Исходя из роли и места гражданской обороны в общей системе обороны страны, перевод гражданской обороны с мирного на военное время рассматривается как необходимая составная часть перевода страны с мирного времени на военное положение.
Для обеспечения перевода страны с мирного на военное время организуется мобилизационная подготовка.
Под мобилизационной подготовкой в соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворения потребностей государства и нужд населения в военное время.
Военное время – период времени, который наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о прекращения военных действий, но не реже их фактического прекращения.
Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.
Переход с условий мирного времени к условиям военного времени осуществляется путем проведения мобилизации.
|
В соответствии с этим под переводом гражданской обороны с мирного на военное время понимается перевод организационной системы гражданской обороны на структуру и состав военного времени с выполнением запланированных мобилизационных мероприятий гражданской обороны и приведение ее в готовность к выполнению возложенных на нее задач в условиях военного времени. Общая схема перевода гражданской обороны с мирного на военное время показана на рис. 9.5.
Термины «перевод гражданской обороны с мирного на военное время» и «мобилизация гражданской обороны» являются синонимами.
При организации перевода гражданской обороны с мирного на военное время исходным является состояние системы гражданской обороны к началу перевода ее с мирного на военное время (мобилизации) и средств, необходимых для обеспечения выполнения задач в области гражданской обороны в военное время.
Это состояние определяется задачами, решаемыми в области гражданской обороны в мирное время, и имеющимися возможностями (организационными, материальными, техническими, финансовыми, продовольственными, научными и т.д.).
При этом:
- органы, осуществляющие руководство ГО, в мирное время проводят мобилизационную подготовку к переходу на условия военного времени (мобилизации) и к военному времени;
- органы управления по делам ГО и ЧС, как органы управления ГО, в мирное время осуществляют свои функции по обеспечению выполнения полномочий и обязанностей в области ГО руководителей ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по подготовке ГО к переводу с мирного на военное время и к выполнению задач в области гражданской обороны в военное время;
|
- силы ГО в мирное время находятся в организационно-штатной структуре и составе, определенном для мирного времени, и осуществляют повседневную деятельность по выполнению возложенных на них в этот период задач по боевой и мобилизационной подготовке к выполнению задач в военное время;
- средства гражданской обороны – функциональные технические системы, объекты ГО и запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемые в целях ГО ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, в мирное время указанными органами и организациями содержатся в сохранности и поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию для перевода гражданской обороны с мирного на военное время и выполнения установленных задач в военное время.
Период мирного времени (период мобилизационной подготовки) | Период перевода гражданской обороны с мирного на военное положение | Период военного времени |
|
|
|
|
Рис. 9.5. Общая схема перевода гражданской обороны
с мирного времени на военное положение
Для всех элементов системы гражданской обороны – органов руководства и управления, сил и средств гражданской обороны, в мирное время является обязательным привлечение их к выполнению задач по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
|
Конечной целью перевода гражданской обороны с мирного на военное время является приведение ее в состояние, позволяющее выполнять в военное время задачи в области ГО по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Конкретное содержание задач при ведении ГО определяется:
- характером и объемом объектов защиты;
- характером, уровнем и объемом опасностей для объектов защиты;
- возможными последствиями воздействия опасностей для объектов защиты.
К началу перевода гражданской обороны с мирного на военное положение характер и объем опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и их последствия для населения, материальных и культурных ценностей определяются на основании прогнозирования (или иным возможным способом) для всех уровней системы гражданской обороны – федерального, регионального, территориального, местного и объектового.
На основании указанного прогноза определяются конкретные объемы и содержание задач всех структурных элементов системы ГО (органов руководства и управления, сил) по приведенным основным направлениям ведения гражданской обороны. В свою очередь на основе указанного определения содержания и объемов задач должен быть определен и подготовлен комплекс (система) необходимых сил (спасательных воинских формирований, нештатных формирований, привлекаемых сил) и средств (функциональных технических систем, объектов и материально-технических и других средств) ГО, необходимых для её ведения на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях системы гражданской обороны. Также должна быть проведена вся оперативная подготовка к их применению и использованию при ведении ГО.
С учетом изложенного, определяется требуемое состояние системы гражданской обороны после перевода с мирного на военное время как состояние, обеспечивающее ведение гражданской обороны в военное время.
При этом следует иметь в виду, что ведение гражданской обороны может осуществляться в условиях войн различного характера. Очевидно, что объем мероприятий по защите населения в условиях ракетно-ядерной войны намного больше, чем при вооруженных конфликтах с применением обычных средств поражения.
Исходя из анализа возможного развития вооруженных конфликтов, можно сделать вывод о том, что в первую очередь следует обеспечить готовность гражданской обороны к действиям в войне с обычными средствами поражения, а последовательно продолжать усилия по дальнейшему повышению ее готовности. То есть процесс обеспечения наращивания возможностей по защите населения, материальных и культурных ценностей носит непрерывный, непрекращающийся характер.
Наряду с подготовкой и ведением мероприятий ГО по защите населения и материальных ценностей, при нападении противника, данная система предусматривает защиту и от ЧС. Система РСЧС при наступлении особого периода передает свои полномочия по защите населения системе ГО, а по завершении военного времени принимает их обратно.
Основные периоды защиты населения и территорий от ЧС приведены на рис. 9.6.
Рис. 9.6. Основные периоды защиты населения и территорий от ЧС
1. Военное положение – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.
Особый период – время, в течение которого экономика работает по планам расчетного года.
Мобилизационный план (план на расчетный год) экономики: «...Мобилизационный план (план на расчетный год) экономики - совокупность мобилизационных документов, определяющих содержание, объем, порядок и сроки осуществления мероприятий в отраслях и сферах экономики при введении военного положения, а также перевод экономики и органов государственной и исполнительной власти на режим работы военного времени...»
Характерные черты военного положения можно разделить на 4 группы:
1. Введение в действие законов военного времени.
2. Возложение дополнительных обязанностей.
3. Введение определенных ограничений.
4. Введение нормированного снабжения.
Введение законов военного времени:
а) прекращение или приостановление действия политических, экономических и иных договоров мирного времени;
б) разрыв дипломатических, консульских, торговых и иных отношений между воюющими государствами и их союзниками;
в) вступление в силу законов, договоров и соглашений военного времени с союзными и нейтральными странами;
г) расширение полномочий органов военного командования внутри страны;
д) повышение ответственности граждан страны за свои действия;
е) применение к гражданам противостоящих государств и их союзников специального режима или репатриации.
Возложение дополнительных обязанностей, связанных с защитой государства (повинности):
а) трудовая повинность - обязательное участие организаций и населения в мероприятиях ГО;
б) военно-квартирная повинность - предоставление организациями помещений для размещения ОУ, сил и организаций ГО; привлечение населения для размещения беженцев на своей жилой площади и т.п.;
в) автотранспортная (автогужевая) повинность - предоставление организациями транспорта для нужд органов управления, сил и организаций ГО; привлечение населения для транспортных перевозок и т.п.;
г) финансовая повинность - участие организаций и населения в восстановлении территорий, отраслей и объектов экономики (государственные займы);
д) обязательное участие организаций и населения в мероприятиях по соблюдению режима светомаскировки;
е) мобилизационная повинность - обязательное участие организаций и населения в мобилизационных мероприятиях.
Введение определенных ограничений, обусловленных военным временем:
а) ограничение демократических прав и свобод граждан;
б) введение комендантского часа для населения;
в) ограничение передвижения людей и транспорта;
г) запрещение (ограничение) въезда и выезда людей и транспорта в определенные районы;
д) регулирование режима работы организаций и населения, работающего на них;
е) изъятие (по необходимости) транспортных и других материально-технических средств для нужд обороны;
ж) обязательное изъятие огнестрельного оружия.
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами МЧС России.
Перевод страны (субъекта) на военное положение – сложный многоплановый процесс, основная цель которого приведение в готовность ОУ, сил и средств, населения к действиям при угрозе и возникновении ЧС в угрожаемый период и военное время
Включает 4 этапа:
1. Приведение в готовность ОУ всех уровней, введение особых норм и методов управления страной (субъектом).
2. Отмобилизование, стратегическое развертывание и приведение в готовность Вооруженных Сил страны.
3. Перевод экономики страны (субъекта) на работу по планам расчетного года.
4. Приведение в готовность ГО страны (субъекта).
Специфические формы, законы и методы управления страной в военное время приведены на рис. 9.8, перевод экономики страны на работу по планам расчетного года - на рис. 9.9, перевод ГО страны на военное время – на рис. 9.10, степени готовности органов управления и сил гражданской обороны – на рис. 9.11.
Рис. 9.8. Формы, законы и методы управления страной в военное время
Рис. 9.9. Перевод экономики страны на работу по планам расчетного года
Рис. 9.10. Перевод ГО страны на военное время
Рис. 9.11. Степени готовности органов управления и сил гражданской обороны
Органы управления и формирования при переводе ГО в высшие степени готовности проводят следующие основные мероприятия:
- мероприятия гражданской обороны I очереди, в результате которых повышается готовность системы ГО к выполнению задач мирного и военного времени (в течение 24 ч);
- мероприятия гражданской обороны II очереди, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач ГО в военное время (в течение 24 ч);
- мероприятия гражданской обороны III очереди, вводящие в действие планы ГО на военное время в полном объеме, при этом органы управления организуют и проводят предусмотренные планами мероприятия (кроме эвакуационных), обеспечивающие выполнение всех задач, возложенных на гражданскую оборону в военное время (в течение 24 ч).
Мероприятия по ГО, осуществляемых по решению Правительства РФ:
- вывод из территорий городов, отнесенных к группам по ГО, сил гражданской обороны для подготовки безопасных районов к размещению эвакуируемого населения и создания группировки для проведения АСДНР в очагах поражения в срок – не более 12 часов;
- частичная эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из городов, отнесенных к группам по ГО, в срок – не более 5 суток;
- общая эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;
- сработка (выпуск воды) крупных водохранилищ.
9.3. Основные мероприятия, осуществляемые органами управления
и силами ГО при планомерном переводе ГО
с мирного времени на военное время
Состав и содержание мероприятий по переводу гражданской обороны с мирного времени на военное положение определяется общим содержанием мобилизационной подготовки и мобилизации, устанавливаемым Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также содержанием системы мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с федеральными законами «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
При переводе гражданской обороны с мирного на военное положение могут быть предусмотрены следующие основные мероприятия:
1. Мероприятия по организации управления гражданской обороной в период перевода гражданской обороны с мирного на военное положение и в военное время, которые включают:
- перевод органов управления ГО и ЧС на структуру и состав военного времени;
- подготовку к работе мест их дислокации в военное время (пунктов управления);
- подготовку систем связи, оповещения и информирования к работе в военное время;
- другие необходимые мероприятия;
2. Мероприятия по организации и обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, которые включают:
- обучение населения, в соответствии со складывающейся обстановкой, способам защиты от опасностей в военное время;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной
защиты;
- приведение в готовность и накопление различными способами до необходимого количества убежищ, других защитных сооружений и сооружений, приспосабливаемых для целей защиты населения;
- обеспечение необходимых условий жизнеобеспечения населения, укрываемого в инженерных защитных сооружениях;
- другие необходимые мероприятия;
3. Мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, которые включают:
- подготовку эвакуационных органов и приведение их в готовность к работе;
- подготовку районов и маршрутов эвакуации (вывода);
- приведение в готовность к проведению эвакуации необходимых транспортных средств;
- доведение порядка эвакуации до населения;
- жизнеобеспечение эвакуируемого населения;
- другие необходимые мероприятия;
4. Мероприятия по радиационной и химической защите населения, которые включают:
- подготовку к выдаче населению необходимых средств индивидуальной защиты;
- снижение запасов радиационно и химически опасных веществ на предприятиях экономики;
- подготовку средств радиационной и химической разведки;
- другие необходимые мероприятия;
5. Мероприятия по медицинской защите населения, включающие:
- подготовку медицинских учреждений к функционированию в условиях военного времени;
- подготовку в необходимых объемах медикаментов и медицинского имущества;
- подготовку к оказанию необходимой медицинской помощи населению в защитных сооружениях, местах его эвакуации (вывода);
- другие необходимые мероприятия;
6. Мероприятия по жизнеобеспечению населения в военное время, которые включают:
- проведение радиационной, химической и бактериологической разведки, установление режимов радиационной защиты;
- защиту водоисточников и систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, сельскохозяйственных растений и животных, продовольствия, пищевого сырья и фуража от заражения радиоактивными и отравляющими веществами, химически опасными веществами и бактериальными средствами;
- проведение противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, санитарной обработки и обеззараживания;
- накопление запасов продовольствия, вещевого имущества (одежды, обуви и т.д.);
- подготовку к обеспечению пострадавшего населения жильем;
- другие необходимые мероприятия;
7. Мероприятия по подготовке к организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, включающие:
- подготовку к функционированию в военное время гражданской обороны нештатных аварийно-спасательных формирований, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
- накопление необходимых материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения действий спасательных воинских формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
- другие необходимые мероприятия;
8. Обеспечение основных мероприятий гражданской обороны и действий сил гражданской обороны, которые включают:
- мероприятия по организации и проведению общей и специальной разведки обстановки в очагах поражения и на маршрутах выдвижения к ним;
- мероприятия по оперативной маскировке действий, проводимых по переводу гражданской обороны с мирного на военное время и по подготовке к ее функционированию в военное время;
- мероприятия по инженерному обеспечению действий сил гражданской обороны в военное время, к которым относится оборудование эвакопунктов, районов размещения сил гражданской обороны, оборудование и содержание дорог, мостов, переправ, пунктов водоснабжения и др.;
- мероприятия по химическому обеспечению действий сил гражданской обороны для создания необходимых условий для выполнения поставленных задач в обстановке радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
- мероприятия по техническому обеспечению действий сил гражданской обороны в условиях военного времени;
- мероприятия по материальному обеспечению ведения гражданской обороны в военное время, включающие подготовку запасов продовольствия, мест его хранения, необходимых запасов вещевого имущества для создания запасов обменной одежды на пунктах санитарной обработки, обеспечения горюче-смазочными материалами автотранспорта и техники, привлекаемых для выполнения задач гражданской обороны;
- мероприятия по транспортному обеспечению ведения гражданской обороны в интересах выполнения эвакуационных перевозок, перемещения сил и средств гражданской обороны, вывоза пострадавшего населения из опасных зон и т.д.;
- мероприятия по противопожарному обеспечению в интересах пожарной безопасности в военное время, обеспечение эвакомероприятий и обеспечение выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- мероприятия по медицинскому обеспечению ведения гражданской обороны включают проведение эпидемического наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью внешней среды, продовольствия и воды, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия;
- мероприятия по гидрометеорологическому (метеорологическому) и метрологическому обеспечению, мероприятия по охране общественного порядка, а также другие необходимые мероприятия по обеспечению ведения гражданской обороны в военное время.
Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Далее будут рассмотрены выполнение мероприятий в зависимости от степеней готовности гражданской обороны.
1. Повседневная готовность:
- выполнение планов экономического и социального развития;
- разработка и корректировка планов ГО;
- строительство защитных сооружений ГО;
- создание структуры гражданской обороны;
- создание, подготовка и оснащение АСС/АСФ;
- создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения защиты населения, а также для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований;
- накопление средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля, дегазирующих, дезактирующих и дезинфицирующих веществ и др. вопросы.
2. По сигналу готовности ГО «Мероприятия гражданской обороны
I очереди» выполняются следующие мероприятия:
- проводится сбор руководящего состава объекта, доводится обстановка, ставятся задачи;
- организуется круглосуточное дежурство руководящего состава
объекта;
- проводится проверка готовности систем управления, оповещения и связи;
- уточняется план ГО на военное время;
- специальные группы направляются на запасные ПУ для приведения в готовность средств оповещения и связи, закладки продуктов, медикаментов и других запасов;
- приводятся в готовность защитные сооружения на объектах, продолжающих работу в военное время;
- осуществляется ускоренный ввод в действие строящихся ЗС, находящихся в высокой степени готовности к вводу;
- подготавливаются к выдаче средства индивидуальной защиты (СИЗ), приборы РХР из запасов объекта;
- вывозятся с центральных складов СИЗ, приборы РХР, дозиметрического контроля;
- осуществляется подготовка запасов продовольствия, медикаментов и мед. имущества к закладке в убежища;
- приводятся в готовность системы наблюдения ГО, лабораторного контроля и аналитические группы;
- приводятся в готовность формирования повышенной готовности;
- уточняется укомплектованность остальных формирований личным составом, техникой, имуществом;
- приводятся в рабочее состояние средства и оснащение поста РХН;
- уточняется состав оперативных групп, отправляемых в загородную
зону;
- снижаются запасы АХОВ на складах объектов до уровня производственной необходимости;
- проводится подготовка к снижению запасов взрыво- и пожароопасных средств;
- проводятся подготовительные мероприятия к введению режимов светомаскировки, по усилению ООП, ППЗ;
- подготавливаются животноводческие помещения, фермы и комплексы для защиты сельскохозяйственных животных, создаются и укрываются в них 2-х дневные запасы кормов и воды;
- уточняются планы-графики наращивания мероприятий по ПУФ
объекта;
- все прикомандированные на учебу (кроме аспирантов) отправляются к постоянному месту работы.
3. По сигналу готовности ГО «Мероприятия гражданской обороны II очереди» выполняются следующие мероприятия:
- руководящий состав по спискам боевого расчета переводится на круглосуточный режим работы;
- приводятся в полную готовность системы управления, оповещения и связи;
- оперативная группа высылается в загородную зону;
- приводятся в готовность все ЗС, организуется круглосуточное дежурство по обслуживанию ЗС;
- дооборудуются подвальные помещения под противорадиационные укрытия (ПРУ);
- приводятся в готовность все формирования повышенной готовности;
- проводится закладка продовольствия, медикаментов в ЗС;
- выдаются СИЗ и приборы РХР из запасов объекта;
- организуется изготовление простейших СИЗ (ватно-марлевые повязки, противопыльно-тканевые маски);
- пост РХН и сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) переводятся на круглосуточное дежурство;
- подготавливаются к вывозу в загородную зону материальных ценностей;
- осуществляется переадресовка заказанного имущества на загородную зону;
- уточняются маршруты и планы использования транспорта для эвакуации в загородную зону;
- проводятся первоочередные мероприятия по повышению устойчивости работы объекта, безаварийной остановке производства, противопожарные мероприятия;
- проводятся мероприятия по снижению запасов пожаро- и взрывоопасных веществ;
- проводится подготовка по переводу предприятий стройиндустрии на выпуск продукции, предусмотренной на военное время;
- проводятся мероприятия по усилению охраны объекта и обеспечению общественного порядка;
- проводится подготовка больничных баз в загородной зоне;
- из стационаров производится выписка больных, способных продолжать лечение амбулаторно, проводится иммунизация.
По решению РГО объекта могут проводиться и другие мероприятия в зависимости от ситуации, состояния сил ГО и т.д.
Персонал объекта продолжает жить и работать в обычном режиме, происходит только частичное отвлечение от производственной деятельности.
4. По сигналу готовности ГО «Мероприятия гражданской обороны III очереди» руководитель ГО объекта вводит в действие план ГО на военное время в полном объеме, за исключением проведения эвакомероприятий, при этом проводятся следующие мероприятия:
- по решению старших РГО (министерств, ведомств) объекты осуществляют комплекс мероприятий по переводу объекта на режим работы военного времени и выпуск продукции по номенклатуре военного времени;
- приводятся в готовность все нештатные аварийно-спасательные формирования объекта, без прекращения повседневной практической деятельности;
- всему населению выдаются СИЗ;
- ускоренно достраиваются ЗС с упрощенным оборудованием в зонах возможного сильного разрушения;
- разворачивается строительство быстровозводимых ЗС и простейших укрытий (щели, траншеи) для всего населения в сроки не превышающие - в категорированных городах-24 часа; в остальных городах и загородной зоне - 48 часов;
- уточняются расчеты по проведению эвакуационных мероприятий, эвакуационные списки личного состава подчиненных аварийно-спасательных служб и подразделений;
- приводится в готовность транспорт;
- проводятся мероприятия по защите запасов материальных средств, продуктов питания, источников водоснабжения животных и растений;
- проводятся мероприятия по светомаскировке;
- вывозятся в загородную зону необходимые документы, остальные уничтожаются;
- вывозятся в загородную зону запасы медицинского имущества;
- медицинские учреждения разворачивают коечную сеть в больничных учреждениях загородной зоны;
- в полном объеме проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта;
- проводятся отдельные эвакуационные мероприятия (заблаговременный вывоз нетрудоспособного и не занятого в производстве и в сфере обслуживания населения – частичная эвакуация).
Эвакомероприятия проводятся по особому распоряжению.
Степени готовности вводятся Президентом Российской Федерации.
Руководители аварийно-спасательных служб (связи, охраны общественного порядка, противопожарной, аварийно-технической, убежищ и укрытий, медицинской, противорадиационной и химической защиты, автотранспортной, материально-технического обеспечения и др.) при переводе ГО с мирного на военное положение, а также организации и ведении АСДНР действуют в соответствии с планами этих аварийно-спасательных служб и формирований (АСС/АСФ) и указаниями руководителя ГО.