VI. Особенности реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС




 

Образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы, состоящей из учебного плана общеобразовательной организации, включающего обязательную часть и часть, формируемую участниками отношений, а также из часов, необходимых для проведения реабилитационно-коррекционных мероприятий, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ.

Вариант программы обучения определяет психолого-медико-педагогическая комиссия.

Вариант 1. предполагает, что слепой и слабовидящий учащийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможности здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы).

Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.

Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося по Варианту 1. определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.

Коррекционно-развивающая работа направлена на:

осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слепым и слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей;

минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слепых обучающихся на освоение ими АООП НОО;

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Вариант 2 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы).

Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей такие же, как в Варианте 1.

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Ритмика"; "Адаптивная физическая культура (АФК)"; "Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия";

"Социально-бытовая ориентировка"; "Пространственная ориентировка"; "Развитие осязания и мелкой моторики"; "Развитие коммуникативной деятельности".

Курсы коррекционно-развивающей области проводятся в форме фронтальных занятий, которые могут быть дополнены индивидуальными.

Коррекционный курс "Ритмика".

Основные задачи реализации содержания: Развитие чувства ритма, связи движений с музыкой. Преодоление трудностей развития движений. Формирование ритмичности и пластичности движений, умений управлять темпом движений. Развитие выразительности движений и самовыражения. Развитие двигательной активности, координации движений для уверенного владения своим телом. Знание специальных ритмических упражнений и умение их выполнять. Повышение потребности в выполнении движений под музыку. Развитие ориентировочной, регулирующей и контролирующей роли остаточного зрения при выполнении различных видов ритмических упражнений.

Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний и рекомендаций врача-офтальмолога.

Коррекционный курс "Адаптивная физическая культура (АФК)".

Основные задачи реализации содержания: Преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Повышение функциональных возможностей организма. Укрепление и охрана здоровья, в том числе охрана остаточного зрения. Обогащение двигательных умений. Развитие жизненно необходимых двигательных навыков. Развитие основных физических качеств. Преодоление скованности, физической пассивности. Исправление неправильной осанки, походки. Коррекция навязчивых стереотипных движений. Преодоление неуверенности при передвижении в пространстве, совершенствование навыков пространственной ориентировки. Развитие мышечного чувства. Развитие компенсаторных возможностей средствами физической культуры.

Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний и рекомендаций врача-офтальмолога.

Коррекционный курс "Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия".

Основные задачи реализации содержания: Развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира, ориентировки в нем с использованием остаточного зрения. Развитие умения использовать остаточное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни с опорой на сохранные анализаторы. Повышение функциональных возможностей остаточного зрения, зрительной работоспособности. Формирование навыков рационального использования остаточного зрения. Формирование умений и навыков охраны остаточного зрения.

Коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка".

Основные задачи реализации содержания: Формирование первоначальных и адекватных представлений о бытовой и социальной сфере окружающей действительности. Формирование знаний о личной гигиене, здоровом питании, способах ухода за одеждой и обувью, приемах, позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях, культуре поведения в различных социально-бытовых ситуациях. Развитие социально-бытовых умений и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной жизни.

Коррекционный курс "Пространственная ориентировка".

Основные задачи реализации содержания: Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем. Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах. Формирование навыков пользования тростью, специальными приборами, облегчающими ориентировку. Формирование навыка совместной ориентировки с видящими обучающими и взрослыми.

Коррекционный курс "Развитие осязания и мелкой моторики".

Основные задачи реализации содержания: Развитие мелких точных координированных движений рук и пальцев для совершенствования обследовательских действий. Развитие умения использовать мышечно-суставное чувство в учебно-познавательной деятельности (в том числе для овладения шрифтом Л. Брайля) и в повседневной жизни. Развитие осязательных навыков, овладение различными способами осязательного обследования и формирование культуры осязательного обследования. Развитие кожной чувствительности.

Коррекционный курс "Развитие коммуникативной деятельности".

Основные задачи реализации содержания: Развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащение представлений о себе и своих возможностях; формирование образов окружающих людей; формирование и развитие вербальных и невербальных средств общения и расширение социального опыта.

 

Учебный план (слепые. слабовидящие)  
№ п.п. Предметные области Учебные предметы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс  
  класс Вариант 1 Вариант 2 Вариант 1 Вариант 2 Вариант 1 Вариант2 Вариант 1 Вариант 2 Вариант 2  
I Филология Русский язык 4/5 ч 4/5 ч        
 
Литературное чтение       3/4 ч    
Иностранный язык (Английский язык)   2/0 ч        
 
Математика и информатика Математика            
   
Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир (человек, природа, общество)     2/1 ч 2/1 ч    
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики       1/0 ч    
Искусство Музыка            
Изобразительное искусство. Тифлографика (слепые) Изобразительное искусство (слабовидящие)            
Технология Технология(труд)            
 
Физическая культура Физическая культра            
  Часть, формируемая участниками образовательного процесса Русский язык 1/0 1/2 ч 1/2 ч 1/2 ч    
  Итого              
* Внеурочная деятельность                      
  Коррекционно-развивающая область                      
  Ритмика     0,5   0,5   0, 5   0,5 0,5  
Адаптивная физическая культура     0,5   0,5   0,5   0,5 0,5  
Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия (слепые) Развитие зрительного восприятия (слабовидящие)     слепые - 0,5 слабов - 1   слепые - 0,5 слабовид - 1   слепые - 0,5 слабовид - 1   слепые - 0,5 слабовид - 1 слепые - 0,5 слабовид - 1  
Пространственная ориентировка                      
Развитие коммуникативной деятельности     0,5   0,5   0,5   0,5 0,5  
Социально-бытовая ориентировка     0,5   0,5   0,5   0,5 0,5  
Индивидуальные коррекционные занятия                      
Развитие осязания и мелкой моторики     слепые -0,5   слепые -0,5   слепые -0,5   слепые -0,5 слепые -0,5  
  Другие направления внеурочной деятельности              
  Спортивно-оздоровительное              
Духовно-нравственное              
Социальное              
Общекультурное              
Общеинтеллекуальное              
    Итого                    

*Внеурочная деятельность осуществляется за счет кадрового ресурса образовательной организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: