Начиная с 2011 года, выполнение мероприятий по гражданской обороне и защите населения в военное время осуществляется силами и средствами МЧС России постоянной готовности без дополнительного наращивания сил за счет мобилизационного развертывания.
Штатная численность МЧС России, как в мирное время, так и в военное время составит 257600 ед. личного состава (в т.ч. 7230 ед. в/сл).
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне», в состав МЧС России будут передаваться специальные формирования (до 15000 ед.), создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны.
Данные формирования создаются по двум направлениям:
- для обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в военное время - территориальными органами ФОИВ на базе организаций, входящих в их ведение;
- для выполнения отдельных задач ГО в военное время - на базе существующих АСФ, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований путем выдачи им мобилизационных заданий.
7.4. Тенденции и основные направления развития гражданской
обороны до 2020 года
Перспективы развития ГО в Российской Федерации основываются на Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года.
В рамках обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях проводится совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.
|
Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Единая государственная политика Российской Федерации в области ГО направлена на формирование эффективного механизма реализации органами государственной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами своих полномочий и прав в данной сфере.
Для адекватного и своевременного реагирования на сохраняющиеся и перспективные угрозы основными направлениями единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года являются:
а) развитие нормативно-правовой базы в области ГО;
б) совершенствование системы управления ГО;
в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
|
г) развитие сил ГО;
д) сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
е) совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области ГО;
ж) развитие международного сотрудничества в области ГО.
Реализация единой государственной политики РФ в области ГО обеспечит совершенствование законодательства в данной области, что позволит:
а) завершить создание системы нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления и сил ГО с учетом современных социально-экономических условий;
б) переработать нормативные правовые акты и методические документы, определяющие порядок перевода на условия военного времени и ведения ГО, с учетом требований законодательства в области мобилизации и мобилизационной подготовки в РФ;
в) совершенствовать надзорные и контрольные функции в области ГО, в том числе административную ответственность за невыполнение требований в области ГО.
Совершенствование системы управления ГО направлено на обеспечение устойчивого управления мероприятиями ГО в различных условиях и предусматривает:
а) развитие системы управления ГО в рамках единой системы государственного и военного управления Российской Федерации;
б) развитие пунктов управления ГО, в том числе мобильных (подвижных), определение предъявляемых к ним требований и оснащение их современными средствами связи и оповещения, обработки информации и передачи данных;
|
в) развитие технической основы системы управления ГО с использованием современных программных средств и информационных технологий управления;
г) повышение эффективности системы управления ГО путем развития центров управления в кризисных ситуациях в федеральных округах и субъектах РФ с возложением на них задач по обеспечению координации выполнения мероприятий ГО и управления силами ГО;
д) совершенствование информационной поддержки принятия управленческих решений при обеспечении ГО с использованием возможностей центров управления в кризисных ситуациях.
Совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляется путем реализации следующих мероприятий:
а) завершение создания локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов;
б) поддержание в постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, органов управления и сил ГО, осуществление ее модернизации на базе современных технических средств связи;
в) переработка градостроительных норм с учетом необходимости освоения подземного пространства городов для укрытия населения при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществления мер по повышению защищенности критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации;
г) улучшение качества содержания и использования в установленном порядке в мирное время защитных сооружений ГО;
д) поддержание в готовности защитных сооружений ГО, обеспечивающих защиту работающей смены объектов экономики, продолжающих работу в военное время, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
е) совершенствование учета защитных сооружений ГО и контроля за их состоянием и содержанием, в том числе организация и проведение их инвентаризации;
ж) разработка средств индивидуальной защиты нового поколения, создание современных технических средств радиационной, химической и биологической защиты населения;
з) обеспечение средствами индивидуальной защиты населения, проживающего вблизи химически опасных объектов;
и) совершенствование деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля ГО;
к) создание и содержание в интересах ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, формирование эффективного механизма их накопления, хранения и использования по предназначению;
л) совершенствование мер, направленных на первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, разработка типовых схем и рекомендаций по возведению временных поселений (пунктов временного размещения), полевых госпиталей и медицинских пунктов, создание мобильных комплексов технических средств для коммунально-бытового обслуживания пострадавшего населения;
м) заблаговременная подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации, к размещению и всестороннему обеспечению эвакуируемого населения, а также к работе в этих районах, выводимых из городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО, лечебно-профилактических учреждений.
Развитие сил ГО направлено на повышение их готовности к решению возложенных задач и минимизации возможных потерь среди населения и материального ущерба в результате опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными мероприятиями в этой сфере являются:
а) создание в мирное время группировки сил ГО, способной эффективно выполнять задачи в области ГО в мирное и военное время;
б) развитие спасательных воинских формирований, оснащение их новыми высокоэффективными и многофункциональными образцами техники и оборудования, внедрение робототехнических средств;
в) развитие сил и средств авиационного обеспечения экстренного реагирования на ЧС, в том числе в зонах военных конфликтов;
г) внедрение новых технологий спасания и автоматизированных информационно-управляющих систем;
д) оснащение аварийно-спасательных формирований современными аварийно-спасательными средствами;
е) совершенствование организации и состава сил ГО с учетом возложения на подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы задач ГО и создаваемых на военное время специальных формирований в целях решения задач в области ГО;
ж) совершенствование системы подготовки сил ГО с учетом развития и внедрения новых приемов и способов ведения АСР, а также работ, связанных с выполнением других задач ГО.
Единая государственная политика Российской Федерации в области ГО осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан на основе законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права.
Единая государственная политика Российской Федерации в области ГО реализуется:
а) в ходе деятельности государства во внешнеполитической, экономической, оборонной и иных сферах;
б) обеспечением мероприятий по ГО за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств организаций, в том числе разработкой и выполнением целевых программ в области ГО;
в) осуществлением мероприятий по ГО в рамках государственного оборонного заказа, мобилизационных планов экономики РФ, планов ГО и защиты населения, планов ГО;
г) организацией и проведением научных исследований в области ГО.
В 2012 - 2013 годах МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводилась работа по выработке новых подходов к организации и ведению ГО с учетом современных взглядов на ведение войн и вооружённых конфликтов.
В рамках данной работы подготовлены актуализированный перечень задач ГО, предложения по изменению подходов к зонированию территории по видам опасности, а также перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, в которые необходимо внесение изменений в связи с принятием новых подходов к организации и ведению ГО.
Для реализации вышеизложенных предложений потребуется внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О гражданской обороне», Положение о ГО в Российской Федерации и другие нормативные правовые акты РФ.
Так же, предлагалось внести изменения в СНиП 2.01.51-90, в котором прогнозируется наиболее сложная обстановка при возникновении опасностей в мирное и военное время.
Внедрение указанных подходов повлечет изменение порядка выполнения мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также организации применения основных способов защиты населения.
Пересмотр вопросов организации защиты населения с учетом зонирования территорий по степени опасности позволит повысить её эффективность и оптимизировать состав и объём мероприятий по ГО.
Также, Президентом РФ утвержден перечень поручений по вопросу совершенствования ГО Пр-1049 от 07.05.2013 г и поручено МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ:
- проработать вопрос о составе создаваемых на военное время специальных формирований для решения задач ГО в субъектах РФ;
- подготовить предложения о совершенствовании систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или в следствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера;
- проанализировать состояние защитных сооружений, убежищ и других объектов ГО и подготовить предложения по повышению их готовности для укрытия населения.