Затраты областного бюджета представлены отраслями социальной сферы, общегосударственными нуждами, национальной экономикой, жилищно-коммунальным хозяйством, обслуживанием государственного долга, межбюджетными трансфертами общего характера, прочими издержками.
Социальная сфера включает здравоохранение, образование, культуру и кинематографию, социальную политику, физическую культуру и спорт.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ при формировании издержек на 2020 и 2021 годы предусмотрены условно утверждаемые расходы областного бюджета в размере 2,5% от общего объема затрат в 2020 году (3,9 млрд. рублей) и в размере 5% от общего объема издержек в 2021 году (8,0 млрд. рублей).
В таблице 1 показано изменение сумм статей расходов в фактическом и прогнозируемом периодах.
Таблица 1
Затраты областного бюджета на 2017-2021 гг.
Показатели (млн. руб., %) | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. прогноз | 2020 г. прогноз | 2021 г. прогноз |
Общегосударственные вопросы | 3835,1 | 4526,0 | 5504,5 | 5306,3 | 6439,6 |
Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования | 7,0 | 6,3 | 6,4 | 6,4 | 6,4 |
Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований | 246,2 | 231,0 | 212,9 | 205,7 | 205,7 |
Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций | 21,2 | 19,2 | 28,9 | 28,9 | 28,9 |
Судебная система | 411,1 | 485,0 | 426,1 | 426,1 | 426,2 |
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора | 477,6 | 436,8 | 443,3 | 443,3 | 443,3 |
Обеспечение проведения выборов и референдумов | 69,9 | 329,8 | 65,7 | 65,7 | 377,2 |
Резервные фонды | 242,6 | 1547,8 | 1519,6 | 2400,7 | |
Другие общегосударственные вопросы | 2602,1 | 2775,3 | 2773,5 | 2610,7 | 2551,3 |
Национальная оборона (мобилизационная и вневойсковая подготовка) | 45,7 | 49,1 | 51,5 | 52,3 | 54,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1095,6 | 1175,8 | 1169,1 | 1185,1 | 1135,1 |
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона | 347,4 | 358,8 | 358,8 | 358,8 | |
Обеспечение пожарной безопасности | 748,2 | 782,6 | 809,4 | 776,4 | |
Миграционная политика | 12,6 | 16,4 | |||
Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности | 42,6 | ||||
Национальная экономика | 27269,2 | 19769,3 | 22304,8 | 22754,3 | 22224,9 |
Общеэкономические вопросы | 580,7 | 572,5 | 608,7 | 581,5 | 581,5 |
Топливно-энергетический комплекс | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 4148,2 | 4095,3 | 4657,3 | 4604,7 | 4642,5 |
Водное хозяйство | 51,5 | 51,6 | 19,1 | 46,3 |
|
Продолжение таблицы 1
Лесное хозяйство | 515,4 | 583,8 | 583,4 | 579,5 | |
Транспорт | 1127,8 | 1552,4 | 1040,4 | ||
Дорожное хозяйство (дорожные фонды) | 15604,9 | 11571,7 | 13320,7 | 13730,1 | 13893,3 |
Связь и информатика | 481,5 | 386,4 | 663,8 | 662,9 | 630,8 |
Другие вопросы в области национальной экономики | 1022,2 | 895,5 | 1270,4 | 1019,7 | 810,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 2695,4 | 2845,7 | 1680,8 | 1570,9 | 1614,1 |
Жилищное хозяйство | 463,8 | 492,8 | 544,9 | 448,8 | 244,2 |
Коммунальное хозяйство | 351,9 | 853,8 | 724,1 | 712,4 | 960,2 |
Благоустройство | 1484,5 | 1091,1 | 42,6 | 40,6 | 40,6 |
Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства | 395,3 | 369,1 | 369,1 | 369,1 | |
Охрана окружающей среды | 889,2 | 1353,8 | 1237,1 | 244,2 | |
Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод | 668,7 | 675,7 | 1126,5 | 1015,7 | 9,5 |
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания | 64,1 | 80,9 | 74,5 | 87,3 | |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды | 133,5 | 145,3 | 146,4 | 146,9 | 147,4 |
Образование | 37071,4 | 39377,1 | 38170,8 | ||
Дошкольное образование | 12623,9 | 13150,6 | 12805,7 | ||
Общее образование | 18688,8 | 20347,3 | 20631,1 | ||
Дополнительное образование детей | 376,6 | 407,4 | 355,2 | 371,2 | 351,2 |
Среднее профессиональное образование | 4160,1 | 4687,3 | 5088,4 | 5088,4 | |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 247,2 | 263,9 | 272,9 | 272,9 | 272,9 |
Высшее образование | 298,1 | 348,7 | 366,2 | 366,2 | 366,2 |
Молодежная политика | 333,1 | 350,5 | 371,1 | 371,1 | |
Другие вопросы в области образования | 343,7 | 470,1 | 442,2 | ||
Культура, кинематография | 1659,5 | 1343,6 | 1910,6 | 1380,3 | 1556,1 |
Культура | 1583,8 | 1264,9 | 1837,5 | 1307,2 | |
Другие вопросы в области культуры, кинематографии | 75,7 | 78,7 | 73,1 | 73,1 | 73,1 |
Здравоохранение | 10604,6 | 11199,6 | 12635,1 | 12804,3 | 12804,3 |
Стационарная медицинская помощь | 4470,5 | 4844,5 | 5538,6 | 5710,2 | 5710,2 |
|
Продолжение таблицы 1
Амбулаторная помощь | 3394,2 | 3155,9 | 3812,3 | 3809,9 | 3809,9 |
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов | 139,4 | 151,7 | |||
Скорая медицинская помощь | 57,2 | 66,3 | |||
Санаторно-оздоровительная помощь | 347,6 | 398,9 | 445,6 | 445,6 | 445,6 |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов | 730,7 | 795,2 | 833,4 | 833,4 | 833,4 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие | 3,5 | 4,1 | 4,1 | 4,1 | |
Другие вопросы в области здравоохранения | 1461,3 | 1783,2 | 1770,1 | 1770,2 | 1770,2 |
Социальная политика | 42971,6 | 46288,4 | 47301,7 | 47498,3 | |
Пенсионное обеспечение | 203,7 | 251,7 | 247,9 | 248,9 | 248,9 |
Социальное обслуживание населения | 6948,2 | 7751,8 | 8586,9 | 8534,3 | 8534,9 |
Социальное обеспечение населения | 27628,2 | 29410,2 | 31629,1 | 31469,3 | |
Охрана семьи и детства | 5173,9 | 5267,2 | 6151,8 | 6583,4 | 6939,3 |
Другие вопросы в области социальной политики | 290,7 | 350,8 | 305,8 | ||
Физическая культура и спорт | 3570,3 | 2313,3 | 3086,7 | 2022,8 | 2559,9 |
Массовый спорт | 1541,2 | 1448,6 | 1850,3 | 946,1 | 865,8 |
Спорт высших достижений | 1986,3 | 822,4 | 1196,9 | 1037,1 | 1654,6 |
Другие вопросы в области физической культуры и спорта | 42,8 | 42,3 | 39,6 | 39,6 | 39,6 |
Средства массовой информации | 279,6 | 321,8 | 376,3 | 377,8 | |
Телевидение и радиовещание | 140,7 | 136,4 | |||
Периодическая печать и издательства | 78,9 | 66,9 | 67,8 | 67,8 | 67,8 |
Другие вопросы в области средств массовой информации | 59,9 | 118,5 | 170,5 | 172,2 | |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 5234,3 | 4710,6 | 4700,4 | ||
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ | 8566,3 | 8799,3 | 12935,1 | 12254,7 | 12547,6 |
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований | 2953,9 | 4490,1 | 7623,7 | 8194,7 | |
Иные дотации | 2093,2 | 2565,5 | 3051,1 | 2801,6 | 2689,7 |
Прочие межбюджетные трансферты | 3519,1 | 1743,7 | 2129,4 | 1663,1 | |
Условно утверждаемые расходы | 8008,3 |
|
Затраты по общегосударственным нуждам в целом увеличились в 2018 году на 18,02%. Прогнозируется их дальнейший рост на 21,62% в 2019 году; затем незначительное уменьшение на 3,6% в 2020 году и опять повышение на 21,36% в 2021 году. При этом: издержки на функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования понизились в 2018 году на 10%; прогнозируется их увеличение в 2019 году на 1,59%. Расходы на функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований снизились на 6,17% в 2018 году; прогнозируется их дальнейшее уменьшение на 7,84% в 2019 году и на 3,38% в 2020 году. Затраты на функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций понизились на 9,43% в 2018 году; прогнозируется их рост на 50,52% в 2019 году. Издержки на судебную систему повысились на 17,98% в 2018 году; прогнозируется их снижение на 12,14% в 2019 году и увеличение на 0,02% в 2021 году. Расходы на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора уменьшились на 8,54% в 2018 году; прогнозируется их рост на 1,49% в 2019 году. Затраты на обеспечение проведения выборов и референдумов повысились на 371,82% в 2018 году; прогнозируется их понижение на 80,08% в 2019 году и увеличение на 474,12% в 2021 году. Издержки на резервные фонды в прогнозе на 2019 год вырастут на 538%, затем незначительно снизятся на 1,82% в 2020 году, потом опять повысятся на 57,98% в 2021 году. Расходы на другие общегосударственные вопросы увеличились на 6,66% в 2018 году; прогнозируется их незначительное уменьшение на 0,06% в 2019 году, на 5,87% в 2020 году и на 2,28% в 2021 году.
Затраты на национальную оборону (мобилизационную и вневойсковую подготовку) в целом выросли на 7,44% в 2018 году; прогнозируется их дальнейшее повышение на 4,89% в 2019 году, на 1,55% в 2020 году, на 3,63% в 2021 году.
Издержки на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в целом увеличились на 7,32% в 2018 году; прогнозируется их незначительное понижение на 0,57% в 2019 году, затем опять рост на 1,37% в 2020 году и снижение на 4,22% в 2021 году. При этом: расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону уменьшились на 2,71% в 2018 году; прогнозируется их повышение на 6,15% в 2019 году. Затраты на обеспечение пожарной безопасности увеличились на 4,6% в 2018 году; прогнозируется их дальнейший рост на 1,46% в 2019 году и на 1,94% в 2020 году и понижение на 4,08% в 2021 году. Издержки на миграционную политику в прогнозе на 2019 год повысятся на 30,16%, затем еще увеличатся на 3,66% в 2020 году, потом снизятся на 100% в 2021 году. Расходы на другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности в прогнозе на 2019 год тоже уменьшатся на 100%.
Затраты на национальную экономику в целом понизились на 27,5% в 2018 году; прогнозируется их рост на 12,83% в 2019 году и на 2,02% в 2020 году, затем снижение на 2,33% в 2021 году. При этом: издержки на общеэкономические вопросы уменьшились на 1,41% в 2018 году; в прогнозе на 2019 год они повысятся на 6,32%, затем понизятся на 4,47% на 2020 год. Расходы на топливно-энергетический комплекс не изменились и не планируется их пересматривать. Затраты на сельское хозяйство и рыболовство снизились на 1,28% в 2018 году; прогнозируется их увеличение на 13,72% в 2019 году, затем уменьшение на 1,13% в 2020 году и опять незначительный рост на 0,82% в 2021 году. Издержки на водное хозяйство понизились на 63,48% в 2018 году; в прогнозе на 2019 год они незначительно повысятся на 0,19%, затем снизятся в 2020 году на 62,98%, потом опять увеличатся на 142,41% в 2021 году. Расходы на лесное хозяйство выросли на 13,27% в 2018 году; прогнозируется их повышение на 3,46% в 2019 году, затем уменьшение на 3,41% в 2020 году и на 0,67% в 2021 году. Затраты на транспорт понизились на 66,24% в 2018 году; прогнозируется их дальнейшее снижение на 30,04% в 2019 году, затем увеличение на 37,65% в 2020 году, потом опять уменьшение на 32,98% в 2021 году. Издержки на дорожное хозяйство (дорожные фонды) понизились на 25,85% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год они вырастут на 15,11%, на 2020 год — на 3,07%, на 2021 год — на 1,19%. Расходы на связь и информатику снизились на 19,75% в 2018 году; прогнозируется их повышение на 71,79% в 2019 году, затем незначительное уменьшение на 0,14% в 2020 году и на 4,84% в 2021 году. Затраты на другие вопросы в области национальной экономики понизились на 12,39% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год их увеличение на 41,86%, затем снижение на 2020 год на 19,73% и на 20,56% на 2021 год.
Издержки на жилищно-коммунальное хозяйство в целом выросли на 5,58% в 2018 году; прогнозируется их уменьшение на 40,54% в 2019 году, на 6,54% в 2020 году и повышение на 2,75% в 2021 году. При этом: расходы на жилищное хозяйство увеличились на 6,25% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год они вырастут на 10,57%, на 2020 год — понизятся на 17,64%, на 2021 год — еще на 45,59%. Затраты на коммунальное хозяйство повысились на 142,63% в 2018 году; прогнозируется их снижение на 15,19% в 2019 году и на 1,62% в 2020 году, затем увеличение на 34,78% в 2021 году. Издержки на благоустройство уменьшились на 26,5% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год их понижение еще на 96,1% и на 4,69% на 2020 год. Расходы на другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства выросли на 3,21% в 2018 году; прогнозируется их снижение в 2019 году на 9,53%.
Затраты на охрану окружающей среды в целом незначительно уменьшились в 2018 году на 0,47%; в прогнозах на 2019 год их повышение на 52,97%, на 2020 — понижение на 8,62% и еще на 80,26% на 2021 год. При этом: издержки на сбор, удаление отходов и очистку сточных вод увеличились на 1,05% в 2018 году; прогнозируется их дальнейший рост на 66,72% в 2019 году, затем снижение на 9,84% в 2020 году и еще на 99,06% в 2021 году. Расходы на охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания уменьшились на 26,32% в 2018 году; в прогнозах их повышение на 26,21% на 2019 год, затем понижение на 7,91% на 2020 год и опять увеличение на 17,18% на 2021 год. Затраты на другие вопросы в области охраны окружающей среды выросли на 8,84% в 2018 году; прогнозируется их дальнейшее повышение на 0,76% в 2019 году, на 0,34% в 2020 году и еще на 0,34% в 2021 году.
Издержки на образование в целом увеличились на 7,97% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год снизить их на 1,62%, затем еще на 0,66% на 2020 год и на 2,42% на 2021 год. При этом: расходы на дошкольное образование выросли на 4,17% в 2018 году; прогнозируется их уменьшение на 2,62% в 2019 году и еще на 9,57% в 2020 году. Затраты на общее образование повысились на 8,87% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год они понизятся на 3,5%, затем на 2020 год увеличатся на 5,07% и потом опять снизятся на 4,52% на 2021 год. Издержки на дополнительное образование детей выросли на 8,18% в 2018 году; прогнозируется их уменьшение на 12,81% в 2019 году, затем повышение на 4,5% в 2020 году, потом опять понижение на 5,39% в 2021 году. Расходы на среднее профессиональное образование увеличились на 12,67% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год они вырастут на 9,32%, затем незначительно снизятся на 0,69% на 2020 год. Затраты на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации повысились на 6,76% в 2018 году; прогнозируется их дальнейшее увеличение на 3,41% в 2019 году. Издержки на высшее образование выросли на 16,97% в 2018 году; в прогнозе на 2019 год они повысятся еще на 5,02%. Расходы на молодежную политику увеличились на 5,22% в 2018 году; прогнозируется их дальнейший рост на 5,88% в 2019 году, затем уменьшение на 1,64% в 2020 году и опять повышение на 1,67% в 2021 году. Затраты на другие вопросы в области образования увеличились на 36,78% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год они понизятся на 4,91% и еще на 1,07% на 2020 год, затем вырастут на 0,18% на 2021 год.
Издержки по культуре и кинематографии в целом снизились в 2018 году на 19,04%; прогнозируется их повышение на 42,2% в 2019 году, затем уменьшение на 27,76% в 2020 году и опять увеличение на 12,74% в 2021 году. При этом: расходы на культуру понизились на 20,14% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год они вырастут на 45,27%, на 2020 год снизятся на 28,86%, затем на 2021 год вновь повысятся на 13,45%. Затраты на другие вопросы в области культуры и кинематографии увеличились на 3,96% в 2018 году; прогнозируется их уменьшение на 7,12% в 2019 году.
Издержки на здравоохранение в целом выросли на 5,61% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год они повысятся на 12,82%, затем на 2020 год еще на 1,34%. При этом: расходы на стационарную медицинскую помощь увеличились на 8,37% в 2018 году; прогнозируется их дальнейший рост в 2019 году на 14,33% и на 3,1% в 2020 году. Затраты на амбулаторную помощь понизились на 7,02% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год они повысятся на 20,8%, на 2020 год — незначительно снизятся на 0,06%. Издержки на медицинскую помощь в дневных стационарах всех типов увеличились на 8,82% в 2018 году; прогнозируется их дальнейший рост на 4,81% в 2019 году. Расходы на скорую медицинскую помощь повысились на 15,91% в 2018 году; в прогнозе на 2019 год они еще увеличатся в своей сумме на 8,6%. Затраты на санаторно-оздоровительную помощь выросли на 14,76% в 2018 году; прогнозируется дальнейшее их повышение на 11,71% в 2019 году. Издержки на заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов увеличились на 8,83% в 2018 году; в прогнозе на 2019 год они вырастут еще на 4,8%. Расходы на санитарно-эпидемиологическое благополучие повысились на 14,29% в 2018 году; прогнозируется их дальнейшее увеличение на 2,5% в 2019 году. Затраты на другие вопросы в области здравоохранения выросли на 22,03% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год они незначительно уменьшатся на 0,73%, затем на 2020 год несущественно повысятся на 0,01%.
Издержки на социальную политику в целом увеличились на 6,72% в 2018 году; прогнозируется их дальнейший рост на 7,72% в 2019 году, еще на 2,19% в 2020 году и на 0,42% в 2021 году. При этом: расходы на пенсионное обеспечение повысились на 23,56% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год они понизятся на 1,51%, затем на 2020 год незначительно увеличатся на 0,4%. Затраты на социальное обслуживание населения выросли на 11,57% в 2018 году; прогнозируется их дальнейшее повышение на 10,77% в 2019 году, затем несущественное снижение на 0,61% в 2020 году и незначительное увеличение на 0,01% в 2021 году. Издержки на социальное обеспечение населения выросли на 6,45% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год они повысятся на 5,24%, на 2020 год — еще на 2,19%, затем на 2021 год несущественно уменьшатся на 0,51%. Расходы на охрану семьи и детства увеличились на 1,8% в 2018 году; прогнозируется их дальнейший рост на 16,79% в 2019 году, еще на 7,02% в 2020 году и на 5,41% в 2021 году. Затраты на другие вопросы в области социальной политики понизились на 6,23% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год они повысятся на 20,67%, затем снизятся на 2020 год на 12,77% и на 2021 год еще незначительно — на 0,07%.
Издержки на физическую культуру и спорт в целом уменьшились на 35,21% в 2018 году; прогнозируется их увеличение на 33,43% в 2019 году, затем понижение на 34,47% в 2020 году, потом вновь рост на 26,55% в 2021 году. При этом: расходы на массовый спорт снизились на 6,01% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год они повысятся на 27,73%, на 2020 год уменьшатся на 48,87% и еще на 8,49% на 2021 год. Затраты на спорт высших достижений понизились на 58,6% в 2018 году; прогнозируется их увеличение на 45,54% в 2019 году, затем снижение на 13,35% в 2020 году и опять рост на 59,54% в 2021 году. Издержки на другие вопросы в области физической культуры и спорта уменьшились на 1,17% в 2018 году; в прогнозе на 2019 год они понизятся еще на 6,38%.
Расходы на средства массовой информации в целом повысились на 15,09% в 2018 году; прогнозируется дальнейшее их увеличение на 16,94% в 2019 году, затем несущественно еще на 0,4% в 2020 году и на 0,05% в 2021 году. При этом: затраты на телевидение и радиовещание снизились на 3,06% в 2018 году; в прогнозе на 2019 год они вырастут на 1,17%. Издержки на периодическую печать и издательства уменьшились на 15,21% в 2018 году; прогнозируется их повышение на 1,35% в 2019 году. Расходы на другие вопросы в области средств массовой информации увеличились на 97,83% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год ожидается дальнейший рост на 43,88%, на 2020 год еще незначительно — на 0,88% и на 2021 год — на 0,12%.
Затраты на обслуживание государственного и муниципального долга в целом повысились несущественно на 0,85%; прогнозируется их понижение на 10,01% в 2019 году, еще незначительно на 0,22% в 2020 году и на 1,37% в 2021 году.
Издержки на межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ в целом увеличились на 2,72% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год ожидается дальнейший их рост на 47%, на 2020 год — снижение на 5,26%, на 2021 год — повышение на 2,39%. При этом: расходы на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований увеличились на 52,01% в 2018 году; прогнозируется их дальнейший рост на 50,62% в 2019 году, еще на 12,73% в 2020 году и на 7,49% в 2021 году. Затраты на иные дотации повысились на 22,56% в 2018 году; в прогнозах на 2019 год их увеличение на 18,93%, на 2020 год — уменьшение на 8,18%, на 2021 год — еще на 3,99%. Издержки на прочие межбюджетные трансферты понизились на 50,45% в 2018 году; прогнозируется их рост на 79,9% в 2019 году, затем снижение на 32,12% в 2020 году и еще на 21,9% в 2021 году. В прогнозе на 2021 год ожидается повышение условно утверждаемых расходов на 104,61%.
В таблице 2 приведены доли статей затрат и их подразделов в общей структуре издержек бюджета.
Таблица 2
Удельные веса статей и подстатей расходов в общей сумме затрат бюджета
Удельный вес основных статей расходов в общей их сумме | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. прогноз | 2020 г. прогноз | 2021 г. прогноз |
Общегосударственные вопросы | 2,68% | 3,20% | 3,59% | 3,39% | 4,03% |
Национальная оборона (мобилизационная и вневойсковая подготовка) | 0,03% | 0,03% | 0,03% | 0,03% | 0,03% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 0,77% | 0,83% | 0,76% | 0,76% | 0,71% |
Национальная экономика | 19,07% | 13,97% | 14,54% | 14,56% | 13,90% |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1,88% | 2,01% | 1,10% | 1,01% | 1,01% |
Охрана окружающей среды | 0,62% | 0,63% | 0,88% | 0,79% | 0,15% |
Образование | 25,92% | 28,29% | 25,67% | 25,03% | 23,87% |
Культура, кинематография | 1,16% | 0,95% | 1,25% | 0,88% | 0,97% |
Здравоохранение | 7,42% | 7,91% | 8,24% | 8,19% | 8,01% |
Социальная политика | 28,16% | 30,37% | 30,17% | 30,26% | 29,71% |
Физическая культура и спорт | 2,50% | 1,63% | 2,01% | 1,29% | 1,60% |
Средства массовой информации | 0,20% | 0,23% | 0,25% | 0,24% | 0,24% |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 3,63% | 3,70% | 3,07% | 3,01% | 2,90% |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ | 5,99% | 6,22% | 8,43% | 7,84% | 7,85% |
Удельный вес основных подстатей затрат в общей их сумме | |||||
Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования | 0,005% | 13,97% | 14,54% | 14,56% | 13,90% |
Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований | 0,172% | 0,163% | 0,139% | 0,132% | 0,129% |
Продолжение таблицы 2
Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций | 0,015% | 0,014% | 0,019% | 0,018% | 0,018% |
Судебная система | 0,287% | 0,343% | 0,278% | 0,273% | 0,267% |
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора | 0,334% | 0,309% | 0,289% | 0,284% | 0,277% |
Обеспечение проведения выборов и референдумов | 0,049% | 0,233% | 0,043% | 0,042% | 0,236% |
Резервные фонды | 0,000% | 0,171% | 1,009% | 0,972% | 1,501% |
Другие общегосударственные вопросы | 1,820% | 1,961% | 1,808% | 1,670% | 1,596% |
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона | 0,243% | 0,239% | 0,234% | 0,230% | 0,224% |
Обеспечение пожарной безопасности | 0,523% | 0,553% | 0,518% | 0,518% | 0,486% |
Миграционная политика | 0,0000% | 0,0089% | 0,0107% | 0,0109% | 0,0000% |
Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности | 0,0000% | 0,0301% | 0,0000% | 0,0000% | 0,0000% |
Общеэкономические вопросы | 0,406% | 0,405% | 0,397% | 0,372% | 0,364% |
Топливно-энергетический комплекс | 0,0003% | 0,0004% | 0,0003% | 0,0003% | 0,0003% |
Сельское хозяйство и рыболовство | 2,901% | 2,894% | 3,036% | 2,946% | 2,903% |
Водное хозяйство | 0,099% | 0,036% | 0,034% | 0,012% | 0,029% |
Лесное хозяйство | 0,360% | 0,413% | 0,394% | 0,373% | 0,362% |
Транспорт | 3,339% | 1,139% | 0,735% | 0,993% | 0,651% |
Дорожное хозяйство (дорожные фонды) | 10,913% | 8,178% | 8,684% | 8,784% | 8,689% |
Связь и информатика | 0,337% | 0,273% | 0,433% | 0,424% | 0,394% |
Другие вопросы в области национальной экономики | 0,715% | 0,633% | 0,828% | 0,652% | 0,507% |
Жилищное хозяйство | 0,324% | 0,348% | 0,355% | 0,287% | 0,153% |
Коммунальное хозяйство | 0,246% | 0,603% | 0,472% | 0,456% | 0,601% |
Благоустройство | 1,038% | 0,771% | 0,028% | 0,026% | 0,025% |
Продолжение таблицы 2
Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства | 0,276% | 0,288% | 0,241% | 0,236% | 0,231% |
Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод | 0,468% | 0,478% | 0,734% | 0,650% | 0,006% |
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания | 0,061% | 0,045% | 0,053% | 0,048% | 0,055% |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды | 0,093% | 0,103% | 0,095% | 0,094% | 0,092% |
Дошкольное образование | 8,828% | 9,294% | 8,348% | 7,409% | 7,242% |
Общее образование | 13,069% | 14,380% | 12,800% | 13,200% | 12,319% |
Дополнительное образование детей | 0,263% | 0,288% | 0,232% | 0,237% | 0,220% |
Среднее профессиональное образование | 2,909% | 3,313% | 3,340% | 3,256% | 3,182% |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 0,173% | 0,187% | 0,178% | 0,175% | 0,171% |
Высшее образование | 0,208% | 0,246% | 0,239% | 0,234% | 0,229% |
Молодежная политика | 0,233% | 0,248% | 0,242% | 0,234% | 0,232% |
Другие вопросы в области образования | 0,240% | 0,332% | 0,291% | 0,283% | 0,277% |
Культура | 1,108% | 0,894% | 1,198% | 0,836% | 0,927% |
Другие вопросы в области культуры, кинематографии | 0,053% | 0,056% | 0,048% | 0,047% | 0,046% |
Стационарная медицинская помощь | 3,126% | 3,424% | 3,611% | 3,653% | 3,571% |
Амбулаторная помощь | 2,374% | 2,230% | 2,485% | 2,438% | 2,383% |
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов | 0,097% | 0,107% | 0,104% | 0,102% | 0,099% |
Скорая медицинская помощь | 0,040% | 0,047% | 0,047% | 0,046% | 0,045% |
Санаторно-оздоровительная помощь | 0,243% | 0,282% | 0,290% | 0,285% | 0,279% |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов | 0,511% | 0,562% | 0,543% | 0,533% | 0,521% |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие | 0,002% | 0,003% | 0,003% | 0,003% | 0,003% |
Другие вопросы в области здравоохранения | 1,022% | 1,260% | 1,154% | 1,133% | 1,107% |
Пенсионное обеспечение | 0,142% | 0,178% | 0,162% | 0,159% | 0,156% |
Продолжение таблицы 2
Социальное обслуживание населения | 4,859% | 5,478% | 5,598% | 5,460% | 5,338% |
Социальное обеспечение населения | 19,320% | 20,785% | 20,177% | 20,236% | 19,681% |
Охрана семьи и детства | 3,618% | 3,722% | 4,010% | 4,212% | 4,340% |
Другие вопросы в области социальной политики | 0,217% | 0,205% | 0,229% | 0,196% | 0,191% |
Массовый спорт | 1,078% | 1,024% | 1,206% | 0,605% | 0,541% |
Спорт высших достижений | 1,389% | 0,581% | 0,780% | 0,664% | 1,035% |
Другие вопросы в области физической культуры и спорта | 0,030% | 0,030% | 0,026% | 0,025% | 0,025% |
Телевидение и радиовещание | 0,098% | 0,096% | 0,090% | 0,088% | 0,086% |
Периодическая печать и издательства | 0,055% | 0,047% | 0,044% | 0,043% | 0,042% |
Другие вопросы в области средств массовой информации | 0,042% | 0,084% | 0,111% | 0,110% | 0,108% |
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований | 2,066% | 3,173% | 4,409% | 4,878% | 5,125% |
Иные дотации | 1,464% | 1,813% | 1,989% | 1,792% | 1,682% |
Прочие межбюджетные трансферты | 2,461% | 1,232% | 2,045% | 1,362% | 1,040% |
Условно утверждаемые расходы | 0,0000% | 0,0000% | 0,0000% | 2,5042% | 5,0083% |
Среди ведущих статей затрат бюджета максимальные доли в 2018-2021 годах году занимают: национальная экономика, образование, социальная политика; минимальные: национальная оборона (мобилизационная и вневойсковая подготовка), национальная безопасность и правоохранительная деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, культура и кинематография, физическая культура и спорт, средства массовой информации.
Положительную тенденцию имели: общегосударственные вопросы, здравоохранение, средства массовой информации; отрицательную: национальная экономика, образование, социальная политика, обслуживание государственного и муниципального долга.
Среди подстатей бюджетных издержек наибольшие доли в 2018-2021 годах имели: функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования, дорожное хозяйство (дорожные фонды), дошкольное образование, социальное обеспечение населения; наименьшие: Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований, функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций, судебная система, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора, обеспечение проведения выборов и референдумов, резервные фонды, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона, обеспечение пожарной безопасности, миграционная политика, другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, общеэкономические вопросы, топливно-энергетический комплекс, водное хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, связь и информатика, другие вопросы в области национальной экономики, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, благоустройство, другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод, охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания, другие вопросы в области охраны окружающей среды, дополнительное образование детей, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, высшее образование, молодежная политика, другие вопросы в области образования, культура, другие вопросы в области культуры, кинематографии, медицинская помощь в дневных стационарах всех типов, скорая медицинская помощь, санаторно-оздоровительная помощь, заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, санитарно-эпидемиологическое благополучие, пенсионное обеспечение, другие вопросы в области социальной политики, массовый спорт, спорт высших достижений, другие вопросы в области физической культуры и спорта, телевидение и радиовещание, периодическая печать и издательства, другие вопросы в области средств массовой информации, условно утверждаемые расходы.
Положительную тенденцию имели: функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования, функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций, резервные фонды, дорожное хозяйство (дорожные фонды), стационарная медицинская помощь, охрана семьи и детства, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований, условно утверждаемые расходы. Отрицательную: функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований, судебная система, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора, другие общегосударственные вопросы, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона, обеспечение пожарной безопасности, другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, общеэкономические вопросы, сельское хозяйство и рыболовство, лесное хозяйство, благоустройство, другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства, другие вопросы в области охраны окружающей среды, дополнительное образование детей, дошкольное образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, высшее образование, молодежная политика, другие вопросы в области образования, другие вопросы в области культуры, кинематографии, медицинская помощь в дневных стационарах всех типов, скорая медицинская помощь, заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, другие вопросы в области здравоохранения, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение населения, другие вопросы в области физической культуры и спорта, телевидение и радиовещание, периодическая печать и издательства.
По проведении анализа структуры и динамики областных бюджетных расходов можно сделать следующие выводы:
1. большое количество статей и подстатей затрат бюджета Нижегородской области имеют отрицательную динамику, некоторые из них в прогнозе на 2020-2021 гг. сводятся практически к нулю;