Лекция с применением техники обратной связи.




В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленныйим вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции.

 

Применение современных средств НИТ (прежде всего телевидения и Интернет) расширило спектр вариантов лекций.

Лекции в СОО могут проводиться в реальном и нереальном времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевидение. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники для проектирования изображения с монитора компьютера на экран, и для фронтального варианта.
При использовании Интернет появляется такая форма, как «электронная» лекция.

Исследование подходов к проведению лекций в СОО показал, что целесообразно применение текстовых вариантов лекций («электронных лекций»).

Терминологически понятие «электронная лекция» трактуется в научно-педагогической литературе по-разному. Например, в подходе И.В. Бочарникова (Военный университет)- это программная поддержка традиционной лекции, позволяющая слушателям не конспектировать ее в процессе проведения в компьютерном классе, т.к. на экранах дисплеев высвечиваются тезисы. Кроме того, программное обеспечение позволяет проводить в конце лекции контроль усвоения учебного материала и др. функции.

Другое направление, которого мы будем придерживаться включает в это понятие следующий смысл. Это набор учебных материалов в электронном виде. Содержание его включает в себя кроме текста лекций еще дополнительные материалы выдержки из научных статей, других учебных пособий и т.д., оформленные в виде текстовых файлов.

Для того, чтобы оценить значимость такого вида, целесообразно привести недостатки классического проведения лекции. Уяснение содержания учебного материала в процессе лекции происходит путем слушания сообщений преподавателя, сопровождаемой демонстрациями плакатов, схем, натурных образцов или моделей, записями на доске. Устное сообщение разворачивается во времени и студент либо занят фиксацией его без предварительной обработки и понимания, либо пытается сначала понять и обработать, а затем кратко зафиксировать. В первом случае много времени уходит на малополезную запись текста под диктовку и в более трудных условиях- вслед за речью преподавателя, звучащей в нормальном темпе. Во втором- осуществляется активная работа по пониманию, но не возможна фиксация. Таким образом понимание и уяснение содержания учебного материала из устных сообщений является сложным делом.

С нашей точки зрения текстовая лекция имеет следующие преимущества. У слушателя есть возможность многократного обращения непонятным при чтении местам, чередования чтения с обдумыванием, анализом. Кроме того, в тексте легче увидеть общую структуру содержания. Вопросы, остающиеся у слушателя после уяснения содержания материала из текста, как правило, более глубоки, принципиальны, содержательны, поскольку возникают в результате серьезной проработки материала и его осмысления. Единственно, что мы теряем при этом, так это положительные психологические моменты общения с лектором (если он действительно хороший). Однако, вполне можно удовлетворить и требование эмоциональности изложения, оно достигается в аудио и видеовариантах, и даже в «электронных лекциях», представленных в виде текстовых файлов, с помощью специальных знаков. Например, улыбка отображается комбинацией знаков, напоминающих повернутую смеющуюся рожицу:-).

Мы считаем, что первая встреча с материалом в письменной форме, а не непосредственно из сообщения преподавателя предпочтительней, хотя это не совпадает со стихийно сложившейся традицией обучения взрослых. При этом наибольший дидактический эффект дает вариант, когда после этого следует консультация, проводимая, например, по электронной почте.

 

Семинары

Семинарское занятие в вузах имеет богатую историю. Семинарские занятия получили свое название от латинского слова seminarium? Что означает рассадник. Они проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподавателей.

Дальнейшее развитие семинары получили в университетах. В XVIII веке они предназначались главным образом для работы над первоисточниками, преимущественно по гуманитарным наукам. Окончательно слово семинар, обозначавшее первоначально научно – практическое занятие по специальным гуманитарным наукам, вошло в лексикон в 30-е годы.

Семинар представляет групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. Рассматривается как один из видов практического занятия.

В современной высшей школе семинар наряду с лекцией относится к основным формам организации учебного процесса и выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную.

Виды семинаров

Семинары с точки зрения используемых методов делятся:

1. вопросно – ответный семинар

2. развернутая беседа

3. семинар с использованием докладов

4. семинар с использованием рефератов

5. теоретическая конференция в группе или на потоке

6. семинар – пресс – конференция

7. комментированное чтение первоисточников

8. семинар по методу малых групп

9. семинар – экскурсия

10. семинар – дискуссия

11. семинар – деловая игра

12. семинар – контрольная семинар - коллоквиум

Семинары являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Как правило, они строятся на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике.

В действительности, как указывают многие педагоги, основной недостаток семинарских занятий в настоящее время заключается в пассивности слушателей, создания видимости активности, путем предварительного распределения вопросов и выступлений, отсутствие подлинно творческой дискуссии.

Семинары в СОО могут проводится с помощью компьютерных видео и телеконференций. В педагогическом аспекте видеовариант ничем не отличаются от традиционных, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера. К видеоконференциям, как показывает опыт только надо привыкнуть, т.к. наблюдается некоторая задержка изображения на экране при движении участников, сказывается некоторая необычность интерьера, начиненного аппаратурой и др..

Семинары, проводимые с помощью телеконференций (т.е. при письменном, невербальном общении) могут называться виртуальными семинарами, так как участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинар проходит в нереальном масштабе времени (off-line) и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя. Если конференция не модерируема (не управляема), то каждый участник видит на экране все неотселектированные тексты вопросов и ответов всех других участников семинара. Причем при проведении электронных семинаров участники которых располагаются в разных часовых поясах предпочтительны семинары в режиме off-line.

Исследования психолого-педагогических проблем проведения электронных семинаров, которые апробировались автором на кафедре педагогики Военного университета и аналогичные исследования Л.А. Хачатурова в Лаборатории виртуалистики Института Человека Российской Академии Наук показали возможность и педагогическую эффективность применения электронных семинаров.

Наличие средств компьютерных и телекоммуникационных технологий инициирует появление новых форм. Так средства НИТ представляют столь необычные возможности для повышения эффективности учебного процесса при работе в неконтактном периоде, что можно говорить о появлении новых нерегламентированных нетрадиционных форм учебных занятий, например, кооперативное обучение (метод проектов, метод учебных фирм). Достаточно часто в публикациях по дистанционому обучению встречается упоминание такой формы обучения, как «метод проектов». Под методом проектов понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы, направленные на достижение общего результата. При проведении занятий по методу проектов обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий. Он основывается на теоретической концепции прагматичной педагогики, провозгласившей "обучение посредством делания". Возникнув в США во второй половине 19-го века, метод широко использовался в России в 20-30-х годах. В настоящее время дидактические возможности компьтерных сетей позволили возродить это направление, которое позволяет реализовать исследовательский метод обучения. По нашему мнению, используемый в МЭСИ «метод учебных фирм» является дальнейшим развитием этого направления.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: