Практическое занятие №1
Библия и её значение в истории литературы и культуры
1. Структура Библии. Состав Библии Ветхого и Нового заветов.
2. Мифы и история. Фольклорные истоки Библии (мифы, легенды, сказания, пословицы, загадки).
3. Притчи как один из библейских жанров. Определение притчи. Содержание притч, их композиция. Нравственно-религиозный смысл, литературное значение.
4. Влияние жизнеописания Христа в Евангелии на оригинальные русские жития.
5. Библия как источник литературных сюжетов.
6. Афористичность Библии, эмоциональность, образность.
7. Значение Библии в истории просвещения. Библейские сюжеты в живописи.
Основная литература
Библия. Любое издание.
История всемирной литературы. М., 1983. – Т. 1. – С. 501-516.
Косидовский З. Библейские сказания. – М., 1968.
Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1985.
Княжицкий А.И. Притчи. – М., 1994.
Алексеев А.А. Песнь песней в древней славяно-русской письменности. – СПб., 2002. – С.18.
Практическое занятие № 2
Торжественное и учительное красноречие как вид литературного творчества.
План занятия.
1. Характеристика жанра поучения-«слова», их тематика, особенности композиции, основные риторические приемы.
2. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона как выдающийся памятник ораторского красноречия.
а) характеристика времени создания памятника. Древняя Русь в годы правления Ярослава Мудрого. Как описывается в «Повести временных лет» расцвет культуры в эту эпоху? Что ставит в заслугу Ярославу Мудрому Нестор летописец? Какие сведения о митрополите Иларионе содержатся в летописи? Что послужило поводом, по предположению исследователей, для создания «Слова», при каких обстоятельствах оно было произнесено?
|
б) основные темы «Слова о Законе и Благодати»;
в) философия священной истории: Закон и Благодать как два этапа духовного становления человечества;
г) характер понимания Ветхого Завета в его отношении к Новому Завету в «Слове» Илариона. Образное осмысление антитезы Закона и Благодати: сопоставление образов Агари и Сарры, Измаила и Исаака;
д) отражение в памятнике вселенского значения христианства и равноправия всех христианских народов;
е) образ святого Владимира. Какое главное событие отмечает автор в его судьбе? Как описывает Иларион действие Благодати на личность Владимира и распространение этого действия на Русскую землю? Кому уподобляется Владимир в своем деянии? Почему становятся возможны эти сравнения? Способы воплощения образа: из каких фактических сведений он складывается, их характер; к помощи каких риторических приемов прибегает автор?
4. Сочинения св. Кирилла Туровского:
а) общая характеристика и классификация литературного наследия св. Кирилла Туровского: основные темы и жанры, их связь с духовной деятельностью автора;
б) тематические циклы: молитвы, Пасхальный, в честь Пятидесятницы, о монашестве, дидактические и догматико-дидактические сочинения, а внутри последних празднично-догматические и празднично-торжественные. Полемические и покаянные мотивы в сочинениях Кирилла Туровского;
в) соотношение традиционного и оригинального в текстах св. Кирилла Туровского;
г) место аллегории в творческом методе св. Кирилла Туровского. Привести примеры символического использования аллегорических образов;
|
д) понимание смысла человеческой жизни, проблемы соотношения духовного и телесного в человеке, природы его чувств в «Повести о белоризце-человеке и о монашестве» и в «Притче о человеческой душе и теле» («Слове о слепце и хромце»;
ж) роль и значение аскетических идеалов монашества в представлениях св. Кирилла Туровского о человеке и целях его бытия. Источник сюжета притчи, лежащей в основе «Повести о белоризце-человеке и о монашестве» и характер его переработки.
з) естественное и духовное в изображении весны в «Слове на новую неделю».
5. Сочинения Владимира Мономаха.
а) личность князя Владимира Всеволодовича Мономаха как выдающегося государственного деятеля и высокообразованного человека;
б) жанровая природа «Поучения чадам своим». Как проявились в ней традиции учительно-дидактической литературы? В чем ее самобытность и своеобразие?
в) автобиографичность образа идеального князя-воина и правителя. Что пишет Владимир Мономах о своих обязанностях и ответственности за судьбы земли и народа?
г) духовный аспект в постановке проблемы междоусобных войн, с помощью каких способов, средств и приемов художественной выразительности он вводится в ткань общих размышлений и личных переживаний Владимира Мономаха? Какой идеей проникнуто описание личной трагедии Владимира Мономаха (гибель сына) в его письме к Олегу Святославовичу Черниговскому?
Основная литература
Антонова М.Ф. Кирилл Туровский и Епифаний Премудрый. // ТОДРЛ – Л. 1981. – Т.34.
Бегунов Ю.К. Древнерусская ораторская проза как жанр (к постановке вопроса) // Пути изучения древнерусской литературы и письменности.– Л.,1970.
|
Еремин И.П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // ТОРДЛ. – Л, 1962. – Т.18.
Идейно-философское наследие Илариона Киевского. Ч.2. – М., 1986.
Колесов В.В. К характеристике поэтического стиля Кирилла Туровского // ТОРДЛ.– Л.,1981. – Т.36.
Сазонова Л.И. Принцип ритмической организации в произведениях торжественного красноречия старшей поры // ТОРДЛ. – Л., 1974. – Т.28.
Дополнительная литература
Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха // ТОРДЛ.– Л., 1971. – Т. ХХVI.
Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. –– СПб., 1996. – С.26––31.
Путешествия в Святую Землю: Записки русских паломников и путешественников ХII––ХХ вв. – М., 1995. – С.10––50.
Практическое занятие № 3
Киево-Печерский патерик
1. Типы житийных сборников, известных Древней Руси. Сюжетно-тематические разновидности патериковых рассказов.
2. История создания, редакции, внутрижанровый состав Киево–Печерского патерика.
3. Идейная направленность памятника, связанная с основанием и политической ролью Киево-Печерского монастыря.
4. Содержание Патерика:
а) картина монастырской и мирской жизни в рассказах патерика;
б) отражение взаимоотношений монастыря с князьями; особенности изображения и трактовки гибели князя Ростислава в «Повести временных лет» (погодная запись 1093 г.), «Слове о полку Игореве», Киево-Печерском патерике;
в) новое и традиционное в разработке мотива бесоборчества;
г) композиционные и языковые особенности памятника;
д) библейский идеал человека и воплощение его в рассказах Патерика.
Основная литература
Адрианова-Перетц В.П. Задачи изучения «агиографического» стиля Древней Руси // ТОДРЛ. – Т. 20. – М.; Л., 1964. – С. 47 – 71.
Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси. – М., 1996.
Волкова Т.Ф. Художественная структура и функции образа бесов в Киево-Печерском патерике// ТОДРЛ. – Т. 33. – Л., 1979. – С. 228—237.
Душечкина Е.В. Нестор в работе над Житием Феодосия Печерского: опыт прочтения текста // Уч. зап. Тартуского ун-та. – Тарту, 1971. – Вып. 266. – С. 4—15.
Ольшевская Л.А. Об авторах «Киево-Печерского патерика» // Литература Древней Руси. – М., 1978. – Вып. 2. – С. 13—27; 2) Своеобразие жанра житий в Киево-Печерском патерике // Литература Древней Руси. – М., 1981. – Вып. 3. – С. 18—34.
Склярчук В. Н. К биографии Феодосия Печерского // ТОДРЛ. – Л., 1988. – Т. 41. – С. 317—323.
Дополнительная литература
Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – Репр. изд. – М., 1988.
Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. – СПб., 1996.
Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси // Лихачев Д.С.Избр. работы: В 3 т. – Т. 3. – Л., 1987. – С. 77—97, 104—108, 130—140.
Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 166—168, 308—313, 370—373, 392–396; Л., 1988. – Вып. 2. Ч. 1. – С. 211—220.
Топоров В.П. Святость и святые в русской духовной жизни. – СПб., 1995.
Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990. – С. 39—87.