Раздел 2. Исследование структуры и динамики доходов бюджета Нижегородской области




Доходы бюджета складываются из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы включают:

1) федеральные налоги (налог на прибыль организаций по ставке, установленной для субъектов РФ, - 100% областного бюджета; акцизы на спиртосодержащую продукцию — 50% бюджета области; акцизы на "крепкий" алкоголь (свыше 9%) - 80% областного бюджета; акцизы на алкогольную продукцию (пиво, вина шампанские) — 100% бюджета области; доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты (кроме средних дистиллятов) — 90% областного бюджета и по 10% бюджетов городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений; налог на доходы физических лиц (по единым нормативам) — 70% бюджета области, 18% - бюджета городских округов, 8% - бюджета муниципальных районов, 10% - бюджета городских и сельских поселений; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 100% областного бюджета; единый налог на вмененный доход — по 100% бюджетов городских округов и муниципальных районов; единый сельскохозяйственный налог — 100% бюджета городских округов, по 50% бюджета муниципальных районов и городских и сельских поселений; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, - по 100% бюджетов городских округов и муниципальных районов; налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых - 100% бюджета области; сборы за пользование объектами животного мира - 100% областного бюджета; государственная пошлина (в зависимости от установленных полномочий) — по 100% областного бюджета и бюджетов городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений);

2) региональные налоги (налог на имущество организаций — 100% бюджета области; транспортный налог — 100% областного бюджета);

3) местные налоги (налог на имущество физических лиц — по 100% бюджетов городских округов, городских и сельских поселений; земельный налог — по 100% бюджетов городских округов, городских и сельских поселений).

Безвозмездные поступления состоят из дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов.

Неналоговые доходы представлены доходами от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходами от продажи земельных участков и имущества; платой за негативное воздействие на окружающую среду; штрафами, санкциями, возмещением ущерба.

На рисунке 6 показано изменение налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений в областной бюджет.

Рис. 6. Динамика элементов доходов бюджета Нижегородской области во временном промежутке

В 2018 году регистрировалось повышение налоговых поступлений на 4,9 млрд. руб. или 4,22%. Прогнозируется их увеличение еще на 11,9 млрд. руб. или 9,83% в 2019 году; еще на 7,3 млрд. руб. или 5,49% в 2020 году; еще на 6,9 млрд. руб. или 4,92% в 2021 году.

В 2018 году отмечался рост неналоговых доходов на 0,3 млрд. руб. или 8,57%. Прогнозируется их снижение на 0,9 млрд. руб. или 23,68% в 2019 году; затем увеличение на 0,1 млрд. руб. или 3,45% в 2020 году и опять уменьшение на 0,1 млрд. руб. или 3,33% в 2021 году.

В 2018 году наблюдалось понижение безвозмездных поступлений на 6,6 млрд. руб. или 28,7%. Прогнозируется их повышение на 1 млрд. руб. или 6,1% в 2019 году; затем опять снижение на 4,4 млрд. руб. или 25,29% в 2020 году и еще на 1,7 млрд. руб. или 13,08% в 2021 году.

На рисунке 7 приведена динамика доходов-источников дорожного фонда, нецелевых и целевых поступлений.

Рис. 7. Изменение доходов, формирующих дорожный фонд Нижегородской области, а также элементов безвозмездных поступлений во временном промежутке

В 2018 году регистрировалось уменьшение налоговых и неналоговых доходов, формирующих дорожный фонд региона на 0,2 млрд. руб. или 1,61%. Прогнозируется их увеличение на 2,5 млрд. руб. или 23,58% в 2019 году; затем еще на 0,4 млрд. руб. или 3,05% в 2020 году и на 0,4 млрд. руб. или 2,96% в 2021 году.

В 2018 году отмечалось понижение нецелевых поступлений на 0,1 млрд. руб. или 1,72%. Прогнозируется их рост на 0,3 млрд. руб. или 5,26% в 2019 году; затем снижение на 3,5 млрд. руб. или 58,33% в 2020 году и еще на 0,2 млрд. руб. или 8% в 2021 году.

В 2018 году наблюдалось уменьшение целевых средств на 6,5 млрд. руб. или 37,79%. Прогнозируется их повышение на 0,7 млрд. руб. или 6,54% в 2019 году; затем понижение на 0,9 млрд. руб. или 7,89% в 2020 году и еще на 1,5 млрд. руб. или 14,29% в 2021 году.

На рисунке 8 отражено изменение долей налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений в структуре доходов областного бюджета.

Рис. 8. Распределение налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений в общем объеме доходов бюджета Нижегородской области во временном промежутке

Наибольшую долю в структуре доходов областного бюджета на всем периоде анализа занимают налоговые поступления, наименьшую — неналоговые.

Регистрируется положительная тенденция доли налоговых доходов в бюджете области с 81,1% в 2017 году до прогнозируемых 91,2% к 2021 году. Отмечается отрицательная тенденция доли безвозмездных поступлений в областном бюджете с 16,1% в 2017 году до прогнозируемых7% к 2021 году. Наблюдается скачкообразный характер динамики доли неналоговых доходов в областном бюджете с 3% в 2017 году до 3,1% в 2018 году и с 3,1% до прогнозируемых 2% к 2021 году.

Снижение безвозмездных поступлений в 2019-2021 годах связано с тем, что значительная часть их из федерального бюджета распределяется в течение финансового года.

На рисунке 9 продемонстрирована динамика долей доходов, формирующих дорожный фонд области, целевых и нецелевых поступлений в суммах элементов областного бюджета.

Рис. 9. Распределение доходов-источников формирования дорожного фонда Нижегородской области, нецелевых и целевых поступлений в структуре элементов областного бюджета во временном промежутке

Максимальную долю среди безвозмездных поступлений составляют целевые средства — субсидии, субвенции и другие межбюджетные трансферты.

Регистрируется скачкообразный характер изменений: доли доходов, образующих областной дорожный фонд, в общей сумме налоговых и неналоговых поступлений: уменьшение с 9% в 2017 году до 8,5% в 2018 году, затем прогнозируется рост до 9,6% в 2019 году и снова понижение до 9,3% к 2021 году; доли нецелевых средств в общей сумме безвозмездных поступлений: увеличение с 25,2% в 2017 году до 34,8% в 2018 году, затем прогнозируется снижение до 19,2% к 2020 году, потом опять повышение до 20,4% к 2021 году; доли целевых средств в общей сумме безвозмездных поступлений: уменьшение с 74,8% в 2017 году до 65,2% в 2018 году, затем прогнозируется рост с 65,2% до 80,8% к 2020 году, потом опять понижение до 79,6% к 2021 году.

На рисунке 10 показано изменение сумм основных налоговых поступлений в областной бюджет.

Рис. 10. Динамика наиболее взимаемых налогов в Нижегородской области во временном промежутке

Регистрировалось увеличение на 8,09% суммы налога на прибыль организаций в 2018 году. Прогнозируется ее дальнейшее повышение на 6,73% в 2019 году, на 5,37% в 2020 году, на 3,99% в 2021 году.

Отмечался рост на 3,61% суммы налога на доходы физических лиц в 2018 году. Прогнозируется ее дальнейшее увеличение на 11,83% в 2019 году, на 5,81% в 2020 году, на 6,08% в 2021 году.

Наблюдалось повышение на 6,03% суммы налога на имущество организаций в 2018 году. Прогнозируется ее дальнейший рост на 4,88% в 2019 году, на 3,88% в 2020 году, на 3,73% в 2021 году.

Регистрировалось снижение на 8,44% суммы акцизов в 2018 году. Прогнозируется ее увеличение на 17,73% в 2019 году, на 4,22% в 2020 году и на 4,62% в 2021 году.

Отмечалось повышение на 13,16% суммы транспортного налога в 2018 году. Прогнозируется ее уменьшение на 9,3% в 2019 году, рост на 2,56% в 2020 году и на 2,5% в 2021 году.

Наблюдалось увеличение на 9,38% суммы налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, в 2018 году. Прогнозируется ее дальнейшее повышение на 20% в 2019 году, на 9,52% в 2020 году и на 7,61% в 2021 году.

На рисунке 11 приведена динамика основных элементов неналоговых доходов.

Рис. 11. Изменение сумм некоторых составляющих неналоговых поступлений во временном промежутке

Регистрировалось понижение доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на 33,33% в 2018 году. Прогнозируется дальнейшее их снижение на 25% в 2019 году. С 2020 года они останутся на этом же уровне.

С 2018 по 2020 год доходы от продажи имущества и земельных участков будут на одном и том же уровне. Прогнозируется их уменьшение на 70% в 2021 году.

Прогнозируется понижение платы за негативное воздействие на окружающую среду на 50% в 2019 году. С 2020 года она останется на том же уровне.

Отмечался рост сумм штрафов, санкций и возмещения ущерба на 20% в 2018 году. Прогнозируется их снижение на 20,83% в 2019 году. С 2020 они останутся на том же уровне.

На рисунке 12 отражено изменение долей основных налогов в общей сумме налоговых доходов.

Рис. 12. Распределение основных взимаемых налогов по Нижегородской области в структуре налоговых поступлений во временном промежутке

Максимальную долю в налоговых доходах занимает налог на доходы физических лиц, минимальную — транспортный налог (как в фактическом временном периоде, так и в прогнозируемых).

Наблюдается скачкообразная тенденция доли налога на прибыль предприятий и фирм: увеличение с 31,9% до 33,1% в 2018 году, затем прогнозируется уменьшение до 31% к 2021 году.

Регистрируется в основном положительная тенденция доли налога на доходы физических лиц: в 2017-2018 гг. она была примерно на одном уровне (35,8-35,6%), прогнозируется ее рост до 36,8% к 2021 году.

Отмечается в основном отрицательная тенденция доли налога на имущество организаций: в 2017-2018 гг. она находилась примерно на одном уровне (10-10,2%), прогнозируется ее понижение до 9,4% к 2021 году.

Наблюдается скачкообразная тенденция доли акцизов: снижение с 13,3% до 11,6% в 2018 году, прогнозируется ее повышение до 12,5% в 2019 году и сохранение примерно на этом же уровне к 2021 году.

Регистрируется скачкообразная тенденция доли транспортного налога: увеличение с 3,3% до 3,6% в 2018 году, прогнозируется ее снижение до 2,9% в 2019 году и останется на этом же уровне к 2021 году.

Отмечается в основном положительная тенденция доли налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения: в 2017-2018 гг. она была примерно на одном уровне (5,5-5,8%), прогнозируется ее рост до 6,7% к 2021 году.

На рисунке 13 продемонстрирована динамика долей основных элементов неналоговых доходов.

Рис. 13. Распределение некоторых составляющих неналоговых поступлений по Нижегородской области во временном промежутке

Наибольшую долю в неналоговых доходах занимают штрафы, санкции, возмещение ущерба, наименьшую — доходы, получаемые от продажи земельных участков и имущества.

Наблюдалась отрицательная тенденция доли доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности: уменьшение ее с 17,1 до 10,5% в 2018 году; прогнозируется ее сохранение на том же уровне до 2021 года.

Регистрируется скачкообразная тенденция доли доходов от продажи имущества и земельных участков: понижение от 2,9% до 2,6% в 2018 году, прогнозируется сначала ее повышение до 3,4% в 2019 году, а потом снижение до 1% к 2021 году.

Отмечается в основном отрицательная тенденция доли платы за негативное воздействие на окружающую среду: уменьшение с 5,7% до 5,3% в 2018 году, прогнозируется ее понижение с 5,3% до 3,3% к 2020 году, затем незначительное увеличение до 3,4% в 2021 году.

Наблюдается в основном положительная тенденция штрафов, санкций и возмещения ущерба: рост с 57,1% до 65,5% к 2019 году, затем прогнозируется снижение до 63,3% в 2020 году и опять повышение в 2021 году до 65,5%.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. в составе областного бюджета максимальную долю имеют именно налоговые доходы, которые характеризуются положительной тенденцией (в том числе в прогнозируемых периодах);

2. в структуре безвозмездных поступлений преобладают целевые средства (субсидии, субвенции и другие межбюджетные трансферты), которые имеют скачкообразную тенденцию: то повышаются, то уменьшаются;

3. среди налогов наибольшую долю имеют налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (примерно от 31 до 37% каждый, в том числе и в прогнозируемых периодах), то есть региональные налоги занимают меньший процент в составе поступлений в бюджет;

4. в структуре неналоговых доходов максимальную долю составляют штрафы, санкции и возмещение ущерба, при этом они имеют в основном положительную тенденцию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: