Работа по составлению теста начинается с определения объема и структуры его содержания. Так как тест представляет собой модель содержания обучения в виде тестовых заданий, то он должен:
· В достаточной степени охватывать учебный предмет;
· Имитировать структуру контролируемого содержания
· Быть адекватным содержанию обучения
Тест, во – первых измеряет то, что заложено в программу обучения и, во – вторых, оценивает уровень подготовки специалиста в данный момент на определенной стадии его формирования. Следовательно, необходимо провести структурирование учебной информации, т.е. выделение учебных элементов и отношений между ними с учетом контингента экзаменуемых.
Общие требования к тестовым заданиям [3]
1. Однозначность и простота:
· тестовые задания должны быть по возможности краткими, без излишних слов и пояснений, лаконичными;
· в тестовых заданиях должна отсутствовать двусмысленность;
· в задании должен рассматриваться только один признак, объект или действие;
2. Использование только эффективных дистракторов, т.е. таких, которые могут привлечь внимание испытуемых.
3. Отсутствие намеков на правильный ответ
4. Отсутствие оборотов с отрицанием «не».
5. Использование наглядных форм предъявления информации
6. Возможность выполнения без обращения к справочной литературе
7. Доступная трудность:
· задания, которые выполняет вся группа, считаются слишком легкими и должны быть переделаны;
· задания, не выполняет вся группа (или убедительное большинство),считаются слишком трудными и должны быть переделаны;
· оптимально, чтобы трудность задания была в пределах 50 – 60%
|
· задачи – головоломки не могут использоваться в тестах, т.к. они скорее предназначены для измерения способностей, а не обученности.
8. Соответствие источникам информации, которыми пользуются испытуемые
9. Использование одинаково и безусловно понятных всем испытуемым терминов, способов и индексации обозначений.
10. Грамматическое и логическое соответствие ответов заданию
11. Отсутствие абсурдных, очевидно неправильных ответов
Конкретизируем требования, характерные для каждого типа тестовых заданий.
Закрытая форма.
Задание содержит основную часть и ответы, сформированные составителем. Инструкция указывает: найти номер правильного ответа. Задание содержит два-три правильных ответа. Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний.
Требования к тесту закрытой формы
1. Стандартная инструкция.
2. Равная правдоподобность заданий.
3. Полная ясность текста (не должно быть разночтений).
4. Предельная краткость (5-6 слов).
5. Простая стилистическая конструкция.
6. В задание включается больше слов, чем в ответ.
7. Все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине.
8. Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа.
9. Исключаются лишние слова (на приведенном рисунке, из перечисленных примеров).
10. Необходимо проверять не одно задание, а несколько.
11. Необходимо наличие одной стандартной инструкции (например, обведите кружком номер правильного ответа).
12. Правильный ответ должен быть только один.
13. Не должно быть противоречий между основной частью и ответами (например, на космонавта в космосе действуют:
|
· Сила тяжести;
· Сила точки опоры;
· Не действуют никакие силы).
14. Исключить повторяющиеся слова в ответах: основная земледельческая зона расположена:
· В зоне тайги;
· В лесостепной зоне;
· В зоне смешанных;
· В степной зоне.
Открытая форма.
Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: «Дополните…».
Требования к тесту открытой формы
7. Дополняющее слово ставится в конце.
8. Оно должно быть единственным.
9. Все прочерки должны быть одинаковой длины.
3. Задания на соответствие.
Задание содержит два множества, правый столбик – для выбора, левый для ответа. В правом на 1-2 элемента больше. Инструкция – установить соответствие.
Например:
Реплики высказывания авторы
4. Задания на установление правильной последовательности (тесты хороши для технических специальностей, так как содержат знание алгоритма). Инструкция: установить правильную последовательность сборки. Оценка тестов может быть:
· Политамическая, если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9;
· Дихотомическая (сделал – 1, не сделал – 0).
Перечень характеристик тестовых заданий
1. Содержание. Чем полнее отобрано содержание курса в тестовом задании, тем выше валидность теста. 360 заданий выполняются приблизительно за 1,5-2 часа.
Требования к содержанию тестового задания:
· Предметная чистота (чем меньше междисциплинарных элементов, тем чище содержание дисциплины);
· Значимость содержания. Содержание ранжируется. Это очень сложный процесс, так как следует выделить базис дисциплины;
· Содержание должно быть вариативным, репрезентативным (более полно отражать знание курса);
· Содержание должно быть научно достоверным (отражать современные взгляды).