Жанр хожений в Древней Руси
План занятия
1. Хожение: путешествие и литературный жанр.
2. «Хождение» Даниила, Игумена земли Русской:
а) упоминание и пересказ значительных событий библейской и христианской истории;
б) описание природы, экономики, памятников христианской культуры Ближнего Востока;
в) личность Даниила и его литературная манера.
3. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина:
а) композиция произведения;
б) традиции и новаторство Афанасия Никитина;
в) образ автора в хожении;
г) общерусские государственные тенденции памятника.
Основная литература
Андрианова-Перетц В.П. Афанасий Никитин – путешественник-писатель // Хождение за три моря Афанасия Никитина. – М.; Л., 1958. – С. 107—130.
Вигасин А.А. Представления об Индии в Древней Руси // Индия. 1981 – 1982. Ежегодник. – М., 1983. – С. 274—288.
Ленхофф Г.Д. Мартин Дж. Б. Торгово-хозяйственный, культурный контекст «Хождения за три моря» Афанасия Никитина // ТОДРЛ. – Л., 1993. Т. 47. – С. 95—120
Прокофьев Н.И. Хожение: путешествие и литературный жанр // Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV в. – М., 1984.
Семенов Л.С. Путешествие Афанасия Никитина. – М., 1980.
«Хожение за три моря Афанасия Никитина». – Л., 1986.
Шохин В.К. Древняя Индия в культуре Руси (XI – середина XV в.). – М., 1988.
Практическое занятие № 6
Для самостоятельного изучения
«Повесть временных лет» как памятник литературы.
План занятия
1. Характеристика летописного жанра:
а) особенности летописей как произведений, излагающих историю Древней Руси в синтезе религиозного ее понимания и конкретного земного воплощения в судьбе древнерусского государства;
б) отличие древнерусских летописей от византийских хроник;
в) соотношение всемирной и древнерусской истории в летописях; история Руси как проявление созидательной силы христианства в общем течении и продолжении всемирной истории;
г) человек в системе летописных принципов изображения действительности. Событие как следствие нравственного состояния человека, борьбы в нем добра и зла; панорамное изображения событий и символичность отдельных фактов в летописи;
д) летопись как «объединяющий жанр»: житие, историческая повесть, патериковый рассказ, поучение в художественном единстве летописного повествования. Почему летописи называются сводами? Компилятивный и «восстановительный» принципы труда летописца: временное и вечное, прошлое и будущее в летописи.
2. «Повесть временных лет» как самый ранний из дошедших до нас летописных сводов. Летописные своды, в составе которых дошла до нас «Повесть», и ее редакции.
3. Определение летописцем главных тем своего произведения. Объяснение полного названия памятника с точки зрения основных идей произведения.
4. Структура и композиция «Повести»:
а) принципы изложения исторических событий в летописи, причины различия принципов изложения материала во вводной и основной частях произведения;
б) типы погодных записей, характеристика их с точки зрения происхождения, содержания, жанровой природы.
5. Рассказы о возникновении древнерусского государства и о первых его князьях.
а) источники сюжетных мотивов, которые лежат в основе рассказов;
б) традиции книжности и устного народного эпоса в летописи;
в) своеобразие подхода летописца к личности князя. Типы изображения князей в «Повести временных лет», их связь с идейным содержанием произведения;
г) какие общие черты характеризуют изображение событий и героев в «Сказании о белгородском киселе» и в «Повести об осаде Киева печенегами»? Чем различается подход летописца к людям в «Сказании о Кожемяке» и в повествовании «О единоборстве Мстислава с Редедею»? Сделайте вывод об изображении летописцем героев из народа.
6. Образы княгини Ольги и князя Владимира: элементы эпического и агиографического стиля; чем обусловлено преобладание тех или иных элементов в образах княгини Ольги и князя Владимира?
7. Тема братолюбия как основной лейтмотив «Повести». Ее выражение в рассказе о Борисе и Глебе, «завещании Ярослава» и в «Повести об ослеплении Василька Теребовльского».
8. Тема единства Русской Земли в борьбе со степными кочевниками и проблема княжеских междоусобиц. Размышления автора в контексте описания братоубийственных войн в «Повести» (ст. 1073 г.) о «бесовских играх» с человеком.
9. Историческая повесть и сказание в летописи (ст. 1015 г. об убиении Бориса и Глеба; ст. 1097 г. об ослеплении князя Василька Теребовльского):
а) приемы изображения исторических событий, их участников; внутренний монолог как средство передачи трагичности положения героев «Повести об ослеплении...»;
в) соотношение исторической концепции единства Русской Земли и духовно-религиозных представлений о грехе в восприятии летописцем междоусобных братоубийственных войн.
10. Отражение языческих верований Древней Руси в «Повести временных лет»:
а) отношение автора к языческим представлениям и верованиям. Какие мотивы в поведении людей – носителей этих представлений и верований – он выделяет?
б) влияние традиций апокрифической литературы на данные сюжеты. Почему в сознании летописца языческие верования трансформируются в апокрифические предания? Апокрифическая версия сотворения человека в ст.1071 г. Ее источники.
Основная литература
Аверинцев С.С. Григорий Турский и «Повесть временных лет», или О несходстве сходного / С.С.Аверинцев // Другие средние века: К 75-летию А. Я. Гуревича. – М.; СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, Университетская книга, 2000. – С. 6-12
Данилевский И.Н. Библия и «Повесть временных лет» // Отечественная история. – 1993. – №1. – С.78-94.
Еремин И.П. Повесть временных лет как памятник литературы // Еремин И.П. Литература Древней Руси (этюды и характеристики). – М.; Л., 1966.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1971.
Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы ХI-ХVI вв. // Литература Древней Руси. – Вып.1. – М., 1975. – С.5-39.
Повесть временных лет. – Ч.1-2. – М., Л., 1950.
Дополнительная литература
Творогов О.В. Сюжетное повествование в летописях ХI––ХIII вв. // Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. – Л., 1970.
«Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. М., 1988.