Виды лекций с точки зрения используемых методов




Традиционная (информацнонно-объяснительная, повествовательная) лекция - «это такой вид изложения, в котором связанно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах или действиях, протекающих и развивающихся во времени». Это дидактическое определение с некоторыми оговорками можно применить также к вузовской лекции. Для такой лекции характерно описание, объяснение научных явлений и событий. Для повествовательных лекций характерен монологический стиль.

Лекция-беседа как метод обучения известна еще со времен Сократа. Она характеризуется высокой эмоциональностью, доверительным тоном лектора, когда он вовлекает студенческую аудиторию в совместное размышление над научными истинами.

В начале лекции и по ходу ее преподаватель задает слушателям вопросы, которые предназначены не для контроля усвояемости знаний, а для выяснения мнений и уровня осведомленности слушателей по рассматриваемой проблеме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Адресуются вопросы всей аудитории. Слушатели отвечают с мест. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность наиболее доказательно изложить очередной тезис выступления. Вопросы могут быть как элементарные, так и проблемные. Слушатели, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять глубину и важность обсуждаемой проблемы, что в свою очередь повышает их интерес и степень восприятия материала. При такой форме занятия лектор должен заботиться, чтобы его вопросы не оставались без ответов, иначе они будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления обучаемых.

Диалог с аудиторией - наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Ее преимущество состоит, в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Трудно представить более простой способ индивидуального обучения, построенный на непосредственном контакте сторон.

Как правило, в лекции-беседе рассказывают занимательные истории, подбирают запоминающиеся примеры. Студенты хорошо принимают такие лекции, образный характер которых помогает наглядно усвоить учебный материал. Вместе с тем эффективность данного метода в условиях группового обучения снижается из-за того, что нс всегда удается вовлечь в двусторонний обмен мнениями каждого из слушателей. Прежде всего это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. Кроме того, научный уровень подобных лекций не всегда может быть достаточно высок -они полезны для студентов младших курсов, однако строить весь лекционный курс при помощи лекций-бесед, очевидно, не следует.

Проблемная лекция характеризуется постановкой перед студентами учебных проблем-заданий, которые они должны самостоятельно решить, получив, таким образом, новые знания.

В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Часть знаний студент получает в виде готовых знаний, а часть добывает самостоятельно под руководством преподавателя. Не всякий учебный материал можно превратить в учебную задачу для студентов. Кроме проблемных задач имеются иные приемы проблемных лекций - контрольные вопросы, анализ споров в науке, дискуссий, рассказ о противоречивом пути открытия истины и др.

На этих лекциях процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. С их помощью обеспечивается достижение трех основных целей: усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретитического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается совместными усилиями преподавателя и студенческой аудитор Основная задача лектора состоит не столько передаче информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студента порождает их познавательную активность, В трудничестве с преподавателем студенты раскрывают для себя новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии

Общий эффект проблемной лекции определяется ее содержанием, способом организации совместной деятельности и теми средства ми общения, которые обеспечивают эффект ную «трансляцию» личности педагога аудитории студентов. Чем ближе педагог к некому образцу профессионала, тем значимее влияние на студентов и тем легче достигаю результаты обучения.

Таким образом, уже на проблемной лекции представлены предметный и социальный аспекты профессионального будущего. Она является формой совместной деятельности преподавателя и студентов, объединивших их усилия на достижении целей общего и профессионального развития личности специалиста.

В отличие от содержания информационной лекции, которое вносится преподавателем с самого начала как известный, подлежащий ли запоминанию, материал, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное устудентов. Этот дидактический прием позволяет создать у студентов иллюзию «открытия» неизвестного в науке. Студент не просто перерабатывает информацию, а переживает ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для себя знания. Здесь не обойтись без участия мышления студента и его личностное отношения к усваиваемому материалу.

На проблемной лекции включение мышления студентов осуществляется преподавателем с помощью создания проблемной ситуации (учебной проблемы) еще до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание, например способе решения той или иной задачи. В традиционном обучении поступают нaoбopoт вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться в применении этого cпocoб Необходимое, но еще не ставшее достоянием студента знание о способе решения задачи, условии или закономерности действия получили в проблемном обучении статус «неизвестной».

Особым классом учебных проблем, содержащих в себе противоречие, являются те, которые в истории науки имели статус научных проблем и получили свое разрешение трудах ученых, в производственной и социальной практике. Приобщение студентов к истории и логике разрешения этих противоречий является основной «школой» воспитания мышления студентов.

Содержание проблемных лекций должно отражать новейшие достижения науки и передовой практики, объективные противоречия на пути научного познания и усвоения его результатов в обучении. Таким образом, для проблемного изложения отбираются узловые, важнейшие разделы курса, которые в своей совокупности составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами.

Учебные проблемы должны быть доступны для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности общего и профессионального. Наибольшей ценностью обладает такое построение учебного материала, которое позволяет раскрывать логику развития важнейших научных идей и теорий.

Чем выше степень диалогичности лекции, тем больше она приближается к проблемной и тем выше ее ориентирующий, обучающий и воспитывающий эффекты. И, наоборот, чем ближе лекция к монологическому изложению, тем в большей мере она приближается к информационной.

В зависимости от методического замысла лекции диалогическое общение преподавателя с аудиторией может строиться либо как «живой» диалог со студентами по ходу лекции на тех ее этапах, где он дидактически целесообразен, либо как диалог внутренний, что наиболее типично для лекции проблемного характера. В последнем случае студенты вместе с преподавателем (во внутреннем диалоге с ним) ставят вопросы и отвечают на них или фиксируют вопросы в конспекте для последующего выяснения в ходе самостоятельных занятий, индивидуальной консультации с преподавателем либо же обсуждения с другими студентами, а также на семинаре.

Средством управления мышлением студентов на учебно-проблемной диалогической лекции является система заранее заготовленных преподавателем проблемных и информационных вопросов, составляющих своеобразный «инструментальный ящик» преподавателя. Он извлекаетиз этого «ящика» те вопросы, которые необходимы в данный момент чтения' лекции для достижения ее промежуточных и конечных целей.

Проблемные вопросы - это такие вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного проблемной ситуации. Проблемные вопросы как бы направлены в будущее - в сторону поиска неизвестного пока студенту нового знания, условий или способов действий.

Информационные вопросы ставятся с целью актуализировать уже имеющиеся у студентов знания, необходимые для понимания существа проблемы и начала умственной работы по ее разрешению. Информационные вопросы как бы направлены в прошлое - к тем знаниям, которыми студент в той или иной мере уже владеет.

По внешней логической форме проблемные и информационные вопросы могут быть одинаковыми. Они различаются только по своим функциям в управлении познавательной деятельностью. Поэтому один и тот же вопрос может быть информационным для сильного студента и проблемным - для слабого. С помощью сочетания проблемных и информационных вопросов преподаватель может учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого студента.

Своеобразными разновидностями проблемных лекций являются лекция-мозговая атака, лекция-дискуссия и лекция с разбором практических ситуаций. Беглая «мозговая атака». Преподаватель предлагает слушателям совместно вывести то или иное правило, комплекс требований или закономерность процесса, явления. При этом он обращается к опыту и знаниям аудитории. Слушатели формулируют выводы, преподаватель фиксирует их на доске или экране кодосскопа, а затем организует совместный анализ. Уточняя и дополняя внесенные предложения, он тем самым подводит под коллективный опыт теоретическую базу, систематизирует его и «возвращает» слушателям уже в виде «совместно выработанного» тезиса.

При чтении лекции в традиционной форме оратор перечислил бы эти требования сам. Экономия времени при этом лишь кажущаяся. Ведь задача преподавателя состоит не только в том, чтобы сообщить слушателям полезную информацию, но прежде всего в том, чтобы убедить в ее необходимости и сделать руководством к действию.

Лекция-дискуссия. Здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых слушателей. Разумеется, эффект достигается лишь при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Выбор вопросов для озадачивания слушателей, как и тем для обсуждения, должен осуществляться самим преподавателем в зависимости от квалификации состава обучаемого контингента и тех конкретных, дидактических задач, которые лектор ставит перед аудиторией.

Лекция с разбором конкретных ситуаций - это еще один способ активизации учебно-познавательной деятельности слушателей,' по форме -та же лекция-дискуссия, однако.на обсуждение преподаватель ставит не вопрос, а конкретную ситуацию. Как правило, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме, поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Это так называемая микроситуация. Слушатели анализируют и обсуждают ее сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в. обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным слушателям, выясняет их оценку суждениям коллег, предлагает сопоставить с собственной практикой, «сталкивает» между собой различные мнения и тем развивает дискуссию, стремясь направить ее в нужное русло. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит аудиторию к коллективному выводу или обобщению.

Иногда обсуждение микроситуации используется в качестве своеобразного пролога к последующей части лекции. Это бывает необходимо для того, чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных проблемах, подготовить к творческому восприятию изучаемого материала.

Лекция-визуализация является результатом поиска новых возможностей реализации известного в дидактике принципа наглядности, содержание которого также меняется под. влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения. Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему ной лекции. Эти материалы должны обеспечивать систематизацию имеющихся у слушателейзнаний, предъявление новой информации здание проблемных ситуаций и возможное разрешения; демонстрировать разные способы визуализации, что важно как в познавательной, так и в профессиональной деятельности.

Лекция вдвоем. Динамизацию проблемного содержания учебного материала в живом логическом общении двух преподавателей между собой можно осуществить в еще одном типе лекции - лекции вдвоем. Здесь моделируются реальные профессиональные cитуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.п этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска разрешения. разыгрываемой проблемной ситуации, «втягивал» в общение и слушателей, которые начинают задавать вопросы, высказывать свои позицию, формулировать свое отношение к обсуждаемому содержанию

Лекция с заранее запланированными ошибками. Необходимость развития у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию привела к разработке лекции с заранее запланированными ошибками. Здесь задается контекст профессиональной деятельности - предметной и социальной.

Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и предъявляет слушателям ее конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые чаще всего делают как учащиеся, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Лектор строит изложение таким образом, чтобы ошибки были тщательно «замаскированы» и их не так-то легко было заметить слушателям. Это требует специальной работы подавателя с содержанием, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерством. Задача слушателей состоит в том, что(ходу лекции отмечать в конспекте замече ошибки, чтобы назвать их в конце лекци разбор ошибок отводится 10-15 минут. В этого разбора даются правильные ответы на росы - преподавателем, слушателями ши вместно. Число запланированных ошибо висит от специфики учебного материала дактических и воспитательных целей ле1 уровня подготовленности слушателей.

Лекция-пресс-конференция. Она возникла под влиянием необходимости отражения о учебном процессе особенностей деятельности специалистов по научно-технической пропаганде. Сама форма лекции близка к соответствующей форме профессиональной деятельности.

Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель дол-. жен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем лектор в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знании и интересов слушателей.

Лекция с применением техники обратной связи. Обратная связь в пиде реакции слушателей на слова и действия преподавателя существует всегда. Опытные преподаватели умело оценивают эту обратную связь и вносят соответствующие коррективы в методику занятий.

В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленныйим вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос (задается с целью проверки осведомленности слушателей), преподаватель может ограничить изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленный текст и в конце смыслового раздела задает слушателям новый вопрос, который предназначен уже для выяснения степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Преподавателю важно выяснить причины недопонимания вопроса слушателями, неудовлетворительного восприятия учебного материала. Здесь на помощь приходят вышеописанные приемы: отдельные дополнительные вопросы, беглый обмен мнениями и другие, которые позволяют выяснить причину неудовлетворительного восприятия и избрать более удачные для данной аудитории приемы подачи материала.

Полностью автоматизированный класс позволяет управлять учебным процессом и без преподавателя. В этом случае текст лекции передается с магнитофонной записи, сопровождаемой диафильмами или диапозитивами. В конце каждого раздела лекции слушателям задаются соответствующие контрольные вопросы и на экране высвечиваются различные варианты ответов на них. Задача слушателей - нажать номер клавиши, соответствующей правильному, по их мнению, ответу. Если сумма правильных ответов, зарегистрированных специальным счетным устройством, ниже необходимого уровня, магнитофон автоматически переключается на другую дорожку, где лекция излагается уже по-иному. При необходимости для уточнения задается серия других вопросов.

Разумеется, эффективность такой организации учебного процесса зависит не столько от техники, сколько от качества программ. Принципы и методы программированного обучения пока не получили достаточного распространения при экономической подготовке руководящих кадров. Специфика построения линейных и разветвленных программ для обучения этого контингента слушателей требует особого исследования. Однако не следует понимать так, что лекция с применением техники обратной связи возможна только при наличии соответствующих технических средств. Важным является использования методического принципа обратной связи: вводный вопрос - изложение - контрольный вопрос и т.д. В результате процесс усвоения лекционного материала становится управляемым, а главное - максимально приближенным к уровню подготовленности и восприятия данной конкретной аудитории. Это и свою очередь обеспечивает и некоторую реализацию принципа индивидуализации учебного процесса в условиях группового обучения. При отсутствии специальных технических средств обратную связь можно обеспечить более простыми способами. Например, посредством устного опроса (в небольшой, разумеется, группе) или с применением простейших текстов программированного контроля и т.п.

Таким образом, каждый преподаватель должен овладеть всеми стилями лекционного изложения учебного предмета, всеми видами лекций и знать, где и какой вид уместно применить. Даже лекция на одну и ту же тему читается преподавателем на разных потоках курса порой с весьма заметными различиями.

Выбор вида лекции зависит прежде всего от предмета лекции, темы и ее структуры в учебной программе. Есть темы, которые требуют только академической лекции и не допускают лекцию-беседу. Выбор стиля зависит и от аудитории студентов: какому курсу читается лекция, какие науки изучали студенты и какие изучают параллельно, их подготовленность к восприятию лекции, читается ли лекция первой парой часов или третьей, когда студенты устали и уместно, может быть, подготовить для них лекцию-беседу, если такой стиль допускает данная тема. Выбор вида лекции зависит и от ее назначения.

В заключение отметим, что смешивать разные стили или разные виды лекции (например, сочетать академическую и популярную лекции или аналитическую - с лекцией-беседой) в одной не следует: от этого может снизиться качество лекции, а главное - нарушиться контакт с аудиторией. К тому же, при смене стилей студентам трудно приспособиться к лектору.

Таким образом, обобщенные рекомендации по подготовке и проведению лекции. Как формы обучения, представляющей собой устное последовательное систематическое изложение содержания науки, выглядят следующим образом:

 

Требования к лекции

1. нравственная сторона лекции и преподавания;

2. научность и информативность (современный научный уровень);

3. доказательность и аргументированность,

4. наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

5. эмоциональность изложения

6. активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;

7. четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

8. методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

9. изложение доступным и ясным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых термином и названий;

10. использование, по возможности, аудиовизуальных дидактических материалов.

Общие требования к лекции - это научность, доступность, единство формы и содержания, органическую связь с другими видами учебных занятий.

Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

 

Варианты подачи лекции

· Проблемная лекция

· Лекция – визуализация

· Лекция вдвоем

· Лекция с заранее запланированными ошибками

· Лекция – пресс-конференция

 

Подготовка к лекции включает в себя

1. сбор материала по теме лекции

2. составление плана лекции

3. отбор материала для лекции

4. составление конспекта лекции

 

За каждой хорошей лекцией – огромный труд. Специалист, если он настоящий ученый, собирает материал в области своей науки всю жизнь. Минимальный срок подготовки - неделя. Необходимо знать тему, назначение, место и характер аудитории, ее подготовленность к восприятию темы.

Когда цель данной лекции четко определена, а также ясно, кому читать, что читать и на каком теоретическом уровне

Лекция состоит из трех частей: вступления, изложения и заключения.

Вступление призвано заинтересовать и настроить аудиторию на слушание лекции, поэтому надо начать с главной и ведущей мысли, которая затем займет центральное место.

Изложение - основная часть лекции, в которой реализуется вся тема. Вбирая в себя весь фактический материал, его анализ и оценки, центральная часть лекции воплощает ее идеи и раскрывает теоретические положения. В ходе изложения используются все формы и способы суждения, аргументации и доказательств. Имеет значение ораторский стиль.

Заключение имеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение, а также направить дальнейшую самостоятельную работу студентов, заложить основу для следующих лекций.

Основная часть лекции разбивается на главные логические узлы – основные учебные вопросы. Вопросы должны совпадать с учебной программой.

Количество вопросов в двухчасовой лекции составляет 2-3. План сообщается слушателям. Вопросы плана порой совпадают с будущим семинаром или экзаменом. От четкости плана, его ясной логики зависит во многом и качество читаемой лекции, и качество усвоения читаемой лекции. Вопросы должны формулироваться кратко, в двух-трех словах.

 

Отбор материала

Он определяется планом лекции. Надо знать будущую аудиторию студентов, обеспеченность учащихся учебниками. Важно дидактически грамотно решить вопрос соотношения лекции и учебника.

 

1. Лекция – живая, свободная, образная речь. Нельзя пересказывать учебник, прибегать текстуально к его словам, примерам, доказательствам.

2. Лекция обладает качеством оперативности, дает новый материал

 

Отбирая материал для лекции, преподаватель должен соблюдать принцип экономного отбора. Не следует рассказывать слушателям все, что известно о каком-то явлении, событии, процессе. Следует дать слушателю лишь основы знаний, чтобы студент сам эту основу расширяли дополнял собственным трудом, используя учебную и научную литературу. Экономный отбор материала требует отсекать все частности, выделять главные идеи, не загромождать их примерами или обилием доказательств.

В лекции приводятся дефиниции, они могут быть заимствованы из учебного или других источников, о чем лектор сообщает слушателям.

Лекцию не следует загромождать цитатами

Как правило, слушатели лучше усваивают те теоретические абстракции, которые имеют практическое применение, имеют выход на практику.

Цифры должны приводиться с большим ограничением. Они плохо воспринимаются аудиторией.

Нельзя злоупотреблять пословицами, поговорками или забавными историями.


Составление конспекта лекции.

Предполагается решение о том, готовить, ли полный текст лекции или краткие рабочие записи. Полный текст нужен для кафедры для обсуждения другими преподавателями. Для самой лекции он не нужен и даже вреден, ибо сковывает устную речь и не дает возможность лектору думать и вовлекать в этот процесс студентов. Лекция – устное произведение, а не чтение вслух текста. Но лектор обязательно должен иметь на лекции ее письменную канву:план лекции, дефиниции, цитаты, основные положения, расположенные в логической последовательности. Лучше всего для этого подходит краткий конспект лекции в котором надо примерно наметить время, отведенное на каждый крупный вопрос лекции.

 

Проведение (чтение) лекции

Традиционное вступление включает в себя: объявление темы лекции и ее плана, определение целей и краткую характеристику плана и проблем, показ связи с прошлой лекцией, краткую характеристику литературы.

Нетрадиционное вступление ставит целью привлечь особое внимание аудитории к данной лекции. Это могут быть, например, проблемный вопрос, случай из жизни, демонстрация наглядного пособия и т.д.

Раскрытие темы лектор может осуществлять как на ряде примеров, фактов, постепенно подводя слушателя к научным выводам, т.е. следуя индуктивным путем, так и дедуктивно, т.е. начиная с разъяснения и истолкования общего положения с последующим показом возможности его приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его интонацией и повторением.

В конце лекции полезно подвести итог тому, что студенты узнали на данной лекции.

В заключение необходимо формулировать выводы и определить направления для самостоятельной работы студентов.

 

Методические приемы чтения

- Четкая структура лекции и логика изложения

- Ознакомление с литературой по теме

- Доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий

- Выделение главных мыслей и выводов

- Использование приемов закрепления (повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце лекции и т.п.)

- Использование наглядных пособий, ТСО, средств в компьютерных и информационных технологий

- Применение опорных материалов при чтении лекции

 


Управление работой студентов

Требование вести запись и контроль за выполнением этого требования;

Обучение студентов методик ведения записей;

Использование приемов поддержания внимания;

Ответы на вопросы.

 

Форма проведения лекции предполагает

Эмоциональность;

Владение голосом, хорошую дикцию;

Ясность, правильность речи;

Соответствующий внешний вид;

Умение держаться перед аудиторией и установить с ней контакт;

Поддержание дисциплины.

 

Работа над материалом лекции после прочтения

В процессе чтения лекции возникают идеи по поводу ее структуры, распределения времени, более точные формулировки. После прочтения их следует взять на заметку.

После лекции анализируются результаты лекции:

Ее информационная ценность;

Воспитательное воздействие

Достижение дидактических целей. В зависимости от этого вносятся коррективы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: