Позаказный метод.
Позаказный метод применяется предприятиями, изготавливающими продукцию под индивидуальные заказы потребителей или выпускающими разнообразную продукцию мелкими сериями.
Задача калькуляции при позаказном методе – определение себестоимости каждого заказа.
Если заказ включает в себя несколько единиц готовой продукции, то себестоимость каждой единицы легко определить, разделив все затраты, отнесенные на заказ, на количество изготовленных единиц.
Затраты на выполнение заказа отражаются в так называемой карточке заказа, которую можно вести в бумажном или электронном виде.
Форма карточки заказа нормативно не установлена. Она зависит от возможностей предприятия по сбору и учету информации, а также от степени детализации затрат.
Процесс ввода информации о прямых затратах прост. Например, отпуск материалов в производство оформляется накладными (в бумажной или электронной форме), затраты производственного труда – табелями отработанного рабочего времени (также бумажными или электронными).
Однако косвенные расходы вносятся в карточку заказа не прямо, а путем расчета согласно общим принципам и этапам распределения косвенных затрат:
· Общие косвенные расходы предприятия распределяются на все ее отделы, как производственные, так и вспомогательные.
· Косвенные расходы вспомогательных отделов распределяются на производственные отделы (если применяется метод АВС распределение косвенных расходов производится непосредственно на продукты, а не на подразделения).
· Общие косвенные расходы производственных отделов, полученные на этапе 2, распределяются на конкретные виды продукции пропорционально общим факторам распределения затрат.
|
При распределении косвенных расходов возникает проблема их своевременного подсчета, поскольку данные о многих из них могут быть получены с опозданием (например, счета за электричество, связь, прочие услуги вспомогательного характера).
Данная проблема решается путем применения так называемой нормативной ставки распределения косвенных расходов, которая рассчитывается исходя из данных прошлых периодов.
Для формирования и списания косвенных расходов по нормативной ставке в системе счетов предприятия нужно открыть особый счет «Косвенные расходы». Этому счету может быть присвоен любой номер из резервных счетов раздела III Плана счетов бухгалтерского учета, например24, к которому должны быть открыты два субсчета
· Субсчет 24-1 «Фактические косвенные расходы»
· Субсчет 24-2 «Косвенные расходы по нормативу».
Пример применения позаказного метода калькулирования затрат.
Предприятие получила два заказа:
Заказ 101 – 100 дорожных сумок из лосинной кожи.
Заказ 102 – 50 дамских сумочек из змеиной кожи.
Этими заказами предприятие занималось в течение месяца.
(НДС в примере не учитывается).
1. Покупка материалов.
Для выполнения указанных заказов были приобретены материалы на сумму 38000 руб. Бухгалтерская проводка выглядит так:
Дт сч 10 «Материалы» -- Кт сч 60 «Расчеты с поставщ.» -- 38000 руб.
На индивидуальных карточках заказов покупка материалов не отражается, поскольку материалы пока находятся на складе и не отпущены в производство.
2. Отпуск материалов в производство.
Производственным цехом были оформлены два требования на отпуск материалов:
|
Требование № 101-1 – 40 кв.м лосинной кожи по 400 руб. за 1 кв.м,
всего на сумму 16000 руб.
Требование № 102-1 – 10 кв.м змеиной кожи по 1800 руб. за 1 кв.м,
всего на сумму 18000 руб.
Бухгалтерские проводки выглядят так:
Дт сч 20 «Основное пр-во» -- Кт сч 10 «Материалы» 34000 руб.
Обратите внимание, что:
а) в производство были отпущены не все закупленные материалы, на складе имеется остаток;
б) суммы, отраженные в каждом требовании, будут отражены и в карточках заказов № 101 и № 102 в разделе прямые материалы.
3. Отпуск вспомогательных материалов в производство.
Остальные материалы, необходимые для производства дорожных сумок и дамских сумочек, предприятие решило не учитывать в разрезе каждого заказа, поскольку их стоимость не велика (4000 руб.) по сравнению основными материалами. Вспомогательные материалы будут включены в состав косвенных расходов предприятия.
Предприятие распределяет косвенные расходы по нормативной ставке с использованием счета 24 «Косвенные расходы».
Бухгалтерские проводки будут иметь вид:
Дт сч 24-1 «Фактич. косвен. расх» -- Кт сч 10 «Материалы» 4000 руб.
В индивидуальных карточках заказов эти затраты войдут в состав общих косвенных расходов.
4. Затраты прямого труда.
Над обработкой лосиной кожи и змеиной кожи трудятся разные специалисты, оплата труда которых формируется по каждому заказу отдельно:
затраты прямого труда на заказ № 101 9000 руб.
затраты прямого труда на заказ № 102 12000 руб.
Всего затраты прямого труда 21000 руб.
Бухгалтерская проводка по начислению зарплаты:
|
Дт сч 20 «Основное пр-во» -- Кт сч 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 21000 руб.
Суммы начисленной по каждому заказу будут отражены в карточках заказов № 101 и № 102 в разделе прямой труд.
5. Оплата труда вспомогательного и административного персонала.
Оплата труда вспомогательного и административного персонала (10050 руб.) включается в состав косвенных расходов предприятия. На индивидуальных карточках заказов эти затраты входят в состав общих косвенных расходов.
Бухгалтерская проводка по отражению данных затрат имеет вид:
Дт сч 24-1 «Фактические косвенные расходы» -- Кт сч 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 10050 руб.
6. Прочие косвенные затраты.
Прочие косвенные затраты предприятия за месяц составили:
Аренда помещения 3000 руб.
Амортизация оборудования 5000 руб.
(для обоих заказов используется одно и то же оборудование)
Освещение и отопление 4000 руб.
Консультационные услуги 2000 руб.
Страхование имущества 1000 руб.
Всего 15000 руб.
Бухгалтерская проводка по отражению данных затрат следующая:
Дт сч 24-1 «Фактические косвенные расходы» -- Кт счетов расчетов и кредиторской задолженности 15000 руб.
Таким образом, в результате операций № 3, 5, 6 на счете 24 субсчет 1 «Фактические косвенные расходы» будет отражена сумма 29050 руб. (4000+10050+15000).
7. Распределение нормативных косвенных затрат на заказы.
Предприятие распределяет косвенные расходы, как было сказано ранее, по нормативной ставке. Эта ставка за настоящий месяц была определена исходя из фактических данных за предыдущий месяц.
Фактором распределения затрат принимаем человеко-часы, так как в производстве дорожных сумок и дамских сумочек затраты живого труда значительны.
Фактические косвенные затраты за прошлый месяц составили 36000 руб. Количество человеко-часов, отработанных производственными рабочими за прошлый месяц – 4000 человеко-часов.
Нормативная ставка распределения косвенных расходов равна
36000 / 4000 = 9 руб. на один человеко-час.
В нашем (настоящем) месяце производственный персонал отработал:
1200 человеко-часов на заказ № 101
2000 человеко-часов на заказ № 102
3200 человеко-часов всего.
Косвенные затраты, распределенные по нормативной ставке, составляют:
На заказ № 101 1200 час * 9 руб. = 10800 руб.
На заказ № 102 2000 час * 9 руб. = 18000 руб.
Всего нормативных косвенных затрат 28800 руб.
Бухгалтерская проводка выглядит так:
Дт сч 20 «Основное пр-во» -- Кт сч 24-2 «Косвенные расходы по нормативу» 28800 руб.
Но фактические косвенные расходы, учтенные по дебету счета 24, субсчет 1 составили 29050 руб.
Разница между фактическими косвенными расходами и косвенными расходами по нормативной ставке составляет 29050 – 28800 = 250 руб. (эта сумма называется отклонением фактических косвенных расходов от нормативных).
Согласно учетной политике вся сумма отклонения относится на общую себестоимость проданных товаров.
8. Завершение производственного процесса, передача готовой продукции на склад и ее продажа.
Предположим, что в этом месяце заказ №101 был полностью завершен. Готовые дорожные сумки были переданы на склад. %0 сумок затем было отгружено покупателю. Сумма сделки равна 30000 руб.
Заказ № 102 еще не завершен.
Передача готовых дорожных сумок на склад отражается бухгалтерской проводкой так:
Дт сч 43 «Готовая продукция» -- Кт сч 20 «Основное пр-во» 36850 руб.
(Сумма взята из карточки заказа № 101)
Отгрузка 50 дорожных сумок со склада покупателю на сумму 30000 руб. отражается бухгалтерской проводкой таким образом:
Дт сч 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» -- Кт сч 90-1 «Выручка от реализации проданной продукции» 30000 руб.
Списание себестоимости отгруженных дорожных сумок:
Дт сч 90-2 «Себестоимость продаж» -- Кт сч 43 «Готовая продукция» 18425 руб. (36850 / 2)
Также в дебет счета 90 списывается отклонение по косвенным расходам:
Дт сч 90-2 «Себестоимость продаж» -- Кт сч 24-2 «Косвенные расходы по нормативу» 250 руб.
В результате на счете 90 «Выручка» образуется прибыль от реализации, определяемая как разница между оборотами по Дт и Кт счета 90.
Дт сч 90 18425 + 250 = 18675
Кт сч 90 30000
Сальдо счета (прибыль) 11325руб.
Что касается заказа № 102, то сумма затрат на него продолжает находится на счете 20 «Основное производство», поскольку на конец месяца он еще не завершен.
Возможный вариант карточки заказа № 101:
Попроцесный метод
Попроцессный метод калькулирования затрат применяется предприятиями серийного производства (например производство продуктов питания, товаров широкого потребления). Для таких предприятий характерен выпуск больших объемов однотипных продуктов, какие-либо предварительнык заказы на эти продукты могут отсутствовать.
В отличии от позаказного метода основной задачей попроцессного метода является определение индивидуальной стоимости единицы однотипной продукции (а не стоимость заказа и входящих в этот заказ единиц, как при позаказном методе).
При использовании позаказного метода затраты распределяются на индивидуальные заказы с помощью кода заказа. Себестоимость единицы продукции определяется путем деления всех затрат, отнесенных на заказ, на общее количество изготовленных единиц.
При использовании попроцессного метода затраты распределяются на производственные отделы, а не на заказы. Себестоимость единицы готовой продукции определяется путем деления общих затрат отделов на общее количество произведенных в них единиц продукции.