У Т В Е Р Ж Д А Ю
Проректор по учебной работе
__________________В.П. Завойстый
«____»_______________ 2018 г.
Программа учебной дисциплины
Наименование дисциплины:
Б1.Б.14 Безопасность жизнедеятельности
Рекомендуется для направления подготовки:
Педагогическое образование
(профиль Географическое образование)
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Разработчик:
профессор кафедры безопасности
жизнедеятельности, д.м.н. Гущин А.Г.
Утверждено на заседании кафедры
безопасности жизнедеятельности
«10» января 2018г.
Протокол № 5
Заведующий кафедрой Гущин А.Г.
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - формирование у студентов культуры безопасности для обеспечения безопасной профессиональной деятельности и для успешного решения профессиональных задач.
Основными задачами курса являются:
· понимание различных видов опасностей, угрожающих каждому человеку и сообществам, их свойства и характеристики; методов предвидения и предупреждения влияния факторов опасностей и угроз, способах и средствах защиты от них в любых условиях и применительно к своей профессиональной деятельности; показателей, критериев здоровья детей и подростков, а также способы его укрепления; государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности; терминологии в области безопасности жизнедеятельности; прав и обязанностей граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
· овладение навыками идентификации основных опасностей среды обитания человека и выбором методов защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способов обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; создания педагогически целесообразной и психологически безопасной образовательной среды; бесконфликтного общения с различными субъектами педагогического процесса; разработки эффективных превентивных мер для опасностей различного характера; грамотного применения практических навыков обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни;
· развитие умений овладения законодательными и правовыми актами в области безопасности; требований к безопасности регламентов в сфере профессиональной деятельности; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности образовательного процесса; способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы (ОПОП):
Дисциплина включена в базовую часть ОПОП.
Для успешного изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
Компетенция ОК-3 необходима для реализации общепедагогических функций педагога, проявляющихся в трудовых действиях (формирование способности к логическому рассуждению и ее использование), умениях (анализировать предлагаемые рассуждения с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения), знаниях (основ естественнонаучных и математических теорий и перспективных направлений развития современной науки).
Студент должен:
Знать: основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него; правила по охране труда и требований к безопасности образовательной среды.
Обладать умениями: взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
Владеть: формами и методами обучения двигательных умений и навыков, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, эксперименты и т.п.; потребностью в соблюдении норм здорового образа жизни.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является предшествующей для такой дисциплины как «Физическая культура и спорт».
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-8, ОК-9, ОПК-4, ОПК-6.
Общекультурные компетенции: ОК -8,ОК -9 | ||||||
Шифр компетенции | Формулировка компетенции | Перечень компонентов | Средства формирования | Средства оценивания | Уровни освоения компетенции | |
ОК -8 | Готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность | Знать: - Историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место физического образования в жизни личности и общества; - Основы методики преподавания и обучения двигательным действиям, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; -Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Уметь: -Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации; -Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей; -Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона Владеть: - Формами и методами обучения двигательных умений и навыков, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. -Методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. -Всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) | Выбор информационных источников, Доклады на занятии, Физические упражнения, Практические задания, Конспект части занятий, Двигательные тесты, Спортивно-массовые мероприятия | Реферат. Подготовка Презентация. Подготовка Деловая игра. Подготовка и проведение | Базовый уровень: Знать: - историю, теорию, закономерности и принципы физкультурного образования. - роль и место физкультурного образования для физического совершенствования личности и общества. Уметь: - выбирать адекватные двигательные тесты для объективной оценки физической подготовленности в соответствии с возрастными особенностями занимающихся. Владеть: - основами методик обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств - основными формами обучения двигательным действиям: по показу, по рассказу Повышенный уровень: Знать: - физкультурно – оздоровительные и игровые формы физического воспитания для развития дошкольников Уметь: - организовывать систематические занятия с физическими упражнениями, спортивными и подвижными играми, а также массовыми мероприятиями во внеучебной и внешкольной среде с разными категориями граждан; - разрабатывать план и маршрут спортивно-оздоровительных экскурсий и многодневных походов. Владеть: - применением различных систем физических упражнений для образовательного процесса, культурно-развлекательной и оздоровительной деятельности с различными категориями граждан. | |
ОК – 9 | Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций | Знать: - Основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него. -Основные приемы оказания первой помощи. -Потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания. -Основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Уметь: -оценивать чрезвычайные ситуации, опасные для жизни и здоровья. - перечислять последовательности действий при возникновении чрезвычайных ситуаций. - объяснять элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретных чрезвычайных ситуациях - доступно объяснять значения здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья. Владеть: - потребностью в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам. - соблюдением мер профилактики инфекционных заболеваний. - навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях. - навыками обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. | Выбор информационных источников, Доклады на семинарах, Использование специального оборудования (проектор), Показ мультимедийных сообщений, Обработка и систематизация полученных собственных результатов, Студенческие конференции. | Реферат. Подготовка Презентация. Подготовка Деловая игра. Подготовка и проведение | Базовый уровень: Знать: - специфику возрастных особенностей детей Уметь: - использовать теоретические знания по обеспечению охраны жизни и здоровья. Владеть: - методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование идеологии здорового образа жизни Повышенный уровень Знать: -особенности процесса самостоятельного целеполагания собственного профессионального развития. Уметь: - организовывать взаимодействие с ведомственными структурами по вопросам безопасности жизнедеятельности Владеть: - общими методами и принципами безопасного поведения в обществе, быту и образовательном учреждении, владеть профессиональным языком данной предметной области. | |
Общепрофессиональные компетенции: ОПК-4, ОПК-6 | ||||||
ОПК - 4 | Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно – правовыми документами сферы образования | Знать: - Теорию и методы управления образовательными системами; - Методики учебной и воспитательной работы; - Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов; - Средства обучения и их дидактические возможности; - Правила внутреннего распорядка; - Правила по охране труда и требований к безопасности образовательной среды. Уметь: - Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой; - Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение; - Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования. Владеть: -Планированием специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся; - Опытом уточнения и модификации планирования. | Доклады на семинарах, Проекты, Презентации, Дискуссии, Выбор информационных источников, Работа с компьютерными базами данных. | Устный ответ студента Тест | Базовый уровень: Знать: - необходимость безусловного выполнения требований образовательной программы учебного заведения, плана воспитательной работы школы, рабочей программы учебного предмета как важнейших правовых документов реализации профессиональной деятельности - характеристику средств и методов предметного обучения с точки зрения их дидактической эффективности применительно к группам учащихся, различающимся по своим психолого-возрастным свойствам. - способы и приемы воспитательной работы с учащимися в урочное и внеурочное время - информационные ресурсы, отражающие случаи нарушения охраны труда в школе и их правовыми последствиями - средства и методы предметного обучения с точки зрения их дидактической эффективности применительно к группам учащихся, различающимся по своим психолого-возрастным свойствам - способы и приемы воспитательной работы с учащимися в урочное и внеурочное время - основы планирования учебного процесса, составления планов уроков и тематического планирования в единстве с образовательной программой, государственным стандартом образования. Уметь: -ориентироваться в проблемном поле теории и методов управления образовательными системами - обеспечивать безопасность образовательной среды в соответствии с существующими правовыми нормами в этой сфере - следит за ходом общественной дискуссии о значении, целях и направлении современного образования - проявлять устойчивый интерес к информации об изменениях в нормативно-правовом пространстве образовательной среды - использовать разный документальный материал по планированию учебного процесса - выбирать для отдельных образовательных и педагогических ситуаций адекватные их своеобразию средства и методы обучения и воспитания. Владеть: - способами планирования содержания и результатов педагогической деятельности. - этапами моделирования образовательного маршрута для отдельного ученика, группы, класса - навыком соблюдения правил внутреннего распорядка образовательного учреждения. Повышенный уровень: Знать: - варианты средств планирования в соответствии с профессиональными потребностями. - как составляется портфолио с материалами разнообразного планирования и обеспечения безопасности образовательной деятельности с самооценкой их эффективности, соответствия нормативным актам, резюме о собственной профессиональной состоятельности. Уметь: - разрабатывать учебный план на урок, четверть, полугодие, год в соответствии с целеполаганием собственной профессиональной деятельности - видоизменять и модифицировать типовые программы учебного и воспитательного школьных процессов. Владеть: -опытом самостоятельных действий по обеспечению образовательной деятельности в соответствии с современными государственными стандартами в данной сфере - опытом обоснования целесообразности составленного самостоятельно плана в соответствии с действующими нормативно-правовыми нормами в общем среднем образовании | |
ОПК - 6 | Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся | Знать: – Основные характеристики и группы здоровья. – О неотложных состояниях и их причинах. – Об основных заболеваниях внутренних органов. – О признаках острых отравлений, механизмах влияния вредных привычек, особенностях репродуктивной функции человека. Уметь: - Оказать неотложную медицинскую помощь при критических состояниях. – Разработать программу оздоровления (режим дня, питания, двигательной активности). – Организовывать профилактическую работу с коллективом обучающихся о сохранении и укреплении здоровья. – Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. Владеть:- Основными приемами оказания первой доврачебной помощи (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, остановка кровотечения, наложение повязок, шин). – Информацией о зависимости от химических веществ. – Способностью успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач | Выбор информационных источников, Доклады на семинарах, Дискуссии, Реферирование медицинских источников, Методическое руководство для оказания первой доврачебной помощи при критических состояниях, Ситуативная задача | Устный ответ студента Тест | Базовый уровень: Знать: - основные характеристики здоровья и перечисляет группы здоровья - неотложные состояния и называет причины, их вызывающие. - основные заболевания внутренних органов и предполагает причину их возникновения. - возможные признаки острых отравлений, называет вредные привычки и механизмы влияния вредных привычек, особенности репродуктивной функции человека. Уметь: - разрабатывать программу оздоровления, которая включает: режим дня, питания, двигательной активности. - составлять план (программу) профилактической работы с коллективом обучающихся о сохранении и укреплении здоровья - определять принадлежность того или иного учащегося к конкретной группе здоровья. - определять причину неотложного состояния и предложить первую доврачебную помощь. - определять заболевания внутренних органов по симптоматике Владеть: - знаниями симптомов отравлений и способы оказания доврачебной помощи; механизмы влияния вредных привычек, особенности репродуктивной функции человека - навыком разработки программы оздоровления, в которой содержатся: режим дня, питания, двигательной активности, но не указываются конкретные особенности для данного учащегося. - навыком применения своих знаний о здоровом образе жизни для составления плана (программы) профилактической работы с коллективом обучающихся о сохранении и укреплении здоровья Повышенный уровень: Знать: - основные параметры здоровья и определять группы здоровья по медицинским показателям - основные заболевания внутренних органов и устанавливает причинно-следственную связь между симптомами и заболеванием - причину неотложного состояния и может оказать первую доврачебную помощь. Уметь: - выявлять причины неотложных состояний и их виды - выявлять признаки острых отравлений, и указывает их причины; называет вредные привычки и объясняет механизмы их влияния на организм, определяет особенности репродуктивной функции человека и ее значение - организовывать профилактическую работу работы с коллективом обучающихся о сохранении и укреплении здоровья на основе составленного плана или программы - определять причину возникновения острых отравлений и оказывает первую доврачебную помощь; классифицирует вредные привычки, объясняет механизмы влияния вредных веществ на организм; раскрывает значение репродуктивной функции человека для продолжения рода - эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды - определять принадлежность того или иного учащегося к конкретной группе здоровья. Владеть: -навыком разработки программы оздоровления, которая включает: режим дня, питания, двигательной активности и указывает способы сохранения здоровья - умением успешно действовать на основе практического опыта и знаний при решении профессиональных задач - способностью к разработке плана (программы) профилактической работы с коллективом обучающихся о сохранении и укреплении здоровья | |