I. Классификация нарушений и особые образовательные потребности слепых и слабовидящих обучающихся




Версия для слабовидящих

Телефон «горячей линии» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях 221-81-58

ФГОС для обучающихся с ОВЗ и с нарушением интеллекта

Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях в соответствии с ФГОС

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Классификация нарушений и особые образовательные потребности слепых и слабовидящих обучающихся  
Рекомендации по вопросам кадрового обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ Рекомендации по совершенствованию материально-технического и информационного обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ Рекомендации по реализации офтальмо-гигиенических требований в образовательной организации Рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС Особенности реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС Модель выпускника с нарушением зрения            

 

 

Введение

Результатом реализации нормативно – правовых требований реализации ФГОС должно стать создание специальной среды в образовательных учреждениях, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с нарушением зрения, открытой для его родителей (законных представителей) и гарантирующей следующие возможности:

• достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

• использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

• адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы, и родителей (законных представителей);

• индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с нарушением зрения;

• целенаправленного развития способности детей с нарушением зрения к коммуни­кации и взаимодействию со сверстниками;

• выявления и развития способностей обучающихся с нарушением зрения через си­стему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• включения детей с нарушением зрения в доступные им интеллектуальные и твор­ческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

• включения детей с нарушением зрения, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

• использования в образовательном процессе современных, научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с нарушением зрения;

Нами представлены методические рекомендации для руководителей, учителей и специалистов ОУ по созданию специальных условий при включении детей с нарушениями зрения в образовательное учреждение.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в 273-ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания общеобразовательных организаций, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися выше обозначенной категории.

В ФГОС НОО ОВЗ требования к условиям получения образования представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения:

· кадровое обеспечение,

· финансовое обеспечение,

· материально-техническое обеспечение.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

 

I. Классификация нарушений и особые образовательные потребности слепых и слабовидящих обучающихся

 

В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколько групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.

В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:

а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от 0 до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу.

Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха.

Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным. Оно может обеспечить правильность и необходимую скорость восприятия обычного плоскопечатного шрифта лишь при использовании осязания.

Во время занятий слепые и частично видящие пользуются специальными и учебными пособиями (изданными по системе Брайля), специальными техническими средствами, необходимым дидактическим материалом. Частично видящие пользуются и оптикой. Все это позволяет овладевать приемами осязательного и зрительного чтения и письма, облегчающими рациональное использование и охрану остаточного зрения;

Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий.

При обучении этих детей применяется система специальных технических и оптических средств (накладные ортоскопические, строчные лупы и др.), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций. Однако их зрение является недостаточно устойчивым. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В связи с этим также учащиеся нуждаются в облегченном режиме зрительной нагрузки, в умелом чередовании деятельности, труда и отдыха;

в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу.

При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В связи с необходимостью применять специальные методы и технические средства обучения, соблюдать определенные гигиенические требования, такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих. Однако некоторые из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно обучаться в массовой школе;

г) дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами.

У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться некоторый щадящий режим.

При обучении в массовой школе слабовидящие дети испытывают ряд трудностей: трудности узнавания характерных внешних признаков предметов из-за нечеткости и замедленности восприятия; трудности в различении строк, сходных по написанию букв и цифр, ведущие к невозможности овладения счетом и чтением. В обычной школе слабовидящие дети не видят написанного на доске, изображений на таблицах. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что способствует дальнейшему снижению зрения, а также снижению умственной и физической работоспособности. При обучении в школе для слабовидящих используются специальные оптические средства: телескопические очки, контактные линзы, лупы, проекторы, повышенная освещенность, учебники с крупным шрифтом.

Таким образом, в зависимости от разной степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала, что предполагает применение дифференцированных форм их обучения в специальной школе для слабовидящих и в массовой школе.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения весьма разнообразны и имеют определённые внутригрупповые отличия (в зависимости от степени нарушения зрительного анализатора). Общим для всех детей с нарушением зрения является недоразвитие сферы чувственного познания. Кроме того, прослеживаются трудности формирования двигательных навыков. Своеобразие физического развития проявляется в нарушении координации, точности, объема движений. Это осложняет формирование личности, овладение навыками пространственного ориентирования (в макропространстве и на микроплоскости), обусловливает возникновение формализма и вербализма знаний, снижение двигательной и познавательной активности.

Специфические (особые) образовательные потребности слепых детей заключаются в обогащении и коррекция чувственного опыта, формировании умений и навыков социально-бытовой ориентировки, развитии полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира, развитие коммуникативной деятельности, коррекция речевых нарушений, преодоление вербализма речи, формировании компенсаторных способов деятельности, профилактике вербализма и формализма знаний, развитии эмоциональной сферы, коррекция и профилактика возникновения негативных качеств характера и поведенческих проявлений, формировании навыков ориентировки в микро и макропространстве, коррекции нарушений двигательной сферы.

Удовлетворение указанных образовательных потребностей в условиях инклюзивной практики предусматривает проведение коррекционной работы по различным направлениям. При этом в соответствии с ФГОС основной перечень индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий включает:

- коррекционно-развивающую работу тифлопедагога в соответствии с особыми образовательными потребностями учащегося. Такого рода работа должна обеспечить слепому обучающемуся возможность освоения специальных умений и навыков, повышающих его сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, мобильность. Кроме того, данная работа, реализующаяся в форме индивидуальных коррекционных занятий, предусматривает развитие у детей компенсаторных механизмов, преодоление дефицитарности функций;

- коррекционно-развивающую работу специалистов в соответствии с индивидуальными особенностями (недостатками развития), требующими логопедической, педагогической, психологической коррекции;

- мероприятия по предметно-пространственной и социальной адаптации слепого учащегося с целью повышения его мобильности, самостоятельности и активности в школьной среде;

- взаимодействие с семьей (законными представителями) по вопросам коррекции и развития ребёнка, семейного воспитания, физического развития и повышения двигательной активности ученика.

Разноплановой должна быть коррекционно-развивающая работа со слепыми обучающимися в условиях инклюзивного образования. Её содержание предусматривает:

- обогащение чувственного опыта слепого обучающегося;

- коррекцию и развитие дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у слепого обучающегося;

- развитие познавательной деятельности, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, коммуникативной деятельности, осязания и мелкой моторики, слухового восприятия и других его модальностей, остаточного зрения слепого обучающегося;

-обеспечение возможности ребёнку активно использовать освоенные компенсаторные способы, умения и навыки, восстановленные и скорректированные функции в разных видах учебной деятельности, в урочной и внеурочной деятельности, в общении с окружающими;

- коррекцию и развитие высших психических функций как компенсаторной основы отражения окружающего;

- активизацию социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности и познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.

Специфические (особые) образовательные потребности слабовидящих детей предполагают:

- обогащение чувственного опыта;

- развитие познавательной деятельности;

- развитие зрительного восприятия и сохранных анализаторов;

- обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений;

- развитие познавательно и общей активности;

- повышение коммуникативной активности и компетентности;

- физическое развитие, повышение двигательной активности;

- формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве.

Индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих школьников в соответствии ФГОС, включают:

- коррекцию и развитие дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических);

- развитие умений и навыков пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, коммуникативной деятельности, осязания и мелкой моторики;

- обучение активному использованию освоенных компенсаторных способов, умений и навыков, восстановленных и скорректированных зрительных функций в разных видах учебной деятельности;

- развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности и познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.

Имея ввиду особые образовательные потребности детей с нарушением зрения (потребность в ранней диагностике и начале коррекционно-развивающей работы, индивидуальном и дифференцированном подходе, непрерывности коррекционного воздействия, изменении содержания образования, путей его изучения (методов, средств, форм), а также пространственно-временной организации среды обучения) и их специфические потребности существует определенная характеристика информационного и материально-технического обеспечения ФГОС с позиции обеспечения наиболее комфортных условий получения образования и коррекционно-развивающей помощи.

 

 

II. Рекомендации по вопросам кадрового обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ

 

Обеспечение кадровых условий – одно из основных направление деятельности образовательной организации по внедрению ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Содержание раздела ФГОС, освещающего вопросы кадрового обеспечения, разработано с учетом Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.

При согласовании имеющихся и необходимых для реализации ФГОС кадровых условий целесообразно пользоваться положениями вышеназванного приказа Министерства здравоохранения и социального развития. В частности, в тексте этого документа имеются следующие немаловажные установки:

Раздел 1 п.1: "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Раздел 1 п. 3, 5 и 6. Указывают на возможности в целях совершенствования организации и повышения эффективности труда перераспределения, расширения, изменения и уточнения должностных обязанностей, включенных в квалификационную характеристику определенной должности.

Раздел 1 п. 9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Уровень квалификации работников для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.

Кадровое обеспечение предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку.

Остановимся на требованиях к педагогическим кадрам, задействованным в образовании слепых и слабовидящих школьников в соответствии с ФГОС.

Учителя, реализующие основную образовательную программу начального общего образования (учителя начальных классов, учителя музыки, физкультуры, рисования и другие педагоги), должны иметь образование не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования и тифлопедагогики.

Учителя, реализующие программу коррекционной работы, должны иметь высшее профессиональное образование и квалификацию / степень не ниже бакалавра по одному из вариантов программ подготовки:- по направлению «Педагогика», профиль подготовки - «Образование лиц с нарушением зрения» либо по соответствующей программе;- по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки - «Тифлопедагогика» либо по соответствующей магистерской программе; по специальности «Тифлопедагогика».

Лица, имеющие педагогическое профессиональное образование по другим специальностям и профилям подготовки, для реализации программы коррекционной работы должны пройти курсы профессиональной переподготовки (не менее 250 часов) в области тифлопедагогики и курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования.

Тьютор должен иметь высшее профессиональное образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», либо по одному из его профилей (специальностей), либо пройти курсы профессиональной переподготовки по соответствующей программе.

Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: по специальности «Специальная психология»; по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии. Педагог-психолог должен пройти профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования.

Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: по специальности «Логопедия»; по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.

При любом варианте профессиональной подготовки учитель-логопед должен обязательно пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в области тифлопедагогики.

Для администрации, педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов, участвующих в работе с обучающимися с ОВЗ, обязательно освоение дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной группы обучающихся с использованием междисциплинарных подходов. Все педагогические работники, принимающие участие в реализации АООП совместно с другими обучающимися должны пройти повышение квалификации в области организации инклюзивного образования.

Повышение квалификации может осуществляется по направлениям модернизации системы образования. Курсы повышения квалификации могут быть организованы институтами развития образования, профильными вузами регионального и федерального уровня, имеющими соответствующие лицензии. Право организации курсов повышения квалификации также имеет ряд коммерческих организаций имеющих лицензию (ст.12 и 31 Федерального закона № 273-ФЗ). В настоящее время есть возможность дистанционного участия в курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах и других мероприятиях.

Особое направление повышения квалификации составляют посещения специалистов различных образовательных организаций, формирование региональных, районных, методических объединений, ресурсных центров на базе ведущих специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Тематикой работы в рамках такого взаимодействия могут стать вопросы практической разработки документации, организации процесса обучения, воспитания или коррекции развития ребенка, обмен и обсуждение конкретных методических разработок. В качестве перспективного направления можно рассмотреть стажировку на рабочем месте, наставничество, обмен опытом, посещение занятий, работа в творческих парах или группах.

Приоритетными методами обучения в системе повышения квалификации кадров являются интерактивные практикоориентированные методы, где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков. Возрастающий поток информации требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечивать высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике.

 

III. Рекомендации по совершенствованию материально-технического и информационного обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ

 

Согласно ФГОС для обучающихся с ОВЗ под материально-техническим и информационным обеспечением понимаются такие условия реализации АООП, которые отражают:

· общие характеристики инфраструктуры как общего, так и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды;

· специфические характеристики организации пространства; временного режима обучения; технических средств обучения; специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов, компьютерных инструментов обучения, отвечающим особым образовательным потребностям той или иной группы обучающихся с ОВЗ.

 

В образовательной организации для полноценного информационного и материально-технического обеспечения необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности:

1. Анализ материально-технического и информационного обеспечения ОО, в соответствии с требованиями ФГОС, санитарными и противопожарными нормами, нормами охраны труда работников ОО, нормами охраны здоровья обучающихся; о создании в ОО информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Изменение инфраструктуры ОО и, в связи с этим, разработку локальных актов, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения; устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры ОО с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (положение о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, учебно-методическом центре и пр.).

3. Разработку новой версии оформления официального сайта учреждения, в том числе и с позиции необходимости размещения на нем актуальной информации о ведении ФГОС и изменениях в работе ОО.

4. Изменение подходов к взаимодействию с родителями (законными представителями): изучение мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам, связанным с введения ФГОС; включение родителей в совместную работу с учреждением по созданию комфортной среды, контролю за реализацией требований и пр., юридически полноценное оформление отношений с родителями (законными представителями) через заключение соглашений и договоров.

К специальные условия материально-технического характера относится адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG) (Приказ Министерства образования науки России от 30 августа 2013 г. № 1015).

Требования к организации пространства утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Создание специальных образовательных условий в школе начинается с организации материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование.

Когда в школу приходит ребенок с нарушениями зрения, первая трудность, с которой он столкнется, — это затруднения в ориентации в пространстве. Поэтому для комфортного пребывания в школе ему надо помочь именно в этом. Важным условием организации пространства является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое) и оснащение в соответствии с особыми образовательными потребностями школьных помещений и территории специальными ориентирами и оборудованием (тактильные таблички, звуковые маяки и т.д.).

Стрелочные указатели, установленные на территории образовательного учреждения, показывают направление, в котором следует идти до указанного на них номера и названия корпуса. Такие же указатели устанавливаются за пределами территории в сложных условиях ориентировки (перекресток, площадь). Стрелочные указатели, устанавливаемые за территорией образовательного учреждения, выполняются в виде таблички из оргстекла размером 600х250 мм. Надпись на табличке должна быть краткой и содержать необходимую информацию. Стрелка, показывающая направление движения, располагается на табличке слева от надписи, «темные очки» — справа от надписи.

Таблички укрепляются на видных местах на высоте 2 м. Места установки табличек согласовываются в установленном порядке.

В ОО необходимо размещение в доступных местах и в адаптированной форме справочной информации о расписании учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля).

На территории учебного заведения и за ее пределами вдоль дорожек устанавливаются бетонные бордюры высотой не менее 150 мм. Бордюр окрашивается в яркие цвета: 500 — 600 мм - в белый, 500—600 мм — в черный. Бордюры могут быть установлены по обе стороны дорожек или с одной стороны. Ширина дорожек должна быть не менее 1,5 м.

На лестничных маршах первая и последняя ступени должны отличаться от остальных фактурой поверхности и контрастным цветом. Поручни должны быть устроены по обеим сторонам лестницы и проходить по всему периметру этажной площадки, не доходя 30—40 см до дверной коробки. Разрывы в поручнях на маршах не допускаются. Обязательно нужны перила. Перила должны быть по обеим сто­ронам лестницы на высоте 70 и 90 см, для детей младших классов — 50 см.

Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо видит, мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе. Еще одним способом облегчения ориента­ции инвалида по зрению внутри школы может являться разнообразное рельефное покрытие полов — при смене направления меняется и рель­еф пола. Это может быть и напольная плитка, и просто ковровые дорож­ки.

Еще одним решением проблемы передвижения по лестнице сла­бовидящего или незрячего ребенка могут быть тактильные ориенти­ры для лестниц и коридоров (обозначение наощупь). Желательно, чтобы на классных кабинетах таблички были написаны крупным шрифтом контрастных цветов или были таблички с надписью шрифтом Брайля. У входа на каждый этаж должны висеть поэтажные планы.

Таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6—1,7 м. Таблички рекомендуется изготавливать одинаковых размеров — 500X150 мм.

Текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линий 10 мм и вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм. Надписи по Брайлю дублируют на металлическую пластинку и прикрепляют к табличке. Размер пластинки 180X40 мм. После изготовления табличку окрашивают в белый цвет, а буквы - в черный. Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на них делаются наклейки в виде кругов желтого или красного цвета диаметром 20 см.

В школьных раздевалках учащимся со слабым зрением нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т. д. Желательно, чтобы этой зоной пользовались только одни и те же люди. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил.

В столовой у ребенка с нарушениями зрения должно быть свое постоянное место, которым будет пользоваться только он. Желательно также, чтобы ребятам с нарушением зрения в столовой помогали работники или дежурные.

Кабинеты должны быть оснащены мультимедийной аппаратурой (доска, компьютер c колонками и выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер); музыкальными центрами с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами; дидактическим и наглядным материалом по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); видеотекой учебных и используемых в образовательном процессе различных видеофильмов; специальной литературой по различным разделам дефектологии.

При планировке ученических мест расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м.

Здесь тоже важно учесть, что ученикам с нарушениями зрения необходимо создать условия для ориентации в пространстве. Для создания доступной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой поверхности пола. площадь ученического стола должна быть не менее 1 м ширины и 0,6 м глубины для размещения брайлевской литературы. Площадь зоны на 1 учащегося с нарушением зрения должна быть более 3 кв. м.

Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать. Желательно, чтобы пособия, ко­торые используются на разных уроках, были рельефными, чтобы слепой ученик смог их потрогать.

Детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду на любой парте, детям с косоглазием и амблиопией — в среднем ряду на первых партах (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске). Однако необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся косоглазии ученику нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии — напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. Дети, страдающие светобо­язнью (при альбинизме и др.), должны сидеть как можно дальше от ос­вещенных окон; можно затенить их место ширмочкой. При катаракте дети успешнее работают вдали от света. Дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть максимально близко к освещенным окнам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: