к. устраняются усредненные группы отличников, хорошо успевающих и слабых студентов Вместо них появляется первый по учпеваемости студент, десятый и последний.
Рейтинг – дословно с английского – оценка, некоторая численная характеристика какого – либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка или «оценка, учитывающая предысторию». Принят и такой термин – индивидуальный, кумулятивный индекс. В вузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобальной шкале (например, 20-бальной, 100 – бальной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.) [7].
Резюме
1. Основные организационные формы, исторически сложившиеся в разные годы – это:
· Индивидуальная форма
· Индивидуально – групповая
· Классно – урочная
· Белл –ланкастерская;
· Мангеймская система;
· Дальтон – план;
· План трампа.
В свою очередь наиболее распространенной является классно – урочная при которой имеются различные виды занятий: лекции, семинары и т.д.
2. Наиболее распространенные виды занятий в вузе – это семинары, лабораторные работы, практикумы, НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика.
3. Применение средств компьютерных и телекоммуникационных технологий значительно видоизменяет традиционные виды занятий и появляются новые –например, «метод проектов».
4.Педагогический тест – метод исследования личности, основанный на ее оценке по результатам выполнения системы стандартизированных заданий возрастающей трудности, позволяющих оценивать структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков в определенной области знаний.
5. Рейтинговая система оценки знаний и контроля успеваимости – комплекс учебных, воспитательных, методических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение систематической, творческой работы обучаемых, повышение индивидуализации и состязательности учебы и позволяющих проведение объективного ранжирования (рейтингования) объектов обучения в зависимости от результатов их труда.
Рейтинг по дисциплине – интегральный рейтинговый балл, характеризующий результаты обучения по отдельному предмету и включающий в себя рейтинг текущей текущей успеваимости, экзаменационный рейтинг по данному предмету, а также поощрительные баллы, назначаемые за выполнение различных заданий сверх обязательной программы.
6. Тест – это подготовленый специальным образом набор тестовых заданий, позволяющих валидно, объективно и надежно оценивать обученность испытуемых посредством педагогических и статистических методов.
Тестовые задания – это задания, предполагающе однозначность определения факта их выполнения и четкую систему оценивания результатов выполнения. Самолаев
7. Тест – это обоснованный метод контроля,отвечающийнаучным требованиям надежности, валидности и эффективности. Этому методу профессорско – преподавательсий состав вуза надо учить. Кажущаяся внешняя простота педагогического теста является самым расхожим заблуждением, способствующим появлению множества тестов, называемых так либо по недоразумению, либо по давно сложившейся у нас привычке называть вещи не своими именами [6].
Вопросы для самопроверки и рефлексии
1. Перечислите и охарактеризуйте основные организационные формы обучения
2. Какие основные виды учебных занятий в вузе Вы знаете
3. Каковы недостатки и достоинства традиционной лекции
4. Поясните существо рейтинга в учебном процессе, с какой целью он вводится?
5. Что такое тест и тестовое задание?
6. Какие типы тестов Вы знаете?
7. Как повлияло на качество учебного процесса отмена на заре советской власти контроля учебы и лекций?
8. Является ли необходимой лекция в период широкого внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий?
9. Какие особенности и отличия виртуального семинара от традиционного – очного?
10. Почему классно – урочная система является наиболее устойчивой со времен ее основания?
11. Является ли необходимой такая форма контроля как экзамен?
12. Какая из известных организационных форм обучения лучше всего вписывается в СОО?
Литература
1. Педагогика Под ред. П.И. Пидкасистого -М.: ПОР,1998 –640с.
2. Педагогика и психология ВШ.-Ростов-на Дону. «Феникс»,1998. –544с.
3. Рейтинг в учебном процессе вуза: опыт, проблемы, рекомендации. –М.: ВУ,1992.-109с,
4.Методика подготовки и чтения лекции Коробов Ю.// Финансовая газета 1, 2, 3 январь, 2000
5. Горбунова Е.И., Самойлов В.А. Шевченко К.К. Методические рекомендации по созданию тестовых заданий итогового контроля знаний-М.: МЭСИ,2000.9с.
6. Аванесов В.С. Применение тестов в учебном процессе Автоматизация тестирования в системе экономического образования-М.: ФА,1996, с.3-6.
7.Соболев С.К. Об основах рейтинговой системы. Рейтинг в учебном процессе вуза:опыт, проблемы, рекомендации. –М.: ВУ1992. с. 15-22.
8. Самолаев Ю.Н., Блашковская И.В. Методические рекомендации по разработке тестовых заданий –М.: РТА,1996.15с
Тема 2
Модуль 2.4.