Во многом изменилось понимание «патронажа» как особой технологии социального обслуживания, обеспечивающей не только регулярный контроль над ситуацией, осуществляемый по месту жительства ребенка-инвалида, но и оказание семье всей необходимой помощи. Патронаж не противопоставляется стационарному обслуживанию. Они являются частями единой реабилитационной программы, взаимно дополняя друг друга и ориентируясь на достижение общего конечного результата. Соответственно значительно расширился спектр патронажных услуг, изменились его функции. К важнейшим из них относятся:
. консультативная - информация семьи о правах, льготах, о существующих методах реабилитации, ознакомление с прогнозом, ожидаемыми результатами реабилитационной программы, с аналогичными случаями и ситуациями, встречавшимися в практике социальной работы;
. психотерапевтическая - снятие стресса, аффективных состояний ребенка и членов его семьи, помощь в разрешении конфликтов, обучение методам релаксации, психологическая поддержка, укрепление надежды, оптимизма, активизация ребенка и его семьи и пр.;
. посредничества - обеспечение контактов семьи и ребенка с нужными специалистами, учреждениями, общественными организациями, спонсорами, добровольными социальными работниками, организация совместной деятельности для эффективного оказания помощи ребенку;
. коммуникативная - обучение и создание условий для общения детей между собой, а также со здоровыми детьми и взрослыми, обеспечение социальных контактов семьи, ее включение в максимально широкую сеть отношений: родственных, соседских, дружеских, в том числе и с другими семьями, имеющими подобные проблемы;
. диагностическая - исследование, анализ и оценка состояния ребенка, условий и обстоятельств его жизни в семье, семейных отношений;
. когнитивная - исследование и постоянное отслеживание изменений ситуации, в которой находится ребенок, анализ получаемой информации, коррекция используемых средств и форм социальной работы в соответствии с происходящими изменениями, а также потребностями и интересами ребенка;
. контрольная - предупреждение насилия над ребенком, его заброшенности, изоляции от окружающего мира, а также содействие выполнению предписаний и рекомендаций специалистов, реабилитационных мероприятий, составляющих принятую программу помощи и поддержки ребенка и его семьи;
. ухода - помощь семье в уходе за ребенком, в проведении медицинских и гигиенических мероприятий, обучение ребенка самообслуживанию, помощь в организации досуга семьи;
. педагогическая - помощь семье в воспитании и обучении ребенка, выявление потребностей и интересов ребенка, профессиональная ориентация и обучение старших детей, обучение родителей и пр.;
. реабилитационная - интеграция усилий всех специалистов, самого ребенка и его родителей в реализации индивидуальной реабилитационной программы и достижении поставленной в ней цели.
В основу патронажа особого ребенка положена индивидуальная программа реабилитации, составляемая на основе диагноза консилиума разных специалистов и включающая несколько направлений: медико-социальное, психологическое, социально-педагогическое, а также ряд форм обслуживания: стационарное, амбулаторное и по месту жительства. В основе реабилитационной программы лежит понимание того, какие социальные проблемы есть у ребенка, как они возникли, как они влияют на ребенка и его семью, а также какие ресурсы, имеющиеся у самого ребенка, у его семьи помогут справиться с этими проблемами.
социальный инвалид реабилитация поддержка
Заключение
Таким образом, детская инвалидность - важная социальная проблема, решать которую приходиться каждому обществу. Масштаб детской инвалидности в каждой стране зависит от множества факторов, в том числе социально-экономических, экологических, политических, которые составляют основу для формирования социальной политики государства.
Очевидно, что в силу особенностей детей-инвалидов, их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалиста. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.
И именно социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семьях, имеющих детей - инвалидов, и на стабилизацию благоприятных тенденций.
Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного - с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.
Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий.
Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.
Список литературы
1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 160с.
. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей//Социальное обслуживание. - 2004. - № 3. - С. 50-85
. Осипова И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии//Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - №3. - С. 56-65
. Панов А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом//Социальное обслуживание. - 2005. - №1. - С. 59-75
. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
. Словарь - справочник по социальной работе/Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.
. Социальная геронтология: Словарь справочник. Авт.-сост. Н.Ф. Басов. - М., 2000. - 242 с.
. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 668с.
. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 10. 12. 1948 г. // Наша жизнь - 2005
. Декларация о правах инвалидов. Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 09.12.1975г. // Народное образование. - 1993. - №5
. Конвенция о правах инвалидов. Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 24.01.2007 г. // Наша жизнь. - 2007. - №4
. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1005 г. № 181-ФЗ
. Ахатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы, М., 2003
. Курбатов В. В. Технология социальной работ. - Ростов на Дону. 2007
. А. Осадчик. Законодательная основа социальной политики инвалидов.// Социальная работа, №1 январь, 2002. - С 47-51