КОММЕНТАРИЙ А. ВЛАДИМИРОВА




 

Kорректор:

Ж.К. Борисова

 

Оформление обложки, компьютерная графика, верстка: С. Китов

 

Издательская лицензия ЛР № 066606 от 19.05.99 Формат: 60x90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. 21 усл. печ. л.

Тираж 1000 экз. Зак. № Центр творчества «Беловодье»

 

Издательство:

E-mail: belovodje@rambler.ru

 

Александр Владимиров:

www.vav.ru

 

 

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных материалов в ППП «Типография “Наука”» 121099, Москва, Шубинский пер., д. 6

 

Текст, таблицы и рисунки сверены и исправлены автором сент. 2014 г.

 


[1] Письмо Махатм № 9.

[2] Письма Е.И.Рерих от 06.05.34; 30.06.34, 23.08.34; 14.05.45; 10.05.52; 11.07.52; 10.10.54.

[3] В библиотеке Британского музея в Лондоне подлинники Писем находятся с 1939 г.; в 1952 г. они были пересняты на микрофильмы, которые затем были разосланы в различные организации и крупнейшие библиотеки мира.

[4] При коррекции перевода А.Хейдока и 1-го издания «Чаши Востока» (Е.И.Рерих) использованы также текст переводчиков 2-го издания «Чаши Востока» (УгунсЛигатма, Рига-Москва), опиравшихся на последующие указания Е.И.Рерих (по материалам Латвийского общества Рериха), и более поздние переводы выдержек из писем, входящих в «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской, опиравшихся также на 3-е уточненное издание The Mahatma Letters (ThPH, Adyar, 1962), на заключительном этапе сверенное с микрофильмами подлинников.

[5] Письмо Е.И.Рерих от 07.12.35.

[6] Письмо Е.И.Рерих от 25.03.35.

[7] «Относительно наименование Учитель Учителей, это название принадлежит нескольким Братьям, которые берут на себя встречать новых идущих. Коган – особое название, отвечающее картине, делаемой внизу. Коган обычно после срока переходит на другую планету. (Е.И.Р.: Где сейчас наход[ится] предыдущ[ий] Коган?) На Юпитере» (Беседа с Учителем от 30.08.24). В Агни Йоге принято наименование Учитель Учителей для Махатмы Мории.

[8] Четыре мужских и четыре женских – их духовные половины.

[9] Письмо Е.И.Рерих от 16.07.35.

[10] Письмо Е.И.Рерих от 08.09.34.

[11] Махатма Мория.

[12] Ж.Сент-Илер (Е.И.Рерих). Криптограммы Востока. Новосибирск, 1996. Впервые «Криптограммы Востока» были опубликованы в 1929 г. в Париже на русском языке сразу после возвращения Н.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихов из пятилетней Трансгималайской экспедиции.

[13] Письмо Е.И.Рерих от 16.07.35.

[14] Два плана – земной (физический) и тонкий (астральный и ментальный).

[15] Письмо Е.И.Рерих от 17.01.36.

[16] Махатма Мория.

[17] Письмо Е.И.Рерих от 07.12.35.

[18] Буквальный перевод: Рим до Ромула был.

[19] Роман Э.Бульвер-Литтона.

[20] Врил – взрывчатое вещество огромной разрушительной силы, которое используют герои повести Э. Дж. Бульвер-Литтона «Грядущая раса».

[21] В Агни Йоге – Матерь Мира.

[22] Экзотерический – поверхностный, внешний, профанный. Эзотерический – тайный, скрытый, посвящённый, истинно знающий.

[23] Синнетт следовал традиционному укладу жизни джентльмена: вино, мясо, шумные застольные сборища и курение. Всё это создаёт крайне низкий астральный фон, собирает толпу сущностей из низшего астрального плана. Вопреки прямым указаниям Учителей, Синнетт так и не отказался от всех этих «приятностей жизни».

[24] Англичане отличались крайним высокомерием, особенно по отношению к индусам, которых многие «покорители Индии» не считали за людей.

[25] Главою Белого Братства поочерёдно становится один из Братьев. Любой корабль не может успешно преодолевать препятствия, не будучи ведом капитаном. Капитан в силу своего положения имеет весь обзор происходящего, он берёт на себя ответственность за всё дело, ведёт это дело, ибо здесь, как и в музыке, неуместно несколько дирижёров. Автор письма, Кут Хуми, – один из величайших Духов. В период данной переписки, как сказано в Беседе с Учителем и самим Кут Хуми, в данном воплощении он ещё не достиг стадии Адепта, соответственно подчинялся старшим товарищам и заступившему на столетнее руководство Главе Братства.

[26] Речь идёт о подготавливаемой к печати книги Синнетта с основами Учения Махатм («Эзотерический буддизм»).

[27] В англ. версии – tamasha.

[28] В «Тайной Доктрине» по поводу данного высказывания даётся следующее пояснение: «Три периода – Настоящее, Прошедшее и Будущее – являются в Эзотерической Философии сложным временем; ибо все три являют составное число только по отношению к феноменальному плану, но в области нуменов они не имеют абстрактного значения. Как сказано в Писаниях: “Время Прошлое есть Время Настоящее, также и Будущее, которое, хотя ещё и не выявилось, всё же существует”, согласно наставлению в учении Прасанга-Мадьямика, догмы которого были известны с самого времени его отделения от чисто эзотерических школ). В конце концов, все наши понятия о продолжительности и времени произошли из наших ощущений, согласно законам ассоциации. Будучи безвыходно связанными относительностью человеческого знания, понятия эти, тем не менее, не могут иметь иного существования, кроме как в переживаниях индивидуального Эго, и они исчезают, когда его эволюционное продвижение рассеивает Майю феноменального существования. Что есть время, например, как не панорамическая последовательность состояний нашего сознания!» (Е.П.Б.Т.Д. т.1/1, с.88).

[29] Комплемент – лат. «дополнение». Речь идёт о дополнительных к основным семи цветам.

[30] «Существует призматическое зрение, когда мы начинаем видеть тонкую сущность Тонк[ого] Мира в радуге, или спектре, присущего ей Луча... Луч, разложенный на его кристаллы, которые имеют спиральную форму и уявлены на определённой гамме, или призме, тонов. Иногда видение такое длится продолжительно. Первый раз такое проявление было явлено передо мною на моём письменном столе и длилось оно минут 40. Спирали двигались и были приблизительно одинаковы по форме, чудесного сапфирового тона с серебром и золотистым, оттенённым глубоким пурпуром. Трудно уловить тона, ибо они так тонки и необыкновенны цветом» (Письмо Е.И.Рерих от 19.04.55).

[31] Мокша – в Индии означает конечное освобождение. Нирвана. На китайском языке Непань. Неиббан на бурмийском. Отказавшимся от Мокши известен Гаутама Будда, поклявшийся помогать человечеству до его освобождения.

[32] Один Большой Круг планеты, или Семь Рас для человечества.

[33] Один Большой Круг планеты, или Семь Рас для человечества.

[34] Шамар – «красная шапка» (тиб.); последователи тибетского буддизма, не принявшие реформы Цонкхапы (его последователи – гелугпа, «жёлтые шапки») и в большинстве своём предавшиеся колдовству, чёрной магии, пьянству и прочим порокам; отсюда выражение [красношапочные] Братья Тьмы.

[35] Е.П.Блаватская настаивала на написании названия подлинно эзотерического халдейского знания через одно «б». Кабала и Кабалист – относятся к эзотерическому знанию и отличаются от экзотерических Каббалы и Каббалистов. Аналогичным образом Будизм (или Будхизм), которому был посвящён труд Синнетта, по мнению Е.П.Блаватской, должен отличаться от общеизвестного Буддизма. Первое означает Доктрину Востока, или Учение Махатм. Второе – религиозное учение и культ, опирающиеся на первое. В публикуемых текстах везде говорится о Доктрине Востока и исправленное нами до общепринятого написание слова «каббала» и «каббалист» необходимо понимать в вышеуказанном смысле.

[36] В «Чаше Востока» – «вливать».

[37] Игра слов: приставка транс означает «за пределами, по ту сторону», а цис – по эту сторону.

[38] Fecit ex nihilo – творение из ничего.

[39] В «Чаше Востока»: «Я могу это сделать, или когда я не хочу, чтоб Природа производила странные и чересчур заметные феномены, Я заставлю моё, природу видящее и на природу влияющее Я, внутри меня, внезапно просыпаться».

[40] До бесконечности.

[41] Киу-те. В настоящее время он известен как «Гью-де», один из основных разделов Канджура, главной части тибетского буддийского канона. (См.: Крэнстон С. Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения, Рига, «Лигатма», 1996, с.465–466). «“Книга Дзиан” – от санскритского слова “Дхиан” (мистическая медитация, внутреннее созерцание) – является первым томом Комментариев на семь сокровенных фолиантов Киу-те и Словарём по общедоступным трудам того же названия. [Другие общедоступные] тридцать пять томов Киу-те для экзотерических целей и пользования мирян могут быть найдены во владении тибетских лам Гелугпа в библиотеке любого монастыря, как и четырнадцать книг Комментариев и Аннотаций по тому же предмету, составленные посвящёнными Учителями. Строго говоря, эти [общедоступные] тридцать пять книг следовало бы называть “Популяризированной Версией” Тайной Доктрины, полной мифов, маскировок и заблуждений; с другой стороны, четырнадцать томов “Комментариев” – с их переводами, аннотациями и богатым словарем оккультных терминов, взятых из маленького древнего фолианта “Книги Сокровенной Мудрости Мира” – представляют собою сборник всех Оккультных Наук. Кажется, они хранятся отдельно и скрытно на попечении Таши-Ламы в Шигатзе. [Общедоступные] книги Киу-те сравнительно современны, так как изданы в последнем тысячелетии, тогда как ранние тома “Комментариев” – невероятной древности, так как сохранились некоторые части первоначальных цилиндров» (Е.П.Б.Т.Д.т.3/5, с.378–379).

[42] Аллотропные формы – два или несколько простых веществ, в виде которых может существовать один химический элемент, например, углерод существует в виде угля, графита и алмаза.

[43] Термином интракосмическое в Письмах Махатм и в «Тайной Доктрине» назван непроявленный план, как противоположный космическому – проявленному плану. В каком-то смысле это то, что в этих источниках иногда называется «субъективным», в противоположность «объективному», или даже «духовный», в противоположность «материальному».

[44] Способ действия.

[45] С любовью; с увлечением, охотно; из любви к делу.

[46] «Чистый лист», «чистая карточка». В значении: полная воля; свобода действий.

[47] Речь идёт об иерархически высоких Элементалах, своего рода царях в элементальном царстве. Данные высокие Элементалы находятся (находились) на службе Павших Духов, Планетарного Духа Земли. Если с элементалами Коганы Света не сражаются – не тот уровень, то они сражаются с Коганами Тьмы – воинством Планетного Духа Земли, использующего силы элементалов.

[48] Древняя секта Красных Шапок, или Ньин-ма (Дуг-па одно из подразделений её), которые населяют весь Сикким и Малый Тибет; основана она была Учителем индусом Падма-Самбхава. Более молодая – Жёлтые Шапки, или Гелугпа, преимущественно распространённая в Тибете и Монголии, основателем её был великий реформатор Цонг-Капа в XIV веке (Письмо Е.И.Рерих от 19.03.36).

[49] Знаки Агни Йоги, 58.

[50] Оборотень.

[51] «Кроме Бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема» (Этика, доказанная в геометрическом порядке // Спиноза. Избранные произведения. Т.I. М., 1957).

[52] Т.е. помимо необъятной Вселенной ещё и Абсолютный Бог.

[53] Иерархически над принципом Манаса возвышаются ещё более утончённые принципы: Буддхи и Атма, известные уже в ведический период.

[54] Phlogistos, греч. – горючий. Согласно воззрениям химиков XVII–XVIII вв., гипотетическое «начало горючести», присутствующее в веществе и расходуемое при его обжиге или сжигании. В алхимии – «огненная материя», элементалы огня.

[55] Протей – в греческой мифологии бог, наделённый вещим даром и способностью принимать любой облик. Античные философы-стоики видели в Протее символ вечной материи.

[56] эволюционную спираль движения по мирам.

[57] They are the shadow of the world of causes their souls. Тень – санскр. Чхая. Сознание, душа человека является зеркальным отображением высшего Эго человека. В случае с земным человеком имеет место высшее и низшее сознание в человеке. Последнее есть чхая. Устройство человека повторяет устройство планеты. Соответственно у Земли имеется аналогичная низшая душа, отображение тлетворных и низших устремлений и жизнедеятельности обитателей планеты. Эта область в данном Письме названа «тенью души планеты».

[58] animal spirits. Перечисляются принципы животного тела. Даже в отсутствие духа человека тело продолжает поддерживать свою жизнедеятельность, то есть монада тела (Джив-Атма), проявляющаяся через животное праническое тело, правит телом в отсутствие духа человека. Животные духи – согласно определению Рене Декарта (1596–1650), который вслед за Б.Телезио (1509–1588) использовал этот термин, – «тончайший воздух или ветер, который расходится по артериям и нервам»; в физиологии конца XIX века это именовалось “эфиром нервов”, эфирной нервной силой».

[59] «Согласно ведантийской философии, Океан жизни, если я не ошибаюсь, значит “Единая жизнь” и обозначается термином “Параматман”, что значит “трансцендентальная высшая Душа”, тогда как Джив-Атма, когда мы говорим о физическом и животном “дыхании жизни” или, так сказать, дифференцированной душе, означает просто ту жизнь, которая поддерживает существование атома и Вселенной, молекулы и человека, животного, растения и минерала». «Фохат. Это составное слово уралоалтайского происхождения, и оно имеет несколько значений. В Китае слово Pho или Fo означает “животную душу”, жизненный Нефеш или дыхание жизни. Кое-кто говорит, что оно произошло от санскритского Bhu, что значит “существование” или, скорее, “суть существования”. Слово Swayambhu сейчас означает “Браму” и “Человека” одновременно. Оно означает “самосуществование” и “самосуществующий” – то, что бессмертно, вечное дыхание. Sat – это потенциальность Бытия, Pho – сила Бытия. Однако значение слова целиком и полностью зависит от того, что мы акцентируем. Опять же Фохат соотносится с Махатом. Он есть отражение Всемирного Разума, синтез “Семи” и интеллекта семи творческих Строителей, или, как мы их называем, Космократов. Следовательно, в нашей философии, как вы поймёте, жизнь и электричество суть одно. Говорят, что жизнь есть электричество, а если это так, тогда Единая Жизнь есть Сущность и Источник всех электрических и магнитных явлений на этом проявленном плане» (Блаватская Е.П. Комментарии к «Тайной Доктрине»).

[60] в её низший подплан, окололунную область питри, эфир.

[61] universal energy. В случае с Землёй – с земной Кундалини.

[62] «animal soul».

[63] Мировой Разум – в нашем случае – из дыхания Планетарного Разума Земли (дыхание – буддхи).

[64] Хозяин Планеты, Мартанда и его зодиакальные аспекты.

[65] шестой принцип (буддхи) – индивидуальность, сотканная из человеческих астральных «нитей»-личностей.

[66] matrix. Ср. Материя Матрикс в Агни Йоге.

[67] Быть извергнутым из лона Природы (в «восьмую сферу») аналогично утрате бронзовой статуей своих форм в плавильной печи. Поглощённый принципом Буддхи (Чашой) – переходит в Дэва-чан (высокий акашичный план) и выше. Извергнутый попадает в переработку на нижний акашный план, пополняя низший хаос.

[68] сохраняющая самоидентификацию прежней личности.

[69] re-birth.

[70] animal soul.

[71] coagulates – коагулирует.

[72] indivisible. Седьмой принцип, Дух (Атма) в своей общемировой сути един, как един Мыслитель, рождающий множество мыслей, ибо если говорится о высшем принципе в его наивысшем смысле, то это Абсолют, а Абсолют не может быть множественным по логическому смыслу (не может быть два, три и т.д. абсолютов).

[73] Мир Абсолюта может быть описан только очень приблизительно и условно. Речь идёт о неком Океане, в котором области локализации не отделены от прочих, и их отдельность – динамическое, а не статическое явление. При уменьшении динамизма отличие таких областей (Эго, личные атманы) заканчивается и они сливаются с прочим. Понятия «слияние» и «отделённость» – такие же приблизительные, и только отдалённо напоминают аналогичные процессы в нашем физическом мире.

[74] Об этой ошибке – о совершеннейшем отсутствии монады (индивидуального начала) у любого животного, получившей широкое распространение в теософской среде, в Беседах с Учителем было сказано: «...Покончим со смешанным понятием групповой души. Дух созвучий особенно сильно выражен в животных, когда индивидуальность ещё не осуществлена. Но душа созвучная неправильно названа групповой. Переводы и толкования делают мешанину» (Беседа с Учителем от 03.02.33).

[75] sphere.

[76] Энергия самозачинающая (Беседа с Учителем от 03.11.28).

[77] свободны от личной доминанты, претворяют Мировой Разум.

[78] great cycle.

[79] Дзон-Ка-Па (Цзонкапа, Цзонхава, 1357–1419) – основатель «желтошапочного» направления в северном буддизме, распространившемся под названием ламаизма в Тибете и в Монголии. Почитался на уровне Будды. Автор канонического Ламрим-Чен-По, переведённого на русский язык Г.Ц.Цыбиковым.

[80] Шарира (çarira) – «оболочка», мастака – «голова, верх, вершина», намас – «почтение, благоговение», т.е. высшая оболочка, «тело света», в Агни Йоге – Огненное тело, разновидностью которого является ментальное тело. В оригинале – Nirira namastaka, словосочетание, отсутствующее в палийских и санскритских словарях.

[81] Высшие тела Планетных Духов состоят из Материи Люциды – «тел света».

[82] regions.

[83] Речь идёт, прежде всего, о Дэва-чане, расположенном за Юпитером (Дуат египтян, Даат каббалистов), прямое сношение с которым невозможно хотя бы из-за разного формата (мерности) пространства-сознания у землян и населяющих Дэва-чан.

[84] concatenation of worlds.

[85] sphere of Causes.

[86] our Earth. Речь идёт о Четвёртой сфере (Четвёртом Глобусе) Земли – её физическом теле.

[87] the higher sphere of Causality. Высшая сфера Причинности – высшая Акаша, которая отделена от нашего плана оболочкой низшей Акаша, низшим астралом (Кама-лока), пространственно соотносимой с атмосферой Земли. В Наставлении 7 Учения Храма об этих двух сферах говорится: «Астральный Свет имеет два аспекта, или плана, сознания. Его высший аспект несёт созидательную и предохранительную функции, и от него отражаются, или проецируются, все запечатлённые в нём принципы совершенных форм или видов; а обратно к нему возвращаются те же самые принципы плюс всё то, что каждая душа приобрела в течение планетарной жизни. Это план проявления души. Низший аспект Астрального Света есть план хаоса и разложения формы. Именно отсюда к нам приходят призраки ужасных или причудливых форм, а обратно в этот хаос отражается всё то, что известно нам как зло, – все отбросы природы. Этот план является первой остановкой души при её возвращении в Дэва-чан, или Небеса. Это также место очищения, где оседают последние [наигрубейшие] остатки того, что мы знали как физическую материю». В Наставлении 97 дано условное описание механизма порождения из высшей сферы причинности (Акаши) эфирных прототипов, которые впоследствии уплотняются физически: «Если бы воплощённое в физическом теле эго могло бы наделить жизнью, разумом, бытием каждый атом отражения, отбрасываемого в зеркале его физическим телом, и если бы свет, пребывающий в нём самом (посредством которого это отражение было отброшено), также просочился сквозь щели и сделался видимым между атомами этого физического тела, вызвав тем самым давление, которое связало бы вместе атомы отражённого образа, то произведённый таким образом феномен служил бы примером взаимоотношения Акаши и Эфира. Последний как раз и является той основой, на которую или, точнее, в которую Акаша – духовная Воля – отбрасывает свои отражения посредством присущего ей света, и эти отражения становятся в конце концов различными формами жизни на видимых планах Вселенной».

[88] sphere.

[89] Manvantara.

[90] Shan-Mun-yi-Tung.

[91] Один Большой Круг планеты, или Семь Рас для человечества.

[92] earth rings.

[93] Эго в теле высших элементов личности.

[94] Психография – непосредственное писание посланий «дýхами» в присутствии медиума.

[95] Статья о запахе Уильяма Рамсея, опубликованная в английском журнале Nature 22.06.82.

[96] Gestation State.

[97] reborn.

[98] Один Большой Круг планеты, или Семь Рас для человечества.

[99] globe.

[100] sphere.

[101] «Planet of Death».

[102] Это Планетные духи нашей Земли – не из высочайших, как вы, возможно, подумали, – коль скоро, как говорит Субба Роу в своей критике на сочинения Оксли, никто из восточных Адептов не пожелал бы, чтобы его сравнивали с ангелом или дэвом. – Примеч. текста.

[103] planet.

[104] Саквалы – разнообразные миры (слои) в буддийской системе описания Мироздания.

[105] через временное или постоянное одержание, т.е. через оттеснение души в живом человеке или в редких случаях – у животного.

[106] Скандха – «груда» (санскр.), совокупность свойств или элементов (элементалов), составляющих любое существо. Термин широко используется в буддистской философии.

[107] «Будда постоянно учил, что самостоятельного “я” нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – все лишь неразрывные корреляты. Раз нет отдельного “я”, то мы не можем сказать моё – то или другое, и этим самым уничтожается зачаток понятия собственности. Если понятие постоянной и самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в человеке, что даёт ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет – тришна, или неудовлетворённое желание бытия. Существо, породившее причины, за которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение, в соответствии со своей кармой. Рождается новое соединение скандх-элементов одного и того же комплекса элементов или дхарм, проявляющихся в данное время как одна личность, и после определённого промежутка времени в виде другой, третьей, четвёртой и т.д. в бесконечность. Происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм, или элементов (элементалов), иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность» (Письмо Е.И.Рерих от 11.06.35).

[108] Смотрите «Абхидхарма Коша Вьякхья», «Сутта Питака» и другие северные буддистские книги. Во всех найдёте Готаму Будду, утверждающего, что ни одна из Скандх не есть душа, ибо тело постоянно меняется. Ни человек, ни животное, ни растение не являются теми же самыми в течение двух последующих дней или даже минут. «Нищенствующие! Знайте, что нет в человеке постоянного принципа и только наставленный ученик, приобретший мудрость, говоря: “Я есмь”, – знает, о чём он говорит».

[109] «Каждое новое проявление ограничивается физическими элементами – сканда-рупа. Энергия, стремящаяся создать новое существо и направляемая кармой, называется “Тришна” – стимул, жажда бытия» (Письмо Е.И.Рерих от 11.06.35).

[110] «Дальше чем возможно». Высшая точка; последняя, крайняя степень чего-либо.

[111] которые могут пребывать при низости натуры весьма долго в нижних слоях астрала.

[112] В «Чаше Востока» – «Скандх, новое тело».

[113] Это видение наступает, когда человек уже объявлен мёртвым. Мозг из всех органов умирает последним. – Примеч. текста.

[114] В «Чаше Востока» – «понятие».

[115] В «Чаше Востока» – «впечатления».

[116] У ЛИГАТМЫ– «способности восприятия».

[117] «Solar Universe (Солнечной Вселенной)» – в Письмах Махатм и «Тайной Доктрине» Вселенной обычно называется наша Солнечная система.

[118] «Вл[адыка], в письме М[астера] К. Х. сказано, что адепт тогда только адепт, когда он пользуется своими внутренними силами, в остальное время он такой же человек, как и все, лишь с обострёнными чувствованиями? – На это уже ответил, когда сказал, что даже Архат не должен выпускать нить из рук. Но ведь М. К. Х. был уже Архатом? – Тогда он был ещё в том состоянии, когда нить не всегда сверкала. Но после страдания он взошёл на следующую ступень. Нужно потрясение, но оно может быть различно» (Беседа с Учителем от 27.11.33). О нити: «Известна достаточно нить, соединяющая физическое тело с тонким во время выхода последнего. Так же точно должна быть очувствована нить серебряная по Иерархии. Нельзя представить её как нечто отвлечённое, она существует так же, как смерч, в котором сливаются небо и Земля. Само образование нити серебряной по своему спиральному построению сходно со смерчем. Когда набухает энергия сердца в любви и в преданности, тогда полетит в пространство сияющая спираль и, конечно, по закону притяжения встретится с лучом Учителя. Раскалённую среди вихря пространства – так нужно приучаться видеть и ощущать эту светоносную связь. Многие не видели даже смерчей, и потому сказанное для них как пустой звук. Но пусть начнут соображать от самых грубоочевидных явлений и представят себе Беспредельность, где всё возможно, где никакое рассудочное мышление не исчерпывает всего Бытия» (Сердце, 250).

[119] Имя в «Чаше Востока» заменено на знак.

[120] О 8-й сфере в Беседе с Учителем говорится: «Что есть 8-я сфера? – Сборище отбросов, но все эти деления [лишь] на бумаге. Самоуб[ийцы также] наход[ятся] в этой сфере? – Да. Когда они могут подняться? – Когда осознают своё положение, но осознание это придёт, когда наступит срок их естественной смерти» (Беседа с Учителем от 27.06.37).

[121] Пселл, 6, Plet. 2 – см.: Кори. «Древние фрагменты». // Cory. «Ancient Fragments».

[122] См.: Письма Махатм. Самара, 1993.

[123] Владимиров А. Кольцо подсознания. М., 2006.

[124] Владимиров А. Ковчег эволюции: посвященческие традиции о происхождении Земли, Луны и человека. М., 2007.

[125] immortal and the astral or personal «Monads – Egos».

[126] Individual Monad.

[127] personal monad.

[128] В земном человеке пятый принцип двойственен. Низшая его часть, называемая низший манас, фактически – кама-манас, принадлежит звериному претворению в человеке (группа элементалов Планетарного Управителя Земли), тогда как высший Манас – принадлежит божественному в человеке; однако для большинства людей высший Манас – это всего лишь «искра», но не пламя. В комментарии к одному из текстов Элифаса Леви, Кут Хуми отметил (см. курсив):

«Смерть является необходимым растворителем несовершенных комбинаций [ 1, 2, 3, 4 и 5-го /принципов/. – К.Х. ]. Это повторное поглощение грубого контура индивидуальной [ личность, или личное эго. – К.Х. ] жизни в великую работу жизни универсальной; только совершенный [ 6-й и 7-й принципы. – К.Х. ] бессмертен. <...> Плохие экземпляры разрушаются, и их вещество возвращается в общую массу. (Е.П.Б.: в космическую материю, когда они необходимым образом утрачивают свои самосознания или индивидуальности [ свою монаду, 6-й и 7-й принципы. – К.Х. ] или уничтожаются, как говорят восточные каббалисты)» (Элифас Леви. Смерть. // в Сб.: Блаватская Е.П. Карма судьбы. М., АСТ, 1996, с.408–409). Поскольку классическая система предусматривает семь принципов, то при изложении эволюции земного человека Махатмы приняли ту же семеричность, однако специально не разъяснялось, что в земном человеке одновременно действует больше принципов, чем в классическом случае. Говоря о низшей животной структуре, изображаемой перевёрнутой пятиконечной звездой, называются пять принципов, которые и образуют в человеке – животное, подлежащее после смерти – уничтожению. Следуя общей методологии, за вычетом из классических семи названных пяти, остаётся два (6-й и 7-й принципы). Однако в других местах постоянно говорится о «божьей искре», о таинственном 5-м принципе (Манасе) в человеке, данном богами, о том, что о проявленной монаде вне манаса (вне 5-го принципа) говорить неправильно. О трехпринципной монаде (атмабуддхи-манас) писала и Е.И.Рерих. Таким образом, в каждом человеке в той или иной степени наличествует высший (не животный) 5-й принцип, но подробности об этом феномене относились к степени посвящения, т.е. не для широкой публикации. Умолчания о структуре семи принципов в человеке, которая в действительности отличается от классической, породили острую дискуссию в печати между Е.П.Блаватской и посвящённым брамином – Субба Роу (оба – ученики Махатмы Мории), каждый из которых был по-своему прав.

[129] personal, or astral monad.

[130] the «moi fluidique » the manas.

[131] Элифас Леви. Сатана. // в Сб.: Блаватская Е.П. Карма судьбы. М., АСТ, 1996. С.415.

[132] Последней борьбы между монадой человека и монадой личности за составную личности, что происходит в Кама-Локе после смерти.

[133] Globe «Z» – седьмое воплощение планеты (Воплощение «Z»), когда максимально развивается наивысший принцип планеты, соотносимый с её седьмой globe «Z».

[134] rebirth.

[135] В переводе ЛИГАТМА часто используется слово «восприятие» вместо слова «познание», используемого Е.И.Рерих. С точки зрения науки психологии у животных, в том числе у таких высших животных, как собаки, нет ума (разума) и поэтому у них нет и восприятия, а есть лишь ощущения. В психологии под «восприятием» подразумевается целостное отражение предметов (а не их отдельных свойств, как при ощущении), всегда в некоей мере связанное с мышлением, памятью, вниманием. В восточной доктрине индивидуальная память разделяется на два разных уровня, один из которых чисто отражателен и ситуативен, тогда как другой принадлежит уровню буддхи. В связи с тем, что у животных принцип буддхи не развит, им недоступно осознанное познание. У оболочек же вообще нет буддхи, поэтому слово познание к ним совершенно неприменимо. Но в отношении восприятия такую отличительную грань между человеком и животным провести уже сложнее.

[136] низшая область свитков Акаши.

[137] After their separation from the physical Ego. Физическое Эго – комплекс представлений о себе и материальный претворитель этих представлений (элементалы) воплощённого в физическом плане человека.

[138] в христианстве это называется «ветхий человек».

[139] «heresy of Individuality».

[140] Полностью успешные колдуны не образуют оболочек, а продолжают использовать их состав в своём посмертном существовании.

[141] Ужасность ситуации заключается не столько в фактах встречи людей с такими оборотнями, сколько в порождении такими страстными до жизни оболочками новых состояний астральных элементалов, которые по сродству притянутся к их хозяину-Эго при его новом последующем воплощении, войдут в состав его нового астрального тела. Отсюда термин в восточной доктрине – «зверь».

[142] В отдельных случаях, особенно крайне жестоких извергов, чёрных адептов, это происходит намного раньше, о чем писала Е.П.Блаватская, а также приводятся примеры реинкарнаций в Агни Йоге.

 

[143] Бэкон Фрэнсис (22.1.1561–9.4.1626), английский философ, родоначальник английского материализма. В 1584-м был избран в парламент. С 1617-го – лордхранитель печати, затем – лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621-м привлекался к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. Помилованный королём, не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе (БСЭ, статья «Бэкон Фрэнсис»).

[144] Жизнь человека на физическом плане в сравнении с прочими планами представляет наиболее глубокий сон, наиболее удалённое восприятие реальности.

[145] Примечание, судя по всему, принадлежит Е.П.Блаватской, ибо в её поздних работах, особенно в опубликованных после её смерти так называемых «Инструкциях для внутренней группы», говорилось о воплощении бездушных людей. В Беседах Е.И.Рерих с Учителем было разъяснено, что любое рождающееся существо наделено божественной искрой и что утверждающие об отсутствии таковой при воплощении – ошибаются. Ведь кто ещё может воплощаться помимо Монады? Таким образом, факт утраты существом Монады возможен только при данной жизни. Другое дело, что элементарий может оттеснить у земного человека его высшие принципы, и тогда мы получим как бы иное существо, о котором условно можно было бы сказать, что оно «утратило» свои высшие принципы в прошлой жизни.

[146] «Ritual», vi, 44; Champollion: «Manifestations to the Light»; Lepsius: «Book of the Dead»; Bunsen: «Egypt’s Place in Universal History».

[147] Такие люди без высшего принципа называются в Агни Йоге «живые мертвецы».

[148] Е.П.Блаватская писала об Элифасе Леви: «Он сам в своих трудах заявляет, что никогда не занимался церемониальной магией... Он был католическим священнослужителем... В своих книгах он пытается подогнать эзотерическую доктрину под римский католицизм... Но, несмотря на это, его учёность и познания несомненны, и для любого, сведущего в эзотеризме, его труды являются признанным авторитетом – в части их теоретического учения. В отношении самого себя он мог бы заявить: “Поступайте, как я велю вам, а не как действую сам“... Босс (Махатма М.) говорит, что он был обычным дугпа (в терминологии Учителей – черномаг)со знаниями гелугпа («желтые шапки» – положительное направление буддизма, в противовес красношапочникам и бон-по) (Письмо Синнетту от 27.09.1883).

[149] См. «Книгу Киу-те», том XXXI, [Гл. III. – К.X.].

[150] Нирвана.

[151] «...На Востоке самое Высшее Понятие непроизносимо из-за чувства глубочайшего благоговения... “Нирвана же по подлинникам восточным есть трансцендентальное, т.е. высочайшее бытие, не подлежащее ограниченности обычного человеческого ума, т.е. полная противоположность небытию”» (Письмо Е.И.Рерих от 02.06.34).

[152] Танха (пали) – жажда жизни, привязанность к Земле, которая является причиной перевоплощения.

[153] т.е. до конца существования Земли или даже Солнечной системы.

[154] Комментарий Е.П.Блаватской с добавлениями Кут Хуми к статье Элифаса Леви «Смерть» в Сб.: Блаватская Е.П. Карма судьбы. / Перевод под ред. К.Леонова. М., АСТ, 1996. С.411–413; См. также перевод Т.О.Сухоруковой и Т.В.Корженьянц в Сб.: Блаватская Е.П. Терра инкогнита. М., 1997. С.244– 245.

[155] В буддизме о сознании, присущем этим трём локам, говорится: «Когда мы анализируем сознание с точки зрения объектов, мы должны прежде всего ясно представлять их основные характеристики и формальные качества. В первую очередь мы отличаем материальное от имматериального, ограниченное от безграничного, т.е. разделяем объекты на те, которые воспринимаются посредством органов чувств, и те, которые осознаются исключительно посредством разума. В первом случае могут принимать участие все органы чувств; во втором – только лишённый “формы” разум, т.е. разум, свободный от любого восприятия того, что является индивидуальным.

Между этими двумя гранями, т.е. областью чувственно ограниченного, или областью формы, связанной и определяемой жаждой, желанием (камадхату), и областью, лишённой формы (арупа-дхату – Область Не-Формы), безграничной, свободной от привязанности, существует промежуточная группа объектов, которые хотя и не воспринимаются низшими органами чувств (т.е. контактирующими, не-пространственными) – запах, вкус, осязание, всё же доступны высшим органам чувств, поскольку эти последние не ограничены чувством самости (эгоизмом), т.е. лишены диссонанса (пристрастность, жажда), а поэтому способны полностью раствориться в объекте, стать единым целым с ним, переживать его изнутри. Эти объекты определяют как чистые формы, не искажённые никаким воздействием “Я”, или же как абсолютную форму (рупа), ибо они не относятся к области Не-Формы (они обладают некоторой формой, очертанием) и в то же время не являются аналогом чувственно-воспринимаемой формы, ограниченность и скованность которой обусловлена страстностью.

Таким образом, Сфера Чистой Формы (рупадхату) – это не область интеллектуальных абстракций, но сфера интуитивного (“я”-независимого) созерцания формы. Соответственно этим трём группам объектов мы получаем три основных уровня сознания: 1) сознание, оперирующее в области чувственно-воспринимаемого, в сфере разновидностей страстных желаний (камавачара-читта); 2) сознание, оперирующее в области Чистой Формы (рупавачара-читта); и 3) сознание, оперирующее в области Не-Формы (арупавачара-читта).

Сфера Чистой Формы является промежуточной между двумя другими сферами, поскольку с каждой и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: