Раздел 1. Анализ динамики консолидированного и областного бюджетов на примере Нижегородской области




Доходы бюджета складываются из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы — поступления от уплаты налогов, установленных Налоговым кодексом РФ (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, земельный и транспортный налог, акцизы, налог по упрощенной системе налогообложения).

Неналоговые доходы — доходы от продажи и использования имущества, находящегося в собственности региона, от продажи земли и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба и прочие.

Безвозмездные поступления — поступления от других бюджетов, граждан и организаций (трансферты в виде дотаций, субвенций, субсидий, поступления от юридических и физических лиц, кроме налоговых и неналоговых доходов).

Расходы бюджета включают социальные затраты (расходы социального характера, к которым относятся расходы на образование, здравоохранение, культуру, социальную политику, физкультуру и спорт) и другие издержки (расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, общерегиональные вопросы, охрану окружающей среды, обслуживание регионального и государственного долга и другие).

Консолидированный бюджет Нижегородской области состоит из областного бюджета, бюджета 14 городских округов, 38 муниципальных районов и 328 поселений и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.

На рисунке 1 продемонстрирована динамика доходов консолидированного бюджета и его элементов за отчетный и плановые периоды.

Рис. 1. Изменение сумм доходов консолидированного бюджета и его составляющих во временном промежуток

Доходы консолидированного бюджета в 2018 году понизились на 1,5 млрд. руб. или на 0,86%; в 2019 году планируется увеличить их на 13,3 млрд. руб. или на 7,66%; в 2020 году — еще на 4,4 млрд. руб. или на 2,35%; в 2021 году — еще на 6,1 млрд. руб. или на 3,19%.

Доходы областного бюджета в 2018 году снизились на 1,7 млрд. руб. или на 1,19%; в 2019 году планируется повысить их на 11,8 млрд. руб. или на 8,33%; в 2020 году — еще на 2,9 млрд. руб. или на 1,89%; в 2021 году — еще на 5,1 млрд. руб. или на 3,26%.

Доходы бюджетов регионального фонда обязательного медицинского страхования, городских округов и муниципальных районов в 2018 году выросли на 0,2 млрд. руб. или на 0,63%; в 2019 и 2020 году планируется их рост еще по 1,5 млрд. руб. или на 4,67% и 4,46% соответственно; в 2021 году — еще на 1 млрд. руб. или на 2,85%.

Темп прироста =

На рисунке 2 показано изменение расходов консолидированного бюджета и его элементов.

Рис. 2. Динамика расходов консолидированного бюджета и его составляющих во временном промежутке

Расходы консолидированного бюджета в 2018 году уменьшились на 0,9 млрд. руб. или на 0,5%; в 2019 году прогнозируется их повышение на 9,1 млрд. руб. или на 5,12%; в 2020 году — еще на 4,4 млрд. руб. или на 2,35%; в 2021 году — еще на 4,6 млрд. руб. или на 2,4%.

Затраты областного бюджета в 2018 году снизились на 1,5 млрд. руб. или на 1,05%; в 2019 году прогнозируется их увеличение на 11,9 млрд. руб. или на 8,41%; в 2020 году — еще на 2,9 млрд. руб. или на 1,89%; в 2021 году — еще на 3,6 млрд. руб. или на 2,3%.

Доходы бюджетов регионального фонда обязательного медицинского страхования, городских округов и муниципальных районов в 2018 году выросли на 0,6 млрд. руб. или на 1,68%; в 2019 прогнозируется их понижение на 2,9 млрд. руб. или на 7,69%; в 2020 году их повышение на 1,5 млрд. руб. или на 4,46%; в 2021 году — еще на 1 млрд. руб. или на 2,85%.

На рисунке 3 приведено распределение доходов областного бюджета и бюджетов регионального фонда обязательного медицинского страхования, городских округов и муниципальных районов в доходах консолидированного бюджета.

Рис. 3. Изменение долей доходов областного бюджета и бюджета иных образований в структуре доходов консолидированного бюджета во временном промежутке

Как видно из графика, максимальную долю имеют именно доходы областного бюджета. При этом в 2018 году она уменьшилась на 0,3%. Прогнозируется ее рост на 0,5% в 2019 году, затем опять понижение — на 0,3%.

На рисунке 4 отражено распределение расходов областного бюджета и бюджетов регионального фонда обязательного медицинского страхования, городских округов и муниципальных районов в затратах консолидированного бюджета.

Рис. 4. Динамика долей издержек областного бюджета и бюджета иных образований в структуре расходов консолидированного бюджета во временном промежутке

Как видно из графика, максимальную долю имеют именно затраты областного бюджета. В 2018 году она снизилась на 0,5%.

Прогнозируется ее увеличение в 2019 году на 2,5%; затем опять уменьшение в 2020 году на 0,3% и в 2021 году — еще на 0,1%.

На рисунке 5 продемонстрирована динамика сальдо консолидированного и областного бюджетов.

Рис. 5. Изменение сальдо консолидированного и областного бюджетов во временном промежутке

Сальдо консолидированного бюджета понизилось в 2018 году на 0,6 млрд. руб. или на 16,7%. Согласно прогнозу на 2021 год планируется свести сальдо до положительного значения в 1,5 млрд. руб.

Сальдо областного бюджета уменьшилось в 2018 году на 0,2 млрд. руб. или на 66,7%. Согласно прогнозу на 2021 году планируется повысить сальдо до 1,5 млрд. руб. (то есть в 15 раз по сравнению с нынешним уровнем).

Таким образом, консолидированный бюджет является на данный момент дефицитным (поскольку расходы превышают доходы), а областной — профицитным (поскольку доходы больше затрат).

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ: предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений; предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для субъекта РФ, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 кодекса, предельный объем долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 кодекса, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Объем регионального долга не превышает утвержденный общий годовой объем доходов бюджета Нижегородской области и даже не 50 его %.

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. на 2018 год большинство показателей бюджета понизились, в прогнозе на 2019-2021 годы планируется увеличить их;

2. наибольшую долю в издержках и доходах консолидированного бюджета имеют показатели областного бюджета;

3. консолидированный бюджет на 2018 год дефицитный, областной — профицитный. Объем долга консолидированного бюджета не превышает 50% или 100% утвержденного общего годового объема доходов Нижегородской области. Планируется рост сальдо обоих бюджетов: консолидированного — до профицитного уровня, областного — в 15 раз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: