V. Рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС




Временной режим образования слабовидящих школьников (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

Обучение слабовидящих учащихся осуществляется только в первую смену. Продолжительность общеобразовательного урока в подготовительном классе и в первом полугодии 1 класса составляет 35 мин., в последующие годы обучения – 40 мин. (СанПиН № 242 от 2010г.). Продолжительность специально организованного урока/занятия с обучающимися слабовидящими школьниками различна и зависит от возраста и психофизического состояния детей.

В соответствии с СанПиНом в середине урока проводится физкультурная минутка.

Для профилактики зрительного утомления должна строго регламентироваться зрительная работа. Продолжительность непрерывной зрительной работы для слабовидящих в начальных классах школ не должна превышать 10-15 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть менее 10 минут. Режим зрительной нагрузки должен обеспечивать стойкое сохранение зрительной работоспособности и профилактику зрительного утомления.

Режим зрительной нагрузки предполагает:

· чередование работы глаз с их отдыхом;

· профилактика утомления мышечного аппарата спины и шеи;

· целесообразное ограничение непрерывной зрит. работы;

· создание комфортных для зрения внешних условий (рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения);

· подбор объектов восприятия, которые бы обеспечивали: построение адекватных зрительных образов; удержание объекта в поле видения в заданный временной отрезок, что предусматривает учет размера, цветности, сложности формы, количества объектов, характер зашумленности фона и т.д.

· достаточная освещенность рабочего места;

· соблюдение допустимой длительности занятий, особенно на занятиях, на которых деятельность детей требует продолжительного зрительного сосредоточения.

При проведении коррекционных занятий нужно учитывать функциональную мобильность сетчатки: повышение ее цветочувствительности в дневные часы (с 13 до 15 часов) и светочувствительности — в утренние и вечерние часы. Данные рекомендации должны учитываться педагогом при составлении сетки занятий, распределении программного материала, планировании и написании конспектов. У слабовидящих школьников младших классов самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке, у старшеклассников – на втором и третьем уроках. Работоспособность меняется в течение недели. Самая высокая работоспособность наблюдается по вторникам, а начиная с четверга, она снижается и достигает минимума в субботу.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения также регламентируется гигиеническими нормами. Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения реко­мендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут (1— 2 классы: 7—10 минут, 3—4 классы: 10—15 минут, 5—11 классы: 15— 30 минут).

Непрерывный период зрительной нагрузки при письме, чтении и работе с мелкими предметами не должен превышать 5 минут, зрительная гимнастика не менее 2 раз за занятие, устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями, подачу учебного материала осуществлять небольшими, логическими законченными дозами.

В связи с тем что темп работы детей с нарушениями зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые зрительные нарушения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.

Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание.

Для правильного подбора иллюстративно-графических пособий педагогу важно также иметь представление о пороговых величинах зрительной чувствительности детей с нарушением зрения. Предельно минимальные размеры объектов различения зависят от остроты центрального зрения и составляют (В.П. Жохов и др.):

при остроте зрения 0,01-0,03 — 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 — 5 мм, при остроте зрения 0,09-0,2 — 3 мм. Размер дидактического изображения не более 27 см. (две ладони), размер шрифта 7,5 мм.

Учитывая необходимость постоянного выполнения офтальмо-гигиенических требований, учителю рекомендуется (по Л.П.Григорьян):

- знать офтальмологическую характеристику каждого ребенка;

-знать рекомендации, данные детям по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их исполнением;

-при возникновении подозрения на ухудшение зрения у ученика направлять его к школьному офтальмологу;

-следить за правильной позой детей при обучении чтению и письму;

-знать детей, имеющих ограничения по занятиям физкультурой и трудовому обучению, и следить за их соблюдением;

-заботиться о профилактике зрительного утомления на уроках;

-проводить на уроках физкультпаузы по методике, согласованной с врачом-офтальмологом и учителем физкультуры.

Во время урока педагогу необходимо следить за позой учащихся. Неправильная осанка создает неблагоприятные условия для функционирования многих органов и систем. Учителю необходимо четко соблюдать показания и противопоказания к занятиям спортом. При близорукости высокой степени и особенно с осложнением на глазном дне, глаукоме, подвывихе хрусталика и др. противопоказаны все виды спорта, связанные с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения, поднятием тяжестей, большим физическим напряжением. При решении вопроса о возможности занятий слабовидящих школьников в отдельных спортивных секциях необходима консультация врача-офтальмолога.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации АООП включает наличие информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней и внешней сети и направлено на создание доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Создание специальных кабинетов для отдыха /релаксации и коррекционно-развивающих занятий.

Необходимо создать не менее четырех специальных кабинетов:

- комнату релаксации специальное место для отдыха, в которой ребенок может расслабиться и получить возможность «отключиться» от многолюдной среды, а также снизить слуховую и зрительную нагрузку;

- кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий психолога;

- кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий логопеда;

- кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий дефектолога.

Таким образом, организация должна быть оснащена:

· учебными помещениями (классами, специальными кабинетами), площадь, освещенность, расположение, размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий, активной деятельности, сна (в случае интернатного проживания обучающихся) и отдыха которых должны обеспечивать возможность успешной реализации слепыми обучающимися урочной и внеурочной деятельности;

· спортивными сооружениями (залами, стадионами, спортивными площадками), оснащенными игровым, спортивным оборудованием и инвентарем, соответствующим особым образовательным потребностям слепых обучающихся;

· помещениями медицинского назначения (в том числе кабинет офтальмолога, ортоптический кабинет) (Приложение 1, Таблица 1.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: