Средства компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования.




Информатизация, как ведущая тенденция социально-экономического прогресса развитых стран, является объективным процессом во всех сферах человеческой деятельности, в том числе образовании. Информатизация образования, как составная часть этого процесса, представляет собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации образования состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий (НИТ). Понятие «средства компьютерных и телекоммуниеационных технологий» будем считать эквивалентным понятию средствам НИТ. Как показывают результаты деятельности Центра информатизации высшей школы «ИНФОРМИКА» (https://informika.ru), развитие и внедрение НИТ является одним из немногочисленных путей преодоления негативных явлений в образовании.

Информатизация образования рассматривается как одно из важнейших средств реализации новой государственной образовательной парадигмы, отмечалось на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва 1-5 июля 1996 года). В качестве главных направлений перехода к образовательной парадигме для условий начала XXI века авторы аналитического доклада Института информатизации ЮНЕСКО рассматривают:

* фундаментализацию образования на всех уровнях;

* реализацию концепции опережающего образования, ориентированного на условия существования человека в информационном обществе;

* формирование системы образования как непрерывного образования на протяжении всей жизни человека;

* внедрение методов инновационного и развивающего образования на основе использования перспективных информационных технологий;

* повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств информационной поддержки процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями.

 

Таким образом, одним из важнейших механизмов, затрагивающий все основные направления реформирования системы образования в России, является ее информатизация, которая рассматривается, как необходимое условие и важнейший этап информатизации России в целом. Основой перехода от индустриального этапа развития общества к информационному являются новые информационные технологии (НИТ). Информатизация образования позволит в конечном итоге эффективно использовать следующие важнейшие преимущества НИТ:

* возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения;

* коренное изменение организации процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления;

* создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования;

* эффективную организацию познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса;

* использование специфических свойств компьютера, к важнейшим из которых относятся: возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу, индивидуализацию учебного процесса и возможность использования и организации принципиально новых познавательных средств;

* построение, развитие и совершенствование систем ДО различного уровня.

Кроме того, новые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач:

· изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;

· представлять в удобном для изучения масштабе времени различные физические, химические, биологические и социальные процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью.

При этом знания обучающимся могут быть получены декларативным способом, т.е. ориентированным на последовательное предъявление порций учебной информации и контролем ее усвоения (компьютерные учебники, тестовые и контролирующие программы, справочники и учебные базы данных, учебные видеофильмы), а также процедурным, т.е. строящимся на основе моделей изучаемых объектов, процессов и явлений (имитационные модели, предметно-ориентированные среды и разрабатываемые на их основе лабораторные практикумы, тренажеры, игровые программы).

Научный подход к решению проблем информатизации образования ставит ближайшей целью информатизации задачу овладения обучающимися комплексом знаний, навыков, умений, выработки качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях информационного общества.

В соответствии с целью можно выделить следующие возможные направления их реализации:

· внедрение средств НИТ в образовательный процесс;

· повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;

· системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научные исследования и организационного управления (совершенствование организации и управления учебным процессом на базе НИТ, проведение научно-исследовательской работы обеспечивающего характера и др.);

· построение и развитие единого образовательного информационного пространства.

Положительная реализация этих направлений позволит успешно развивать и совершенствовать СОО.

Для правильного и однозначного взаимного понимания дальнейших рассуждений и выводов необходимо дать определение таким понятиям, как информационные технологии, новые информационные технологии, средства информационных технологий. Необходимо развести понятия информационные технологии и технологии обучения под которыми обычно понимается система методов, форм и средств обучения, в которой обеспечивается тиражируемое достижение поставленных дидактических целей.

В настоящее время до сих пор наблюдаются факты, свидетельствующие о том, что терминология информационных технологий обучения и соответствующие ей понятия не устоялись. Действительно, в литературе по информационным технологиям обучения встречаются такие синонимичные терминологические выражения, тесно связанные с понятием «информационные технологии обучения», как «новые информационные технологии в обучении», «современные информационные технологии обучения», «ЭКССТО- электронно-коммуникативные системы, средства и технологии обучения» и др. Это свидетельствует о том, что терминология информационных технологий технологий в обучении и соответствующие ей понятия не устоялись.

Среди «научной коллекции» определений понятий информационные технологии, приведенной в монографии В.Ф. Шолоховича, наиболее приемлемой для СДО, по мнению автора, является трактовка термина, приведенная М.И. Желдаком: «Под информационными технологиями понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющие знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами». Следует отметить, что последние два -три года, ввиду интенсивного использования и повышения роли телекоммуникаций в образовании, стало широко использоваться вместо (и в дополнение) термину новые информационные технологии, - комплексное словосочетание компьютерные и телекоммуникационные технологии. Мы склонны считать, что, поскольку понятие «информационные» включает в себя и компьютерные и телекоммуникационные средства, то в силу этого последнего обстоятельства мы в дальнейшем и будем использовать общепринятый устоявшийся, может быть не совсем удачный, термин новые информационные технологии и соответствующую аббревиатуру НИТ.

Собственно информационные технологии, без приставки «новые» долгое время, как это следует из многочисленной научной литературы, включали широкий спектр средств и методов работы с ними от печатных изданий до современных компьютеров. Особенность большинства НИТ в высшем образовании состоит в том, что они, в основном, базируются на современных персональных компьютерах. При этом персональный компьютер уверено вошел в систему дидактических средств, стал важным элементом предметной среды для разностороннего развития обучаемых.

Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) традиционно принято понимать понятие, сформулированное И.В. Роберт [1],- это «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио- видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации».

В настоящее время разработано и эксплуатируется значительное число СНИТ, парк которых меняется почти ежегодно. Список средств, приведенный в монографии И.В. Роберт в 1994г. [1], можно расширить и конкретизировать. Разработанный автором список известных в настоящий момент средств и систем НИТ, которые используются и потенциально могут быть использованы в образовании включает в себя: компьютеры всех классов (от «супер» до «палм-топ»), дисплей, принтер, память, устройство ввода речи в компьютер, сканер, клавиатура, базы данных, базы знаний, системы мультимедиа, видеотекст, телетекст, ТВ-информ, ОТИК, модем, пад, компьютерные сети, электронная почта, электронные конференции, информационно-поисковые системы, цифровые фотокамеры, экспертные обучающие системы, устройства вывода графической информации, гипертекстовые системы, телевидение, радио, телефон, факс, голосовая электронная почта, телеконференции, электронная доска объявлений, программные средства навигации в ИНТЕРНЕТ, автоматизированные библиотеки, программные средства учебного назначения, засекречивающая аппаратура, редакционно-издательские системы, CD-ROM, системы распознания текста, программные комплексы (языки программирования, трансляторы), синтезаторы речи по тексту, средства передачи данных, радиостанции (КВ, УКВ, спутниковые), пейджеры, системы «виртуальной реальности», геоинформационные системы. Автор далек от мысли, что этот список полный, но он дает представление о многообразии систем и средств НИТ. Мы отметим здесь лишь педагогические цели использования вышеперечисленных СНИТ, это:

1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса;

2. Многоаспектное развитие обучаемого;

3. Подготовка выпускников вузов к жизни в условиях информационного общества;

4. Реализация социального заказа, обусловленного процессами информатизации современного общества.

 

Структурированный список средств НИТ приведен в Табл 2.4.1. За основание типологизации взят способ передачи и представления учебной информации. Список средств НИТ включает в себя 19 наименований, сгруппированных в группы по трем основаниям, условно названным: А-аудио, V- видео, Р-текст. Здесь же указаны распространенность и возможные направления их использования, как то: в учебных целях (Уч.), в интересах административной работы вуза (Адм.) и, что немаловажно,- рекламе образовательных услуг (Рекл.). В последнем, шестом столбце таблицы 2.2.1 отмечены типовые организационные формы проведения занятий, в которых целесообразно использовать указанные средства НИТ: лекции, семинары, установочные занятия, экзамены, консультации, зачеты.

Приведенные объекты классификации являются технологиями в «технократическом понимании», но не технологиями обучения, т.к. последние включают в себя в качестве основы методы, средства и формы обучения. В традиционном понимании вузовской дидактики СНИТ- это аналоги ТСО (технических средств обучения).

 

Табл. 2.2.1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: