Версия для слабовидящих
Телефон «горячей линии» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях 221-81-58
ФГОС для обучающихся с ОВЗ и с нарушением интеллекта
Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях в соответствии с ФГОС
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Классификация нарушений и особые образовательные потребности слепых и слабовидящих обучающихся | |
Рекомендации по вопросам кадрового обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ Рекомендации по совершенствованию материально-технического и информационного обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ Рекомендации по реализации офтальмо-гигиенических требований в образовательной организации Рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС Особенности реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС Модель выпускника с нарушением зрения |
Введение
Результатом реализации нормативно – правовых требований реализации ФГОС должно стать создание специальной среды в образовательных учреждениях, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с нарушением зрения, открытой для его родителей (законных представителей) и гарантирующей следующие возможности:
• достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
|
• использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;
• адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы, и родителей (законных представителей);
• индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с нарушением зрения;
• целенаправленного развития способности детей с нарушением зрения к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
• выявления и развития способностей обучающихся с нарушением зрения через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• включения детей с нарушением зрения в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
• включения детей с нарушением зрения, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
• использования в образовательном процессе современных, научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с нарушением зрения;
|
Нами представлены методические рекомендации для руководителей, учителей и специалистов ОУ по созданию специальных условий при включении детей с нарушениями зрения в образовательное учреждение.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в 273-ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания общеобразовательных организаций, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися выше обозначенной категории.
В ФГОС НОО ОВЗ требования к условиям получения образования представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения:
· кадровое обеспечение,
· финансовое обеспечение,
· материально-техническое обеспечение.
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
|
I. Классификация нарушений и особые образовательные потребности слепых и слабовидящих обучающихся
В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколько групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.
В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:
а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от 0 до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу.
Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха.
Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным. Оно может обеспечить правильность и необходимую скорость восприятия обычного плоскопечатного шрифта лишь при использовании осязания.
Во время занятий слепые и частично видящие пользуются специальными и учебными пособиями (изданными по системе Брайля), специальными техническими средствами, необходимым дидактическим материалом. Частично видящие пользуются и оптикой. Все это позволяет овладевать приемами осязательного и зрительного чтения и письма, облегчающими рациональное использование и охрану остаточного зрения;
Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий.
При обучении этих детей применяется система специальных технических и оптических средств (накладные ортоскопические, строчные лупы и др.), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций. Однако их зрение является недостаточно устойчивым. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В связи с этим также учащиеся нуждаются в облегченном режиме зрительной нагрузки, в умелом чередовании деятельности, труда и отдыха;
в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу.
При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В связи с необходимостью применять специальные методы и технические средства обучения, соблюдать определенные гигиенические требования, такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих. Однако некоторые из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно обучаться в массовой школе;
г) дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами.
У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться некоторый щадящий режим.
При обучении в массовой школе слабовидящие дети испытывают ряд трудностей: трудности узнавания характерных внешних признаков предметов из-за нечеткости и замедленности восприятия; трудности в различении строк, сходных по написанию букв и цифр, ведущие к невозможности овладения счетом и чтением. В обычной школе слабовидящие дети не видят написанного на доске, изображений на таблицах. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что способствует дальнейшему снижению зрения, а также снижению умственной и физической работоспособности. При обучении в школе для слабовидящих используются специальные оптические средства: телескопические очки, контактные линзы, лупы, проекторы, повышенная освещенность, учебники с крупным шрифтом.
Таким образом, в зависимости от разной степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала, что предполагает применение дифференцированных форм их обучения в специальной школе для слабовидящих и в массовой школе.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения весьма разнообразны и имеют определённые внутригрупповые отличия (в зависимости от степени нарушения зрительного анализатора). Общим для всех детей с нарушением зрения является недоразвитие сферы чувственного познания. Кроме того, прослеживаются трудности формирования двигательных навыков. Своеобразие физического развития проявляется в нарушении координации, точности, объема движений. Это осложняет формирование личности, овладение навыками пространственного ориентирования (в макропространстве и на микроплоскости), обусловливает возникновение формализма и вербализма знаний, снижение двигательной и познавательной активности.
Специфические (особые) образовательные потребности слепых детей заключаются в обогащении и коррекция чувственного опыта, формировании умений и навыков социально-бытовой ориентировки, развитии полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира, развитие коммуникативной деятельности, коррекция речевых нарушений, преодоление вербализма речи, формировании компенсаторных способов деятельности, профилактике вербализма и формализма знаний, развитии эмоциональной сферы, коррекция и профилактика возникновения негативных качеств характера и поведенческих проявлений, формировании навыков ориентировки в микро и макропространстве, коррекции нарушений двигательной сферы.
Удовлетворение указанных образовательных потребностей в условиях инклюзивной практики предусматривает проведение коррекционной работы по различным направлениям. При этом в соответствии с ФГОС основной перечень индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий включает:
- коррекционно-развивающую работу тифлопедагога в соответствии с особыми образовательными потребностями учащегося. Такого рода работа должна обеспечить слепому обучающемуся возможность освоения специальных умений и навыков, повышающих его сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, мобильность. Кроме того, данная работа, реализующаяся в форме индивидуальных коррекционных занятий, предусматривает развитие у детей компенсаторных механизмов, преодоление дефицитарности функций;
- коррекционно-развивающую работу специалистов в соответствии с индивидуальными особенностями (недостатками развития), требующими логопедической, педагогической, психологической коррекции;
- мероприятия по предметно-пространственной и социальной адаптации слепого учащегося с целью повышения его мобильности, самостоятельности и активности в школьной среде;
- взаимодействие с семьей (законными представителями) по вопросам коррекции и развития ребёнка, семейного воспитания, физического развития и повышения двигательной активности ученика.
Разноплановой должна быть коррекционно-развивающая работа со слепыми обучающимися в условиях инклюзивного образования. Её содержание предусматривает:
- обогащение чувственного опыта слепого обучающегося;
- коррекцию и развитие дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у слепого обучающегося;
- развитие познавательной деятельности, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, коммуникативной деятельности, осязания и мелкой моторики, слухового восприятия и других его модальностей, остаточного зрения слепого обучающегося;
-обеспечение возможности ребёнку активно использовать освоенные компенсаторные способы, умения и навыки, восстановленные и скорректированные функции в разных видах учебной деятельности, в урочной и внеурочной деятельности, в общении с окружающими;
- коррекцию и развитие высших психических функций как компенсаторной основы отражения окружающего;
- активизацию социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности и познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.
Специфические (особые) образовательные потребности слабовидящих детей предполагают:
- обогащение чувственного опыта;
- развитие познавательной деятельности;
- развитие зрительного восприятия и сохранных анализаторов;
- обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений;
- развитие познавательно и общей активности;
- повышение коммуникативной активности и компетентности;
- физическое развитие, повышение двигательной активности;
- формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве.
Индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих школьников в соответствии ФГОС, включают:
- коррекцию и развитие дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических);
- развитие умений и навыков пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, коммуникативной деятельности, осязания и мелкой моторики;
- обучение активному использованию освоенных компенсаторных способов, умений и навыков, восстановленных и скорректированных зрительных функций в разных видах учебной деятельности;
- развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности и познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.
Имея ввиду особые образовательные потребности детей с нарушением зрения (потребность в ранней диагностике и начале коррекционно-развивающей работы, индивидуальном и дифференцированном подходе, непрерывности коррекционного воздействия, изменении содержания образования, путей его изучения (методов, средств, форм), а также пространственно-временной организации среды обучения) и их специфические потребности существует определенная характеристика информационного и материально-технического обеспечения ФГОС с позиции обеспечения наиболее комфортных условий получения образования и коррекционно-развивающей помощи.
II. Рекомендации по вопросам кадрового обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ
Обеспечение кадровых условий – одно из основных направление деятельности образовательной организации по внедрению ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Содержание раздела ФГОС, освещающего вопросы кадрового обеспечения, разработано с учетом Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.
При согласовании имеющихся и необходимых для реализации ФГОС кадровых условий целесообразно пользоваться положениями вышеназванного приказа Министерства здравоохранения и социального развития. В частности, в тексте этого документа имеются следующие немаловажные установки:
Раздел 1 п.1: "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Раздел 1 п. 3, 5 и 6. Указывают на возможности в целях совершенствования организации и повышения эффективности труда перераспределения, расширения, изменения и уточнения должностных обязанностей, включенных в квалификационную характеристику определенной должности.
Раздел 1 п. 9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Уровень квалификации работников для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.
Кадровое обеспечение предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку.
Остановимся на требованиях к педагогическим кадрам, задействованным в образовании слепых и слабовидящих школьников в соответствии с ФГОС.
Учителя, реализующие основную образовательную программу начального общего образования (учителя начальных классов, учителя музыки, физкультуры, рисования и другие педагоги), должны иметь образование не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования и тифлопедагогики.
Учителя, реализующие программу коррекционной работы, должны иметь высшее профессиональное образование и квалификацию / степень не ниже бакалавра по одному из вариантов программ подготовки:- по направлению «Педагогика», профиль подготовки - «Образование лиц с нарушением зрения» либо по соответствующей программе;- по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки - «Тифлопедагогика» либо по соответствующей магистерской программе; по специальности «Тифлопедагогика».
Лица, имеющие педагогическое профессиональное образование по другим специальностям и профилям подготовки, для реализации программы коррекционной работы должны пройти курсы профессиональной переподготовки (не менее 250 часов) в области тифлопедагогики и курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования.
Тьютор должен иметь высшее профессиональное образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», либо по одному из его профилей (специальностей), либо пройти курсы профессиональной переподготовки по соответствующей программе.
Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: по специальности «Специальная психология»; по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии. Педагог-психолог должен пройти профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования.
Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: по специальности «Логопедия»; по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.
При любом варианте профессиональной подготовки учитель-логопед должен обязательно пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в области тифлопедагогики.
Для администрации, педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов, участвующих в работе с обучающимися с ОВЗ, обязательно освоение дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной группы обучающихся с использованием междисциплинарных подходов. Все педагогические работники, принимающие участие в реализации АООП совместно с другими обучающимися должны пройти повышение квалификации в области организации инклюзивного образования.
Повышение квалификации может осуществляется по направлениям модернизации системы образования. Курсы повышения квалификации могут быть организованы институтами развития образования, профильными вузами регионального и федерального уровня, имеющими соответствующие лицензии. Право организации курсов повышения квалификации также имеет ряд коммерческих организаций имеющих лицензию (ст.12 и 31 Федерального закона № 273-ФЗ). В настоящее время есть возможность дистанционного участия в курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах и других мероприятиях.
Особое направление повышения квалификации составляют посещения специалистов различных образовательных организаций, формирование региональных, районных, методических объединений, ресурсных центров на базе ведущих специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Тематикой работы в рамках такого взаимодействия могут стать вопросы практической разработки документации, организации процесса обучения, воспитания или коррекции развития ребенка, обмен и обсуждение конкретных методических разработок. В качестве перспективного направления можно рассмотреть стажировку на рабочем месте, наставничество, обмен опытом, посещение занятий, работа в творческих парах или группах.
Приоритетными методами обучения в системе повышения квалификации кадров являются интерактивные практикоориентированные методы, где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков. Возрастающий поток информации требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечивать высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике.
III. Рекомендации по совершенствованию материально-технического и информационного обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ
Согласно ФГОС для обучающихся с ОВЗ под материально-техническим и информационным обеспечением понимаются такие условия реализации АООП, которые отражают:
· общие характеристики инфраструктуры как общего, так и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды;
· специфические характеристики организации пространства; временного режима обучения; технических средств обучения; специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов, компьютерных инструментов обучения, отвечающим особым образовательным потребностям той или иной группы обучающихся с ОВЗ.
В образовательной организации для полноценного информационного и материально-технического обеспечения необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности:
1. Анализ материально-технического и информационного обеспечения ОО, в соответствии с требованиями ФГОС, санитарными и противопожарными нормами, нормами охраны труда работников ОО, нормами охраны здоровья обучающихся; о создании в ОО информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Изменение инфраструктуры ОО и, в связи с этим, разработку локальных актов, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения; устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры ОО с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (положение о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, учебно-методическом центре и пр.).
3. Разработку новой версии оформления официального сайта учреждения, в том числе и с позиции необходимости размещения на нем актуальной информации о ведении ФГОС и изменениях в работе ОО.
4. Изменение подходов к взаимодействию с родителями (законными представителями): изучение мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам, связанным с введения ФГОС; включение родителей в совместную работу с учреждением по созданию комфортной среды, контролю за реализацией требований и пр., юридически полноценное оформление отношений с родителями (законными представителями) через заключение соглашений и договоров.
К специальные условия материально-технического характера относится адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG) (Приказ Министерства образования науки России от 30 августа 2013 г. № 1015).
Требования к организации пространства утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Создание специальных образовательных условий в школе начинается с организации материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование.
Когда в школу приходит ребенок с нарушениями зрения, первая трудность, с которой он столкнется, — это затруднения в ориентации в пространстве. Поэтому для комфортного пребывания в школе ему надо помочь именно в этом. Важным условием организации пространства является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое) и оснащение в соответствии с особыми образовательными потребностями школьных помещений и территории специальными ориентирами и оборудованием (тактильные таблички, звуковые маяки и т.д.).
Стрелочные указатели, установленные на территории образовательного учреждения, показывают направление, в котором следует идти до указанного на них номера и названия корпуса. Такие же указатели устанавливаются за пределами территории в сложных условиях ориентировки (перекресток, площадь). Стрелочные указатели, устанавливаемые за территорией образовательного учреждения, выполняются в виде таблички из оргстекла размером 600х250 мм. Надпись на табличке должна быть краткой и содержать необходимую информацию. Стрелка, показывающая направление движения, располагается на табличке слева от надписи, «темные очки» — справа от надписи.
Таблички укрепляются на видных местах на высоте 2 м. Места установки табличек согласовываются в установленном порядке.
В ОО необходимо размещение в доступных местах и в адаптированной форме справочной информации о расписании учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля).
На территории учебного заведения и за ее пределами вдоль дорожек устанавливаются бетонные бордюры высотой не менее 150 мм. Бордюр окрашивается в яркие цвета: 500 — 600 мм - в белый, 500—600 мм — в черный. Бордюры могут быть установлены по обе стороны дорожек или с одной стороны. Ширина дорожек должна быть не менее 1,5 м.
На лестничных маршах первая и последняя ступени должны отличаться от остальных фактурой поверхности и контрастным цветом. Поручни должны быть устроены по обеим сторонам лестницы и проходить по всему периметру этажной площадки, не доходя 30—40 см до дверной коробки. Разрывы в поручнях на маршах не допускаются. Обязательно нужны перила. Перила должны быть по обеим сторонам лестницы на высоте 70 и 90 см, для детей младших классов — 50 см.
Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо видит, мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе. Еще одним способом облегчения ориентации инвалида по зрению внутри школы может являться разнообразное рельефное покрытие полов — при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка, и просто ковровые дорожки.
Еще одним решением проблемы передвижения по лестнице слабовидящего или незрячего ребенка могут быть тактильные ориентиры для лестниц и коридоров (обозначение наощупь). Желательно, чтобы на классных кабинетах таблички были написаны крупным шрифтом контрастных цветов или были таблички с надписью шрифтом Брайля. У входа на каждый этаж должны висеть поэтажные планы.
Таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6—1,7 м. Таблички рекомендуется изготавливать одинаковых размеров — 500X150 мм.
Текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линий 10 мм и вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм. Надписи по Брайлю дублируют на металлическую пластинку и прикрепляют к табличке. Размер пластинки 180X40 мм. После изготовления табличку окрашивают в белый цвет, а буквы - в черный. Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на них делаются наклейки в виде кругов желтого или красного цвета диаметром 20 см.
В школьных раздевалках учащимся со слабым зрением нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т. д. Желательно, чтобы этой зоной пользовались только одни и те же люди. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил.
В столовой у ребенка с нарушениями зрения должно быть свое постоянное место, которым будет пользоваться только он. Желательно также, чтобы ребятам с нарушением зрения в столовой помогали работники или дежурные.
Кабинеты должны быть оснащены мультимедийной аппаратурой (доска, компьютер c колонками и выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер); музыкальными центрами с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами; дидактическим и наглядным материалом по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); видеотекой учебных и используемых в образовательном процессе различных видеофильмов; специальной литературой по различным разделам дефектологии.
При планировке ученических мест расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м.
Здесь тоже важно учесть, что ученикам с нарушениями зрения необходимо создать условия для ориентации в пространстве. Для создания доступной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой поверхности пола. площадь ученического стола должна быть не менее 1 м ширины и 0,6 м глубины для размещения брайлевской литературы. Площадь зоны на 1 учащегося с нарушением зрения должна быть более 3 кв. м.
Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать. Желательно, чтобы пособия, которые используются на разных уроках, были рельефными, чтобы слепой ученик смог их потрогать.
Детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду на любой парте, детям с косоглазием и амблиопией — в среднем ряду на первых партах (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске). Однако необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся косоглазии ученику нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии — напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. Дети, страдающие светобоязнью (при альбинизме и др.), должны сидеть как можно дальше от освещенных окон; можно затенить их место ширмочкой. При катаракте дети успешнее работают вдали от света. Дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть максимально близко к освещенным окнам.