Сущность эвакуационных мероприятий, их классификация и принципы выполнения




 

В Федеральном конституционном законе от 30 января 2002 г. № 1 – ФКЗ «О военном положении» изложено:

Статья 7. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение.

2. На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:

3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений.

Статья 11. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения (Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3 – ФКЗ «О чрезвычайном положении»):

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» изложено:

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

В Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» изложено:

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствующих территориях:

- проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Следует подчеркнуть, что организация эвакуационных мероприятий как в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, так и в условиях военного времени в основном аналогична.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Все мероприятия по рассредоточению и эвакуации населения планируются и всесторонне готовятся заблаговременно. Они осуществляются для того, чтобы снизить вероятные потери населения, сохранить квалифицированные кадры специалистов, обеспечить устойчивое функционирование объектов экономики. Кроме того, создаются условия для создания группировок сил и средств в загородной зоне в целях проведения спасательных и других неотложных работ в очагах чрезвычайных ситуаций и в особый период.

Рассредоточение – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов и размещению в загородной зоне рабочих и служащих предприятий и организаций, продолжающих свою деятельность в особых условиях.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

- уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых производственные базы отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

- организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городские дежурные коммунальные службы, городские энергосети, газовые службы, службы водоснабжения, здравоохранения, общественного питания, транспорта и связи, органов государственной власти и охраны общественного порядка).

Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых. Рассредоточиваемые в военное время размещаются в районах загородной зоны, в ближайших к границам городов, в населенных пунктах, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей с тем, чтобы обеспечить организованную доставку рабочих смен на предприятия в город и обратно за время, не превышающее 4 часов.

Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются в соответствии с нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (противорадиационными и простейшими укрытиями, водозаборными скважинами, шахтными колодцами и т.д.).

Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты загородной зоны эвакуируются неработающие и не занятые в производстве в военное время члены их семей. При невозможности их совместного размещения из-за ограниченной емкости жилого фонда и фонда общественных и административных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредоточиваемых рабочих и служащих размещаются в других населенных пунктах загородной зоны на том же эвакуационном направлении.

Загородная зона - территория, расположенная вне зон возможных разрушений, опасных радиоактивным загрязнением и химическим заражением, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения и его первоочередного жизнеобеспечения.

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон ЧС или вероятной ЧС природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

В соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303дсп эвакуации подлежат:

- рабочие и служащие с неработающими членами семей ОЭ, деятельность которых не прекращается в военное время, а может быть продолжена на новой производственной базе;

- рабочие и служащие с неработающими членами семей ОЭ, прекращающих свою деятельность в военное время;

- нетрудоспособное население и население не занятое в производстве;

- крайне необходимое оборудование и документы, без которых невозможно возобновление деятельности ОЭ или учреждения на новой базе;

- материальные и культурные ценности.

Эвакуация материальных и культурных ценностей осуществляется в целях:

- снижения риска их уничтожения при применении противником современных средств поражения;

- обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время;

- обеспечение условий для создания сил и средств группировок гражданской обороны;

- всестороннего обеспечения жизнедеятельности населения эвакуированного в загородную зону;

- сохранения культурного и валютно-золотого запаса страны.

В соответствии с п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303дсп к материальным ценностям подлежащим эвакуации, относятся:

а) государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных):

б) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);

в) запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения;

г) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;

д) запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии с п. 12 того же постановления Правительства к
культурным ценностям подлежащим эвакуации
относятся:

а) культурные ценности мирового значения;

б) российский страховой фонд документов библиотечных фондов;

в) культурные ценности федерального (общероссийского) значения;

г) электронные информационные ресурсы на жестких носителях;

д) культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.

Особо ценные документы Федерального архивного агентства подлежат укрытию в установленном порядке.

Основанием для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Эвакуация материальных и культурных ценностей осуществляется организациями, в чьем ведении находятся данные ценности.

Эвакомероприятия планируются и осуществляются в целях:

- снижения вероятных потерь населения, отнесенных к группам по ГО и сохранения квалифицированных кадров специалистов;

- обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики продолжающих свою производственную деятельность в военное время;

- обеспечения условий создания группировок сил и средств ГО в загородной зоне для ведения АСНДР в очагах поражения, при ликвидации последствий применения потенциальным противником современных средств поражения.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации:

- упреждающая (заблаговременная);

- экстренная (безотлагательная).

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов ЧС. Основанием для эвакуации является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывод населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является время восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения, может проводиться локальная, местная или региональная эвакуация.

Локальная эвакуация проводится в том, случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС не пострадавших районах города или сельских населенных пунктах.

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы, при этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек.

Региональная эвакуация осуществляется при распространении поражающих факторов ЧС на значительные площади, охватывающие территорию одного или нескольких районов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. В ходе региональной эвакуации население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места жительства.

В зависимости от охватаэвакомероприятияминаселения эвакуация может быть общей и частичной.

Общая эвакуация – проводится на территории страны или на территории нескольких субъектов РФ и предполагает вывод (вывоз) всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего персонала и лиц, имеющих мобилизационные предписания.

Частичная эвакуация – проводится до начала общей эвакуации при угрозе воздействия современными средствами поражения противника без нарушения действующих графиков работы транспорта. При частичной эвакуации вывозится нетрудоспособное население (студенты, учащиеся школ-интернатов и ПТУ (гимназий, лицеев, колледжей), воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и других детских учреждений, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых, совместно с преподавательским составом, обслуживающим персоналом и членами их семей).

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностей критериям.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по распоряжению начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.

Современный уровень развития средств нападения, возможность их внезапного применения требует искать такие способы проведения эвакомероприятий, которые позволили бы завершить их в минимальные сроки.

Основными способами являются:

- эвакуация пешим порядком;

- вывоз населения всеми видами транспорта;

- комбинированный.

Наиболее полно отвечает современным условиям комбинированный способ, сущность которого состоит в том, что вывод пешим порядком части населения сочетается с одновременным выводом остального населения всеми видами транспорта, свободного от воинских и срочных хозяйственных перевозок.

Транспортом в первую очередь вывозятся:

- медицинские учреждения;

- население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);

- рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах;

- сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).

Остальное население планируется выводить пешим порядком. Работающие смены объектов, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях. Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из загородной зоны.

Эвакуация начинается не позднее чем через 4 часа после получения распоряжения, и должна завершиться, как правило, не более чем (с момента получения распоряжения):

- для городов с населением до 500 тыс. чел.– за 12 часов;

- для городов с населением до 1 млн. чел.– за 20 часов.

Для городов с населением более 1 млн. человек сроки эвакуации устанавливаются дополнительно.

Началом эвакуации считается выход первой колонны с СЭП, а концом – выход последней колонны из зоны сильных разрушений (за границы проектных застроек городов).

Безопасное удаление районов размещения выводимого населения определяется с учетом экономического и военного значения категорированных городов и географических условий данной местности. Для каждого категорированного города (КГ) определяется ближняя граница безопасного удаления, которая составляет:

- для городов особой группы - 40-50 км;

- для первой группы – 30-40 км;

- для второй группы – 5-10 км;

- для третьей группы – 4-8 км;

- для отдельно стоящих объектов – 15-20 км.

В зависимости от объема выполняемых задач по гражданской обороне для городов определяются следующие группы: особая, первая, вторая и третья.

Отнесение городов к группам устанавливается по следующим критериям:

- к особой относятся город республиканского значения и столица;

- к первой относятся города:

а) с численностью населения миллион человек и более;

б) с численностью населения 500 тысяч человек и более, на территории которых расположены не менее трех организаций особо важной категории или более 50 категорированных организаций;

в) более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможной чрезвычайной ситуации глобального или регионального масштаба;

- ко второй относятся города:

а) с численностью населения 500 тысяч человек и более;

б) с численностью населения от 250 тысяч человек до 500 тысяч человек, на территории которых расположены не менее двух организаций особо важной категории либо более 20 категорированных организаций;

в) от 30 до 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможной чрезвычайной ситуации глобального или регионального масштаба;

- к третьей относятся города:

а) с численностью населения от 250 тысяч человек до 500 тысяч человек;

б) с численностью населения от 10 тысяч человек до 250 тысяч человек, на территории которых расположены одна организация особо важной категории либо более двух категорированных организаций;

в) менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможной чрезвычайной ситуации глобального или регионального масштаба.

Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

При недостаточности собственных сил и средств предусматривается привлечение сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти в установленном порядке.

Эвакуационные мероприятия, рассредоточение работников организаций планируются и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:

- эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;

- эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

11.2. Организация эвакуационных мероприятий, их проведение
и обеспечение в мирное и военное время

 

Эвакуация в безопасные районы включает в себя непосредственно эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушениях гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах (далее - рассредоточение работников организаций).

Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Безопасные районы для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются заблаговременно в мирное время по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и органами военного управления.

В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Загородная зона в пределах административных границ субъекта Российской Федерации должна располагаться вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления, и опасного радиоактивного загрязнения.

При отсутствии загородной зоны на территории субъекта Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации возможно выделение загородной зоны на территориях этих субъектов.

Как правило, руководитель объекта экономики организует производственную деятельность в военное время в 2 (3) смены с учетом своевременной их заменой на отдых или работу.

Наибольшая работающая смена определяется руководителем объекта экономики в соответствии с имеющимся мобилизационным заданием.

Наибольшая работающая смена (НРС) объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах, должна быть обеспечена защитными сооружениями, отвечающими нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

 

Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы планируется заблаговременно в мирное время и осуществляется по территориально-производственному принципу, в соответствии с разработанными планами:

- эвакуация и рассредоточение работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;

- эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения осуществляется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Контроль за организацией эвакуации нетрудоспособного и не занятого в производстве населения, прибытие их на сборные эвакуационные пункты и отправка в безопасные районы загородной зоны, осуществляется через жилищно-коммунальные органы (ЖЭУ, ТСЖ и др.).

Для планирования, подготовки и проведения эвакуации в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях заблаговременно в мирное время создаются:

а) эвакуационные комиссии (ЭК);

б) сборные эвакуационные пункты (СЭП);

в) промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

г) группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

д) эвакоприемные комиссии (ЭПК);

е) приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

ж) администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этом случае возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.

Эвакуационные и эвакоприемные комиссии (рис. 11.2) возглавляются руководителями или заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

 

 

 

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, мобилизационных и транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, органов внутренних дел, связи, других органов и представители военных комиссариатов, кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

a) планирование эвакуации на соответствующем уровне;

б) осуществление контроля за планированием эвакуации в подведомственных органах и организациях;

в) организация и контроль подготовки и проведения эвакуации.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) (рис. 11.3) создаются для сбора и учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы. Сборные эвакуационные пункты располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации. Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов.

Сборный эвакуационный пункт обеспечивается связью с районной эвакуационной комиссией, администрацией пункта посадки, исходного пункта на маршруте пешей эвакуации, эвакоприемными комиссиями, расположенными в безопасных районах, а также автомобильным транспортом.

К сборному эвакуационному пункту прикрепляются организации, работники которых с неработающими членами семей, и остальное население, не занятое в производстве, эвакуируются через этот сборный эвакуационный пункт.

За сборным эвакуационным пунктом закрепляются:

а) ближайшие защитные сооружения гражданской обороны;

б) медицинское учреждение;

в) организации жилищно-коммунального хозяйства.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) (рис. 11.4) создаются в целях:

кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными и простейшими укрытиями;

перерегистрации и проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.

Группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, возглавляемые начальниками маршрутов, которые назначаются решениями руководителей соответствующих эвакуационных комиссий, осуществляют:

а) организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

б) ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

в) оказание медицинской помощи в пути следования;

г) организацию охраны общественного порядка.

Эвакоприемные комиссии (рис. 11.5) создаются в безопасных районах органами местного самоуправления населенных пунктов, на территорию которых планируется эвакуация, в целях:

а) планирования и осуществления приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

б) организации и контроля комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакоприемных комиссий;

в) организации и контроля обеспечения эвакуации;

г) учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) (рис. 11.6) создаются для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.

На приемных эвакуационных пунктах при необходимости оборудуются простейшие укрытия для эвакуированного населения, материальных и культурных ценностей, развертывается медицинский пункт.

Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и др. общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время — возможность обогрева.

В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжения питьевой водой.

Администрации пунктов посадки (высадки), формируемые из руководителей и представителей соответствующих транспортных организаций, создаются в целях:

а) обеспечения своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);

б) организации посадки (высадки) населения на транспортные средства;

в) организации погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

г) обеспечения своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учета и информирования соответствующих эвакуационных комиссий.

 

После завершения плановых мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти оказывают помощь органам местного самоуправления в решении вопросов по жизнеобеспечению и трудоустройству прибывшего эвакуированного населения, а также по размещению и обеспечению сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей.

Работники эвакуационных и эвакоприемных комиссий, сборных и приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации заблаговременно в мирное время проходят подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, на учениях и тренировках по гражданской обороне. Указанные работники могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Оповещение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о проведении эвакуации проводится органами, осуществляющими управление гражданской обороной, с использованием систем централизованного оповещения и связи федерального, регионального и местного уровней, локальных систем оповещения, радиовещательных и телевизионных станций.

Эвакуация населения в безопасные районы осуществляется путем вывоза части населения всеми видами транспорта независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, привлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и не занятого воинскими, другими особо важными перевозками по мобилизационным планам, с одновременным выводом остальной части населения пешим порядком. Мероприятия по эвакуации и рассредоточению схематично изображены на рис. 11.8.

Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется транспортными средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности.

При недостатке или отсутствии необходимых транспортных средств допускается привлечение в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортных средств других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, транспортные средства которых не привлекаются для выполнения воинских, других особо важных перевозок по мобилизационным планам, а также для эвакуации населения.

В целях эвакуации материальных и культурных ценностей формируются специальные колонны, сопровождаемые сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и лицами, ответственными за сохранность этих ценностей на маршрутах эвакуации.

Финансирование эвакуации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им бюджетными организациями - за счет средств федерального бюджета;

б) субъектами Российской Федерации и входящими в их состав муниципальными образованиями - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов;

в) организациями - за счет собственных средств.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: