Педагогический мониторинг усвоения программы




Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год ( вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на этапе обучения.

Методика проведения педагогического мониторинга критерии диагностики

К концу года ребенок должны знать:

- историю возникновения шахматной игры;

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- решать элементарные шахматные задачи.

- правильно располагать доску м/у партнерами, расставлять фигуры

Критерии оценки

3 (Высокий): Ребенок имеет представление о « шахматномкоролевстве», истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве

2 ( Средний): ребенок имеет представление о «шахматномкоролевстве», истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно»,

«больше», «меньше».

0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.


Тематическое планирование

Раздел Тема Содержание Количество часов
  Шахматная страна Диагностика Оценка уровня знаний детей  
Путешествие в Волшебной стране Дать детям представление о том, откуда появилась игра – шахматы. Познакомить детей со сказкой о волшебной Шахматной стране  
Путешествие по Волшебной стране Дать представление о вертикали и горизонтали шахматной доски, как располагается доска между партнерами  
«Волшебная страна - шахматная доска»   Дать представление о вертикали и горизонтали шахматной доски, как располагается доска между партнерами  
  Шахматные фигуры Горизонталь, вертикаль, диагональ Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.  
«Легенда мудреца» Познакомить детей с историей возникновения шахмат  
«В стране шахматных чудес» Развивать интерес к шахматам через чтение рассказов, сказок, рассматривание рисунков, иллюстраций  
Рисование «Волшебная доска» Учить детей правильно заштриховывать клеточки на поле с помощью линейки. Чтение дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски»  
Жители шахматной шкатулки Знакомство с шахматными фигурами (название). Д/и «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Большая и маленькая»  
Белые фигуры, черные фигуры Познакомить детей с чёрными и белыми фигурами  
«Проспекты, улицы и переулки Волшебной доски» Познакомить с солдатом шахматной доски – пешкой.  
«Пешечная свита короля» Дать представление о правилах передвижения пешки  
Пешечные заповеди» Познакомить с пешечными заповедями  
Прогулка по Волшебной доске Познакомить с новой фигурой – ладья – ее комбинации  
Ладья Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи.  
Прямолинейная и бесхитростная фигура Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции. Д/ игра «Тайны шахматной доски»  
«Кого поставили в угол?» Осуществление взятия пешек и ладьей противника. Д/и «Лабиринт», «Один в поле не воин»  
Сказка «Как ладья похудела» Дать представление о рокировке.  
Ладья против ладьи Д/и «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух)  
Игра-эстафета «Расставь фигуры быстро и правильно» Упражнять в умении быстро и правильно расставлять фигуры на доске.  
Викторина «Шахматная шкатулка» Упражнять в умении передвигаться по шахматному полю фигурами  
Знакомство с конем. Познакомить с шахматной фигурой и ее способы передвижения  
Игровое упражнение «Прыг, скок и в бок» Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух.  
Конь против ладьи Д/и «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение»  
Конь против коня Д/и «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух)  
Дидактическая игра «Игра на уничтожение» Познакомить с позициями: «Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения»  
«Вежливые слоны» Познакомить детей с новой шахматной фигурой – слоном, способами передвижения по доске  
«Конь против слона» Д/и «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля»  
«Могучая фигура» Познакомить с генералом среди фигур – ферзем и способами его передвижения  
«Прямолинейная и бесхитростная фигура» Упражнять в знании комбинаций.  
«Шахматная шкатулка» Упражнять в способах передвижения по полю ферзя и слона.  
Дидактическая игра «Непобедимый» Дать представление о шахматном мудреце по прозвищу «непобедимый».  
«Тяжелая ладья- легкий слон» Сравнение перемещения двух фигур по шахматному полю. Объяснить смысл понятий «тяжелая» и «легкий». Д/и «Выиграй фигуру», «Защита», «Двойной удар»  
Викторина «Шахматная шкатулка» Упражнять в умении правильно делать срубы.  
    «Могучая фигура –ферзь» Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь- тяжелая фигура. Д/и «Лабиринт», «Один в поле не воин»  
Ферзь против ладьи и слона» Д/и «Сними часовых», «Двойной удар», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение»  
Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня Дидактические задания «Перехитри часовых», «Двойной удар», «Взятие», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, слона, ладьи, коня)  
«И король жаждет боя» Познакомить с самой главной фигурой – королем, способы передвижения  
«Король против других фигур» Дидактические задания «»Перехитри часовых», «Сними часовых», «Двойной удар», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, ладьи, пешки, коня, слона)  
Игровое упражнение «Прыг, скок и в бок» Дать представление о том, что такое – мат, шах, пат.  
Игра «Нотация Волшебной доски» Упражнять в представлении шахматной памяти.  
Превращение пешки Превращение пешки. Взятие, Д/и «Один в поле воин»Ю «Лабиринт»  
Шахматная викторина «Игра на уничтожение» Шах, мат, партия  
  Шахматные позиции «Волшебный квадрат» Учить находить правильный выход в сложившейся ситуации.  
«Рокировка» Дать понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки  
Викторина «Ответь как в сказке без подсказки» Воспитывать чувство уверенности в своих силах, умение решать серьезные комбинации.  
Ничья Рассмотреть комбинации для достижения ничьей. Патовая комбинация. Д/з «Сделай ничью. Игровая практика  
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.Д/и «Шах или не шах», «Защита от шаха», «Дай шах»  
«Кто первым объявит шах?» Дать детям понятия- открытый шах, двойной шах. Д/задания «Дай открытый шах, «Дай двойной шах»  
Мат Рассказать о цели игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.Д/задание «Мат или не мат»  
Мат в один ход Мат в один ход ферзем, слоном, пешкой, конем, ладьей. Д/задание «Мат в один ход»  
Мат. Пат. «Вечный шах». Игра в парах Воспитывать чувство уверенности в своих силах, умение решать серьезные комбинации.  
Позиция «Вилка». Коллективная игра Упражнять в построении шахматных комбинаций в коллективных играх  
Праздник «Шахматный карнавал» В театрализовано-игровой форме закрепить шахматное название фигур и правила шахматной игры  
«Волшебный мир комбинаций» Упражнять в построении шахматных комбинаций в игре со взрослыми.  
Викторина «Реши этюд, отгадай задачу – найдешь удачу!» Упражнять в решении шахматных ситуаций.  
Ответь как в сказке без подсказки В театрализовано-игровой форме закрепить шахматное название фигур и правила шахматной игры  
Развлечение «В шахматном королевстве» Повторение пройденного материала  
Шахматный турнир Упражнять детей играть в шахматы, соблюдая правила игры. Подготовка к конкурсу «Шахматная Королева»  
Турнир с родителями Закрепить основные правила, комбинации игре в шахматы  
Диагностика Выявить уровень понимания и решения развивающих игровых задач    
Творческий отчет Подвести итоги работы за учебный год  

 

Календарно - тематический план

 

  сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
1-неделя   z Горизонталь, вертикаль, диагональ. Пешечные заповеди Викторина «Шахматная шкатулка»   z Тяжелая ладья- легкий слон Игра «Нотация Волшебной доски» Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Викторина «Реши этюд. Отгадай задачу- найдешь удачу!»
«Легенда мудреца» Прогулка по Волшебной доске Знакомство с конем Викторина «Шахматная шкатулка» Превращение пешки Кто первым объявит шах? Ответь как в сказке без подсказки
2-неделя   z «В стране шахматных чудес» Ладья Игровое упражнение «прыг, скок и в бок» z Могучая фигура - ферзь Шахматная викторина «Игра на уничтожение Шах Развлечение «В шахматном королевстве»
Рисование «Волшебная доска» Прямолинейная и бесхитростная фигура Конь против ладьи Ферзь против ладьи и слона Волшебный квадрат Мат в один ход Шахматный турнир
3- неделя   Диагностика Жители шахматной шкатулки «Кого поставили в угол?» Конь против коня Могучая фигура Пешка против ферзя, ладьи. слона, коня Рокировка Мат. Пат. «Вечный шах» Игра в парах Шахматный турнир
Путешествие в Волшебной стране Белые, черные фигуры. Сказка «Как ладья похудела» Д/и «Игра на уничтожение» Прямолинейная и бесхитростная фигура И король жаждет боя Рокировка Позиция «Вилка» Коллективная игра Турнир с родителями
4- неделя   «Путешествие по Волшебной доске»   «Проспекты, улицы. Переулки Волшебной доски» Ладья против ладьи Вежливые слоны Шахматная шкатулка Король против других фигур     Викторина «Ответь, как в сказке сам, без подсказки» Шахматная комбинация Диагностика
  «Волшебная страна - шахматная доска»   Пешечная свита короля Игра-эстафета «Расставь фигуры быстро и правильно» Конь против слона Д/и «Непобедимый» Игровое упражнение «Прыг, скок и в бок»   Ничья Шахматная комбинация Творческий отчет

 


Тема Содержание деятельности Мероприятие
  Шахматная доска Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Практическое занятие по теме «Шахматная доска».
  Шахматная доска. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Практическое занятие по теме «Шахматная доска».
  Горизонталь, вертикаль, диагональ. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактическая игра «Тайны шахматной доски»
  Центр шахматной доски. Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
  Белые фигуры, черные фигуры. Познакомить детей с чёрными и белыми фигурами Практическое задание
  Ладья. Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции. Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Мешочек Практическое занятие по теме «Ладья».  
  Слон. Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Дидактическая игра «Шахматные прятки».  
  Ферзь. Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя Дидактическая игра «Шахматные прятки».
  Конь. Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения. Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. Дидактическая игра «Шахматный теремок».
  Пешка. Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры. Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение». Практическое занятие по теме «Пешка».
  Король. Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия.   Мероприятие «Шахматная эстафета».
  Сравнительная сила фигур. Познакомить с силой каждой фигуры в шахматной игре Дидактическая игра «Шахматный теремок».
  Ценность шахматных фигур Познакомить детей о приблизительной стоимости фигур, приняв за единицу измерения одну пешку Игра в парах
  Начальное положение (начальная позиция). Начало шахматной партии (дебют). Развитие фигур (8-10 ходов). Показать несколько вариантов начала партии. Игры в парах. Практическое задание
  Расположение каждой из фигур в начальном положении; Познакомить детей с расстановкой фигур в начальное полжение Практическое задание
  Правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". Игра в парах
  Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Закреплять знания детей о горизонтальных линиях, познакомить с их обозначениями. Закрепить цифры от 1 до 8. Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые они ставятся. . Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.
  Правила хода и взятия каждой из фигур. Познакомить с правилами хода и взятия каждой фигур Практическое задание
  Игра «на уничтожение». Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы. Игра в порах
  Белопольные и чернопольные слоны, Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов. Дидактическая игра «Знатоки шахмат»
  Одноцветные и разноцветные слоны. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов. Закрепить знания почему слонов надо быстрее выводить в центр. Развивать сообразительность, Дидактическая игра «Игра на уничтожение».  
  Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Объяснить качество лёгких и тяжёлых фигур Дидактическая игра «Шахматные прятки».  
  Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки.. Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение».
  Взятие на проходе. Продолжать знакомить с местом пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки Мероприятие «Шахматная викторина».  
  Превращение пешки. Закрепить знания о том как ходит пешка, что делать если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость, сообразительность речь. Игра в парах
  Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Дидактическая игра «Шах или не шах».
  Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. . Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Мат. Правило «Короля не бьют». Мероприятие «Шахматная викторина».
  Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход". Практическое задание
  Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Формировать представлений о положении «пат», выделение отличий пата от мата. Практическое задание
  Длинная и короткая рокировка и ее правила. Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки. Практическое занятие по теме «Рокировка».  
  Шахматная партия. Начало шахматной партии. Закрепить представления детей о позиции «шах» Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей. Игра в парах
  Представления о том, как начинать шахматную партию. Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые они ставятся. Практическое задание
  Короткие шахматные партии. Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Практическое задание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: