Л. Твардовский. РАССКАЗ ТАНКИСТА.




Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут его, забыл его спросить...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит — не выглянуть из башен,—

И не поймёшь, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился,— столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка: —

Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

— Да где же, где?.. — А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка — мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота

Заходим в тыл, и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —

И руку, как товарищу, пожал-

Был трудный бой.

Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Вот так мальчик помог взрослым в бою на улицах города.

Учитель: Ребята, посмотрите на 6 слайд.

Что здесь изображено? Как вы думаете?

У стога сена сидит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним подросток, они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды. О чем это говорит? Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить во время немцев, не дать пройти им на нашу землю.

Педагог: А кто такие партизаны?

Партизаны – этодиверсанты, взрывающие вражеские заводы, железные дороги на территориях захваченных врагом, живущих в лесу в землянках.

Ребята о чем говорят эти фотографии?

Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках, в партизанских отрядах.

Но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах.

Педагог: Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны.

Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!

Педагог: Следующий слайд (7)

Письмо мальчика на фронт

«Doрoгoй папа! Я очень хочу попросить чтобы тебя, чтобы ты громил фашистов чтo есть мочи и поcкoрee возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю тeбe. Я горжусь, что ты — солдaт, и что у тебя есть oрдeн и медали, и что ты защищаешь всех нас oт фашистов! Ждем тебя. «Твой сын Женя».

И сейчас мы послушаем рассказы о героических подвигах детей, которые помогали взрослым во время Великой Отечественной войны.

Юные герои туляки.

ТУЛЬСКИЙ ГАВРОШ

Так между собой наши бойцы называли шустрого паренька Валю Паршутина.

Семья Паршутиных жила на окраине Рогожинского поселка. Сын, 11-летний Валя, учился в школе №39. Валя был красивым мальчиком с большими синими глазами и шапкой белокурых волос на голове. Многие находили, что Валя внешне похож на поэта Сергея Есенина. Мальчик ходил на спектакли в ТЮЗ, любил читать книги и играть с ребятами в Чапая. Василием Ивановичем всегда был он, Валя.

«Вырасту, буду Чапаевым или Валерием Чкаловым, - всегда говорил Валя друзьям. - Стану летать выше и лучше всех, чтобы враги боялись!»

Началась война, в сентябре школьные занятия отменили. Старшеклассников мобилизовали на трудовой фронт. Жить в Туле с каждым днем становилось опаснее. Мама Вали, Елизавета Петровна, настояла, чтобы дети уехали в деревню Письменку Суворовского района, к ее брату. Но в конце октября Валя не утерпел и сбежал от дяди обратно в Тулу. «Буду помогать нашим бойцам, - сказал Валя рыдающей матери. - Патроны подносить. Может, стрелять фрицев. В разведку сгожусь!» «Мальчишки не воюют», - попыталась вразумить его мать. «Это почему же? А помнишь, я тебе как-то про Гавроша читал? Он-то воевал». Через несколько дней Валя пришел домой в сапогах, ватнике и новой армейской пилотке со звездой.

На подступах к Туле шли ожесточенные бои. На окраине Рогожинского поселка стоял сформированный отряд Тульского Рабочего полка. Валя подносил бойцам снаряды, сумки с пулеметными лентами, был связным между батальонами. Бойцы сразу же полюбили шустрого парня, называли его «сыном полка».

29 октября 1941 года Вале исполнилось 12 лет. В тот день, холодный и пасмурный, Валя ходил в разведку в Рогожинский поселок, принес важные сведения о противнике. С колокольни церкви, стоящей на горе, строчил крупнокалиберный немецкий пулемет - обстреливал Красный Перекоп. У нашего же пулеметчика кончились патроны, их надо было срочно доставить. Два бойца Рабочего полка пошли, да не вернулись... Тогда вызвался Валя: «Я пойду! Я маленький, немцы меня не заметят!»

Несколько раз Валя Паршутин приносил патроны. В один момент ему показалось, что он ползет слишком медленно. Мальчуган выпрямился во весь рост, забыв об опасности, и тут же был сражен пулей немецкого снайпера.

Истекающего кровью Валю тут же уложили на плащ-палатку и понесли к убежищу - там в тот день от возможной бомбежки пряталось много народа. Была там и мама Вали. «Не плачь, не надо, - успел прошептать ей мальчик. - Фашисты не возьмут Тулу, мы победим!»

Врача поблизости не оказалось. Через пять часов Валя Паршутин умер. Юного героя похоронили на Всехсвятском кладбище. Сейчас за его могилой ухаживают дети из школы №39 - школы, носящей имя Вали Паршутина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: