Утверждено на заседании кафедры




У Т В Е Р Ж Д А Ю

Проректор по учебной работе

__________________В.П. Завойстый

«____»_______________ 2018 г.

 

 

Программа учебной дисциплины

 

Наименование дисциплины:

Б1.Б.14 Безопасность жизнедеятельности

Рекомендуется для направления подготовки:

Педагогическое образование

(профиль Географическое образование)

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Разработчик:

профессор кафедры безопасности

жизнедеятельности, д.м.н. Гущин А.Г.

 

Утверждено на заседании кафедры

безопасности жизнедеятельности

«10» января 2018г.

Протокол № 5

 

 

Заведующий кафедрой Гущин А.Г.

 

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - формирование у студентов культуры безопасности для обеспечения безопасной профессиональной деятельности и для успешного решения профессиональных задач.

Основными задачами курса являются:

· понимание различных видов опасностей, угрожающих каждому человеку и сообществам, их свойства и характеристики; методов предвидения и предупреждения влияния факторов опасностей и угроз, способах и средствах защиты от них в любых условиях и применительно к своей профессиональной деятельности; показателей, критериев здоровья детей и подростков, а также способы его укрепления; государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности; терминологии в области безопасности жизнедеятельности; прав и обязанностей граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

· овладение навыками идентификации основных опасностей среды обитания человека и выбором методов защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способов обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; создания педагогически целесообразной и психологически безопасной образовательной среды; бесконфликтного общения с различными субъектами педагогического процесса; разработки эффективных превентивных мер для опасностей различного характера; грамотного применения практических навыков обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни;

· развитие умений овладения законодательными и правовыми актами в области безопасности; требований к безопасности регламентов в сфере профессиональной деятельности; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности образовательного процесса; способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы (ОПОП):

Дисциплина включена в базовую часть ОПОП.

Для успешного изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);

Компетенция ОК-3 необходима для реализации общепедагогических функций педагога, проявляющихся в трудовых действиях (формирование способности к логическому рассуждению и ее использование), умениях (анализировать предлагаемые рассуждения с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения), знаниях (основ естественнонаучных и математических теорий и перспективных направлений развития современной науки).

Студент должен:

Знать: основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него; правила по охране труда и требований к безопасности образовательной среды.

Обладать умениями: взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

Владеть: формами и методами обучения двигательных умений и навыков, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, эксперименты и т.п.; потребностью в соблюдении норм здорового образа жизни.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является предшествующей для такой дисциплины как «Физическая культура и спорт».


3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-8, ОК-9, ОПК-4, ОПК-6.

Общекультурные компетенции: ОК -8,ОК -9
Шифр компетенции Формулировка компетенции Перечень компонентов Средства формирования Средства оценивания Уровни освоения компетенции
ОК -8     Готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность Знать: - Историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место физического образования в жизни личности и общества; - Основы методики преподавания и обучения двигательным действиям, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; -Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Уметь: -Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации; -Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей; -Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона Владеть: - Формами и методами обучения двигательных умений и навыков, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. -Методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. -Всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) Выбор информационных источников, Доклады на занятии, Физические упражнения, Практические задания, Конспект части занятий, Двигательные тесты, Спортивно-массовые мероприятия Реферат. Подготовка   Презентация. Подготовка   Деловая игра. Подготовка и проведение Базовый уровень: Знать: - историю, теорию, закономерности и принципы физкультурного образования. - роль и место физкультурного образования для физического совершенствования личности и общества. Уметь: - выбирать адекватные двигательные тесты для объективной оценки физической подготовленности в соответствии с возрастными особенностями занимающихся. Владеть: - основами методик обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств - основными формами обучения двигательным действиям: по показу, по рассказу   Повышенный уровень: Знать: - физкультурно – оздоровительные и игровые формы физического воспитания для развития дошкольников Уметь: - организовывать систематические занятия с физическими упражнениями, спортивными и подвижными играми, а также массовыми мероприятиями во внеучебной и внешкольной среде с разными категориями граждан; - разрабатывать план и маршрут спортивно-оздоровительных экскурсий и многодневных походов. Владеть: - применением различных систем физических упражнений для образовательного процесса, культурно-развлекательной и оздоровительной деятельности с различными категориями граждан.  
ОК – 9 Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций Знать: - Основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него. -Основные приемы оказания первой помощи. -Потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания. -Основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Уметь: -оценивать чрезвычайные ситуации, опасные для жизни и здоровья. - перечислять последовательности действий при возникновении чрезвычайных ситуаций. - объяснять элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретных чрезвычайных ситуациях - доступно объяснять значения здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья. Владеть: - потребностью в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам. - соблюдением мер профилактики инфекционных заболеваний. - навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях. - навыками обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Выбор информационных источников, Доклады на семинарах, Использование специального оборудования (проектор), Показ мультимедийных сообщений, Обработка и систематизация полученных собственных результатов, Студенческие конференции.   Реферат. Подготовка   Презентация. Подготовка   Деловая игра. Подготовка и проведение Базовый уровень: Знать: - специфику возрастных особенностей детей Уметь: - использовать теоретические знания по обеспечению охраны жизни и здоровья. Владеть: - методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование идеологии здорового образа жизни   Повышенный уровень Знать: -особенности процесса самостоятельного целеполагания собственного профессионального развития. Уметь: - организовывать взаимодействие с ведомственными структурами по вопросам безопасности жизнедеятельности Владеть: - общими методами и принципами безопасного поведения в обществе, быту и образовательном учреждении, владеть профессиональным языком данной предметной области.  
Общепрофессиональные компетенции: ОПК-4, ОПК-6
ОПК - 4 Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно – правовыми документами сферы образования Знать: - Теорию и методы управления образовательными системами; - Методики учебной и воспитательной работы; - Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов; - Средства обучения и их дидактические возможности; - Правила внутреннего распорядка; - Правила по охране труда и требований к безопасности образовательной среды. Уметь: - Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой; - Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение; - Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования. Владеть: -Планированием специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся; - Опытом уточнения и модификации планирования. Доклады на семинарах, Проекты, Презентации, Дискуссии, Выбор информационных источников, Работа с компьютерными базами данных.   Устный ответ студента   Тест Базовый уровень: Знать: - необходимость безусловного выполнения требований образовательной программы учебного заведения, плана воспитательной работы школы, рабочей программы учебного предмета как важнейших правовых документов реализации профессиональной деятельности - характеристику средств и методов предметного обучения с точки зрения их дидактической эффективности применительно к группам учащихся, различающимся по своим психолого-возрастным свойствам. - способы и приемы воспитательной работы с учащимися в урочное и внеурочное время - информационные ресурсы, отражающие случаи нарушения охраны труда в школе и их правовыми последствиями - средства и методы предметного обучения с точки зрения их дидактической эффективности применительно к группам учащихся, различающимся по своим психолого-возрастным свойствам - способы и приемы воспитательной работы с учащимися в урочное и внеурочное время - основы планирования учебного процесса, составления планов уроков и тематического планирования в единстве с образовательной программой, государственным стандартом образования. Уметь: -ориентироваться в проблемном поле теории и методов управления образовательными системами - обеспечивать безопасность образовательной среды в соответствии с существующими правовыми нормами в этой сфере - следит за ходом общественной дискуссии о значении, целях и направлении современного образования - проявлять устойчивый интерес к информации об изменениях в нормативно-правовом пространстве образовательной среды - использовать разный документальный материал по планированию учебного процесса - выбирать для отдельных образовательных и педагогических ситуаций адекватные их своеобразию средства и методы обучения и воспитания. Владеть: - способами планирования содержания и результатов педагогической деятельности. - этапами моделирования образовательного маршрута для отдельного ученика, группы, класса - навыком соблюдения правил внутреннего распорядка образовательного учреждения. Повышенный уровень: Знать: - варианты средств планирования в соответствии с профессиональными потребностями. - как составляется портфолио с материалами разнообразного планирования и обеспечения безопасности образовательной деятельности с самооценкой их эффективности, соответствия нормативным актам, резюме о собственной профессиональной состоятельности. Уметь: - разрабатывать учебный план на урок, четверть, полугодие, год в соответствии с целеполаганием собственной профессиональной деятельности - видоизменять и модифицировать типовые программы учебного и воспитательного школьных процессов. Владеть: -опытом самостоятельных действий по обеспечению образовательной деятельности в соответствии с современными государственными стандартами в данной сфере - опытом обоснования целесообразности составленного самостоятельно плана в соответствии с действующими нормативно-правовыми нормами в общем среднем образовании
ОПК - 6 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся Знать: – Основные характеристики и группы здоровья. – О неотложных состояниях и их причинах. – Об основных заболеваниях внутренних органов. – О признаках острых отравлений, механизмах влияния вредных привычек, особенностях репродуктивной функции человека. Уметь: - Оказать неотложную медицинскую помощь при критических состояниях. – Разработать программу оздоровления (режим дня, питания, двигательной активности). – Организовывать профилактическую работу с коллективом обучающихся о сохранении и укреплении здоровья. – Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.   Владеть:- Основными приемами оказания первой доврачебной помощи (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, остановка кровотечения, наложение повязок, шин). – Информацией о зависимости от химических веществ. – Способностью успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач Выбор информационных источников, Доклады на семинарах, Дискуссии, Реферирование медицинских источников, Методическое руководство для оказания первой доврачебной помощи при критических состояниях, Ситуативная задача Устный ответ студента   Тест Базовый уровень: Знать: - основные характеристики здоровья и перечисляет группы здоровья - неотложные состояния и называет причины, их вызывающие. - основные заболевания внутренних органов и предполагает причину их возникновения. - возможные признаки острых отравлений, называет вредные привычки и механизмы влияния вредных привычек, особенности репродуктивной функции человека. Уметь: - разрабатывать программу оздоровления, которая включает: режим дня, питания, двигательной активности. - составлять план (программу) профилактической работы с коллективом обучающихся о сохранении и укреплении здоровья - определять принадлежность того или иного учащегося к конкретной группе здоровья. - определять причину неотложного состояния и предложить первую доврачебную помощь. - определять заболевания внутренних органов по симптоматике Владеть: - знаниями симптомов отравлений и способы оказания доврачебной помощи; механизмы влияния вредных привычек, особенности репродуктивной функции человека - навыком разработки программы оздоровления, в которой содержатся: режим дня, питания, двигательной активности, но не указываются конкретные особенности для данного учащегося. - навыком применения своих знаний о здоровом образе жизни для составления плана (программы) профилактической работы с коллективом обучающихся о сохранении и укреплении здоровья Повышенный уровень: Знать: - основные параметры здоровья и определять группы здоровья по медицинским показателям - основные заболевания внутренних органов и устанавливает причинно-следственную связь между симптомами и заболеванием - причину неотложного состояния и может оказать первую доврачебную помощь. Уметь: - выявлять причины неотложных состояний и их виды - выявлять признаки острых отравлений, и указывает их причины; называет вредные привычки и объясняет механизмы их влияния на организм, определяет особенности репродуктивной функции человека и ее значение - организовывать профилактическую работу работы с коллективом обучающихся о сохранении и укреплении здоровья на основе составленного плана или программы - определять причину возникновения острых отравлений и оказывает первую доврачебную помощь; классифицирует вредные привычки, объясняет механизмы влияния вредных веществ на организм; раскрывает значение репродуктивной функции человека для продолжения рода - эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды - определять принадлежность того или иного учащегося к конкретной группе здоровья. Владеть: -навыком разработки программы оздоровления, которая включает: режим дня, питания, двигательной активности и указывает способы сохранения здоровья - умением успешно действовать на основе практического опыта и знаний при решении профессиональных задач - способностью к разработке плана (программы) профилактической работы с коллективом обучающихся о сохранении и укреплении здоровья
             



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: